Чек-лист: как педагогу написать эссе, чтобы сдать аттестацию
По новым правилам аттестации порядок прохождения аттестации педагогов включает в себя следующие этапы:
1) НКТ;
2) эссе;
3) квалификационная оценка;
4) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности.
В первую очередь каждый педагог, проходящий аттестацию, должен понимать, что от рассказа и очерка педагогическое эссе отличается тем, что концентрируется не на изложении или описании событий, а на их осмыслении; от научной статьи – ярко выраженным субъективизмом, равноправием логических и ассоциативных связей, отступлениями: эссеист словно бы фиксирует на бумаге свободное течение своих мыслей.
Таким образом, целью эссе является обсуждение определенной темы, выражение личного мнения и представление аргументов и причин для обоснования данного мнения.
Глоссарий современного образования трактует эссе как прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные (фр. essai – попытка, проба, очерк < от лат. exagium – взвешивать, exigo – взвешиваю).
Иными словами, эссе – это свободное сочинение, основанное на эмоциях и личных впечатлениях субъекта, но при этом имеющее свою структуру, а также отражающее нечто единое и целое.
Удивительно, что «эссе» является базовым предметом обучения в большинстве вузов США и других стран (college essay) и направлено на улучшение соответствующих навыков у студентов первых лет обучения. В ходе обучения студенты изучают принципы создания и основные типы эссе. Также в большинстве случаев в США для поступления в престижные вузы абитуриенты пишут эссе.
Большинство международных экзаменов на подтверждение знания того или иного языка также включают обязательное написание эссе, например: FCE, CAE, IELTS, TOEFL.
Таким образом, в мировой практике формат эссе широко используется как способ проверки знаний, как конкурсное задание во время отбора в вуз, при приеме на работу в государственные структуры, как общая проверка на логику и креативность одновременно.
Согласно обозначенным правилам аттестации педагог пишет эссе по окончании тестирования. Общее затрачиваемое время – 30 минут. Количество слов – 250–300 (примерно 1 страница 14 шрифтом). Тема эссе ежегодно определяется уполномоченным органом в области образования. Написанное эссе отображается в личном кабинете педагога по ссылке ngt.testcenter.kz.
Также проведенный нами опрос педагогов, уже участвовавших в написании эссе в 2022 году, выявил возможные темы эссе:
- Действительно ли человек способен изменить ситуацию к лучшему?
- Будущее в наших руках.
- Социализация нации, а не характер.
- Читающая нация – культурно процветающая страна;
- Учить себя самого – благородное дело, но еще более благородное – учить других. Кстати, последнее куда легче.
- Что было бы если пропали бы электронные носители.
- Будущее без коррупции.
Во время написания эссе выбора темы как таковой у педагогов нет, система сама определит тему эссе каждого конкретного педагога.
По заявлению МОН РК написанное эссе не подлежит оценке. Поэтому никаких конкретных критериев по их оценке нет, и педагоги должны опираться на общепризнанные рекомендации по написанию эссе.
Классическая структура эссе выглядит следующим образом:
Таким образом, эссе должно иметь кольцевую структуру: введение – основная часть (тезис, аргументы, тезис, аргументы, тезис, аргументы) – заключение.
Алгоритм написания эссе
Для эффективного написания эссе во время прохождения аттестации целесообразно следовать следующему шаблону действий:
1. Внимательно прочтите тему эссе, которую вам предлагает система.
2. Определите смысл темы (высказывания, проблемы).
3. «Прикиньте» аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
4. Для каждого аргумента вспомните примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений.
5. Распределите подобранные аргументы в последовательности.
6. Придумайте вступление к рассуждению.
7. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
8. Сформулируйте общий вывод работы.
6 типичных ошибок, которые совершают педагоги при написании эссе
Мы провели анализ и выявили типичные ошибки. 7 из 10 педагогов допускают ошибки.
Далее предлагаем авторское эссе на одну из возможных тем в рамках аттестации педагогов. В любом случае каждый педагог априори должен обладать навыком написания эссе. Если такого навыка нет, то, следуя обозначенным правилам и тренировке написания эссе на разные темы, вы сможете его написать.
Также большое значение имеет ваш психологический настрой: чем спокойнее вы отнесетесь к этой процедуре, тем легче и успешнее ее пройдете.
