Как организовать исследовательскую проектную деятельность детей. Паспорт проекта «Космос»
Проекты в детском саду бывают разные. В этой статье расскажем об исследовательской проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Ее цели – развивать свободную творческую личность дошкольника, его индивидуальность, самостоятельность, формировать проектные навыки, мотивировать к познавательной активности. Не всегда воспитатели организуют с детьми именно проекты. Порой они предлагают задания, в которых дети не могут проявить инициативу и самостоятельность, или организуют разные виды детской деятельности и просто объединяют их одной темой. Читайте в статье, какую деятельность с детьми можно считать проектной и какие этапы включает исследовательская проектная деятельность.
Изучите теоретический аспект проектной деятельности дошкольников
Прежде чем организовать проектную деятельность с детьми и включить ее в образовательный процесс, рекомендуйте педагогам изучить теоретический аспект этого метода обучения. Это поможет педагогам лучше понять цели и задачи детско-взрослого проекта, а также особенности его организации, которые нужно учитывать в работе с детьми дошкольного возраста. Приведем краткую справку.
← Нажмите, чтобы посмотреть полностью

Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду. Технология педагогического проектирования позволяет педагогам осуществлять интеграцию содержания дошкольного образования, комбинировать формы работы с детьми и виды детской деятельности, решать образовательные задачи в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников, взаимодействовать с семьями воспитанников. Но главное – участие ребенка в проекте делает его активным участником образовательного процесса, дает импульс для саморазвития. Ведь опыт самостоятельной деятельности, который получает ребенок в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, ставит его в ситуацию успешности. Если педагог учитывает все эти особенности в работе с детьми над проектом, такую деятельность можно считать проектной.
Придерживайтесь основных этапов проектной деятельности
Основу исследовательского проекта составляют вопросы, которые дети задают педагогу, когда наблюдают за окружающими их предметами или явлениями. Например, почему это движется, от чего это зависит, что находится внутри и др. Дети от природы любознательны, и в этих вопросах проявляется их познавательная исследовательская активность. В ходе проектной деятельности ребенок получает ответы на свои вопросы, но для этого он исследует эти предметы или явления в процессе совместной с педагогом познавательно-исследовательской деятельности. Поэтому в исследовательской проектной деятельности условно можно выделить три этапа.
На подготовительном этапе воспитатель определяет проблемное поле для предстоящего исследования. Для этого педагог выясняет, что интересует детей, на какие вопросы они хотят получить ответ. Определить проблемное поле воспитатель может тремя способами. Первый способ – создать ситуации, в ходе которых дети самостоятельно формулируют вопросы и задачи исследовательской деятельности, а воспитатель фиксирует их внимание, помогая формулировать вопросы. Второй способ – внимательно понаблюдать за деятельностью детей, выявить интересы каждого ребенка и помочь сформулировать исследовательскую задачу. Третий способ – привлечь родителей, которые вместе с ребенком сформулируют исследовательскую задачу проекта и затем будут активно в нем участвовать.
В ходе основного этапа дети включаются в проектную деятельность, реализуют свои замыслы через разные формы и виды детской деятельности: рассуждают, рисуют, опрашивают, получают информацию от взрослых из книг и телепередач, проверяют правильность ответа и т. д. Исследовательский проект может быть оформлен в виде книги, где каждая страница – иллюстрация результата отдельного этапа работы. На этом этапе важна помощь взрослых: педагога, родителей, старшего брата или сестры. Взрослые выполняют вспомогательную функцию: подписывают, объясняют, помогают найти информацию в разных источниках, подводят ребенка к самостоятельным выводам и заключениям.
Заключительный этап – защита проекта. На этом этапе взрослый помогает детям составить рассказ о проделанной работе. Если исследование носило индивидуальный характер, воспитатель определяет время каждому ребенку для защиты проекта. Если на этом этапе присутствуют родители, защита проекта может быть совместной. Если в исследовании участвовала группа детей, воспитатель организует защиту проекта так, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проведенной им работе, высказать свое мнение.
По итогам работы над проектом воспитатель может создать в группе «научный центр», оформить выставку и т. п. Чтобы закрепить и систематизировать материал, который представили дети в проектах, педагог придумывает и организует различные задания и интеллектуальные игры.
Темы исследовательских проектов могут быть самыми разными: «Наши имена», «Моя семья, моя родословная», «История маленькой ложечки», «Какие бывают книги?», «Как сберечь электричество?», «Путешествие в подземный мир транспорта» и др. Важно, чтобы проект был направлен на решение настоящей, а не выдуманной проблемы, которая представляет интерес и имеет для детей жизненно-практическую значимость. Дети задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как неведомый мир неба интересен им, будоражит их детскую фантазию. В преддверии Дня космонавтики в рамках тематической недели «Космическое путешествие» воспитатель может организовать с детьми проект на тему «Удобно ли человеку в космосе?». Методический паспорт проекта и практические материалы к нему читайте ниже.
Приложение
← Кликните по картинке, чтобы посмотреть ее в полном размере
Практический материал к проекту «Удобно ли человеку в космосе?»
