Игротека цвета для детей. Опыт финалиста конкурса «Воспитатель года»

Чтобы научить детей различать цвета, есть разные варианты заданий. Например, выбрать из трех предметов один «лишний» другого цвета, повязать игрушке косынку цвета ее одежды. Также можно предложить ребенку составить узор-орнамент из элементов разных цветов, отобрать из фигур все одного цвета, раскрасить фигуры с отметками, чтобы проявился рисунок. Чтобы эти задания не наскучили детям, наполните новым содержанием известные детям игры и используйте необычное оборудование.
Игра «Сортировщик»
Игра подходит для детей любого возраста, в том числе для детей с особенностями развития. С ее помощью можно отрабатывать навыки сортировки предметов по материалу, из которых они сделаны, и по цвету, развивать навыки ориентировки в пространстве, закреплять лексические темы, счет.
В младшей группе для игры понадобятся три однотонные корзины разных цветов и карточки по цвету корзин. В качестве карточек можно использовать предметы-заменители, например, «фантики». В старшей группе понадобятся четыре корзины и карточки с изображениями предметов на лицевой стороне. Это могут быть однотонные рисунки, например, синие бутылки для синей корзины, банан или лимон для желтой корзины и т. д., а могут быть и тематические картинки с предметами четырех категорий.
По правилам игры дети вместе принимают решение, в какую корзину какую карточку положить. Такая совместная деятельность развивает у дошкольников коммуникативные навыки, сплачивает детский коллектив.
Когда дети научатся сортировать предметы по цвету, можно постепенно усложнять задания и решать другие задачи. Например, развивать математические представления: предложить детям сортировать предметы определенной формы или с определенным количеством деталей, развивать речь, фонематическое восприятие: попросить распределить по корзинам предметы, названия которых начинаются на одинаковую букву.

Игры с цветовым ковриком
Играть с цветовым ковриком могут дети любого возраста. С младшими дошкольниками достаточно отрабатывать сортировку по цвету. Для этого попросите их взять свободные круги из корзинки и положить на круги такого же цвета на коврике. Детям старше четырех лет можно предлагать более сложные задания. Например, искать не круг такого же цвета, а фрагмент из 3–5 кругов. Для этого заготовьте фигуры, которые в точности повторяют фрагменты цветового коврика. Такое задание развивает внимание, пространственное мышление и восприятие цвета.

Чтобы развивать у детей межполушарные связи и учить ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание и быстро реагировать, предложите им игру «Покажи двумя руками одновременно». Задача детей – показать указательными пальцами обеих рук на круги одного цвета в разных частях коврика.
Чтобы развивать у детей математические способности, предложите выкладывать столько кругов одного цвета или разных цветов, сколько указано на цифре перед ними. Если ребенок будет выкладывать круги разных цветов, можно попросить посчитать, сколько кругов каждого цвета он взял.
Чтобы учить детей читать, а также развивать слухоречевую память и внимание, закрепите за кругами слоги: достаточно трех-четырех слогов. Подготовьте легенду для задания: распечатайте слоги в столбик, положите по одному цветному кругу рядом. Цвета не должны повторяться. Предложите детям «читать коврик»: смотреть на круг и, если круг такого цвета есть в легенде, читать слог, за которым вы закрепили круг этого цвета.
Важно не только заучить с детьми основные цвета и их оттенки, но и показать, где именно какие цвета встречаются. Например, когда дети будут изучать времена года, обратите их внимание на цвет листьев летом и осенью. Когда будете рассказывать про погоду, разберите цвета радуги, облаков и туч.
Чтобы развивать у детей логическое мышление, учить их устанавливать закономерность и последовательность, предложите две игры со схемами. В первом варианте подготовьте мини-коврик из 12 кругов: 3 – в ширину, 4 – в длину и схему с 12 кружочками со стрелками от одного круга к другому. Постепенно добавляйте стрелки: их может быть три для трехлетних детей, четыре – для четырехлетних и т. д. Используйте сюжеты, например, нужно помочь лягушке допрыгать по самым крепким кочкам до домика, пчелкам – сесть на самые яркие цветы – круги.
Для второго варианта игры со схемами необходимо подготовить карточки. На них изобразить последовательность из десяти кругов, которые расположены по прямой линии, и поставить между ними стрелки в одном направлении. Предложите детям выкладывать части этой последовательности из кругов с коврика, например, с первого по пятый круг или со второго по восьмой.
Игра «Найди по адресу»
Еще одна игра «Найди по адресу» научит детей ориентироваться по координатам и таблицам. Задача детей – разложить цветные круги в квадраты по тем координатам, которые указаны цветом круга. Например, если красным написано «Б2», а зеленым – «В4», то ребенок кладет красный круг на ячейку «Б2», а зеленый – на «В4».

Для игры подготовьте поле-таблицу 6×6 ячеек. Ячейка в правом верхнем углу – пустая, в первом столбце от второй до шестой ячейки напишите буквы от А до Д, в первой строке от второй до шестой ячейки – числа от 1 до 5. «Адреса» кругов можно каждый раз писать заново.

Викторина и крестики-нолики
Обращайте внимание детей на то, как во время игры в крестики-нолики выстраиваются значки: горизонтально, вертикально, по диагонали. Так дети лучше освоят эти понятия
Чтобы развивать логическое мышление у старших дошкольников, проведите викторину по цветам и совместите ее с игрой в крестики-нолики. Чтобы детям было интереснее, сделайте большое поле 50×50 см и вырежьте наборы крестиков и ноликов разных цветов.
Перед викториной предложите детям выбрать, какими «крестиками» или «ноликами» будут играть их команды. Главное, чтобы они назвали цвет. Затем объясните детям правила: команды по очереди получают вопрос, на который должны ответить. Если команда отвечает правильно, она ставит свой значок на поле. Ставить их важно так, как и в классической версии игры: чтобы команда выстроила ряд из своих значков по горизонтали, вертикали или диагонали. Если команда отвечает неправильно, право ответить переходит к другой команде. Если они отвечают правильно, то они ставят свой значок. Если и они ошибаются, значок на поле не ставит никто.
Выигрывает та команда, которая сумеет на игровом поле выстроить ряд из своих крестиков или ноликов. Если команды не выстроят три своих знака подряд, то побеждает та, у которой больше знаков на игровом поле.
Затем задавайте каждой команде по одному вопросу о цветах. В первом раунде можно спросить, какого цвета что-либо в природе или в детском саду. Второй раунд проведите по другим правилам: педагог называет цвет, а команды называют, что может быть этого цвета. Та команда, которая отвечает первой, ставит свой значок на поле.

Игра «Бродилка» своими руками
Закрепить у детей знания цветов, отработать лексические темы, поддержать у них познавательный интерес поможет настольная игра «Бродилка», сделать которую вам помогут сами дошкольники. Для этого выберите тему игры и подберите под нее картинку-раскраску хорошего качества в электронном виде. С помощью программ по работе с фотографиями разделите картинку на четыре равные по ширине и высоте в пикселях части. Распечатайте фрагменты раскраски и склейте. Затем предложите детям раскрасить ее.
На раскрашенную картинку выложите цветные круги от коврика, которые образуют маршрут от старта до финиша. За разными цветами кругов закрепите задания для игроков: назвать какой-то предмет, который связан с темой игры или фишкой игрока, на синем круге, назвать качество или описать одним прилагательным предмет игры или фишку игрока на зеленом круге, сказать, что предмет игры или фишка игрока может делать на желтом круге. Вместо фишек возьмите маленькие игрушки, например, из шоколадных яиц, по теме игры. Передвигать их по игровому полю дети будут на столько шагов, сколько выпадет на кубике.
Если тема игры «Животные», то и фишками должны быть игрушки в виде животных. Когда дети будут попадать на круги, цвет которых подразумевает задания, им надо будет описать признаки и действия того животного, фишкой которого они ходят. Например, если ребенок ходит фигуркой тигра, то он описывает его внешний вид: у тигра есть клыки, когти, черные полоски; он рыже-черный, большой, действия – тигр охотится, бегает, догоняет.
С детьми 5–6 лет договоритесь не повторяться. Например, если кто-то охарактеризовал свою фишку как «зеленый», другой игрок не может использовать это прилагательное. Если игрок не может справиться с заданием, пусть ему помогут другие игроки. Если никто из детей не может выполнить задание, задайте им наводящие вопросы или покажите на примере, как нужно описывать фигурку.

Пример
У ребенка фишка носорога, и он не знает, как его описать. Задайте ему вопросы: «Что у животного на носу?» – Рог; «Какого цвета носорог?» – Серого; «А размера?» – Большого; «Чем питается носорог?» – Травой и листьями, значит, он – травоядный; «Где живет носорог?» – В Африке, значит, это дикое животное.
Игра «Бродилка»
Игра «Бродилка» подойдет для групповой и индивидуальной работы с детьми. С ее помощью вы закрепите у воспитанников умение находить предмет по схеме его расположения, определять цвета и считать количество ходов. Игру можно трансформировать под темы недели.


Пример