ещё
свернуть
Все статьи номера
№5, 2025
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Четыре этапа разработки авторской программы: от цели – к апробации

Разработка авторской программы – важный шаг в профессиональном росте педагога, который позволяет не только внедрять инновационные методики, но и транслировать собственный педагогический опыт.

Траектория профессионального роста педагога строится на основе непрерывного совершенствования компетенций, участия в профессиональных конкурсах и олимпиадах, работы над повышением качества знаний обучающихся, а также трансляции и обобщения передового педагогического опыта. Присвоение квалификации становится не просто формальной процедурой, а естественным этапом в развитии педагогического мастерства, подтверждающим уровень профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной образовательной деятельности.

Одной из составляющей деятельности педагога является разработка авторской программы. Сама авторская программа согласно приложению 15 Правил и условий проведения аттестации педагогов является составной частью трансляции практики на основе авторских материалов, рекомендованных учебно-методическим советом при управлении образования области (для педагогов-исследователей с апробацией в трех районах), республиканским учебно-методическим объединением (для педагогов-мастеров с охватом не менее трех областей РК).

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА – это документ, в котором определен и представлен авторский вариант того или иного круга знаний. У авторской программы должно быть авторское решение той или иной задачи, над которой работает педагог. в теоретической части он описывает свой вариант решения, а в практической части указывает методы решения поставленных задач.

Этапы разработки авторской программы целесообразно соотносить с учетом требований республиканского конкурса «Лучшая авторская программа», ежегодно организуемого республиканским научно-практическим центром «Дарын». Ссылка на сайт

Этапы разработки авторской программы

1

этап

ВЫБОР ТЕМАТИКИ ИЛИ ЗАЯВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ.

Для выбора актуальной тематики авторской программы для факультатива необходимо ориентироваться на современные тенденции в образовательном пространстве. Сначала стоит изучить актуальные исследования, публикации и отчеты по вашему предмету, обращая внимание на инновационные методики и практики. Например, результаты международных исследований PISA, PIRLS, TIMSS, TALISS, ICILS, ICCS, результаты МОДО, исследования стран ОЭСР, отдельные исследования. Также целесообразно изучить казахстанские стратегические или концептуальные документы сфере образования, такие как Концепция развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023–2029 годы, Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года для понимания тенденций дальнейшего развития предлагаемой темы. Программа должна оставаться актуальной не только в текущий момент, но и в будущем, способствуя развитию критического мышления, творческого подхода и исследовательских навыков. Это обеспечит долговременную ценность и востребованность разработанного курса.

Определение потребностей аудитории и выявление проблемного поля в рамках предмета также является важным этапом. Проведите беседы или небольшие опросы среди учеников и их родителей, чтобы понять, какие вопросы и проблемы действительно требуют внимания.

Не менее важно обеспечить логическую связь с основным учебным предметом. Тематика факультатива должна не только дополнять содержание основного курса, но и расширять его, создавая возможности для междисциплинарного взаимодействия.

Подобранную исходя из данных рекомендаций, легко будет обосновать, указать ее направленность, раскрыть актуальность и педагогическую целесообразность.

Приведем примеры актуализации возможных вариантов тем в таблице.
 

Примеры актуализации возможных вариантов


 

2

этап

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.

При формулировке целей и задач авторской программы важно, чтобы каждая цель представляла собой ясное, конкретное и измеримое направление развития, а задачи – это конкретные, достижимые шаги, ведущие к реализации этой цели. Цель определяет общий вектор и долгосрочный результат, который должен быть достигнут после реализации курса, тогда как задачи разбивают этот вектор на последовательные этапы, способствующие достижению желаемого результата. Ожидаемые результаты должны логически вытекать из поставленных целей и задач, демонстрируя, каким образом изменятся знания, умения и навыки учащихся по итогам работы. Каждый элемент – цель, задачи и ожидаемые результаты – должен быть конкретным, реалистичным и взаимосвязанным, что позволит не только четко структурировать программу, но и объективно оценить ее эффективность.

Приведем пример, формулировки цели, задач и ожидаемых результатов для авторской программы «Семь граней великой степи: Сакральный Северный Казахстан».
 


 

3

этап

РАЗРАБОТКА АВТОРСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

Данный этап является наиболее объемным и включает определение учебно-тематического плана с указанием количества часов, который должен включать перечень разделов, тем и виды занятий.

Учебно-тематический план целесообразно представлять в виде таблицы. Официально утвержденного шаблона в нормативных документах нет, но чаще всего используется следующий вариант.

Учебно-тематический план (календарное планирование) 34 часа (1 час в неделю)
 

Подробное описание занятий также рекомендуется представлять в виде таблицы.
 


 

Ход урока

К каждому занятию рекомендуется подобрать соответствующий теоретический материал, практические задания и разработать дидактический материал, обеспечивающий реализацию поставленных целей авторской программы. При выборе материалов необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и применять дифференцированный подход в обучении. При наличии возможности целесообразно интегрировать современные цифровые ресурсы для повышения эффективности образовательного процесса. Задания должны соответствовать уровню подготовки учащихся и быть направлены на расширение их кругозора, а также на достижение иных целей, предусмотренных концепцией авторского продукта.
 

4

этап

РЕАЛИЗАЦИЯ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ.

После завершения этапа написания авторской программы ее необходимо представить на рассмотрение и утверждение методическим советом организации образования.

После завершения этапа разработки авторской программы, она подлежит представлению на рассмотрение и утверждение методическим советом организации образования. Утверждение программы на данном уровне позволяет оценить ее соответствие современным образовательным требованиям и задачам, установленным в организации образования.

После получения утверждения, в ходе реализации программы осуществляется детальная апробация выбранных методов и приемов обучения, а также уточнение и отработка содержания используемого материала. На каждом этапе внедрения предусмотрена корректировка методического обеспечения с учетом обратной связи от педагогов и учащихся.

Обязательным элементом реализации программы является измерение учебных результатов учащихся в соответствии с поставленными целями и задачами. Для этого рекомендуется применение конкретных измеримых инструментов, таких как тестирование, итоговые работы и иные методики, позволяющие получить объективные статистические данные об изменениях в учебных достижениях. Полученные результаты включаются в финальную редакцию программы в качестве подтверждения ее эффективности.

При подтверждении эффективности авторской программы методический совет организации образования может рекомендовать ее на утверждение учебно-методическим советом отдела образования района или города с последующим рассмотрением на областном и республиканском уровнях.

Кроме того, на авторскую программу необходимо получить не менее трех рецензий, одна из которых предоставляется от научного сотрудника (например, преподаватель вуза), а также несколько рецензий от педагогов-практиков.

Важно помнить, что для педагогов-исследователей и педагогов-мастеров авторская программа должна быть апробирована помимо организации образования, в которой преподает сам автор, еще в 3 организациях образования области (педагог-исследователь) или в трех организациях образования Казахстана (педагог-мастер). Для этого необходимо разослать официальные письма в организации образования с предложением о возможности реализации. Для ускорения ответа и повышения интереса со стороны коллег результаты реализации программы в вашей организации образования, а также объективная оценка ее эффективности, должны быть представлены в виде обоснованного отчета, демонстрирующего практическую значимость и методическую ценность авторской разработки.

Таким образом, разработка авторской программы является важным и комплексным этапом в профессиональной деятельности педагога, направленным на модернизацию содержания учебного предмета и повышение качества образовательного процесса. Системный подход, включающий выбор актуальной тематики, формулирование конкретных и измеримых целей и задач, детальную разработку содержания и тщательную апробацию, позволяет создать инновационный образовательный продукт, способный развивать критическое мышление, творческий потенциал и исследовательские навыки учащихся.