ещё
свернуть
Все статьи номера
№4, 2025
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Консультируем воспитателей, как подготовить аналитический отчет за учебный год

Ежегодно по окончании учебного года педагог анализирует проделанную работу и предоставляет результаты в виде отчета. Схема анализа может быть произвольной. Но она обязательно должна отражать все аспекты и особенности работы педагога.

Для чего нужен этот отчет

Педагогический аналитический отчет – один из важнейших элементов отчетной документации дошкольной организации. Он предусматривает анализ внутренней информации и необходим для того, чтобы

  • подвести итоги проделанной работы за год в каждой возрастной группе;
  • грамотно составить план дальнейшей деятельности воспитателя;
  • приложить к аттестационному портфолио;
  • установить преемственность работы в минувшем и новом учебном году;
  • составить очередной годовой план ДО.

Самое главное в отчете – анализ. Основная его часть – разбор и оценка фактических данных, а сами данные могут быть вынесены в приложения в виде таблиц. Это сделает отчет компактным и содержательным.

Анализ работы – это не просто констатация фактов о проделанной работе, но и анализ: что и как было сделано? что удалось и что не получилось? Анализ деятельности педагогов нужен для того, чтобы понимать фактическое состояние воспитательно-образовательного процесса, эффективность деятельности и обоснованность применения способов и средств воздействия на достижения целей, а также для объективной оценки полученных результатов.

Как составлять аналитический отчет

Технология написания отчета предусматривает пять этапов:

  • Этап 1-й – собрать данные о состоянии воспитательно-образовательного процесса: наблюдения, беседы, тестирование, анкетирование и т. д.
  • Этап 2-й – изучить и проанализировать полученные данные.
  • Этап 3-й – определить, какие факторы и условия оказывают положительное влияние на конечный результат.
  • Этап 4-й – выявить проблемы.
  • Этап 5-й – найти способы устранения выявленных недостатков.

Для наглядности посоветуйте педагогам использовать табличную форму данных или представить информацию в виде диаграмм и графиков.

 Важно

Обратите внимание воспитателей на то, что язык отчета обязательно должен быть деловым, а изложение – кратким и ясным.

Чтобы грамотно составить отчет, воспитателю нужны будут следующие документы:

  • перспективный и календарный планы работы с детьми за прошедший год;
  • план и анализ проведенных мероприятий;
  • результаты мониторинга освоения детьми основной образовательной программы ДО;
  • план и результаты взаимодействия с родителями: отзывы, анкетирование и т. д.

Алгоритм составления отчета

  • Пункт 1-й. Общая характеристика группы

Воспитатель указывает данные о количестве и возрасте детей на начало и конец года. Обязательно уточняет, сколько среди них девочек и мальчиков, описывает особенности развития и взаимоотношений воспитанников в группе. Дает информацию о том, как проходит адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной организации.

  • Пункт 2-й. Цели и задачи

Здесь педагог указывает те цели и задачи, которые ставил на этот учебный год.

  • Пункт 3-й. Анализ образовательной среды в группе

В этом пункте воспитатель описывает и оценивает условия, обеспечивающие развитие дошкольников. Для этого он берет заполненные таблицы, которые впоследствии станут приложениями к отчету, с фактическим материалом: данными по РППС, проведенным мероприятиям, использованию педагогических технологий и другим составляющим образовательной среды. Его задача – осмыслить данные, которые он собрал в течение года, выделить сильные и слабые показатели, записать, какие внутренние и внешние возможности можно использовать, чтобы образовательная среда в группе была оптимальной. Далее необходимо рассмотреть только самые сильные стороны и результаты образовательной деятельности и самые слабые, проблемные, затем внести их в таблицу анализа:

Сильные стороныСлабые стороныВозможности
  • Пункт 4-й. Результаты выполнения образовательной программы

Представляет ожидаемые результаты обучения. Дошкольники должны освоить объем знаний, умений, навыков согласно своей возрастной группе по каждой образовательной области и по каждой организованной учебной деятельности. Этот объем определен в типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения.

  • Пункт 5-й. Анализ показателей мониторинга развития умений и навыков

Воспитатель обобщает результаты педагогической диагностики, отмечает, по каким направлениям у дошкольников самые высокие показатели, а по каким – самые низкие. Далее рассматривает возможности для коррекции низких показателей и поддержки точек роста. На основе мониторинга достижений ребенка в соответствии с его возрастом представляет результаты диагностики в виде графиков, диаграмм.

  • Пункт 6-й. Краткая характеристика мероприятий, которые провели с детьми

Представляет данные о результатах участия детей в конкурсах, спортивных соревнованиях, кружках, фестивалях и т. п. Сюда же воспитатель может поместить отзывы родителей.

  • Пункт 7-й. Личные достижения

Воспитатель анализирует, какая работа была проделана по повышению квалификации и распространению педагогического опыта: прошел ли он курсы повышения квалификации, участвовал ли в семинарах, круглых столах, методических объединениях, профессиональных конкурсах, имеются ли у него печатные работы, ведет ли страницу на сайте или собственный профессиональный сайт и т. д.

  • Пункт 8-й. Отчет по самообразованию

Педагог указывает, над какой методической темой и в течение какого срока он работал, описывает цели, задачи, фиксирует, какие источники профессиональной информации он задействовал, оценивает их полезность: изучил…, взял за основу для разработки… Предоставляет отчетность, где обобщен опыт: выступление на педсовете, методическом объединении воспитателей, педагогических чтениях, участие в конкурсах по теме, мастер-класс, показ открытого занятия, которое связано с темой самообразования, и т. д. По результатам можно представить диаграмму. Освещает кружковую деятельность: название, рабочая программа, направление, цели, процент посещаемости кружка детьми, результаты в виде графиков и диаграмм. Какие технологии, в том числе информационно-коммуникационные, педагог использует в рамках темы по самообразованию, приводит примеры использования. Достаточно двух-трех наиболее эффективных технологий.

  • Пункт 9-й. Результаты работы с родителями

В этот раздел педагог включает

  • образовательные проекты с участием семьи;
  • совместные мероприятия, где родители были активными участниками, организаторами, ведущими;
  • день открытых дверей;
  • круглый стол;
  • экскурсии с привлечением родителей;
  • совместную стенгазету и другие активные формы взаимодействия с семьями;
  • совместные выставки в группе (название выставки, цель, фото поделок, рисунков);
  • результаты (грамоты, дипломы);
  • родительские собрания-встречи (тема, цель);
  • общее родительское собрание (сообщает свой статус участника: делали доклад или сообщение, готовили выступление с детьми своей возрастной группы, компьютерную презентацию, были слушателями). Подкрепляет фотоматериалами с мероприятия.
  • Пункт 10-й. Общий вывод о проделанной работе

Указывает, насколько успешно были решены определенные задачи перспективного плана. Определяет цели и задачи на следующий учебный год, дальнейшее направление работы по реализации намеченных стратегий.

 Важно

Если воспитатель не знает, как преодолеть возникшие проблемы и не видит возможностей развития точек роста, указанная в отчете проблема побуждает обратиться к опыту коллег и глубже вникнуть в суть.

В качестве проблемных сторон воспитатель отмечает те цели, которых не удалось достичь. Воспитатели не должны бояться низко оценивать свое участие в методических мероприятиях и качество их организации. Умение видеть проблемы в своей деятельности и находить пути их решения свидетельствует о его высоком профессиональном уровне.

Подобный подход к написанию годового аналитического отчета позволяет связать анализ и планирование в единую систему. Качественный анализ позволяет педагогу правильно планировать свою работу, создает дополнительный стимул для профессионального развития.

Напомните воспитателям, что объем отчета не определяет его качество. У начинающего и опытного преподавателей количество представленного материала в отчете может значительно различаться. Отчет должен показывать, видит ли педагог основные проблемы в своей работе и какие планирует меры по их преодолению. Для методиста такие отчеты помогают выстраивать эффективную программу методической поддержки педагогов.

 
Звезда
за правильный ответ
Проверь себя!
Неправильно
Правильно!
Нужен ли преподавателю календарный план, чтобы составить аналитический отчет?

Чтобы грамотно составить отчет, воспитателю нужны будут следующие документы:

  • перспективный и календарный планы работы с детьми за прошедший год;
  • план и анализ проведенных мероприятий;
  • результаты мониторинга освоения детьми основной образовательной программы ДО;
  • план и результаты взаимодействия с родителями: отзывы, анкетирование и т.  д.
Нет, не нужен. Для отчета достаточно использовать результаты мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ проведенных мероприятий.
Да, в числе прочих документов, нужен и календарный план.