ещё
свернуть
Все статьи номера
№12, 2023
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Деятельностный подход к развитию речи, мышления, креативности старших дошкольников

Первоначальная функция речи является коммуникативной функцией. Речь – прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания. Вторая функция речи – функция мышления. Что представляет собой слово? Речь или мышление? Оно есть речь и мышление в одно и то же время. Значение слова представляет в такой же мере единицу речи как и единицу мышления. Так же, как невозможно общение без знаков (а слово – это знак), оно невозможно и без значения.

Новое содержание образования предполагает развитие личности ребенка-дошкольника, его интегративных качеств, мышления, ключевых компетенций, в том числе коммуникативных. Одним из эффективных путей формирования коммуникативных компетенций на занятиях по развитию речи с детьми дошкольного возраста является создание учебно-коммуникативных ситуаций, смысл которых – воссоздать типичную для деятельности детей ситуацию общения, чтобы включить их в эту деятельность.

Проведение таких занятий требует от педагога четкой постановки темы, задач общения, разумного распределения ролей, хорошего знания структуры организуемой формы общения. Критериями овладения коммуникативными умениями (компетенциями) могут быть следующие показатели:

  • содержание речи;
  • активный собеседник;
  • активный слушатель;
  • сформированность связной речи;
  • эмоциональность речи;
  • владение голосом, мимикой, жестами;
  • умение поддержать разговор и т. д.

Принципы развития коммуникативных компетенций дошкольников:

  • эмоционально насыщенная тематика занятий;
  • вариативно-дифференцированное содержание заданий;
  • привлекательность, занимательность, образность содержания заданий;
  • принцип одобрения.

Среди показателей сформированности коммуникативно-языковой компетентности – творческая речевая деятельность.

Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы детей у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка.

Формирование навыков творческой речевой деятельности невозможно без применения активных форм работы, инновационных методов и приемов. Среди критериев выбора технологии обучения можно назвать следующие:

  • целевая ориентация педагогического процесса;
  • учет специфики содержания педагогического процесса;
  • индивидуальный подход и дифференциация в работе с детьми;
  • готовность педагога к реализации современных технологий обучения.

К сведению

Умение составлять творческие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы: грамотность, структуру, целостность – есть, по определению А. М. Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой.

Все эти навыки можно сформировать, применяя в работе следующие игры и упражнения для развития речевого творчества.

  • «Бином фантазии»

Детям предлагается два любых слова. Требуется придумать из них название рассказа или самостоятельный рассказ.

Например, используя слова «дом» и «снег»:

  • «Снежный дом»;
  • «Дом в снегу»;
  • «Домашний снег».

Учимся выдвигать гипотезы

  • Назови самые правдоподобные (неправдоподобные) причины событий:
  • стало холодно;
  • дети поссорились;
  • человек сердится;
  • дует ветер.
  • Начни со слов: может быть, предположим, допустим, что, если.
  • При каких условиях эти предметы будут полезны (бесполезны):
  • кусок поролона;
  • яблоко;
  • картонная коробка.
  • Найдите возможную причину события:
  • щенок Кузя грустно смотрел вслед Маше;
  • котята спали весь день.
  • Что произойдет, если слоны станут меньше кошек или золотая рыбка исполнит желания всех людей на земле?
  • Закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчиненного предложения с союзом потому что.
  • Мама отругала сына, потому что…
  • Мальчик решил переодеться, …
  • Бабушка выключила телевизор, …
  • Гости громко рассмеялись, …
  • Мама открыла окно, …

Далее работа заключается в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла, выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории), составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания), построении плана изложения (можно в графическом варианте), установлении объекта для прямой речи, придумывании заголовка к рассказу.

На данном этапе целесообразно применять следующие игры:

  • «Перевирание сказки»: Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка. И позвал ее папа…
  • «Сказки наизнанку»: положительные герои становятся отрицательными и наоборот:
  • Красная Шапочка – злая;
  • Аленушка – ленивая;
  • Волк – добрый.
  • «Салат из сказок»: Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-пальчика.
  • Карты Пассаторе. Игра заключается в коллективном придумывании и иллюстрировании рассказа. Для этого потребуется специальная колода карт, состоящая из разнообразных картинок, не связанных между собой сюжетом. Прочтение этих картинок всякий раз иное, ибо каждая карта может быть связана с предыдущей лишь путем вольных ассоциаций и фантазии.

Ведущий предлагает вытащить из колоды одну карту. Ребенок начинает интерпретацию, остальные слушают, готовясь продолжить рассказ. То, что говорит первый ребенок, будет являться материалом для последующих рассказчиков. Последний игрок должен будет учесть в своем рассказе всё сказанное предыдущими детьми. Все части должны быть связаны между собой. В завершении все карты можно выложить на панно в том же порядке и пересказать коллективный рассказ.

  • «Сказки в заданном ключе»: «Золушка в наши дни», «Колобок вернулся домой», «Открытые» рассказы, т. е. рассказы незавершенные или со многими финалами на выбор. Дети должны самостоятельно закончить рассказ.
  • «Слово – цвет». Детям предлагается начало цветных сказок И. Зиедониса для того, чтобы они могли придумать продолжение. Например, «Белая сказка «Вчера выпал снег…», «Желтая сказка «Солнце, как яичный желток…»

Не менее эффективным методом обучения творческому рассказыванию является работа по картине с проблемным сюжетом. Занимательный, яркий, нестандартный сюжет картин побуждает ребенка анализировать, рассуждать, искать причинно-следственные связи, делать выводы. Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому по одной картине можно составить несколько рассказов. Использование картин с проблемным сюжетом усиливает мотивацию к занятиям, стимулирует творческое и логическое мышление, позволяет совершенствовать связную речь, способствует пополнению знаний и т. д.

Структурным компонентом речевой деятельности является рассуждение. Основу рассуждения составляют причинно-следственные отношения. Формулирование логического суждения – это и мыслительное умение, и речевое.

Неотъемлемой частью системы работы по развитию речи и мышления является применение специальных игр и упражнений, в процессе которых у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. В ходе упражнения дошкольнику потребуется использовать развернутые речевые высказывания, подбирать точные лексические и грамматические средства. Данный вид речевой деятельности активизирует творческие способности ребенка, стимулирует воображение.

Для примера рассмотрим развитие словесно-логического мышления дошкольников на основе материала сказок.

Рассмотри персонажей сказок. Кто из них лишний? Почему? (По внешним признакам, действиям, характеру, по принадлежности к одной сказке и т. д.) Соедини подходящих друг другу персонажей сказок (по внешним признакам, действиям, характеру, по принадлежности к одной сказке и т. д.) Обоснуй свой выбор. Также можно предложить дошкольникам выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует, подробно объяснив свой выбор. Для удобства анализа ряда понятий взрослый может, называя по одному слову, каждый раз уточнять с ребенком, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объекта. Например, огород. Без теплицы может быть огород? А без пугала?

Огород: пугало, теплица, грядки, забор, участок, сорняки.

Сад: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки.

Улица: дорога, дома, фонари, люди, магазины.

Лес: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы.

Море: пляж, соленая вода, песок, отдыхающие, рыбы.

Река: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба.

  • Игра «Сравнение»

Педагог предлагает подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений. Используя по отдельности обе части каждого сравнения, самостоятельно составить два правильных варианта. Пример. Яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говорится о форме фрукта, а во второй – о вкусе. А сравнивать нужно одинаковые признаки (цвет, форму, величину, вес и пр.) Правильные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный или яблоко сладкое, а лимон кислый.

  • Морковь оранжевая, а огурец растет на земле.
  • У гуся длинная шея, а цыпленок маленький.
  • Ваза хрустальная, а стаканчик легкий.
  • Холодильник белый, а ковер мягкий.
  • Вата легкая, а гиря черная.
  • У зайца длинные уши, а медведь коричневый.
  • Зебра полосатая, а леопард злой.
  • Вариант игры «Бином фантазии»

Необходимо объединить в наименьшем количестве предложений 3 далеких по смыслу понятия.

Пример. Каша – листья – рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.

Пример. Похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую землю, которая напоминала густую кашу.

  • Лодка – карандаш – муравейник;
  • лес – парта – бегемот;
  • часы – плита – море;

Самостоятельно подобрать 3 далеких по смыслу понятия и объединить их в маленьком рассказике.

Таким образом, система работы по формированию творческой речевой деятельности через рассказывание, игры и упражнения способствует развитию коммуникативных навыков, формированию у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, способности рефлексировать, что составляет основу мышления, коммуникабельности, креативности.