Консультируем воспитателей, как подготовить аналитический отчет за учебный год
Ежегодно по окончании учебного года педагог анализирует проделанную работу и предоставляет результаты в виде отчета. Схема анализа может быть произвольной. Но она обязательно должна отражать все аспекты и особенности работы педагога.
Для чего нужен этот отчет
Педагогический аналитический отчет – один из важнейших элементов отчетной документации дошкольной организации. Он предусматривает анализ внутренней информации и необходим для того, чтобы
- подвести итоги проделанной работы за год в каждой возрастной группе;
- грамотно составить план дальнейшей деятельности воспитателя;
- приложить к аттестационному портфолио;
- установить преемственность работы в минувшем и новом учебном году;
- составить очередной годовой план ДО.
Самое главное в отчете – анализ. Основная его часть – разбор и оценка фактических данных, а сами данные могут быть вынесены в приложения в виде таблиц. Это сделает отчет компактным и содержательным.
Анализ работы – это не просто констатация фактов о проделанной работе, но и анализ: что и как было сделано? что удалось и что не получилось? Анализ деятельности педагогов нужен для того, чтобы понимать фактическое состояние воспитательно-образовательного процесса, эффективность деятельности и обоснованность применения способов и средств воздействия на достижения целей, а также для объективной оценки полученных результатов.
Как составлять аналитический отчет
Технология написания отчета предусматривает пять этапов:
- Этап 1-й – собрать данные о состоянии воспитательно-образовательного процесса: наблюдения, беседы, тестирование, анкетирование и т. д.
- Этап 2-й – изучить и проанализировать полученные данные.
- Этап 3-й – определить, какие факторы и условия оказывают положительное влияние на конечный результат.
- Этап 4-й – выявить проблемы.
- Этап 5-й – найти способы устранения выявленных недостатков.
Для наглядности посоветуйте педагогам использовать табличную форму данных или представить информацию в виде диаграмм и графиков.
Важно
Обратите внимание воспитателей на то, что язык отчета обязательно должен быть деловым, а изложение – кратким и ясным.
Чтобы грамотно составить отчет, воспитателю нужны будут следующие документы:
- перспективный и календарный планы работы с детьми за прошедший год;
- план и анализ проведенных мероприятий;
- результаты мониторинга освоения детьми основной образовательной программы ДО;
- план и результаты взаимодействия с родителями: отзывы, анкетирование и т. д.
Алгоритм составления отчета
- Пункт 1-й. Общая характеристика группы
Воспитатель указывает данные о количестве и возрасте детей на начало и конец года. Обязательно уточняет, сколько среди них девочек и мальчиков, описывает особенности развития и взаимоотношений воспитанников в группе. Дает информацию о том, как проходит адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной организации.
- Пункт 2-й. Цели и задачи
Здесь педагог указывает те цели и задачи, которые ставил на этот учебный год.
- Пункт 3-й. Анализ образовательной среды в группе
В этом пункте воспитатель описывает и оценивает условия, обеспечивающие развитие дошкольников. Для этого он берет заполненные таблицы, которые впоследствии станут приложениями к отчету, с фактическим материалом: данными по РППС, проведенным мероприятиям, использованию педагогических технологий и другим составляющим образовательной среды. Его задача – осмыслить данные, которые он собрал в течение года, выделить сильные и слабые показатели, записать, какие внутренние и внешние возможности можно использовать, чтобы образовательная среда в группе была оптимальной. Далее необходимо рассмотреть только самые сильные стороны и результаты образовательной деятельности и самые слабые, проблемные, затем внести их в таблицу анализа:
Сильные стороны | Слабые стороны | Возможности |
---|
- Пункт 4-й. Результаты выполнения образовательной программы
Представляет ожидаемые результаты обучения. Дошкольники должны освоить объем знаний, умений, навыков согласно своей возрастной группе по каждой образовательной области и по каждой организованной учебной деятельности. Этот объем определен в типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения.
- Пункт 5-й. Анализ показателей мониторинга развития умений и навыков
Воспитатель обобщает результаты педагогической диагностики, отмечает, по каким направлениям у дошкольников самые высокие показатели, а по каким – самые низкие. Далее рассматривает возможности для коррекции низких показателей и поддержки точек роста. На основе мониторинга достижений ребенка в соответствии с его возрастом представляет результаты диагностики в виде графиков, диаграмм.
- Пункт 6-й. Краткая характеристика мероприятий, которые провели с детьми
Представляет данные о результатах участия детей в конкурсах, спортивных соревнованиях, кружках, фестивалях и т. п. Сюда же воспитатель может поместить отзывы родителей.
- Пункт 7-й. Личные достижения
Воспитатель анализирует, какая работа была проделана по повышению квалификации и распространению педагогического опыта: прошел ли он курсы повышения квалификации, участвовал ли в семинарах, круглых столах, методических объединениях, профессиональных конкурсах, имеются ли у него печатные работы, ведет ли страницу на сайте или собственный профессиональный сайт и т. д.
- Пункт 8-й. Отчет по самообразованию
Педагог указывает, над какой методической темой и в течение какого срока он работал, описывает цели, задачи, фиксирует, какие источники профессиональной информации он задействовал, оценивает их полезность: изучил…, взял за основу для разработки… Предоставляет отчетность, где обобщен опыт: выступление на педсовете, методическом объединении воспитателей, педагогических чтениях, участие в конкурсах по теме, мастер-класс, показ открытого занятия, которое связано с темой самообразования, и т. д. По результатам можно представить диаграмму. Освещает кружковую деятельность: название, рабочая программа, направление, цели, процент посещаемости кружка детьми, результаты в виде графиков и диаграмм. Какие технологии, в том числе информационно-коммуникационные, педагог использует в рамках темы по самообразованию, приводит примеры использования. Достаточно двух-трех наиболее эффективных технологий.
- Пункт 9-й. Результаты работы с родителями
В этот раздел педагог включает
- образовательные проекты с участием семьи;
- совместные мероприятия, где родители были активными участниками, организаторами, ведущими;
- день открытых дверей;
- круглый стол;
- экскурсии с привлечением родителей;
- совместную стенгазету и другие активные формы взаимодействия с семьями;
- совместные выставки в группе (название выставки, цель, фото поделок, рисунков);
- результаты (грамоты, дипломы);
- родительские собрания-встречи (тема, цель);
- общее родительское собрание (сообщает свой статус участника: делали доклад или сообщение, готовили выступление с детьми своей возрастной группы, компьютерную презентацию, были слушателями). Подкрепляет фотоматериалами с мероприятия.
- Пункт 10-й. Общий вывод о проделанной работе
Указывает, насколько успешно были решены определенные задачи перспективного плана. Определяет цели и задачи на следующий учебный год, дальнейшее направление работы по реализации намеченных стратегий.
Важно
Если воспитатель не знает, как преодолеть возникшие проблемы и не видит возможностей развития точек роста, указанная в отчете проблема побуждает обратиться к опыту коллег и глубже вникнуть в суть.
В качестве проблемных сторон воспитатель отмечает те цели, которых не удалось достичь. Воспитатели не должны бояться низко оценивать свое участие в методических мероприятиях и качество их организации. Умение видеть проблемы в своей деятельности и находить пути их решения свидетельствует о его высоком профессиональном уровне.
Подобный подход к написанию годового аналитического отчета позволяет связать анализ и планирование в единую систему. Качественный анализ позволяет педагогу правильно планировать свою работу, создает дополнительный стимул для профессионального развития.
Напомните воспитателям, что объем отчета не определяет его качество. У начинающего и опытного преподавателей количество представленного материала в отчете может значительно различаться. Отчет должен показывать, видит ли педагог основные проблемы в своей работе и какие планирует меры по их преодолению. Для методиста такие отчеты помогают выстраивать эффективную программу методической поддержки педагогов.
за правильный ответ
Чтобы грамотно составить отчет, воспитателю нужны будут следующие документы:
- перспективный и календарный планы работы с детьми за прошедший год;
- план и анализ проведенных мероприятий;
- результаты мониторинга освоения детьми основной образовательной программы ДО;
- план и результаты взаимодействия с родителями: отзывы, анкетирование и т. д.
