Циклограмма работы методиста детского сада на ноябрь и рекомендации к ней
Главное в этом месяце – методисту необходимо скорректировать план работы ДО с учетом мероприятий ноября, которые указаны в циклограмме.
В ноябре продолжается активная работа по организации воспитательно-образовательной работы в детском саду. Мы распределили дела в циклограмме по неделям и дням. Скачайте циклограмму в конце статьи.
В ноябре у вас два основных дела.
1. ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В целях обобщения передового педагогического опыта и ознакомления с инновационными технологиями с ноября начинайте активно проводить открытые мероприятия, запланированные методистом дошкольной организации.
В конце открытого мероприятия обязательно необходимо прослушать мнения всех присутствующих педагогов с указанием его положительных сторон и недочетов.
В ноябре месяце в соответствии с годовым планом работы проведите открытое мероприятие для воспитателей по организации коммуникативной активности дошкольников с целью поышения педагогической компетентности воспитателей в вопросах организации и развития коммуникативных навыков у дошкольников. Что даст открытое мероприятие?
Воспитатели получат практические рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и смогут внедрить новые игры и упражнения в свою работу.
Готовый сценарий скачайте далее в таблице 1. При необходимости дополните материалами.
2. ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА.
В ноябре по плану педагогический совет с педагогами дошкольной организации «Что делать, чтобы воспитать в детях бережное отношение к природе?».
Чтобы провести педсовет в ноябре, воспользуйтесь чек-листом.
РАБОТА В МЕТОДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
Подготовьтесь к педсовету и оперативному совещанию по итогам месяца. Составьте план-конспект консультаций с педагогами. В первой половине ноября проведите тематической контроль, во второй – дни открытых дверей.
Далее даем сценарий открытого мероприятия для воспитателей по организации коммуникативной активности дошкольников.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
В рамках оперативного контроля проверьте, как педагоги организуют утренний фильтр, дежурство детей в уголке природы, проводят индивидуальную работу с воспитанниками и как формируют у них навыки самообслуживания. Оцените состояние игрушек в группах. Напомните педагогам, что игрушки нужно мыть ежедневно в конце дня с применением моющих средств. Емкость, ветошь и щетку для мытья игрушек маркируют.
В группах для детей младенческого и раннего возраста – два раза в день. Кукольную одежду нужно стирать по мере загрязнения, использовать для этого мыло, а затем проглаживать.
Мягконабивные игрушки после использования в конце дня дезинфицируют бактерицидными облучателями в течение 30 минут на расстоянии не менее 25 см от игрушек.
Еще напомните, что в группах ясельного возраста и в помещениях медицинского назначения мягконабивные и пенолатексные ворсовые игрушки не используются.
На приобретенную продукцию для детей (игрушки, обувь, одежда, посуда, средства личной гигиены, школьно-письменные принадлежности, постельное белье, парфюмерно-косметическая продукция, мебель) предоставляются документы, подтверждающие их качество и безопасность (пункты 85–88 Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка», утвержденных приказом министра здравоохранения РК от 09.07.2021 г. № ҚР ДСМ-59).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Проведите консультирование родителей по организации работы проекта «Ата-аналар-алғашкы ұстаз».
Также предстоит провести консультации с родителями воспитанников по запросам и встречи с семьями, дети которых не посещают детский сад.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Тематические недели ноября
- 1-я – ««Навыки личной гигиены»
- 2-я – «Природа и бережное к ней отношение»
- 3-я – «Играя, учимся, растем!»»
- 4-я – свободная тема
Предлагаем провести тематическую беседу с детьми «Навыки личной гигиены».
Как провести тематическую беседу с детьми «Навыки личной гигиены»
Проведение беседы с детьми детского сада о личной гигиене важно проводить в доступной и игровой форме. Далее воспользуйтесь примером плана тематической беседы.
Далее – пример тематического развлечения «Природа и бережное к ней отношение».
Как провести тематическое развлечение «Природа и бережное к ней отношение»
Как поднять детям настроение, когда за окном льет дождь и погода не позволяет гулять?
Пусть воспитатель и музыкальный руководитель расскажут воспитанникам, что дождь – это не повод грустить, а осень – прекрасная пора для творчества.
В ходе досуга детям предстоит ответить на вопросы о правилах поведения на природе, вспомнить и назвать животных и растения. Чтобы воспитанники смогли выполнить все задания, следует организовать с ними предварительную работу. Например, наши педагоги рассказывают детям, кто населяет местные леса, реки и озера, какие растения безопасны и зачем природе нужны ядовитые цветы и ягоды. Дошкольники рассматривают иллюстрации, фотографии.
Организуйте выставку книг о животных. В свободное время дети смогут листать их и рассматривать иллюстрации. Предложите воспитанникам самостоятельно выбрать книгу для совместного чтения
Чтобы поддержать интерес дошкольников к теме досуга, закрепить новые знания, педагоги организуют дидактические и подвижные игры. Вместе с детьми отгадывают загадки и разбирают пословицы, читают рассказы и сказки, разучивают стихи о природе. Затем дети рисуют иллюстрации к произведениям.
Если позволяет погода проведите эксперименты и наблюдения на прогулке. Во время прогулок необходимо проводить с детьми наблюдения за природой. Например, за тем, как опадают листья. Важно рассказать детям, что в природе все взаимосвязано, почему нельзя почему птицы улетают на юг. Эти знания пригодятся воспитанникам, чтобы ответить на вопросы в ходе мероприятия.
Чтобы вовлечь детей в активную деятельность, наши воспитатели предлагают им провести эксперименты: изучить свойства воды и песка, определить направление ветра. Педагоги объясняют детям каждый эксперимент: почему так происходит и как это работает, мотивируют их самостоятельно рассуждать и делать выводы.
Наблюдения и эксперименты расширяют и закрепляют знания детей, учат применять их на практике. Это позволяет дошкольникам не бояться проявлять самостоятельность и инициативу в ходе досуга, отвечать на вопросы, высказывать предположения.
Чтобы дошкольники не устали и не заскучали, важно чередовать подвижные игры, творческие и интеллектуальные задачи. Также следует учитывать навыки и знания, которые дети приобрели во время предварительной работы, и их возрастные особенности.
Обязательный этап досуга – рефлексия. Ее формы могут быть разными. Например, в конце мероприятия в нашем детском саду ведущая обсуждала с детьми их впечатления, задавала наводящие вопросы. При этом нужно дать возможность каждому высказаться, чтобы дошкольники осмыслили деятельность, которой занимались.
Все задания связаны общей темой – «Природа и бережное к ней отношение». На каждой остановке детей встречает педагог в тематическом костюме, например, сказочного персонажа или представителя живой и неживой природы. Он предлагает детям выполнить задания с учетом тематики.
Подберите задания для мероприятия в игровой форме. Такие игры помогают привить детям любовь к природе и научат их основам экологической ответственности. Скачайте игры в таблице 3
Организуйте совместное спортивно-музыкальное мероприятие по ознакомлению с казахскими национальными играми «Играя, учимся, растем!» Такой праздник «Играя, учимся» помогает детям через игры познакомиться с казахскими традициями, развить физические и когнитивные навыки, а также научиться работать в команде.
Далее предлагаем скачать готовый сценарий мероприятия.
Далее даем примерный образец циклограммы работы методиста на ноябрь
Циклограмма работы методиста на ноябрь

Циклограмма замдиректора школы на ноябрь
О методическом совете
Заседание методического совета проводится не реже одного раза в два месяца.
Правила работы методического (учебно-методического, научно-методического) совета и порядок его избрания регламентированы приказом и. о. министра образования и науки РК от 21.12.2007 г. № 644.
Методический совет – это один из коллегиальных органов управления в организациях образования. В своей работе он руководствуется Законом РК от 27.07.2007 г. «Об образовании», Уставом организации образования и Правилами работы методического (учебно-методического, научно-методического) совета.
Работа совета осуществляется в соответствии с годовым планом работы, принятым на заседании совета и утвержденным руководителем организации образования.
Руководит деятельностью совета председатель. Обычно это заместитель руководителя организации образования по учебно-методической работе.
В состав совета входят педагоги, методисты, руководители методических объединений, руководители структурных подразделений, по повышению квалификации, переподготовке и аттестации кадров, заместители руководителя организации образования.
Каждый член совета должен посещать все заседания совета, принимать активное участие в его работе, своевременно и точно выполнять возлагаемые на него поручения.
Председатель совета один раз в год, обычно на итоговом совещании в мае или июне по утвержденному графику отчитывается о результатах деятельности перед педагогическим, ученым советом организации образования.
Как провести методический совет в школе
Для проведения креативного и плодотворного заседания методического совета в школе можно использовать следующие подходы.
1. Примените креативные активности для разогрева
Начните заседание с небольших креативных заданий, чтобы настроить всех на продуктивный лад.
Творческое представление проблемы: например, попросите нарисовать или инсценировать педагогическую задачу и предложить решение.
Игра «Шляпа идей». Каждый пишет на листке идею по улучшению учебного процесса и складывает в шляпу. Затем идеи обсуждаются.
МС – методический совет
МО – методическое объединение
ВШК – внутришкольный контроль
ГИА – государственная итоговая аттестация
ЕНТ – Единое национальное тестирование
МОДО – мониторинг образовательных достижений обучающихся
PISA-based Test for Schools)
2. Используйте мозговой штурм и работу в группах.
Разделите участников на небольшие группы для обсуждения конкретных проблем или тем. Например, предложите каждой группе разработать новые методики обучения или решения для актуальных вызовов. После этого группы представляют свои идеи всему совету. Это создаст динамику и даст возможность каждому участнику выразить свои мысли.
3. Покажите, как вы используете технологии.
Включите в заседание интерактивные элементы:
- презентации в формате PechaKucha (20 слайдов по 20 секунд), чтобы сжато и ярко представить идеи;
- онлайн-опросы или голосование с использованием сервисов вроде Mentimeter или Kahoot для сбора мнений участников в реальном времени.
4. Проведите практические мастер-классы.
Пригласите одного из коллег провести мастер-класс по инновационным педагогическим методикам или по использованию технологий в обучении. Участники смогут не только теоретически ознакомиться с новыми подходами, но и попробовать их на практике.
5. Предложите кейсы из реальной практики.
Для этого обсудите реальные ситуации из школьной практики: сложные уроки, вызовы в управлении классом, успешные проекты. Это поможет коллегам перенять успешные практики и найти решения для собственных задач.
6. Проведите дискуссию и дайте обратную связь.
Завершите заседание обсуждением, где каждый может высказать свое мнение по поводу предложенных идей. Соберите обратную связь: что было полезно, какие идеи можно сразу внедрить.
Эти подходы позволят сделать заседание методического совета более интерактивным, интересным и продуктивным.
Чек-лист по подготовке к заседанию методического совета
О PISA
В целях системного повышения качества знаний школьников с 2021 года проводится исследование «PISA для школ» (PISA-based Test for Schools).
Цель «PISA для школ» заключается в проведении внешней оценки на уровне отдельной школы. По итогам тестирования каждая организация образования получает индивидуальный или групповой аналитический отчет от ОЭСР об уровне функциональной грамотности в сравнении с другими школами страны и мира.
О МОДО
На уровне среднего образования внешняя система обеспечения качества включает МОДО, государственную аттестацию организаций образования, участие в международных сопоставительных исследованиях, а также прохождение аккредитации на добровольной основе.
Проведение МОДО для обучающихся 4-х и 9-х классов позволит определить уровень освоения учебной программы и функциональной грамотности обучающихся. Также для обеспечения реализации мер по достижению более высоких результатов школьников в национальных и международных исследованиях качества образования процедура МОДО будет аккредитована сертифицированным центром. Таким образом, МОДО будет признанным национальным инструментом оценки качества образования. Обновленный МОДО будет проводиться с привлечением независимых экспертов национальным координатором, определяемым Правительством Республики Казахстан. По итогам МОДО будут определены целевые школы с низкими результатами в разрезе регионов для принятия точечных и адресных мер поддержки.
По результатам МОДО будет проводиться комплексный анализ, Национальной академией образования имени Ы. Алтынсарина совместно с методическими кабинетами будет оказана методологическая помощь организациям образования с выработкой рекомендаций по улучшению качества образования. Целевым школам потребуются кардинальные меры, чтобы изменить свои результаты. Поэтому для них будут установлены сроки от одного до трех лет, чтобы повысить качество образования. Педагоги данной школы пройдут тестирование по предмету, методике и технологии преподавания, знанию психологии и возрастных особенностей детей. Также будут организованы посещения уроков учителей и их анкетирование. Эти процедуры необходимы для выявления потребности педагогического коллектива в повышении квалификации.
О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Работа педсовета регламентирована Правилами организации деятельности педагогического совета и порядка его избрания в организациях дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, среднего образования, утвержденными приказом и. о. министра образования и науки РК от 16.05.2008 г. № 272.
Заседания педагогического совета подразделяются на плановые: их должно быть не менее пяти в год.
Внеплановые заседания педсовета организуются по запросам педагогов и других работников организации образования или родителей. На педсовете рассматривают вопросы допустимых нагрузок, необходимость изменения режима и формы обучения, также рассматривают возникшие в учебном году проблемы, ищут пути их преодоления. Бывают и внеплановые заседания педагогического совета. Его проводят в случае, если 1/4 всех членов педагогического совета инициировала такое заседание.
Подготовка к проведению заседания планируется не позднее 10 (десяти) календарных дней до даты проведения заседания.
Чек-лист по подготовке к заседанию педагогического совета
Как провести педсовет. Креативные идеи
Проведите педсовет необычным образом. Это может повысить интерес и вовлеченность учителей. Так как это уже не первый педсовет, то его можно провести креативно.
Например, выберите тему, связанную с осенью, например, «Урожай знаний» или «Осенняя перезагрузка». Украсьте зал в соответствующем стиле, используйте метафоры с урожаем и плодами труда в обсуждениях.
Интерактивный формат. Каждый участник может приготовить небольшие символические «урожаи» – успехи и достижения, которых добились их ученики, и «семена» – идеи для будущих проектов.
Обычно на педсоветах используют формат «Мозгового штурма». Вы попробуйте другие, такие же эффективные методы коллективного обсуждения. Эти методы помогут разнообразить обсуждение и сделать его более продуктивным
1. Метод шести шляп мышления (Эдвард де Боно). Участники «примеряют» разные «шляпы», каждая из которых символизирует определенный тип мышления (объективное, креативное, эмоциональное и т. д.). Это помогает посмотреть на проблему с разных точек зрения.
2. Метод Дельфи. Это опрос экспертов в несколько этапов с анонимными ответами. После каждого раунда результаты обрабатываются и обсуждаются, а затем задаются уточняющие вопросы. Это позволяет выработать обоснованное коллективное мнение.
3. SWOT-анализ. Этот метод включает анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats) в отношении обсуждаемой темы. Это структурирует обсуждение и помогает глубже понять проблему.
4. Метод ПИН (Проблемы – Идеи – Находки). Обсуждаются текущие проблемы, предложения по их решению, а затем каждый участник высказывает свои находки или наблюдения по поводу предложенных идей.
5. Метод синектики. Этот метод основывается на использовании аналогий и ассоциаций. Участникам предлагается найти аналогичные ситуации или решения из других сфер деятельности и применить их к обсуждаемой проблеме.
6. Идея «Битва умов». Разделите участников на команды, каждой из которых предложите решить актуальные проблемы школы или предложить новые идеи. В конце команды представляют свои решения, и жюри (руководство школы) выбирает победителя.
Продумайте призы и поощрения. Награды могут быть как символическими, так и связанными с возможностями для учителей: небольшой отпуск или дополнительные ресурсы для их классов.
7. Формат ток-шоу или панельной дискуссии
Учителя-эксперты. Выберите несколько учителей для участия в панельной дискуссии на актуальные темы: мотивация учеников, современные технологии в обучении. Остальные могут задавать вопросы и комментировать.
Пригласите одного из учителей выступить в роли модератора, чтобы держать дискуссию динамичной и интересной.
8. Формат «Профессиональная ярмарка»
Мини-семинары. Каждый участник педсовета может подготовить короткую презентацию по интересной методике или образовательному инструменту, с которым он работает. Это может быть организовано в формате «станций», где учителя перемещаются от одного к другому, как на ярмарке.
Начните педсовет с коротких командных игр или упражнений на сплочение коллектива. Это поможет создать позитивную атмосферу и зарядить всех энергией для продуктивной работы.
Завершите мероприятие неформальной частью, где коллеги могут поблагодарить друг друга за помощь и сотрудничество, обменяться позитивными отзывами.
Такие форматы могут сделать педсовет не только полезным, но и более живым, вовлекающим всех участников в активное обсуждение и совместное принятие решений.
О подготовке и проведении внутришкольных предметных олимпиад
Для проведения внутришкольных предметных олимпиад важно следовать четкому плану и учитывать несколько ключевых моментов.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Определение предметов. Выберите предметы, по которым будут проводиться олимпиады (математика, русский язык, физика и т. д.).
Определение участников. Четко обозначьте классы и учащихся, которые будут участвовать (например, 5–11 классы). Проведите регистрацию участников.
Создание оргкомитета. Сформируйте группу учителей, которые будут отвечать за проведение олимпиады. Определите ответственных за составление заданий, проверку и подведение итогов.
Разработка заданий. Составьте задания, соответствующие уровню знаний учащихся. Задания должны быть разного уровня сложности – от базовых до повышенной сложности.
Анонсирование. Сообщите о проведении олимпиады через школьные объявления, родительские собрания и чаты. Укажите сроки и условия участия.
II. ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ
Организация места и времени. Назначьте дату и время олимпиады. Подготовьте аудитории, убедитесь, что участникам будет предоставлено всё необходимое: бумага, ручки и т. д.
Обеспечение прозрачности. Назначьте наблюдателей, чтобы обеспечить честное выполнение заданий. Это может быть не только учитель, но и представители администрации школы.
Соблюдение регламента. Установите четкие временные рамки и следите за их соблюдением.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Проверка работ. Оргкомитет проверяет выполненные задания. Можно организовать комиссию из нескольких учителей, чтобы повысить объективность оценивания.
Определение победителей. На основании набранных баллов выберите победителей в каждой категории.
Объявление результатов. Объявите результаты через школьные объявления или на собрании. Победителям можно вручить грамоты и призы.
IV. АНАЛИЗ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Обратная связь ученикам. Учителя могут провести разбор заданий, обсудить ошибки и дать рекомендации для дальнейшего развития.
Планирование дальнейших мероприятий. Проанализируйте, как прошла олимпиада, какие моменты нужно учесть на будущее, и можно ли внедрить дополнительные предметы или категории.
Чек-лист для руководителей МО по подготовке и проведению внутришкольных предметных олимпиад
Об организации работы в формате Lesson study
Lesson study предполагает улучшение практики преподавания учителя через исследование урока: «Lesson Study помогает учителям реализовывать подход в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является оказание помощи учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы» [Дадли П. 2011, № 1]
Lesson study предполагает участие группы учителей, совместно осуществляющих планирование, преподавание, наблюдение, анализ учения и преподавания, документирование выводов. При проведении цикла Lesson study учителя могут модифицировать или совершенствовать различные педагогические подходы, которые затем обобщаются и транслируются коллегам посредством проведения открытых Lesson study, либо публикации методических рекомендаций по его использованию.
Lesson study помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям, поскольку в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении. Аспекты обучения в данном случае рассматриваются не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson study готовится. В результате фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson study, сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования.
Чек-лист заместителя директора школы по УР по организации работы в формате Lesson study
Циклограмма на ноябрь
Просматривайте таблицу, кликая на стрелочки сбоку

Как заместителю директора помочь молодому педагогу получить категорию: пошаговая инструкция
Для замдиректора или методиста организации образования важно создать систему поддержки, которая поможет молодым педагогам повысить свою квалификацию и развиваться профессионально.
РАССКАЖИТЕ ПЕДАГОГУ, КТО, КАК И ЗАЧЕМ ПРИСВАИВАЕТ КАТЕГОРИЮ
Соберите всех молодых специалистов и организуйте обмен опытом с педагогами, которые уже получили первую категорию. Коллеги расскажут молодым педагогам, зачем получать категорию, как проходит процедура оформления, что требует комиссия для аттестации и где посмотреть ее требования, а также ответят на вопросы молодых специалистов.
Категорию присваивают по итогам аттестации. Разъясните молодому педагогу, что такое аттестация. Аттестация на квалификационную категорию проходит по желанию работника. Для этого надо подать заявление в аттестационную комиссию. Оно подается в период с 1 сентября по 31 декабря текущего учебного года (приложение 9 к Правилам аттестации).
В состав комиссии по аттестации входят педагоги, имеющие стаж работы не менее 10 лет и квалификационные категории «педагог-эксперт» или «педагог-исследователь», или «педагог-мастер»; методисты методических кабинетов (центров), организаций повышения квалификации педагогов, представители общественных, неправительственных и профсоюзных организаций, специалисты органов управления образованием, подведомственных организаций.
Категория «педагог-модератор» присваивается в организациях образования.
Вначале все педагоги проходят ОЗП (оценка знаний педагога) в электронном формате. ОЗП проводится в сроки, определенные уполномоченным органом в области образования, в соответствии с заявлением аттестуемого (приложение 1 к Правилам аттестации (приказ министра образования и науки РК от 27.01.2016 г. № 83).
Молодые педагоги как лица без стажа, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю или имеющие документ о педагогической переподготовке, а также желающие возобновить педагогическую деятельность ОЗП проходят один раз – бесплатно, последующие – на платной основе согласно сумме, утвер-жденной уполномоченным органом в области образования.
Разъясните, что пробное тестирование по желанию педагога можно пройти и на платной основе в течение года.
Результаты пробного тестирования не являются основанием для прохождения ОЗП.
Сертификат о прохождении ОЗП выдадут по завершении компьютерного тестирования. Результат ОЗП будет считаться действительным один год со дня прохождения ОЗП, но хранится в базе данных педагогов будет в течение пяти лет.
Если педагог не согласен с результатом ОЗП, он вправе подать заявление на апелляцию через систему компьютерного тестирования и мотивированно обосновать (с полным пояснением, пошаговым решением задач) по каждому заданию. При этом он не вправе выходить из зала проведения ОЗП. Если он подаст заявление на апелляцию после выхода из зала проведения ОЗП, то заявление не примут (п. 17 Правил аттестации).
Разъясните, что заявления на апелляцию по пересмотру всех заданий без мотивированного обоснования (полного пояснения, пошагового решения задач) по каждому заданию рассматривать не будут.
РАЗЪЯСНИТЕ, ЧТО НУЖНО УМЕТЬ И ИМЕТЬ ДЛЯ КАТЕГОРИИ «ПЕДАГОГ-МОДЕРАТОР»
Для категории «педагог-модератор» педагог должен иметь и уметь
- педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю;
- документ о педагогической переподготовке с присвоением соответствующей квалификации, педагогический стаж не менее двух лет, имеющие следующие профессиональные компетенции;
- планировать и проводить урок (занятие, деятельность, мероприятие) с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся (воспитанников) и определяет необходимые методики и инструменты оценивания для достижения ожидаемых результатов;
- поддерживать безопасную и благоприятную образовательную (развивающую) среду, применяет этические нормы в своей работе;
- обсуждать с обучающимися (воспитанниками и родителями (законными представителями) результаты преподавания (обучения, воспитания) и пути улучшения;
- анализировать собственную практику и актуальные результаты практики коллег, учитывающих индивидуальные способности и потребности обучающихся (воспитанников);
- иметь участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне организации образования в соответствии с Перечнем, утвержденным уполномоченным органом в области образования, или планом органа управления образованием районного (городского) уровня или уполномоченного органа соответствующей отрасли, согласованного с уполномоченным органом в области образования;
- являться участником олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне организации образования в соответствии с Перечнем, утвержденным уполномоченным органом в области образования, или планом органа управления образованием районного (городского) уровня или уполномоченного органа соответствующей отрасли, согласованного с уполномоченным органом в области образования.
Если педагог соответствует всем критериям, то ему присвоят первую квалификационную категорию «педагог-модератор».
КАК ПОМОЧЬ МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ ОФОРМИТЬ ПОРТФОЛИО
Для допуска к аттестации организация образования проводит квалификационную оценку педагогов посредством рассмотрения портфолио (п. 4 Правил аттестации).
Педагог вправе предоставить комиссии дополнительные сведения, которые характеризуют его профессиональную деятельность, например, портфолио. Срок, в который необходимо предоставить документы комиссии – минимум за пять рабочих дней до заседания.
В материалы включается эссе педагога. Количество слов в эссе должно насчитывать 250–300 слов. Темы эссе ежегодно определяются уполномоченным органом в области образования.
Портфолио – одна из форм, в которой педагог предоставляет сведения для аттестации. В него включают факты, которые свидетельствуют о профессиональных достижениях педагога. Также в портфолио входят учебно-методические материалы (кроме авторской программы) в случае соавторства (не более трех авторов).
Старшие педагоги подскажут, как лучше оформить портфолио. Ведь они уже проходили аттестацию и знают, на что комиссия обращает внимание.
Пояснение к листу оценивания портфолио
При аттестации на повышение (подтверждение) квалификационной категории материалы педагога должны отражать достижение показателей эффективности в соответствии с требованиями к заявляемой квалификационной категории.
Таблица показателей
Затем материалы (портфолио) педагога на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий передаются Экспертному совету по акту приема – передачи по форме согласно приложению 14 к Правилам аттестации.
Экспертный совет оценивает портфолио в соответствии с листом оценивания материалов (портфолио) педагога (приложение 15 к Правилам аттестации).
И он же направляет в комиссию соответствующего уровня листы оценивания портфолио педагогов на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий и рекомендации по итогам комплексного аналитического обобщения результатов деятельности.
Комиссия проводит комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности в период с января по август соответствующего года.
В случае соответствия материалов комплексного аналитического обобщения результатов деятельности на заявляемую квалификационную категорию, но недостижения порогового уровня прохождения ОЗП педагогу присваивается квалификационная категория
- на один уровень ниже при подтверждении квалификационной категории;
- не выше результатов ОЗП при присвоении квалификационной категории.
КАК ПОДДЕРЖАТЬ ПЕДАГОГА, ЕСЛИ АТТЕСТАЦИЯ ПРОШЛА НЕУСПЕШНО
Если педагог не согласен с результатами аттестации, пусть не отчаивается: есть два варианта. Первый – обжаловать результаты, второй – подать заявление заново через год.
При недостаточном количестве баллов ОЗП для присвоения квалификационной категории «педагог-модератор» педагогу присваивается категория «педагог».
В этот период помогите молодому педагогу лучше подготовиться к аттестации. Назначьте ему наставника, который подскажет, какие лучше материалы подготовить для портфолио и в какой форме. Замотивируйте педагога не только тем, что от наличия категории зависит размер его зарплаты, но и квалификационная категория как индикатор профессионального мастерства повышает престиж педагога в глазах коллег и общественности.
Далее даем алгоритм, который включает в себя диагностику, индивидуальный план развития, наставничество, регулярные консультации и мониторинг прогресса. Это поможет молодому педагогу осознанно и целенаправленно развивать свои навыки, интегрируясь в профессиональное сообщество.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ
1. Диагностика уровня профессиональных знаний и навыков молодого педагога
Проведите анализ текущего уровня профессиональных знаний и навыков педагога через анкетирование, собеседования или наблюдение за его работой.
Определите его потребности. Например, выявите области, требующие улучшения: методические, педагогические, организационные навыки и т. д.
2. Назначение наставника
Подберите опытного педагога. Назначьте молодому учителю наставника из числа более опытных коллег, который будет сопровождать его в процессе профессионального развития.
Четко определите задачи наставничества. Наставник должен помогать молодому педагогу с методической поддержкой, организацией уроков, подготовкой материалов и с самооценкой качества работы.
3. Планирование индивидуального маршрута профессионального развития
Составьте план развития. Он должен включать обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах, мастер-классах, вебинарах и конференциях.
Поставьте профессиональные цели, которых педагог должен достичь, и сроки выполнения задач.
4. Регулярные методические консультации и мастер-классы
Организуйте встречи с методистом или заведующим методическим кабинетом. Практикуйте регулярные индивидуальные или групповые встречи с разбором педагогической практики, обсуждением сложных тем и вопросов, возникающих у педагога.
Проводите периодические мастер-классы от опытных коллег или приглашенных экспертов по актуальным темам в педагогике и методике преподавания.
5. Наблюдение и анализ уроков молодого педагога
Начните регулярное посещение уроков молодого педагога с последующим разбором. Это могут быть как наставник, так и методист или заместитель директора.
По результатам наблюдений предоставьте конструктивную обратную связь, отметьте сильные стороны и предложите рекомендации для улучшения.
6. Создание портфолио профессиональных достижений
Начните совместно формировать портфолио. Поощряйте молодого педагога к созданию портфолио, куда будут включены методические разработки, планы уроков, отзывы наставников, анализы уроков и результаты участия в конкурсах.
Помогите педагогу отслеживать его прогресс через развитие портфолио.
7. Стимулирование участия в профессиональных конкурсах и проектах
Посоветуйте молодому педагогу принять участие в профессиональных конкурсах для педагогов, а также в школьных и межшкольных проектах, что способствует развитию новых компетенций. Дайте рекомендации по подготовке, помогите с материалами.
8. Обеспечение доступа к профессиональной литературе и ресурсам
Организуйте доступ молодого педагога к современным методическим пособиям, литературе по педагогике и методике преподавания. Поделитесь ссылками на онлайн-библиотеки, образовательные платформы, курсы и вебинары.
9. Периодическая аттестация и оценка результатов
Проведите промежуточную аттестацию молодого педагога для оценки его профессионального роста. Проанализируйте его успехи. Это поможет выявить области, требующие дальнейшего улучшения, и откорректировать индивидуальный план развития.
10. Эмоциональная поддержка и создание благоприятной атмосферы
Не забудьте оказать эмоциональную поддержку, помогите справиться с профессиональными трудностями и стрессом.
Создайте среду для обмена опытом. Для этого организуйте неформальные встречи и круглые столы, где молодые педагоги могут делиться своими впечатлениями, проблемами и успехами с коллегами.
