ещё
свернуть
Все статьи номера
№9, 2023
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Семинар-практикум «Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей-дошкольников

План семинара

Вводная часть. Введение в тему.

1.1. Упражнение «Приветствие» (педагог-психолог ).

2. Основная часть «Технология говорящих стен» как средство модернизации развивающей среды ДО (методист ).

2.1. Мастер-класс (педагоги).

2.2. Групповая работа ( воспитатель ).

3. Заключительная часть. Рефлексия (педагог-психолог ).

1. Упражнение «Приветствие» (педагог-психолог)
 

Игра «Именное имя»

Игра на знакомство: педагоги образуют круг. По кругу поочередно передается мяч. Участник, у которого в руках мяч, называет свое имя и слово, характеризующее (прилагательное) его, которое начинается с первой буквы его имени, например: Елена – единственная, Лариса – любимая и т. д.
 

Хороводная игра «У бабушки Маланьи»

Цель игры: снятие напряжения, формирование положительного, позитивного настроя на предстоящую совместную деятельность.

Это очень веселая хороводная игра, в которой водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения. Все становятся в круг и начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова-движения

У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,

(С помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, «большой» нос и уши, показывают усы и пр. Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.)

Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой.
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так!

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы участники могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

2. Основная часть «Технология говорящих стен» как средство модернизации развивающей среды ДО

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. С. Выготский

Проведя свою самооценку детского сада с помощью инструмента ECERS-R, мы определили зоны благополучия и дефициты. Исходя из данных показателей, наметили мероприятия по улучшению оценки качества данной шкалы. С этой целью улучшения показателя в нашем детском саду была внедрена  технология «Говорящие стены».

  • Говорящая стена, что это?
  • Для чего она нужна?
  • Какие цели и задачи решает технология «Говорящих стен»?
  • Какие игры можно проводить на развивающей стене?

Об этом расскажете вы нам сами, когда сможете посмотреть, познакомиться с технологией. Для этого приглашаем вас на мастер-класс к педагогам. Как же вам попасть к ним? Обратить внимание на спинку вашего стула. Запомнить номер и подойти к педагогу, у которого есть эта цифра. (На спинке стула расположен номер 1, 2, 3… Педагоги делятся на три группы по принципу своего номера на стуле и отправляются в группу для просмотра мастер-класса.)

2.1. Мастер-класс

1. Ф. И. О педагога. Тема: «Уж тает снег, бегут ручьи».

2. Ф. И. О педагога. Тема: «Загадочный космос».

3. Ф. И. О педагога. Тема: «В гости к сказке».
 

Сценарий организованной деятельности

Топ/Группа: предшкольная «Айгөлек»

Балалардыңжасы/Возраст детей: 5 лет

Тәрбиеші/Воспитатель:

Тақырыбы (тема): «Уж тает снег, бегут ручьи»

Мақсаты (цель):

1. Развитие внимания, памяти, речи, воображения, творческого мышления, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики.

2. Создание условий для познавательной, творческой активности детей.

3. Воспитание любви к природе, к окружающему миру.

Қажетті құрал-жабдықтар (материалы и оборудование): магнитная доска, магниты, сюжетные картинки, наглядный материал из фетра, корзина, подснежники, коврограф, геометрические фигуры.
 

Ход организованной деятельности

Звучит музыка «Вальс цветов»

Загадка

Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла… (весна).
Как понять, что сейчас весна?
Назовите признаки весны.

 
Задание № 1.

Подбери картинки по теме «Время года – весна».

Возле магнитной доски стол с разнообразными сюжетными картинками осени, зимы и весны. Необходимо найти только те картинки, которые относятся к весне и наглядно выстроить их на магнитной доске. (Индивидуальная работа)
 

Игра «Веселый бубен»

(Дети передают бубен друг другу. Тот, на ком остановилась считалочка, должен назвать любое весеннее слово.)

Ты лети, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот словечко скажет нам…
(Капель, сосульки, проталины и т. д.)

Проверка задания № 1
 

Задание № 2.

Изобрази картину про весну, выучи стихотворение А. Плещеева «Весна».

Ребята, а сейчас прослушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева, и всё, что вы услышите, мы попытаемся вместе изобразить на нашем полотне. Составленная нами картина поможет нам выучить это замечательное стихотворение о весне.

(Групповая работа)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

(Воспитатель читает, а дети используют наглядный материал из фетра и прикрепляют к стене. Таким образом, изображают картину того, что услышали в стихотворении.)

Воспитатель. Ребята, скажите, какие цветы появляются весной первыми?
 

Задание № 3.

«Собери подснежники» (закрепление состава числа 5 и 6)

(Дети переходят к следующей говорящей стене, для того чтобы в корзину собрать подснежники.)

(Индивидуальная работа)
 

Задание № 4.

«Составь из геометрических фигур тюльпаны»

Ребята, вы назвали первыми весенними цветами и тюльпаны. Давайте их попробуем составить, используя на магнитной доске геометрические фигуры.

(Индивидуальная работа)

Далее дети могут вернуться к стене, где составили картину, чтобы повторить стихотворение.
 

Сценарий организованной деятельности

Топ/Группа: младшая «Веснушки»

Балалардыңжасы/Возраст детей: от двух лет

Тәрбиеші/Воспитатель:

Тақырыбы (тема): «В гости к сказке»

Мақсаты (цель)

1. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, фразы, отвечать на вопросы.

2. Развивать память, слуховое и зрительное внимание, воображение, образное мышление. 

3. Создание у детей эмоционально-позитивного настроя, формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Қажеттіқұрал-жабдықтар (материалы и оборудование): фланелеграф, развивающий бизиборд, магнитная доска, наглядный материал (прищепки, круг Лиллуя, сказочные персонажи из фетра, магнитные пазлы из двух частей, части тела животных, музыкальная колонка).
 

Ход деятельности

Организованная деятельность представлена во второй половине дня, после сна. На столе разложены персонажи из сказки «Заюшкина избушка», рядом на бизиборде прикреплен круг Лиллуя, прищепки (шаблон для игры «Кто что ест?»), на магнитной доске – пазлы из двух частей в хаотичном порядке.

Звучит музыка. Педагог обращает внимание детей на стол, на котором расположены сказочные герои и предлагает детям угадать, из какой они сказки, задавая наводящие вопросы: «Кто это?», «Какой он?», «Какого цвета?», «Что есть у героя?» и т. д.

После небольшой беседы на данную тему дети садятся на ковер полукругом перед фланелеграфом и начинается драматизация сказки.

Игра № 1 – драматизация сказки «Заюшкина избушка» (групповая работа).

Педагог рассказывает сказку, дети выстраивают на фланелеграфе сказочных персонажей. Беседа по содержанию сказки.

По завершении сказки педагог предлагает детям музыкальную разминку (имитация движений животных под музыку). Во время выполнения движений детьми педагог незаметно убирает хвосты у сказочных персонажей, кроме медведя, и складывает их в кармашек корзины, размещенной рядом. Музыка прекращается, педагог продолжает беседу с детьми.

Игра № 2 (индивидуальная работа)

Воспитатель.

– Ребята, понравилась ли вам наша музыкальная игра?

– За какими животными мы с вами выполняли движения? (Волк, заяц, лиса и т. д.)

Правильно, молодцы!

– Настя, скажи, пожалуйста, а ты знаешь, чем питается лиса? (Заяц, собака и т. д., ответ ребенка)

Тогда помоги ребятам. Давайте вы вместе покормите наших зверей, потому что Матвей и Маша этого не знают.

Педагог обращает внимание детей на круг Лиллуя, расположенный на бизиборде, и подгруппа из трех детей выполняет задание, прикрепляя прищепки с изображением животного к кругу, на котором по контуру изображены съедобные предметы.

Подгруппа из 2–4 детей выполняет игровое задание (игра «Кто что ест?»).

2. Педагог обращается к остальным детям, заостряя их внимание на фланелеграфе.

Ребята, посмотрите! Пока мы танцевали, медведь решил пошалить и пощипал хвостики у зверей. Теперь они все перепутаны в этой корзинке. Нужно помочь животным вернуть им хвостики.

Также педагог обращает внимание детей на магнитную доску с картинками из частей.

Посмотрите, ребята! Наш Мишка еще и картинки перепутал!

Педагог делит детей на подгруппы, отправляя первую подгруппу (2–3 ребенка) собирать пазлы из двух частей на магнитной доске, а вторую подгруппу к фланелеграфу (игра «Где чей хвостик?»).

Дети по подгруппам выполняют задания. После завершения педагог снова обращает внимание детей.

– Ребята, что вы сейчас делали, расскажите.

– Посмотрите, всё ли вы правильно сделали?

– Настя, посмотри, правильно ли Рита собрала картинки, которые перепутал медведь.

– Макар, посмотри, такой ли хвостик у петуха?

Таким образом педагог меняет детей местами для закрепления изученного материала. Дети смотрят, как другие выполнили задание под руководством педагога.

Молодцы, ребята!

– Скажите, какой хвост у лисицы? (Большой, пушистый)

– А какой хвостик у зайца? (Маленький, белый)

– Что кушает петух? И т. д.

В конце организованной деятельности педагог собирает детей вокруг себя.

– Ребята, какую мы сказку сегодня рассказали?

– Какие животные были в сказке, что они делали?

– Почему медведь очень много шалил? И т. д. (Дети самостоятельно рассуждают.)

Педагог раздает детям раскраски с изображением медведя и дает детям домашнее задание.

– Наш Мишка сегодня очень много шкодничал, наверное, ему не хватало нашего с вами внимания. Поэтому вы, когда придете домой, раскрасьте нашего медвежонка и расскажите маме про наше с вами приключение.

Дети убирают раскраски себе в шкафчик.

Утренний сбор детей

Топ/Группа: предшкольная «Меруерт»

Балалардыңжасы/Возраст детей: пять лет

Тәрбиеші/Воспитатель:

Тақырыбы (тема): «Загадочный космос»

Мақсаты (цель): способствовать созданию комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками.

Задачи:

  • развивать коммуникативные умения: умение говорить и слушать, развивать речь как средство общения; учить излагать мысли понятно для окружающих;
  • развивать фантазию и воображение у детей;
  • развивать сообразительность.

Қажетті құрал-жабдықтар (материалы и оборудование): Магнитная доска, коврограф, «Говорящая стена». Ленточки, магниты, сюжетные картинки, раздаточный материал из фетра, фоамирана, эко-кожи; цветные карандаши, белые листы А5, пластилин, дощечки, стеки.
 

Ход утреннего сбора

1. Приветствие детей. Детям в раздевалке предлагается на магнитной доске несколько вариантов деятельности, которой они могут заняться в утренний час, у некоторых детей (1–3 ребенка) наклеена заранее картинка деятельности, чем они будут сегодня заниматься.

2. Обмен идеями.

Обращаю внимание детей на то, что у нас сегодня в группе открылись новые лаборатории:

  • лаборатория «Космическая галактика»;
  • лаборатория изобретений;
  • лаборатория подготовки к полету (выбор детей лабораторий).

Подгрупповая деятельность.
 

Задание № 1 на коврографе.

Лаборатория «Космическая галактика» – индивидуальная работа с детьми.

Дети были выбраны заранее педагогом (1–3 ребенка).

Возле коврографа на столе лежат предметные картинки по разным темам. Необходимо найти только те картинки, которые относятся к теме «Космос», и составить коллаж «Космическая галактика» (индивидуальная работа, 1–3 ребенка).

Педагог загадывает загадку.

У меня для вас есть загадка.

Небесные фонарики

С закатом солнца зажигаются,

А с зарею – выключаются. (Звезды)

Педагог задает вопросы.

А что такое звезды? (Огромные огненные шары)

А где находятся звезды? (Необъятный мир, который находится за пределами Земли зовут космосом, другими словами – Вселенная.)

Воспитатель.

Ребята, а вы бы хотели бы узнать, что есть еще в космосе, кроме звезд?

(Составление коллажа.)

Беседа по теме коллажа.

Вот мы и в космосе!

– Ребята, что-то мелькнуло за иллюминатором?  (Метеоритный поток)

– А кто сможет ответить, что такое метеориты?  (Небесные тела, упавшие на Землю из космоса.)

Воспитатель.

Молодцы, продолжаем наш полет. Мы летим прямо по курсу и перед нами неопо-знанные существа. 

– Ребята, как вы думаете, кто это? (Инопланетяне)

– Ребята, посмотрите: это знакомая нам планета. Как она называется? (Планета Земля)

– Какого цвета на ней больше и почему?  (Синего; это вода)

– Сколько планет в нашей Солнечной системе? (Восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

Педагог говорит детям, что они обязательно еще вернутся к коллажу вместе со всеми детьми после завтрака.
 

Задание № 2.

«Лаборатория изобретений» – самостоятельная деятельность детей по выбору. (2–4 ребенка)

Дети самостоятельно выбирают тот материал, с которым сегодня хотят работать: цветные карандаши, пластилин, дощечки, стеки.

Рисование и лепка по воображению детей по теме «Космос».
 

Задание № 3.

Магнитная доска «Лаборатория подготовки к полету» – самостоятельная деятельность детей по выбору (1–3 ребенка)

Детям предлагается на магнитной доске материал – картинки, из которых необходимо выбрать только тот материал, который пригодится в космосе.
 

Дидактическая игра «Собираемся в полет»»

4. Общая беседа.

Дети собираются на ковре, и проводится общая беседа, кто чем занимался, понравилось им или нет заниматься в них. Далее педагог предлагает детям пройти в спортивный зал на утреннюю гимнастику.

Утренняя гимнастика

Воспитатель.

Настоящий космонавт должен быть здоровым, сильным, очень выносливым, никогда не унывать, даже если ему очень трудно, должен быть жизнерадостным, каждое утро делать зарядку.

Ну как? Согласны побыть сегодня космонавтами?

Рано утром я проснусь,
На зарядку становлюсь –
Приседаю и скачу,
Космонавтом стать хочу.

3.2. Групповая работа. Создание проекта «Говорящее пространство»

Уважаемые коллеги, добрый день. Педагоги яслей-сада провели для вас мастер-класс, где вы смогли увидеть, как работает технология «Говорящие стены» в нашем саду. Перед вами стояла задача ответить на вопросы:

– Говорящая стена, что это?

– Для чего она нужна?

– Какие цели и задачи решает технология «Говорящих стен»?

– Какие игры можно проводить на развивающей стене?

Ответ мы хотели бы увидеть, а поможет вам в этом ваш проект «Говорящее пространство». Ваша задача – спроектировать групповое помещение вашей группы при помощи технологии «Говорящие стены». Перед вами ватман и фломастеры. Время для выполнения проекта 10 минут.

Уважаемые коллеги! Спасибо большое, у вас очень интересная защита. А сейчас я бы хотела вам рассказать небольшую информацию о говорящей стене:

Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание, и она должна соответствовать современным условиям.

Главное – не просто передать знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.

«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, интересы.

Какие игры можно проводить на развивающей стене?

В младших группах: «Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку».

В старших группах: «Дорисуй человека».

В средней группе: «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…».

В старших и подготовительных группах: «Составь слово», «Какой первый звук в слове» и т. д.

Педагог сам выбирает, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной. В каждой группе она индивидуальна.

В младших группах, в силу возрастных особенностей воспитанников задания даются на каждый день.

В старших группах они могут быть рассчитаны на неделю или на месяц.

Например, в подготовительной группе работа с развивающей средой рассчитана на неделю. Каждый понедельник к детям приходит какой-нибудь сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает разрешить ее в течение недели. Дошкольники выполняют задание в течение дня поочередно в ходе самостоятельной деятельности. Как правило, у стены собирается до пяти человек, в то время как другие дети заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. К пятнице задание выполнено, проблемная ситуация разрешилась.

Если ребенок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. Рекомендуется проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит воспитанников от чувства неуверенности в себе, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу. После индивидуальной работы педагог готовит подобное задание, кладет его в конверт, рядом с которым помещает фотографию ребенка. Дети, увидев свои фотографии, понимают, что конверты предназначены для них и с удовольствием выполняют задания.

В основе работы с развивающей стеной – интерактивное обучение, которое преду-сматривает:

  • равные права всех участников деятельности;
  • работу в микрогруппах из 4–6 человек;
  • определение лидеров.

Таким образом, развивающая стена выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно.

При систематической организации детской деятельности на развивающей стене педагог увидит положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников.

Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе для детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки на разные темы.

«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог не должен руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития.

«Говорящие стены» активно используют в своей работе все педагоги. Они интересны детям разного возраста. Стена является одним из мотиваторов для проведения диалогов и дискуссий на «Утреннем круге». Размещаем материал в соответствии с темами проектов, которые проходят в детском саду, фотографии, где отражена вся жизнь детей в условиях детского сада. Везде на уровне глаз детей множество разнообразной информации о них самих. В каждой группе работа индивидуальна и исходит от потребностей детей.

Наблюдая за работой воспитанников с говорящей стеной, мы увидели, что у детей развивается познавательная активность. Дети больше интересуются содержимым «Говорящей стены», развитием проектов, выполняют задания, сами придумывают задания. Они становятся более самостоятельными, в результате чего повышается их инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств. Наглядные средства пополняются, изготавливаются детьми, родителями, воспитателями. У детей развиваются коммуникативные навыки. Дети предлагают выполнять задания другим детям, придумывают задания, договариваются об этапах выполнения, учатся сотрудничать с взрослыми и детьми. Детям стало проще контролировать своё поведение, выполнять простые правила.

3. Заключительная часть. Рефлексия

Прием «Шесть шляп» (по методу Эдвардо де Боно), педагог-психолог.

Каждому участнику предлагается выбрать одну шляпу по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая шляпа – перечень фактов: что узнали, чему научились...

Черная шляпа – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая шляпа – позитивное мышление: что было хорошего и почему.

Зеленая шляпа ищет ответ на вопросы, где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа – «Хочу похвалить!»

Всем спасибо!
 

№9, 2023
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Современные формы работы для методобъединения

Предлагаем вам на выбор множество форм мероприятий: тренинг личной эффективности, коуч-сессия, печа-куча, клуб успешного педагога и т. д. Среди них есть классические формы работы, например: лекции, семинары, доклады, отчеты, выставки и т. д. Если вы их используете, то в таблице найдете подсказки, как их изменить и преподнести по-новому.

Рекомендуем после каждого проведенного мероприятия зарядить положительными эмоциями педагогов до следующего мероприятия. Расставаясь на положительной ноте, вы закрепите желание продолжать работу и узнавать новое. Так педагогам будет комфортнее. Развиваться и двигаться вперед хочется именно там, где тебя понимают и принимают.

Можно выработать специальные инициации, которыми вы будете завершать занятия. Например, упражнение «Обратная связь».

«Обратная связь».

Ведущий задает вопросы всем участникам. Они могут быть совершенно разными:

  • «Было ли что-то новое на занятии?»;
  • «Чем запомнилось вам это мероприятие?»;
  • «Что было сложным в ходе нашей работы?»;
  • «Что вы чувствовали в ходе нашей работы?»;
  • «Кто был самым активным сегодня?»;
  • «Кто сегодня удивил?» и т. д.

Ведущему должен заранее продумать вопросы, так как именно они «включают» обратную связь. Время – 5−7 минут.

Листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку


Скачать
 

№9, 2023
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Развиваем речь ­дошкольников с помощью метода «Сторисек»

В мире наблюдается тревожная тенденция: современные дети мало читают и плохо понимают прочитанный текст. Поэтому одна из главных задач педагогов ДО – попытаться подогреть интерес ребенка к чтению. Предложите вашим педагогам современный вариант знакомства детей с литературным произведением с помощью метода «Сторисек». Это уникальный метод для привлечения внимания детей к чтению книг. В статье описаны последовательные 7 этапов работы над созданием «Cторисека» и комплекс дидактических игр для развития речи дошкольников.

Научить читать ребенка проще, чем привить ему желание читать, интерес к книге. В современной педагогике есть много форм и методов обучению чтению, но мало технологий, которые бы прививали культуру чтения у ребенка, желание читать и слушать. Как помочь ребенку стать читателем? Хотелось бы познакомить вас с одной интересной и доступной технологией «Сторисек», которая имеет разноуровневый и разносторонний подход к книге, мотивирует на совместное прочтение книги, прививает любовь к книге и желание читать самостоятельно.

«Сторисек» – в переводе с английского «мешок историй». Технология проходит не на одном занятии, а охватывает несколько занятий, отчасти как мини-проект.

Функции метода «Сторисек»:

  • использовать разносторонний подход к книге;
  • расширять словарный запас и активизировать речь дошкольника;
  • развивать навыки осмысленного чтения, обсуждения прочитанного;
  • развивать социальные навыки;
  • мотивировать на чтение.

Этапы работы над созданием метода «Сторисек»


Подготовительный этап

1. Определите произведение детской художественной литературы, которому посвящается метод «Сторисек»:

– книга должна быть в соответствии с возрастом детей;

– в книге должны быть яркие, качественные иллюстрации.

2. Подготовьте «мешок историй».

«Мешок историй» представляет собой мешочек из ткани, его необходимо украсить, чтоб он был привлекательным. Можно использовать аппликацию, яркие пуговицы, узоры и даже картинки. «Мешок историй» можно заменить чемоданом или яркой коробкой.

3. Подберите кейсы для метода «Сторисек».

В кейс входят игрушки, маски, кукольный театр, природные материалы, дидактические игры, задания и упражнения, художественная иллюстрированная детская книга, реквизиты, научно-популярная книга по теме, аудиокассета или компакт-диск с записью сказки «Cторисека», речевые игры. Их мы складываем в «Cторисек».

4. Разработайте «Шпаргалки для взрослых» (вопросы к беседе, биография автора и т. д.)

5. Подготовьтесь к этапу продвижения вашего «Cторисека» (анонсы мероприятия, листовки, буклеты, доска событий).

После того как проведена предварительная работа, переходим к основному этапу.

Второй этап.
Работайте с художественным произведением

Чтение художественного произведения, достоверная передача текста с эмоциями, мимикой. Воспитатель должен использовать «музыку ритмичной речи», использовать наглядный материал к сказке игрушки или различные виды театров.

Задавайте вопросы проблемного характера: «Почему Маша из сказки «Маша и Медведь» не давала отдохнуть медведю?», «Почему Колобок сел на нос к Лисе?». Такие вопросы помогают думать и размышлять о причинно-следственных связях. Предлагайте делиться своими эмоциями от прочитанного произведения.

Третий этап.
Работайте с аудиокнигой

Обязательно прослушайте прочитанную сказку в аудиозаписи. Тем самым ребенок закрепит пройденную сказку, подключится эффект воображения сказки и представления героев и их действий.

Можно прослушать сказку перед сном, в свободное время с одновременным рисованием, раскрашиванием.

Четвертый этап.
Просмотрите мультфильм по сказке

После того как мы прочитали сказку, прослушали аудиокнигу, можно посмотреть мультфильм. Старайтесь выбирать экологичный просмотр с хорошим разрешением, качеством звука, недолгий по времени. Повторное прослушивание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.

На примере сказки В. Сутеева «Кораблик»

Аудиосказка «Кораблик»

Аудиосказка «Кораблик»

Скачать

Мультфильм «Кораблик»

Пятый этап.
Используйте научно-познавательную энциклопедию

Следующий этап – работа с энциклопедией. Хорошо подойдет мини-энциклопедия в картинках. Сжатый, но информативный текст, и главное – иллюстрации в мельчайших подробностях рассказывают без слов детям всё самое интересное.

Познакомьте с энциклопедией, рассмотрите иллюстрации, оглавление, научите пользоваться книгой и книжными указателями. Можно записать интересные факты и развесить по группе, сделать коллаж по фактам. Составить список вопросов, для родителей, которые могут задать дети.

Шестой этап.
Применяйте дидактические игры и развивающие упражнения

Для развития речи, моторики и мышления хорошо подобрать разные дидактические игры, например, для «Cторисека» по сказке В. Сутеева «Кораблик».

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с животными из сказки В. Сутеева (цыпленок, лягушонок, муравей, жук, мышь, медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д.). На столе педагога картинки с их жилищами (муравейник, болото, курятник, нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

  • Лягушка живет в болоте.
  • Муравей живет в муравейнике.
  • Белка живет в дупле.
  • Медведь живет в берлоге.
  • Лиса живет в норе.
  • Заяц живет под кустом в норе.

Дидактическая игра «Назови семью»

Цель:  познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

  • Папа – петух, мама – … (курица), детеныш – … (цыпленок).
  • Папа – муравей, мама – … (муравей), детеныш – … (муравей).
  • Папа – мышь, мама – … (мышка), детеныш – … (мышонок).
  • Папа – лягушка, мама – … (лягушка), детеныш – … (головастик).
  • Папа – заяц, мама – … (зайчиха), детеныш – … (зайчонок).

Дидактическая игра «Кто что любит?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: сыр, зерна, мошки, морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, цыпленок, мышонок, муравей, жук, лягушонок, зайцы, овечка и т. д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Мышонок любит зерно, сыр.

Цыпленок любит червячка, зернышки, семена.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

  • Лягушонок (какой?) … (зеленый, скользкий, маленький).
  • Цыпленок (какой?) … (желтый, пушистый, маленький).
  • Мышонок (какой?) … (серый, пушистый, усатый).
  • Мышонок (что делает?) … (спит, пищит, грызет).
  • Цыпленок (что делает?) … (клюет, пищит, бегает).
  • Лягушонок (что делает?) … (квакает, прыгает, ныряет).

Дидактическая игра «Узнай зверя по описанию»

Цель:  учить детей узнавать героев сказки В. Сутеева по описанию; развивать мышление и речь детей.

  • Трусливый, серый, длиннохвостый. (Мышонок)
  • Зеленый, гладкий, скользкий. (Лягушонок)
  • Желтый, пушистый, маленький. (Цыпленок)
  • Черный, трудолюбивый, юркий. (Муравей)
  • Юркий, быстрый, маленький. (Жук)

Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие голоса подают герои сказки В. Сутеева.

  • Скажите, как подают голос звери?
  • Что делает муравей – …(молчит).
  • Что делает цыпленок – … (пищит).
  • Что делает лягушонок – … (квакает).
  • Что делает мышонок – … (пищит).
  • Что делает жук – … (жужжит).

Дидактическая игра «Наоборот»

Цель:  образование слов-антонимов.

  • Лягушка – большая, а головастик – … (маленький).
  • Муравей – трудолюбивый, а лягушонок – … (ленивый).
  • У мышонка хвост длинный, а у лягушонка – … (короткий).
  • Цыпленок – пушистый, а лягушонок – … (гладкий).

Дидактическая игра «Составление рассказа-описания»

Цель:  учить детей составлять рассказ-описание о животном – герое сказки с опорой на план-схему, развивать речь детей.

Дети составляют рассказ о внешнем виде сказочного героя по плану.

Дидактическая игра «Кто на какой кочке?»

Дидактическая игра «Найди отличия»

Дидактическая игра «Найди тень»

Завершающий этап

Соберите отзывы о проделанной работе от детей, коллег, родителей. Оформите выставку поделок, выставку «сторисека» по сказке, фотовыставку «Работа по «сторисеку» и т. д. Кроме того, проведите рефлексию: «Что было интересно? Что особенно понравилось? С чем было сложно?».

Обязательно обсуждайте вместе с детьми, с какими «сторисеками» по сказкам хотели бы ребята познакомиться. Узнайте «читательский запрос».

«Сторисек» – это интересная, доступная для детского понимания и очень результативная технология, потому что основной вид деятельности дошкольника – игра, а метод прививает любовь к книге через игру.