ещё
свернуть
Все статьи номера
№4, 2021
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Творческий проект к 30-летию Независимости РК: как выполнить поручение президента и повысить знания детей о родном крае на 35 %

Учитывая, что президент объявил 2021 год годом 30-летия Независимости Казахстана, приоритетным направлением в работе большинства дошкольных организаций стало нравственно-патриотическое воспитание ребенка. Один из этапов работы с детьми по этому направлению – накопление жизненного опыта о своем родном крае и приобщение к его культурным ценностям. Ваши коллеги разработали краткосрочный творческий проект, который помог решить задачи годового плана и повысить уровень знаний детей об историческом, географическом, природно-экологическом своеобразии родного края на 35 %. В статье дадим поэтапный алгоритм, как реализовать проект, поможем с диагностикой уровня знаний детей и поделимся готовым планом мероприятий.

Какие задачи по патриотическому воспитанию поможет решить проект

Проект «Люблю тебя, мой край родной!» предназначен для детей группы предшкольной подготовки. Он поможет комплексно подойти к патриотическому воспитанию дошкольников, расширит их знания об истории родного края и приобщит к знаменательным событиям через коллективную творческую деятельность.

Задачи проекта

  • Ознакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и современном культурном облике родного города.
  • Привить бережное отношение к достопримечательностям, культурным ценностям, природе родного города.
  • Развить связную речь детей, обогатить и активизировать словарь дошкольников.
  • Активизировать мыслительную деятельность.
  • Научить создавать новый творческий продукт.
  • Воспитать эстетическое и эмоционально-ценностное отношение к родному краю и своей творческой деятельности.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (два месяца).

Поэтапный алгоритм, который поможет реализовать проект

Проект разделите на три этапа: подготовительный, основной и завершающий. Вначале воспитатели определяют, насколько хорошо дети и родители знают историю родного города, и составляют перспективный план. На основном этапе пусть следуют плану мероприятий: знакомят детей с достопримечательностями родного края. На завершающем этапе воспитатели проводят итоговое диагностирование уровня знаний и защищают проект.

1

этап

Подготовительный

На этом этапе поручите воспитателям изучить литературу об истории города и о том, как развивалось в нем дошкольное образование. На основе этих знаний они смогут разработать концепцию творческого проекта и составить план мероприятий. В качестве примера смотрите список литературы, который использовали авторы проекта.

Литература для изучения истории г. Алматы

1. В. Проскурин. «Три столицы в лицах: Верный, Алма-Ата, Алматы». Издательство «Алматы», 2002.
2. М. К. Козыбаев, М. Х. Асылбеков «История города Алматы с древнейших времен до наших дней». Издательство «Алматы», 2010.
3. Г. Айдаров. Алма-Ата: осколки города Верного.
4. О. Сулейменов. Сборник стихов «Алматы», 2011.
5. Энциклопедия Алматы. Казахстан.

Методическая литература
1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Астана, 2016.
2. Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения детей от 1 до 6 (7) лет. Астана, 2016.
3. В. В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. М: Мозаика – Синтез, 2008.
4. К. С. Ильяшева. Художественная литература «Капелька». Методическое пособие для педагогов предшкольной подготовки детей 6 (7) лет. Алматы, 2016.

Литература для детей

М. Турежанов «Маленький садовод»
К. Ильяшева «Как маленький Екендир ездил в Алматы»
К. Баянбаев «Приходите в гости!»
К. Ильяшева «Наш казахский дастархан»
О. Олегова «Я расту достойной сменой»

Чтобы оценить уровень знаний, воспитатели проводят диагностику среди детей, а родителям раздают анкету «Знаете ли вы свой город?». Образцы заданий, которые помогут провести диагностику, и вопросы анкеты смотрите ниже.


Приложение 1

Приложение 2


Какие мероприятия включить в план

В план включите мероприятия, которые будут знакомить детей с историческим и культурным прошлым родного города, развивать речь и воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному краю. Это могут быть посещение музея, открытые ОУД, дидактические и сюжетно-ролевые игры, конструирование. Воспитателям поручите составить свой план, учитывая исторические и культурные особенности родного города, или дайте им готовый.

Перспективное планирование творческого проекта

Скачать

2

этап


Основной

На основном этапе воспитатели реализуют проект в соответствии с перспективным планом: водят детей в краеведческие и исторические музеи, устраивают экскурсии к городским памятникам, проводят учебную деятельность по конструированию, ФЭМП и развитию речи. Во второй половине дня готовят материал и оборудование, чтобы создать макет города в различные исторические периоды.

Чтобы повысить интерес к проекту, воспитатели пополняют развивающую среду в группе материалами, которые связаны с содержанием проекта «Люблю тебя, мой край родной!». Например, фотоальбомами «Добро пожаловать в город Алматы», «Алматы – 1 000 лет».

Задействовать родителей в проекте поможет домашнее задание. Пусть воспитатели попросят родителей создать вместе с детьми коллаж «Моя семья в культурной жизни города». Итоги работы можно показать, организовав галерею детских работ и семейных коллажей.

3

этап

Завершающий

На третьем этапе воспитатели проводят ОУД по предметам «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром», обобщают опыт детей и систематизируют материалы.

Далее воспитатели проводят итоговую диагностику. Она поможет отследить динамику уровня сформированности знаний детей об истории и достопримечательностях родного края. Для этого пусть зафиксируют данные начальной и итоговой диагностик в диаграммах.

В группе предшкольной подготовки, в которой реализовали творческий проект, результаты диагностики показали прирост в 35 %. Если на начальном этапе высокий уровень знаний об истории родного города показали лишь 19 % детей, то на завершающем этапе проекта он составлял уже 54 %. Почти половина дошколят (44 %) не смогла пройти начальную диагностику: дети не могли совсем или затруднялись отвечать на вопросы о родном городе. После серии ОУД и самостоятельной работы вне занятий по ознакомлению с окружающим миром посредством информационных и мультимедийных технологий уровень знаний детей при повторной диагностике этот показатель снизился до 4 %. Комплексная работа по реализации плана помогла активизировать и пополнить словарный запас детей, расширить их знания о родном крае.

По итогам работы организуйте защиту проекта с выступлениями воспитателей.

Работа над проектом повысит интерес и уровень знаний дошкольников об истории родного города, познакомит со знаменательными местами горожан, покажет духовную связь человека с малой родиной, а значит, поможет выполнить задачи патриотического, эстетического и нравственного воспитания.

№4, 2021
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Методики раннего развития детей по Масару Ибука, Глену Доману и Никитиным: как применять на практике

Исследования Колумбийского университета показали, что дети, которые обучались по программам раннего развития, более успешны в жизни: легче трудоустраиваются и больше зарабатывают. Кроме того, ученые доказали критическое значение первых трех лет жизни для развития человеческого мозга. Поэтому раннее развитие детей становится одной из приоритетных задач дошкольного образования. В статье рассмотрим три авторские методики, по которым можно работать с детьми раннего возраста, и научим применять их в своей работе.

Методика раннего развития Глена Домана

Глен Доман — врач-нейрофизиолог. Он доказал, что до 6-летнего возраста человек воспринимает в три раза больше информации, чем в последующие годы. Поэтому его методика разработана для младенцев с 3 месяцев. В этот период тренируют зрительную память и развивают физические навыки. В теории методику применяют до 7 лет, поскольку до этого возраста происходит активное развитие головного мозга.

В основе методики – интеллектуальное развитие и физическое воспитание детей. Физическое воспитание заключается в ранней тренировке всех групп мышц с самого рождения: от переворачивания и ползания до серьезных спортивных занятий, ведь умственный потенциал напрямую зависит от физических возможностей тела.

Основой интеллектуального развития является информация. Минимальную единицу информации Глен Доман называет битом. Если обучаете ребенка чтению, то бит представляет собой точную картинку или фотографию какого-то слова, если обучаете математике, то бит – это скопление точек, соответствующих определенной цифре. Биты объединяются в категорию по десять или более картинок.

Как работать по методике

Покажите ребенку картинку и громко произнесите ее название. Карточки показывайте на расстоянии 45 см от лица ребенка. В течение 15 секунд покажите 15 карточек, т. е. на каждую карточку отводите не более 1 секунды. Через некоторое время занятие повторите, но уже с новыми карточками. Основное правило: показывайте каждый бит 30 раз – три раза в день в течение 10 дней.

Занятия организовывайте в утренние часы, когда детский мозг лучше всего воспринимает новую информацию.

Методика, по которой Доман предлагает учить ребенка чтению, основывается на механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу. По мнению Глена Домана, со временем ребенок сам постигнет законы, по которым письмо передает устную речь. Важно в момент занятий не перегружать ребенка лишней информацией. Если вы показываете карточку с изображением мамы, то достаточно лишь громко сказать «мама», избегая дополнительных комментариев или дополнений. От карточек со словами переходят к карточкам со словосочетаниями и целыми предложениями.

Завершающий этап – чтение книги. На протяжении нескольких дней ребенку читают одну и ту же книгу. На определенном этапе ребенок захочет ее самостоятельно прочитать. 

Обучение математике по Доману заключается в работе с точками, которые обозначают количество предметов. Например, чтобы ребенку объяснить, что такое 1+3, разложите три карточки в следующей последовательности: с одной точкой, с двумя точками, с тремя точками. Показываете на первую карточку и произносите: «Один». Далее добавляете: «Плюс» – и показываете на вторую карточку с двумя точками: «Два». Подытоживаете сказанное: «Равняется три» – и показываете на третью карточку.

Чтобы начать действия с примерами, дети сначала визуально должны запомнить все карточки с количеством точек.

Изготовить карточки по методике Глена Домана можете самостоятельно: возьмите белый двухсторонний картон размером 28х28 см и сделайте нужные надписи красным маркером. При этом высота букв должна быть не меньше 2,5 см. Если бит представляет картинку, с внутренней стороны карточки напишите его название. Если выбранный объект расположен на фоне или ему соответствует надпись, вырежьте и приклейте его к белому картону.

Систематизируйте карточки битов по принципу от общего к частному. Например, вначале поделите животный мир на категории «Насекомые», «Животные», «Птицы», затем постепенно детализируйте.

Несмотря на высокую эффективность методики Домана и феноменальные показатели детей, которые по ней занимались, педагоги выделяют в ней существенные недостатки:

  • отсутствие игровой составляющей: работа идет путем постоянного показа карточек;
  • информация дается в готовом виде – нет развития аналитического и критического мышления;
  • отсутствуют задания для развития творческого потенциала.

Чтобы ребенок получил всестороннее развитие, используйте эту методику в сочетании с другими, где предусмотрено развитие креативных способностей детей.

Методика Масару Ибука

Взгляды японского инженера и изобретателя Масару Ибука на развитие детей методикой называют условно. По сути это не методика обучения, а действенные рекомендации для воспитания всесторонне развитой личности.

Свои рекомендации он описал в книге «После трех уже поздно», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. В отличие от заумных учебников простым и понятным языком основатель компании Sony объяснял, как сделать так, чтобы ребенок легко играл на скрипке в 3 года, решал сложные примеры и читал серьезные произведения.

Мотивом создания книги стало заболевание его сына в раннем детстве, в результате которого тот заметно умственно отставал от других детей. Чтобы преодолеть эту трагедию, Масару Ибука стал ежедневно заниматься с сыном. Именно этот опыт он и описал в своем бестселлере.

Рекомендации Масару Ибука

  • Учите с ребенком как можно больше стихов: его мозг может удержать в памяти огромное количество коротких стихотворений. Чем интенсивнее используете память ребенка, тем лучше она развивается и функционирует. Идеально для этого подойдут стихо-творения А. Барто и К. Чуковского.
  • Вносите разнообразие в занятия: ребенку полезно постоянно пробовать свои силы.
  • Практикуйте телесный контакт ребенка и родителей. Это положительно сказывается на интеллекте ребенка и способствует воспитанию чуткого и восприимчивого человека.
  • Не стремитесь окружить ребенка большим количеством игрушек: это не только рассеивает его внимание, но и отрицательно влияет на развитие нестандартного мышления, фантазии и изобретательности.
  • Как можно раньше дайте малышу карандаши, краски, фломастер, ножницы. Всё, что ребенок делает своими руками: рисует, рвет бумагу или разбрасывает игрушки – развивает его творческие способности и интеллект.
  • Больше двигайтесь: пешие прогулки стимулируют мыслительный процесс.

Задача воспитателя – ознакомить родителей с этими рекомендациями, проводить семинары, беседы. Это поможет выстроить тесный контакт между семьей и детским садом и развить всесторонне развитого ребенка.

Методика семьи Никитиных

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – педагоги и многодетные родители. В 60–70-е годы они прославились тем, что воспитывали своих семерых детей по необычной методике. В одном из последних интервью Елена Никитина отмечала, что «... у всех народов в принципе была эта самая методика раннего развития. Монголы, например, ребенка, который еще и ходить-то не ходил, уже сажали на коня. А как было в русской крестьянской семье? Ребенок рождался, подрастал и уже в пять-шесть лет и пол в избе мел, и печку топил. Ребенок жил, наблюдая за взрослыми, за природой. А главная опасность нынешней моды на раннее образование (не развитие!) как раз в том, что в итоге получаются книжные, неумелые, неслышащие и невидящие настоящей жизни люди».

Принципы методики Никитиных

Основные принципы своей методики авторы определяют следующим образом. Во-первых, необходима свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, обязательны родительское неравнодушие к тому, что и как у детей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще в самой жизни детей.

У родителей и воспитателей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка.

Для эффективного интеллектуального развития детей Борис Никитин разработал целую серию игр, которая и легла в основу методики обучения. Главное отличие никитинских игр – их многофункциональность и безграничный простор для творчества. Одна и та же игра подходит и для ребенка 3 лет, и для взрослого человека. Именно поэтому игры Никитиных получили популярность среди воспитателей дошкольных организаций.

Каждая игра – это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции – и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.

Принципы игр

  • Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач, а также подсказывать. Осуществляя решение практически, ребенок учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  • Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки.

По мере освоения игры ребенок сам придумывает задания, узор, фигуру и т. д. Далее – пример игры Никитиных «Уникуб».

«Уникуб» – это универсальные кубики, которые знакомят ребенка с трехмерным пространством. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом, чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Используют всего три цвета. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1,5–3 лет, а самые сложные доступны далеко не всем взрослым.

Кроме того, популярность получили такие игры, как «Дроби», «Рамки и вкладыши», «Сложи квадрат», «Сложи узор». Использование этих игр в образовательном процессе способствует развитию логического, пространственного мышления, сообразительности, цветовосприятия, художественных и конструкторских способностей, а также фантазии и внимания.

Как и любая другая методика раннего развития система Никитиных не может в полном объеме быть внедрена в образовательный процесс дошкольной организации. Но каждый воспитатель может адаптировать ее в зависимости от индивидуальных особенностей детей группы.

Авторы всех трех рассмотренных методик настаивают на том, что раннее развитие направлено не на воспитание гениев, а на своевременное раскрытие истинных способностей человека.

№4, 2021
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Экопроект для дошкольников «Подарим вторую жизнь мусору»

Научить дошкольников бережно относиться к природе можно через экопроекты. Они помогут развить в детях исследовательские и коммуникативные навыки и привлечь родителей к сотрудничеству. В качестве примера смотрите разработку проекта, который можно реализовать с детьми старшего дошкольного возраста.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Цель проекта:

  • познакомить детей с проблемами охраны окружающей среды;
  • обратить внимание детей на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу;
  • формировать у детей познавательно-исследовательский интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Задачи проекта:

  • развивать умение видеть экологическую проблему и находить пути ее решения;
  • формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
  • развивать навыки экспериментирования, поисково-исследовательские умения;
  • побуждать детей к творческой деятельности через изготовление поделок и инвентаря из мусора;
  • привлекать родителей к совместной деятельности с ребенком в качестве волонтеров в условиях семьи и дошкольной организации.

Предполагаемый результат

  • Повысится уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами, бытовым мусором.
  • Повысится уровень поисково-исследовательской деятельности детей, навыки экспериментирования.
  • Участники проекта будут знать, что бытовой мусор можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды.

Проект поможет детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Дети запомнят, что нужно бережно относиться к вещам, узнают, что из предметов на выброс можно мастерить оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. При покупке продуктов ребята будут обращать внимание на упаковку товара и отдавать предпочтение той, которая сделана из вторсырья или может быть в дальнейшем переработана.

Этапы реализации проекта

Проект организуйте в три этапа. На первом этапе соберите информацию о проблеме бытового мусора, подберите нужную литературу для подготовки теоретического и практического материала и проведите анкетирование среди родителей. Составьте план дальнейшей работы. Пример плана смотрите ниже.

На втором этапе проведите консультации для родителей и педагогов. Объясните родителям, как важно их участие в качестве волонтеров по сбору и сортировке бытового мусора. Проведите с дошкольниками опыты и эксперименты, которые познакомят их со свойствами бумаги, пластмассы и стекла. Организуйте виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы Казахстана и других стран.

На третьем этапе в рамках педсовета проведите защиту проекта, покажите коллективу презентацию по итогам работы. Наглядно продемонстрируйте поделки из бросового материала на выставке, организованной в фойе.

Продукты проектной деятельности:

  • картотека опытов и экспериментов;
  • картотека экологических мультфильмов и видеоматериала;
  • поделки из бросового материала;
  • выставка рисунков «Мусор земле не товарищ»;
  • папки-передвижки, книжки-малышки;
  • экологические знаки;
  • дневник наблюдений с результатами эксперимента «Как разлагается мусор».
План реализации проекта

Скачать