О методическом сопровождении деятельности педагогов и руководителей организаций образования
Непрерывное профессиональное развитие педагога.
Права и обязанности педагога при осуществлении профессиональной деятельности отражены в Законе РК «О статусе педагога». В соответствии с Законом педагог имеет право «осуществлять научную, исследовательскую, творческую, экспериментальную деятельность, внедрять новые методики и технологии в педагогическую практику», «повышать квалификацию не реже одного раза в три года», «осуществлять непрерывное профессиональное развитие и выбирать формы повыше- ния квалификации» (статья 7). Кроме того, «непрерывно совершенствовать свое профессиональное мастерство, исследовательский, интеллектуальный и твор ческий уровень, в том числе повышать (подтверждать) уровень квалификационной категории не реже одного раза в пять лет» (Статья 15).
Педагогу необходимо профессионально совершенствоваться в рамках предло- женных государством условий, используя свой профессиональный потенциал. Профессиональное развитие педагогов в современной системе образования в основном осуществляется через участие в курсах повышения квалификации, взаимодействие с методистами методического центра (кабинета), а также путем обмена опытом и самосовершенствования педагога в сфере реализации компетентностной парадигмы образования с фокусом на развитие у обучающихся компетенций и мягких навыков, способствующих применению ими знаний в разных ситуациях и незнакомых жизненных обстоятельствах.
Педагоги проходят курсы повышения квалификации каждые три года.
Программа курса для педагогов проходит экспертизу согласно порядку, установленным уполномоченным органом. Программа курса должна быть разработана и проведена экспертиза согласно приказу Министра образования и науки Ре- спублики Казахстан от 4 мая 2020 года № 175 «Об утверждении Правил разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов». Для педагога, стремящегося повысить свою квалификацию, важно узнать организации, предлагающие курсы, и проверить наличие выбранной темы курса в реестре образовательных программ. Эту информацию можно получить, обратившись к методисту либо посетив сайт уполномоченного органа в области образования.
Для методической поддержки педагогов очень важна работа методических центров (кабинетов). Задача методистов методического кабинета (центра) – способствовать творческому росту педагогов и их профессиональному самосовершенствованию. Для получения информации о последних изменениях в области образования, особенностях организации нового учебного года, консультаций, необходимых для творческого роста, получения обратной связи об актуальности своего инновационного опыта педагогам рекомендуется обратиться к методисту по предмету в своем методическом центре (кабинете) региона.
В повышении квалификации педагогов важна качественная работа внутришкольного методического объединения.
Результаты академических исследований показали, что важную роль в профессиональном развитии педагогов в школе, организации взаимного обмена опытом, повышении академических достижений организации и обучающихся играют методические объединения педагогов по предметам. Поэтому важно, чтобы администрация школы, стремящаяся улучшить учебно-воспитательный процесс, в первую очередь обеспечивала системную деятельность методических объединений. Организация методической деятельности в организациях образования опирается на правовую основу, предусмотренную приказом Министра образования Республики Казахстан от 10 августа 2023 года № 253 «Об утверждении Правил организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования, за исключением организаций образования в области культуры».
Методическое объединение должно иметь четкий план работы на учебный год.
В плане работы помимо мероприятий внутри методического объединения необходимо организовать работу по обмену опытом с другими методическими объединениями школы, а также с методическими объединениями соседних школ. Кроме того, в плане предлагается рассмотреть необходимые меры по эффективной организации учебно-воспитательного процесса по предмету, такие как мероприятия по выявлению и заполнению тематических пробелов в знаниях обучающихся, дополнительная работа с детьми с низкой мотивацией к обучению, дополнительные занятия с одаренными детьми, поддержка при выполнении учебных программ.
В рамках методического объединения важно регулярно обсуждать вопросы, связанные с проведением уроков, совместно разрабатывать планы уроков, анализировать прогресс и регресс успеваемости отдельных обучающихся, принимать дополнительные меры для поддержки детей с низкой мотивацией к учебе, а также вести работу с одаренными и детьми с особыми образовательными потребностями.
Наиболее важными способами профессионального развития педагога являются саморазвитие, инновационная, исследовательская и творческая деятельность. Осуществление исследовательской, творческой и экспериментальной деятельности педагога приводит к открытию инновационных педагогических новшеств, которые впоследствии становятся основой для внедрения новых методов и технологий в педагогическую практику. Поиск педагогами способов совершенствования своей деятельности, а также стремление внедрять инновационные практики способствуют их профессиональному росту и повышению качества образования.
Необходимо определить эффективность и качество инновационной деятельности педагога (программы, разработки, практики). Обычно данная оценка осуществляется путем участия в конференциях, симпозиумах, публикации статей в научных изданиях и участия в конкурсах. Ниже приведены критерии, на которые должен обратить внимание педагог, при выборе конференции, конкурса или издания.
Перечень конкурсов для преподавателей и обучающихся утвержден Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 514 от 7 декабря 2011 года «Об утверждении Перечня республиканских и международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам, конкурсов исполнителей, конкурсов профессионального мастерства и спортивных соревнований и критерии их отбора». В случае отсутствия конкурса в данном перечне, рекомендуется обратиться в местный методический кабинет (центр) для получения дополнительной информации.
Изучением, сбором и обобщением инновационных педагогических новшеств занимается методическое объединение школы, администрация школы, методисты районного и областного методического кабинета (центра), а также Республиканский учебно-методический совет. Инновационные педагогические практики, признанные эффективными на уровне школы, далее рекомендуются для использования другими педагогами той же школы или другими организациями образования. Инновационные практики, эффективность которых подтверждена методистами районного, городского или областного уровня, рекомендуются для внедрения в организации образования, находящиеся на территории данной административной единицы. В свою очередь, инновационные педагогические практики, утвержденные Республиканским учебно-методическим советом, могут быть распространены по всем организациям образования страны.
Эту работу в школе проводят заместитель директора школы и руководитель предметного методического объединения организации образования. Для более качественной оценки новаторства педагога необходимо создать специальную экспертную группу. Также данную работу выполняют методисты методического кабинета (центра). Экспертная группа должна быть в каждом методическом кабинете (центре) всех уровней. В случае определения эффективности предлагаемого педагогом опыта и новшества, важно активно продвигать их через участие в конференциях, семинарах и других мероприятиях, а также при помощи современных инструментов коммуникации. Кроме того, важна поддержка коллег при реализации этих идей.
Инновационная практика (программа, разработка, практика) педагога, предтавляемая на Республиканском учебно-методическом совете, должна быть разработана в соответствии с определенными требованиями.
Для педагогов НАО им. Ы. Алтынсарина разработаны «Методические рекомендации по изучению, обобщению и распространению инновационного педагогического опыта».
Педагоги, достигшие высоких результатов в своей педагогической деятельно- сти, могут принять участие в конкурсе «Лучший педагог». Для участия в конкурсе «Лучший педагог» педагогам необходимо ознакомиться с правилами. Правила конкурса утверждены Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 12 от 16 января 2015 года «Об утверждении Правил присвоения звания «Лучший педагог».
Для получения звания «Лучший педагог» требуется тщательная подготовка, а также это является показателем качества работы школы и методической службы региона. Педагогам, планирующим участие в конкурсе «Лучший педагог», рекомендуется ознакомиться с методическими рекомендациями, подготовленными Академией.
Для распространения опыта победителей конкурса «Лучший педагог» необходима организация открытых уроков, мастер-классов, встреч, семинаров и т.д. Эти мероприятия позволят педагогам из разных регионов обмениваться опытом, изучать передовые методики обучения и способствовать повышению качества.
С целью распространения педагогического опыта победителей конкурса «Лучший педагог» с 2023 года НАО им. Ы. Алтынсарина реализует проект под названием «Үздіктен үйрен». Цель проекта заключается в распространении передового опыта «Лучших педагогов» и увеличении их узнаваемости среди общественности.
Кроме того, важно систематически повышать квалификацию молодых педагогов для поддержки их в начале профессионального пути, обеспечения развития их компетенций и сохранения непрерывности педагогического опыта в образовательном сообществе. В соответствии с Законом РК «О статусе педагога» за педагогом, впервые приступившим к профессиональной деятельности в организации среднего образования, на период одного учебного года закрепляется педагог, осуществляющий наставничество. Порядок организации наставничества в организациях образования производится в соответствии с приказом МОН РК от 24 апреля 2020 года №160 «Об утверждении Правил организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющим наставничество». В данном документе изложены требования и условия организации процесса наставничества, администрации школы, обязанности наставника и молодого педагога, замена наставников, назначение наставника и др.
При организации наставничества в организации образования у администрации школы и наставников возникает ряд вопросов, связанных с разработкой плана наставничества, диагностикой профессиональной подготовки молодого педагога, поддержкой профессионального развития молодого педагога, формированием культуры профессиональных отношений между наставником и молодым педагогом и др. В связи с этим, сотрудниками Академии были разработаны «Методические рекомендации по совершенствованию наставничества в организациях среднего образования».
