ещё
свернуть
Все статьи номера
№9, 2023
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Как заполнять е-портфолио педагога. Пошаговая инструкция

Создание портфолио – это творческая работа по презентации и самооценке своих достижений.

Каждый материал в портфолио педагога должен показать достижения и качество результатов профессиональной педагогической деятельности, умения автора оперировать новыми исследованиями в педагогике и методиках, обобщать и делать выводы.

Далее смотрите пошаговую инструкцию и методические рекомендации по заполнению электронного портфолио педагога (Е-портфолио).
 

1

шаг

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Чтобы оформить электронное портфолио, надо пройти регистрацию пройдя по следующей ссылке: https://akt.eportfolio.kz/ru/. Педагогам необходимо заполнить все появившиеся вкладки на данной странице.

Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в учебно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития учащихся, вклад педагога в развитие системы образования Казахстана за определенный период времени (обычно за последние три-пять лет).

Текущее место работы (только из предложенное списка): организация, основная должность (если у вас несколько должностей в школе, выберите ту, по которой больше нагрузка. Вторую должность необходимо указать на вкладке «Текущее место работы» непосредственно на странице вашего портфолио после регистрации), дата трудоустройства (пишите ту дату, с который вы начали трудовую деятельность в данной школе в последовательности год, месяц, день).

Языки преподавания (выбираете язык, на котором преподаете).

После этого необходимо поставить галочку в окошке «Я подтверждаю свое согласие на обработку персональных данных».

И потом вводите код с картинки (это могут быть латинские буквы и цифры) и нажимаете кнопку «Подтверждаю».

После этого у вас на странице появиться надпись «Регистрация прошла успешно».

После чего на указанную при регистрации вами почту придет письмо с подтверждением.

После вам необходимо будет перейти на почту и подтвердить регистрацию, нажав на ссылку в письме (активировать вашу учетную). После этого у вас появится на экране надпись «Спасибо, ваш аккаунт зарегистрирован в учебном заведении CenterSoft академия». Если вдруг вы не увидели такое письмо, проверьте блок «Спам».
 

2

шаг

РЕДАКТИРУЕМ СВОЙ ПРОФИЛЬ

После прохождения успешной регистрации, снова заходим на сайт и уже входим под своими данными введя личную почту и пароль (то, что вы указывали при регистрации).

Теперь мы можем с вами отредактировать свой профиль. Для этого заходим в раздел «Мой профиль» и нажимаем на «карандаш».

Теперь можем приступить к редактированию ваших персональных данных.

Фамилия.

Имя.

Отчество.

Дата рождения.

Сотовый телефон.

Компьютерные навыки (в данном пункте вы можете выбрать несколько навыков, которыми вы владеете).

После того как вы отредактировали персональные данные, обязательно нажимаем кнопку «Сохранить». После этого в разделе «Краткая информация» выйдут все те данные, которые вы ввели.

На основной странице вашего портфолио отображена ваша фотография, полностью ваши фамилия, имя и отчество. Теперь давайте заполним основную страницу вашего портфолио, которое состоит из следующих вкладок:

  • Образование.
  • Профессиональный путь.
  • Аттестация.
  • Повышение квалификации.
  • Достижения учителя.
  • Достижения учащихся.
  • Листы наблюдений уроков.
  • Мониторинг качества знаний.
  • Дополнительная свободная форма.

Все поля необходимо заполнить, иначе вас снова выкинет на эту страницу, и красным будут гореть строчки, которые вы не заполнили.

Итак, разберем все вкладки по очереди.

Наводим мышку на вкладку «Образование», там появится плюс. 

Справа выйдет окошко «Добавление/изменение записи»:

Учебное заведение – вводите название вуза, ссуза, который вы окончили (название вводите полностью, без сокращений, как указано в вашем дипломе).

Вид образования (выбираете из предложенного списка: среднее, среднее специальное, высшее, подготовительный, послевузовское).

Специальность (нажимаете и выбираете один или несколько вариантов).

  

Квалификация

(на первой строчке нажимаете и выбираете один или несколько вариантов);

на второй строчке указываете квалификацию как прописано в вашем дипломе; эти данные вы вводите вручную).

Ученая степень (выбираете из предложенного списка: магистр, кандидат наук, доктор PhD, не имеет степень).

Язык обучения (на первой строчке нажимаете и выбираете один или несколько вариантов: английский язык, русский язык, казахский язык;

   

на второй строчке прописываете дату начала и дату окончания вашего обучения в последовательности: год, месяц, день).

Изображение диплома (скрин диплома об образовании, не более 75 Мб, в формате jpg). Прикрепить можно только один файл.

После того как вы внесли все данные по вашему образованию, обязательно нажимаем кнопку «Сохранить». После того как вы сохраните информацию, у вас во вкладке «Образование» появятся сохраненные вами данные:
 


 

Если вы ввели ошибочные данные, можете их отредактировать, нажав на «карандаш».

Если вы ввели данные, которые устарели или не нужны, можете их удалить, нажав на «корзину».

Для добавления новой записи в данной разделе нажмите на «плюс».

Таким образом, во вкладке «Образование» вы можете отобразить все ваши дипломы (колледж, вуз – бакалавриат, вуз – магистратура, вуз – аспирантура, вуз – докторантура). Напоминаем: каждый диплом и данные по нему вы заполняете отдельно.
 


 

3

шаг

ЗАПОЛНЯЕМ ВКЛАДКУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ»

Теперь приступаем к заполнению вкладки «Профессиональный путь».

Здесь уже будет присутствовать запись, эти данные вы уже вводили при регистрации.

Обратите внимание: в этом поле должна присутствовать запись «текущее время», обозначающая то, что вы здесь работаете. Если здесь стоят даты, то значит, вы уже там не работаете.

Чтобы отредактировать, нажмите на «карандаш»  и уберите дату окончания.

После этого нажмите «Сохранить».

Для добавления записи во вкладке «Профессиональный путь» нажмите на «плюс». 

Справа выйдет окошко «Добавление/изменение записи».

Место работы (в первой строчке можно выбрать из предложенного списка, а во второй (на казахском языке), третьей (на русском языке) и четвертой (на английском языке – желательно) строчки можно добавить самостоятельно вашу школу если она отсутствует в указанном списке). Если место вашей работы есть в первой строчке (из предложенного списка), то тогда 2, 3, 4 строчки вы оставляете пустыми и не заполняете.

  

Должность (выберите из предложенного списка).

Образование по этой должности (выберите из предложенного списка). Здесь будут отображаться записи, которые вы внесли ранее во вкладке «Образование».

Язык преподавания (на первой строчке выберите один или несколько вариантов: английский язык, русский язык, казахский язык; на второй строчке прописываете дату начала и дату окончания, когда вы начали работать в этом заведении; если вы до сих пор работаете в этом заведении, то поле «дата окончания» оставляете пустым – и в дальнейшем заходя на блок «Профессиональный путь» эта запись будет подсвечена фиолетовым цветом).

После того как вы внесли все данные по вашему профессиональному пути, обязательно нажимаем кнопку «Сохранить». После того как вы сохраните информацию, у вас во вкладке «Профессиональный пусть» появятся сохраненные вами данные.

Если запись была вами введена некорректно, то вы можете ее отредактировать, нажав на «карандаш». 

После этого нажмите «Сохранить».

Если вы хотите удалить данные, нажмите на «корзину». 

Для добавления новой записи в данном разделе нажмите на «плюс». 

4

шаг

ЗАПОЛНЯЕМ ВКЛАДКУ «АТТЕСТАЦИЯ»

Теперь приступаем к заполнению вкладки «Аттестация».

Для добавления записи во вкладке «Аттестация» нажмите на «плюс». 

   

Справа выйдет окошко «Добавление/изменение записи».

Место прохождения (в первой строчке можно выбрать из предложенного списка, а во второй (на казахском языке), третьей (на русском языке) и четвертой (на английском языке – желательно) строчки можно добавить самостоятельно место прохождения, если оно отсутствует в указанном списке). Если место прохождения есть в первой строчке (из предложенного списка), то тогда 2, 3, 4 строчки вы оставляете пустыми и не заполняете.

Должность выберите из предложенного вам списка.

 

Присвоение категории (в первой строчке выберите из предложенного списка; 1, 2, высшая, нет, мастер, исследователь, модератор, эксперт; во второй строчке укажите номер свидетельства о присвоении квалификации и дату аттестации).

Добавьте изображение диплома (скрин удостоверения о присвоение квалификационной категории, не более 75 Мб, в формате jpg). После этого нажмите «Сохранить». Прикрепить можно только один файл.

 

Чтобы отредактировать введенные вами данные, вам необходимо нажать на «карандаш» 

и отредактировать те строчки, где были допущены ошибки.

После этого нажмите «Сохранить».

Если вы хотите удалить лишнюю запись, нажмите на «корзину».

Для добавления новой записи в данном разделе нажмите на «плюс».

Теперь приступаем к заполнению вкладки «Повышение квалификации».

Для добавления записи во вкладке «Повышение квалификации», нажмите на «плюс».

Справа выйдет окошко «Добавление/изменение записи».

Место прохождения (в первой строчке можно выбрать из предложенного списка, а во второй (на казахском языке), третьей (на русском языке) и четвертой (на английском языке – желательно) строчки можно добавить самостоятельно место прохождения курсов повышения квалификации, если оно отсутствует в указанном списке). Если место прохождения есть в первой строчке (из предложенного списка), то тогда 2, 3, 4 строчки вы оставляете пустыми и не заполняете.

Тема курсов (вбиваем самостоятельно тему).

Количество часов (вбиваем самостоятельно количество часов).

Добавьте изображение сертификата (скрин удостоверения о повышении квалификации, не более 75 Мб, в формате jpg). После этого нажмите «Сохранить». Прикрепить можно только один файл.

Чтобы отредактировать введенные вами данные, вам необходимо нажать на «карандаш»  и отредактировать те строчки, где были допущены ошибки.

После этого нажмите «Сохранить».

Если вы хотите удалить лишнюю запись, нажмите на «корзину». 

Внимание! Курсы повышения квалификации педагоги должны проходить раз в три года.

Для добавления новой записи в данной разделе нажмите на «плюс».
 

5

шаг

ЗАПОЛНЯЕМ ВКЛАДКУ «ДОСТИЖЕНИЯ УЧИТЕЛЯ»

Теперь приступаем к заполнению вкладки «Достижения учителя».

Для добавления записи во вкладке «Достижения учителя» нажмите на «плюс».

Справа выйдет окошко «Добавление/изменение записи».

Тип достижения (выбираете – призер олимпиады, чемпион, участник олимпиады, победитель олимпиады, профессиональные конкурсы, конкурс научных проектов, научные конференции, научные достижения, школьный, общественная работа, почетная грамота министра РК, городской семинар, семинар, сертификат, грамота, почетная грамота, почетный работник образования РК, спортивные соревнования).

    

Уровень (на первой строчке выбираем уровень: городской, международный, региональный, республиканский, районный, областной; на второй строчке вы можете оставить свой комментарий, но данное поле не является обязательным; на третьей строчке – дата достижения – в последовательности год, месяц, день).

Добавьте изображение диплома (скрин диплома, не более 75 Мб, в формате jpg). После этого нажмите «Сохранить». За один раз прикрепить можно только один файл.

Чтобы отредактировать введенные вами данные, вам необходимо нажать на «карандаш»  и отредактировать те строчки, где были допущены ошибки.

После этого нажмите «Сохранить».

Если вы хотите удалить лишнюю запись, нажмите на «корзину». 

Для добавления новой записи в данном разделе нажмите на «плюс». 
 

6

шаг

ЗАПОЛНЯЕМ ВКЛАДКУ «ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Теперь приступаем к заполнению вкладки «Достижения учащихся».

Для добавления записи во вкладке «Достижения учащихся» нажмите на «плюс». 

Справа выйдет окошко «Добавление/изменение записи»:

Тип достижения (выбираете – олимпиады колледжа, городской, олимпиады школы, профессиональные конкурсы, победитель олимпиады и т. д.).

   

За один раз прикрепить можно только один файл.

Уровень (на первой строчке выбираем уровень: городской, международный, региональный, республиканский, районный, областной; на второй строчке вы можете оставить свой комментарий, но данное поле не является обязательным; на третьей строчке – дата достижения – в последовательности год, месяц, день).

Добавьте изображение диплома (скрин диплома, не более 75 Мб, в формате jpg).

После этого нажмите «Сохранить».

Чтобы отредактировать введенные вами данные, вам необходимо нажать на «карандаш»  и отредактировать те строчки, где были допущены ошибки.

После этого нажмите «Сохранить».

Если вы хотите удалить лишнюю запись, нажмите на «корзину». 

Для добавления новой записи в данной разделе нажмите на «плюс». 

Теперь приступаем к заполнению вкладки «Листы наблюдения уроков (занятий)».

Для добавления записи во вкладке «Листы наблюдения уроков» нажмите на «плюс». 

Справа выйдет окошко «Добавление/изменение записи»:

Предмет (из предложенного списка вам необходимо выбрать ваш предмет).

На квалификационную категорию 
– «педагог-модератор» – не менее двух листов наблюдения;
– на квалификационные категории «педагог-эксперт» и «педагог-исследователь» – не менее трех листов наблюдения;
– на квалификационную категорию «педагог-мастер» – не менее четырех листов наблюдения.

   

Школа проведения урока (на первой строчке – вам необходимо выбрать школу, где был проведен урока; на второй строчке вам необходимо прописать дату проведенного урока в последовательности: год, месяц, день; на третьей строчке вы можете оставить комментарий, но данное поле не является обязательным).

Добавьте скан-копию (не более 75 Мб, в формате jpg). После этого нажмите «Сохранить».

В данную вкладку вы можете добавить взаимо- и самоанализ уроков/занятий, а также отзывы коллег, методистов, руководителей, заместителей руководителя, родителей, копию документа, удостоверяющего личность.

Чтобы отредактировать введенные вами данные, вам необходимо нажать на «карандаш»  и отредактировать те строчки, где были допущены ошибки.

После этого нажмите «Сохранить».

Если вы хотите удалить лишнюю запись, нажмите на «корзину». 

Для добавления новой записи в данной разделе нажмите на «плюс». 
 

7

шаг

ЗАПОЛНЯЕМ ВКЛАДКУ «МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ»

Теперь приступаем к заполнению вкладки «Мониторинг качества знаний».

Для добавления записи во вкладке «Мониторинг качества знаний», нажмите на «плюс». 

Количество взаимо- и самоанализа уроков/занятий:
- «педагог-модератор» – не менее трех;
- «педагог-эксперт» – не менее четырех;
- «педагог-исследователь» – не менее пяти;
- «педагог-мастер» – не менее шести.

Количество отзывов коллег, методистов, руководителей, заместителей руководителей, родителей (обязательно к каждому отзыву – копия документа, удостоверяющего личность и можно сделать скан отзыва и удостоверения личности в одном документе):
- «педагог-модератор» – не менее трех;
- «педагог-эксперт» – не менее четырех;
- «педагог-исследователь» – не менее пяти;
- «педагог-мастер» – не менее шести.

Справа выйдет окошко «Добавление/изменение записи».

Язык преподавания предмета (вам необходимо выбрать из предложенного списка: английский язык, русский язык, казахский язык, немецкий язык).

  

Предмет (выбираете предмет из предложенного списка).

Учебные годы (вам нужно будет выбрать один учебный год из предложенного списка).

Далее идут строки под цифрами от 1 до 11. Данные строки являются классами и на каждой строчке вы можете внести данные от 0 до 100. То есть если вы ведете в 5-х классах (независимо в одном классе, двух или на всей параллели), вы прописываете напротив цифры «5» качество по вашему предмету за указанный вами выше строчкой учебный год (именно показываете качество по предмету в тех классах, параллели, где вы ведете). Если ведете только в двух пятых классах, то качество этих классов суммируете и делите пополам, и вносите сюда напротив цифры «5». Если все введенные вами данные внесены правильно, то нажмите «Сохранить».

Чтобы отредактировать введенные вами данные, вам необходимо нажать на «карандаш»  и отредактировать те строчки, где были допущены ошибки.

После этого нажмите «Сохранить».

Если вы хотите удалить лишнюю запись, нажмите на «корзину». 

Для добавления новой записи в данной разделе нажмите на «плюс». 
 

8

шаг

ЗАПОЛНЯЕМ ВКЛАДКУ «ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СВОБОДНАЯ ФОРМА»

Теперь приступаем к заполнению вкладки «Дополнительная свободная форма».

Эта вкладка не является обязательной. В ней вы можете делиться своими новостями, важными событиями. Текст вписывается в основном окне.

В нем вы можете редактировать напечатанный вами текст. Сюда вы можете добавлять какие-либо картинки, выставлять ссылки, а также короткие видео.


 

 

Вставленные картинки вы можете редактировать по размеру, нажав на картинку (100 %, 50 %, 25 %).

Для добавления записи нажмите кнопку «Добавить запись». 
 

   

При успешном выполнение в вашей новостной ленте появится запись, которую вы создавали.

Если вы хотите удалить лишнюю запись, нажмите на «корзину». 
 

№9, 2023
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Знакомимся с технологией «Геокешинг» в детском саду. Пошаговая инструкция

Если сложить смысл составляющих двух его слов английского языка: geo и cache, то дословный перевод звучит как «поиск тайника в земле». В этом и состоит реальный смысл «геокешинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных государств мира.

Данная технология совмещает в себе приключенческую игру с элементами игры и краеведения, с помощью которой необходимо разыскивать тайники, которые сделали заранее другие участники игры.

Как современные технологии позволяют проводить обучение дошкольников в игровой форме, делая обучение увлекательным и значимым для участников, так и образовательный «геокешинг» является одним из педагогических инструментов во всестороннем развитии дошкольников.

О методике проведения «геокешинга»

Методика проведения «геокешинга» включает в себя четыре этапа. Более наглядно вы увидите это в таблице.

«Геокешинг» – игра на ориентирование, поэтому правила игры необходимо выполнять всем участникам в полном объеме.

Далее пошагово разъясним, как использовать методику на практике.
 

1

шаг

Чтобы познакомить дошкольников с технологией «геокешинг», воспользуйтесь чек-листом.

При организации образовательного «геокешинга» важно соблюдение следующих правил участниками игры:

В качестве тайника при игре с дошкольниками можно использовать небольшой контейнер с необычным или интересным предметом. Это могут быть конфеты, канцтовары, игрушки, фотографии, рисунки или украшения. Располагать тайники можно совсем недалеко, либо для их поиска нужно будет преодолеть серьезные препятствия.
 


 

2

шаг

Проведите предварительную работу.

Для получения хороших результатов в применении данной технологии необходимо проводить целенаправленную предварительную работу:

  • игровые упражнения по ориентированию;
  • составление сценария.
     

3

шаг

Создайте макет участка яслей-сада.

Создайте макет участка яслей-сада, основные объекты которого можно будет передвигать и убирать с макета. Сделайте это в виде игры.

Во время прогулки дети вместе с педагогом тщательно исследуют свой участок. Затем по окончании прогулки дети самостоятельно пробуют на макете восстановить свой маршрут.

Здесь возможен и другой вариант: перед прогулкой намечает совместный маршрут на макете, а затем дети самостоятельно ищут нужные объекты на участке или проходят намеченный ранее маршрут.

Знакомство дошкольников с объектами участка может проходить постепенно. Допустим, на каждой прогулке изучается только один объект участка. То есть дети, возвращаясь в группу, выставляют на макет только тот объект, с которым они только что познакомились и по прошествии времени макет участка будет полностью «восстановлен».

Такие игровые ситуации мотивируют дошкольников выполнять задания всем вместе, помогают воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе, взаимовыручку, способность радоваться совместным успехам. У детей есть возможность проявить свои творческие способности и показать, как быстро они учатся новому.
 

4

шаг

Используйте прием составления картосхем для ориентирования

С целью развития абстрактного мышления у старших дошкольников можно использовать прием составления картосхем. При помощи данного приема можно учить воспитанников сопоставлять картосхему участка и макет, а также находить нужные объекты. Кроме того, объекты макета могут являться отличным счетным материалом и при помощи них можно учить воспитанников составлять описательные рассказы.

Зачастую для воспитанника яслей-сада территория дошкольной организации – это отдельные участки: физкультурная площадка, цветник, территория группы, заросли кустарников, которые он не связывает между собой.

Макет помогает ребенку взглянуть на территорию дошкольной организации «с высоты птичьего полета» и увидеть территорию яслей-сада в целом.

Какие задания можно предложить детям для практики в ориентировании?

«Угадай по описанию». Педагог убирает с макета все объекты участка, далее он описывает любой объект не называя его, а дети должны угадать этот объект.

«Что пропало?». Воспитатель прячет любой объект, а воспитанник должен отгадать, «чего не хватает». Обратная задача: воспитатель может добавить один-два лишних объекта, которые дети должны найти.

«Расположи правильно». Педагог размещает объекты макета не на своих местах. Ребенок должен расположить все объекты правильно и при необходимости результат своей работы он может проверить на территории яслей-сада.

Для обучения игры в «геокэшинг» можно и нужно использовать игровые обучающие ситуации:
– «Я учусь искать клад по плану»;
– «Учусь составлять план»;
– «Я учу играть другого»;
– «Учусь обозначать на плане место клада».

«Проведение экскурсии». Для проведения этого упражнения макет можно вынести на улицу во время прогулки. Макет можно дополнить маленькими человечками из конструктора «Лего». Передвигая маленьких человечков по макету, ребенок может самостоятельно проводить экскурсии, рассказывая об участке детского сада. Кроме того, маленьких человечков можно соотнести со своими друзьями, и ребенок может найти местонахождение своего друга на макете в данное время.

Усложните задания с помощью создания проблемных ситуаций.

Задание можно усложнить, создавая проблемные ситуации:

– Что делать, если маленькие человечки заблудились?

– Что делать, если человечки устали?

Такие игровые упражнения помогают не только в развитии критического мышления у воспитанников, но и помогают формированию у них грамматического строя речи.

Например, для детей предшкольной группы можно составить «Карту сокровищ». Для этого на карте рисуется сам «Остров сокровищ», затем обозначаются наиболее значимые объекты на ней: «Долина мудрости» (детские скамейки), «Банановые тропики» (цветник), «Мост» (детский мостик на участке), «Вулкан» (маленький пруд), «Американские горки» (детские горки) и др.

Для полной реалистичной картины карту сокровищ можно нарисовать на заранее замоченной в кофе бумаге, а края обжечь спичками для придания ей эффекта потертости и состаривания.

 

5

шаг

Представьте полученный результат.

В конце игры проведите релаксацию, так как чаще всего дети будут возбуждены после игры. Упражнения отвлекут детей, помогут расслабиться после активной интеллектуальной деятельности. Техник релаксации много, одна из подходящих: послушать звуки природы, например, шум моря.

Что даст использование «геокешинга» в детском саду?

Плюсы использования «геокешинга» в детском саду имеют большую значимость, так как у детей повышается интерес к физическим упражнениям, они расширяют свой кругозор, а также могут познакомиться с неизвестными окружающими видами местной природы.

Анализируя результаты использования данной технологии в воспитательно-образовательном процессе, выделим наиболее весомые из них:

  • увеличение концентрации внимания и привлечение интереса малоактивных воспитанников;
  • развитие у детей самостоятельности, воли и инциативности;
  • развитие чувства «коллективизма» и группового мышления;
  • сотрудничество воспитанников и их сближение в решении поставленных задач;
  • ориентировка в двухмерном и трехмерном пространстве.

Совершенствованные в детском саду знания о пространстве дадут будущим школьникам возможность чувствовать себя уверенно и на улицах города, и в учебном школьном процессе.

Таким образом, в процессе активного внедрения технологии «образовательного геокэшинга» ребенок дошкольного возраста приобретает не только способность осуществлять экспериментирование, но и сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
 

№9, 2023
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Семинар-практикум «Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей-дошкольников

План семинара

Вводная часть. Введение в тему.

1.1. Упражнение «Приветствие» (педагог-психолог ).

2. Основная часть «Технология говорящих стен» как средство модернизации развивающей среды ДО (методист ).

2.1. Мастер-класс (педагоги).

2.2. Групповая работа ( воспитатель ).

3. Заключительная часть. Рефлексия (педагог-психолог ).

1. Упражнение «Приветствие» (педагог-психолог)
 

Игра «Именное имя»

Игра на знакомство: педагоги образуют круг. По кругу поочередно передается мяч. Участник, у которого в руках мяч, называет свое имя и слово, характеризующее (прилагательное) его, которое начинается с первой буквы его имени, например: Елена – единственная, Лариса – любимая и т. д.
 

Хороводная игра «У бабушки Маланьи»

Цель игры: снятие напряжения, формирование положительного, позитивного настроя на предстоящую совместную деятельность.

Это очень веселая хороводная игра, в которой водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения. Все становятся в круг и начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова-движения

У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,

(С помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, «большой» нос и уши, показывают усы и пр. Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.)

Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой.
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так!

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы участники могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

2. Основная часть «Технология говорящих стен» как средство модернизации развивающей среды ДО

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. С. Выготский

Проведя свою самооценку детского сада с помощью инструмента ECERS-R, мы определили зоны благополучия и дефициты. Исходя из данных показателей, наметили мероприятия по улучшению оценки качества данной шкалы. С этой целью улучшения показателя в нашем детском саду была внедрена  технология «Говорящие стены».

  • Говорящая стена, что это?
  • Для чего она нужна?
  • Какие цели и задачи решает технология «Говорящих стен»?
  • Какие игры можно проводить на развивающей стене?

Об этом расскажете вы нам сами, когда сможете посмотреть, познакомиться с технологией. Для этого приглашаем вас на мастер-класс к педагогам. Как же вам попасть к ним? Обратить внимание на спинку вашего стула. Запомнить номер и подойти к педагогу, у которого есть эта цифра. (На спинке стула расположен номер 1, 2, 3… Педагоги делятся на три группы по принципу своего номера на стуле и отправляются в группу для просмотра мастер-класса.)

2.1. Мастер-класс

1. Ф. И. О педагога. Тема: «Уж тает снег, бегут ручьи».

2. Ф. И. О педагога. Тема: «Загадочный космос».

3. Ф. И. О педагога. Тема: «В гости к сказке».
 

Сценарий организованной деятельности

Топ/Группа: предшкольная «Айгөлек»

Балалардыңжасы/Возраст детей: 5 лет

Тәрбиеші/Воспитатель:

Тақырыбы (тема): «Уж тает снег, бегут ручьи»

Мақсаты (цель):

1. Развитие внимания, памяти, речи, воображения, творческого мышления, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики.

2. Создание условий для познавательной, творческой активности детей.

3. Воспитание любви к природе, к окружающему миру.

Қажетті құрал-жабдықтар (материалы и оборудование): магнитная доска, магниты, сюжетные картинки, наглядный материал из фетра, корзина, подснежники, коврограф, геометрические фигуры.
 

Ход организованной деятельности

Звучит музыка «Вальс цветов»

Загадка

Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла… (весна).
Как понять, что сейчас весна?
Назовите признаки весны.

 
Задание № 1.

Подбери картинки по теме «Время года – весна».

Возле магнитной доски стол с разнообразными сюжетными картинками осени, зимы и весны. Необходимо найти только те картинки, которые относятся к весне и наглядно выстроить их на магнитной доске. (Индивидуальная работа)
 

Игра «Веселый бубен»

(Дети передают бубен друг другу. Тот, на ком остановилась считалочка, должен назвать любое весеннее слово.)

Ты лети, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот словечко скажет нам…
(Капель, сосульки, проталины и т. д.)

Проверка задания № 1
 

Задание № 2.

Изобрази картину про весну, выучи стихотворение А. Плещеева «Весна».

Ребята, а сейчас прослушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева, и всё, что вы услышите, мы попытаемся вместе изобразить на нашем полотне. Составленная нами картина поможет нам выучить это замечательное стихотворение о весне.

(Групповая работа)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

(Воспитатель читает, а дети используют наглядный материал из фетра и прикрепляют к стене. Таким образом, изображают картину того, что услышали в стихотворении.)

Воспитатель. Ребята, скажите, какие цветы появляются весной первыми?
 

Задание № 3.

«Собери подснежники» (закрепление состава числа 5 и 6)

(Дети переходят к следующей говорящей стене, для того чтобы в корзину собрать подснежники.)

(Индивидуальная работа)
 

Задание № 4.

«Составь из геометрических фигур тюльпаны»

Ребята, вы назвали первыми весенними цветами и тюльпаны. Давайте их попробуем составить, используя на магнитной доске геометрические фигуры.

(Индивидуальная работа)

Далее дети могут вернуться к стене, где составили картину, чтобы повторить стихотворение.
 

Сценарий организованной деятельности

Топ/Группа: младшая «Веснушки»

Балалардыңжасы/Возраст детей: от двух лет

Тәрбиеші/Воспитатель:

Тақырыбы (тема): «В гости к сказке»

Мақсаты (цель)

1. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, фразы, отвечать на вопросы.

2. Развивать память, слуховое и зрительное внимание, воображение, образное мышление. 

3. Создание у детей эмоционально-позитивного настроя, формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Қажеттіқұрал-жабдықтар (материалы и оборудование): фланелеграф, развивающий бизиборд, магнитная доска, наглядный материал (прищепки, круг Лиллуя, сказочные персонажи из фетра, магнитные пазлы из двух частей, части тела животных, музыкальная колонка).
 

Ход деятельности

Организованная деятельность представлена во второй половине дня, после сна. На столе разложены персонажи из сказки «Заюшкина избушка», рядом на бизиборде прикреплен круг Лиллуя, прищепки (шаблон для игры «Кто что ест?»), на магнитной доске – пазлы из двух частей в хаотичном порядке.

Звучит музыка. Педагог обращает внимание детей на стол, на котором расположены сказочные герои и предлагает детям угадать, из какой они сказки, задавая наводящие вопросы: «Кто это?», «Какой он?», «Какого цвета?», «Что есть у героя?» и т. д.

После небольшой беседы на данную тему дети садятся на ковер полукругом перед фланелеграфом и начинается драматизация сказки.

Игра № 1 – драматизация сказки «Заюшкина избушка» (групповая работа).

Педагог рассказывает сказку, дети выстраивают на фланелеграфе сказочных персонажей. Беседа по содержанию сказки.

По завершении сказки педагог предлагает детям музыкальную разминку (имитация движений животных под музыку). Во время выполнения движений детьми педагог незаметно убирает хвосты у сказочных персонажей, кроме медведя, и складывает их в кармашек корзины, размещенной рядом. Музыка прекращается, педагог продолжает беседу с детьми.

Игра № 2 (индивидуальная работа)

Воспитатель.

– Ребята, понравилась ли вам наша музыкальная игра?

– За какими животными мы с вами выполняли движения? (Волк, заяц, лиса и т. д.)

Правильно, молодцы!

– Настя, скажи, пожалуйста, а ты знаешь, чем питается лиса? (Заяц, собака и т. д., ответ ребенка)

Тогда помоги ребятам. Давайте вы вместе покормите наших зверей, потому что Матвей и Маша этого не знают.

Педагог обращает внимание детей на круг Лиллуя, расположенный на бизиборде, и подгруппа из трех детей выполняет задание, прикрепляя прищепки с изображением животного к кругу, на котором по контуру изображены съедобные предметы.

Подгруппа из 2–4 детей выполняет игровое задание (игра «Кто что ест?»).

2. Педагог обращается к остальным детям, заостряя их внимание на фланелеграфе.

Ребята, посмотрите! Пока мы танцевали, медведь решил пошалить и пощипал хвостики у зверей. Теперь они все перепутаны в этой корзинке. Нужно помочь животным вернуть им хвостики.

Также педагог обращает внимание детей на магнитную доску с картинками из частей.

Посмотрите, ребята! Наш Мишка еще и картинки перепутал!

Педагог делит детей на подгруппы, отправляя первую подгруппу (2–3 ребенка) собирать пазлы из двух частей на магнитной доске, а вторую подгруппу к фланелеграфу (игра «Где чей хвостик?»).

Дети по подгруппам выполняют задания. После завершения педагог снова обращает внимание детей.

– Ребята, что вы сейчас делали, расскажите.

– Посмотрите, всё ли вы правильно сделали?

– Настя, посмотри, правильно ли Рита собрала картинки, которые перепутал медведь.

– Макар, посмотри, такой ли хвостик у петуха?

Таким образом педагог меняет детей местами для закрепления изученного материала. Дети смотрят, как другие выполнили задание под руководством педагога.

Молодцы, ребята!

– Скажите, какой хвост у лисицы? (Большой, пушистый)

– А какой хвостик у зайца? (Маленький, белый)

– Что кушает петух? И т. д.

В конце организованной деятельности педагог собирает детей вокруг себя.

– Ребята, какую мы сказку сегодня рассказали?

– Какие животные были в сказке, что они делали?

– Почему медведь очень много шалил? И т. д. (Дети самостоятельно рассуждают.)

Педагог раздает детям раскраски с изображением медведя и дает детям домашнее задание.

– Наш Мишка сегодня очень много шкодничал, наверное, ему не хватало нашего с вами внимания. Поэтому вы, когда придете домой, раскрасьте нашего медвежонка и расскажите маме про наше с вами приключение.

Дети убирают раскраски себе в шкафчик.

Утренний сбор детей

Топ/Группа: предшкольная «Меруерт»

Балалардыңжасы/Возраст детей: пять лет

Тәрбиеші/Воспитатель:

Тақырыбы (тема): «Загадочный космос»

Мақсаты (цель): способствовать созданию комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками.

Задачи:

  • развивать коммуникативные умения: умение говорить и слушать, развивать речь как средство общения; учить излагать мысли понятно для окружающих;
  • развивать фантазию и воображение у детей;
  • развивать сообразительность.

Қажетті құрал-жабдықтар (материалы и оборудование): Магнитная доска, коврограф, «Говорящая стена». Ленточки, магниты, сюжетные картинки, раздаточный материал из фетра, фоамирана, эко-кожи; цветные карандаши, белые листы А5, пластилин, дощечки, стеки.
 

Ход утреннего сбора

1. Приветствие детей. Детям в раздевалке предлагается на магнитной доске несколько вариантов деятельности, которой они могут заняться в утренний час, у некоторых детей (1–3 ребенка) наклеена заранее картинка деятельности, чем они будут сегодня заниматься.

2. Обмен идеями.

Обращаю внимание детей на то, что у нас сегодня в группе открылись новые лаборатории:

  • лаборатория «Космическая галактика»;
  • лаборатория изобретений;
  • лаборатория подготовки к полету (выбор детей лабораторий).

Подгрупповая деятельность.
 

Задание № 1 на коврографе.

Лаборатория «Космическая галактика» – индивидуальная работа с детьми.

Дети были выбраны заранее педагогом (1–3 ребенка).

Возле коврографа на столе лежат предметные картинки по разным темам. Необходимо найти только те картинки, которые относятся к теме «Космос», и составить коллаж «Космическая галактика» (индивидуальная работа, 1–3 ребенка).

Педагог загадывает загадку.

У меня для вас есть загадка.

Небесные фонарики

С закатом солнца зажигаются,

А с зарею – выключаются. (Звезды)

Педагог задает вопросы.

А что такое звезды? (Огромные огненные шары)

А где находятся звезды? (Необъятный мир, который находится за пределами Земли зовут космосом, другими словами – Вселенная.)

Воспитатель.

Ребята, а вы бы хотели бы узнать, что есть еще в космосе, кроме звезд?

(Составление коллажа.)

Беседа по теме коллажа.

Вот мы и в космосе!

– Ребята, что-то мелькнуло за иллюминатором?  (Метеоритный поток)

– А кто сможет ответить, что такое метеориты?  (Небесные тела, упавшие на Землю из космоса.)

Воспитатель.

Молодцы, продолжаем наш полет. Мы летим прямо по курсу и перед нами неопо-знанные существа. 

– Ребята, как вы думаете, кто это? (Инопланетяне)

– Ребята, посмотрите: это знакомая нам планета. Как она называется? (Планета Земля)

– Какого цвета на ней больше и почему?  (Синего; это вода)

– Сколько планет в нашей Солнечной системе? (Восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

Педагог говорит детям, что они обязательно еще вернутся к коллажу вместе со всеми детьми после завтрака.
 

Задание № 2.

«Лаборатория изобретений» – самостоятельная деятельность детей по выбору. (2–4 ребенка)

Дети самостоятельно выбирают тот материал, с которым сегодня хотят работать: цветные карандаши, пластилин, дощечки, стеки.

Рисование и лепка по воображению детей по теме «Космос».
 

Задание № 3.

Магнитная доска «Лаборатория подготовки к полету» – самостоятельная деятельность детей по выбору (1–3 ребенка)

Детям предлагается на магнитной доске материал – картинки, из которых необходимо выбрать только тот материал, который пригодится в космосе.
 

Дидактическая игра «Собираемся в полет»»

4. Общая беседа.

Дети собираются на ковре, и проводится общая беседа, кто чем занимался, понравилось им или нет заниматься в них. Далее педагог предлагает детям пройти в спортивный зал на утреннюю гимнастику.

Утренняя гимнастика

Воспитатель.

Настоящий космонавт должен быть здоровым, сильным, очень выносливым, никогда не унывать, даже если ему очень трудно, должен быть жизнерадостным, каждое утро делать зарядку.

Ну как? Согласны побыть сегодня космонавтами?

Рано утром я проснусь,
На зарядку становлюсь –
Приседаю и скачу,
Космонавтом стать хочу.

3.2. Групповая работа. Создание проекта «Говорящее пространство»

Уважаемые коллеги, добрый день. Педагоги яслей-сада провели для вас мастер-класс, где вы смогли увидеть, как работает технология «Говорящие стены» в нашем саду. Перед вами стояла задача ответить на вопросы:

– Говорящая стена, что это?

– Для чего она нужна?

– Какие цели и задачи решает технология «Говорящих стен»?

– Какие игры можно проводить на развивающей стене?

Ответ мы хотели бы увидеть, а поможет вам в этом ваш проект «Говорящее пространство». Ваша задача – спроектировать групповое помещение вашей группы при помощи технологии «Говорящие стены». Перед вами ватман и фломастеры. Время для выполнения проекта 10 минут.

Уважаемые коллеги! Спасибо большое, у вас очень интересная защита. А сейчас я бы хотела вам рассказать небольшую информацию о говорящей стене:

Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание, и она должна соответствовать современным условиям.

Главное – не просто передать знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.

«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, интересы.

Какие игры можно проводить на развивающей стене?

В младших группах: «Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку».

В старших группах: «Дорисуй человека».

В средней группе: «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…».

В старших и подготовительных группах: «Составь слово», «Какой первый звук в слове» и т. д.

Педагог сам выбирает, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной. В каждой группе она индивидуальна.

В младших группах, в силу возрастных особенностей воспитанников задания даются на каждый день.

В старших группах они могут быть рассчитаны на неделю или на месяц.

Например, в подготовительной группе работа с развивающей средой рассчитана на неделю. Каждый понедельник к детям приходит какой-нибудь сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает разрешить ее в течение недели. Дошкольники выполняют задание в течение дня поочередно в ходе самостоятельной деятельности. Как правило, у стены собирается до пяти человек, в то время как другие дети заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. К пятнице задание выполнено, проблемная ситуация разрешилась.

Если ребенок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. Рекомендуется проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит воспитанников от чувства неуверенности в себе, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу. После индивидуальной работы педагог готовит подобное задание, кладет его в конверт, рядом с которым помещает фотографию ребенка. Дети, увидев свои фотографии, понимают, что конверты предназначены для них и с удовольствием выполняют задания.

В основе работы с развивающей стеной – интерактивное обучение, которое преду-сматривает:

  • равные права всех участников деятельности;
  • работу в микрогруппах из 4–6 человек;
  • определение лидеров.

Таким образом, развивающая стена выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно.

При систематической организации детской деятельности на развивающей стене педагог увидит положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников.

Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе для детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки на разные темы.

«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог не должен руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития.

«Говорящие стены» активно используют в своей работе все педагоги. Они интересны детям разного возраста. Стена является одним из мотиваторов для проведения диалогов и дискуссий на «Утреннем круге». Размещаем материал в соответствии с темами проектов, которые проходят в детском саду, фотографии, где отражена вся жизнь детей в условиях детского сада. Везде на уровне глаз детей множество разнообразной информации о них самих. В каждой группе работа индивидуальна и исходит от потребностей детей.

Наблюдая за работой воспитанников с говорящей стеной, мы увидели, что у детей развивается познавательная активность. Дети больше интересуются содержимым «Говорящей стены», развитием проектов, выполняют задания, сами придумывают задания. Они становятся более самостоятельными, в результате чего повышается их инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств. Наглядные средства пополняются, изготавливаются детьми, родителями, воспитателями. У детей развиваются коммуникативные навыки. Дети предлагают выполнять задания другим детям, придумывают задания, договариваются об этапах выполнения, учатся сотрудничать с взрослыми и детьми. Детям стало проще контролировать своё поведение, выполнять простые правила.

3. Заключительная часть. Рефлексия

Прием «Шесть шляп» (по методу Эдвардо де Боно), педагог-психолог.

Каждому участнику предлагается выбрать одну шляпу по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая шляпа – перечень фактов: что узнали, чему научились...

Черная шляпа – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая шляпа – позитивное мышление: что было хорошего и почему.

Зеленая шляпа ищет ответ на вопросы, где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа – «Хочу похвалить!»

Всем спасибо!