ещё
свернуть
Все статьи номера
№6, 2025
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

10 новых идей для интересных занятий в детском саду

ИДЕЯ 1-Я.
Обратные уроки

Суть: дети становятся «воспитателями» – объясняют, показывают, обучают.

Как реализовать

  1. Подготовьте тему (например: «Зачем нужны зубы», «Какие бывают овощи»).
  2. Разделите детей на мини-группы.
  3. Каждая группа «учит» остальную – через рисунок, пантомиму, рассказы.
  4. Вы – в роли слушателя, поощряете.

Результат: дети лучше усваивают, повышается активность и самостоятельность.
 

ИДЕЯ 2-я.
Карта путешествий

Суть: обучение через «путешествие» по странам/городам/фантастическим местам. Как реализовать

  1. На стене – большая карта (реальная или вымышленная).
  2. Каждую неделю – «поездка» в новое место (например, «Зоопарк Африки» – тема: животные).
  3. Подключите музыку, костюмы, блюда, танцы, новые слова.

Результат: комплексное развитие, вовлечение, любознательность.
 

ИДЕЯ 3-я.
Урок в темноте (с фонариками)

Суть: дети выполняют задания с помощью маленьких фонариков в затемненном помещении.

Как реализовать

  1. Темный зал, разложите карточки/игры/буквы.
  2. Задачи на поиск, угадайку, логические пары.
  3. Можно использовать светящиеся наклейки, буквы, цифры.

Результат: сенсорное восприятие, внимание, интерес.
 

ИДЕЯ 4-я.
Класс под открытым небом

Суть: занятия на улице: грамота, математика, экология.

Как реализовать

  1. Используйте мелки, песок, природные материалы.
  2. Проводите занятия в движении: найди букву, сосчитай шишки, составь слово из палочек.
  3. Ведение журнала наблюдений (в рисунках и фото).

Результат: больше движения, меньше скуки, лучшее запоминание.
 

ИДЕЯ 5-я.
Игровой развивающий планшет – в каждый день

Суть: внедрение цифрового планшета с развивающими приложениями для малышей 3–4 лет.

Как использовать

  1. Установите приложения по типу: «Дотянись до цвета», «Сортировка по форме», «Найди звук».
  2. Индивидуальный маршрут (каждому ребенку – уровень сложности и интерес).
  3. Используйте в 10–15 минутных индивидуальных занятиях.
  4. Подключите голосовое сопровождение и функцию наград.

Результат: адаптация программы под ребенка, интерес, успехи даже у «тихонь».
 

ИДЕЯ 6-я.
STEM-песочница

Суть: объединение строительства, природных знаний и творчества.

Как реализовать

  1. В песочницу добавить детали конструктора, трубки, лейки, лопасти.
  2. Строим каналы, мосты, водяные мельницы, ловушки.
  3. Обсуждаем, что работает и почему.

🕑 Результат: инженерное мышление, командная работа, физика на пальцах.
 

ИДЕЯ 7-я.
Детское радио

Суть: дети сами создают утренние новости, рассказывают о событиях группы.

Как реализовать

  1. Выделить «радиоуголок» с микрофоном (игрушечным или настоящим).
  2. Каждый день 1–2 ребенка рассказывают о погоде, играх, героях дня.
  3. Воспитатель помогает с текстом и записью.

Результат: развитие речи, уверенности, творчества.
 

ИДЕЯ 8-я.
Игровая миссия дня

Суть: каждый день – «миссия» (найти, построить, помочь, разгадать).

Как реализовать

  1. Вывешивается на доске/двери задание: «Спаси кубиков от злодея!», «Найди 5 потерянных букв».
  2. В течение дня дети выполняют ее – вместе или по желанию.
  3. В конце – обсуждение и «награда» (похвала, наклейка).

Результат: спонтанная активность, игра через обучение.
 

ИДЕЯ 9-я.
Кубики-задания

Суть: бросок кубика = новое задание (для группы или индивидуально).

Как реализовать

  1. Сделайте кубики с гранями «Спой песню», «Придумай сказку», «Сложи фигуру из конструктора».
  2. Используйте на переменах или как переходный момент.
  3. Можно адаптировать под логопеда, физрука, обучение.

Результат: динамичное включение, разнообразие, настроение.
 

ИДЕЯ 10-я.
Театр теней или кукол

Суть: дети не просто смотрят спектакль – они его создают.

Как реализовать

  1. Сделайте теневой экран или сцену.
  2. Вырезайте героев, учите озвучку, реплики.
  3. Выступления – даже по одному ребенку.

Результат: творчество, развитие речи, работа в команде.

Развитие конструкторских навыков

  • Ввести еженедельный «инженерный час» – дети конструируют по заданию (мост, башню, транспорт).
  • Провести «Олимпиаду строителей»: кто построит дольше, выше, прочнее?
  • Использовать разные материалы: конструктор, природные материалы, трубочки, макароны.
  • Вести «портфолио конструктора» – фото работ + мини-комментарии.

Идеи для логопеда

  • Зеркальная гимнастика: дети работают с зеркалом и планшетом одновременно.
  • Сказка со вставками: логопед рассказывает сказку, дети вставляют нужные звуки.
  • Лото эмоций и слов: развитие артикуляции + эмоционального интеллекта.
  • Аудиодневник: запись речи, прослушивание прогресса.

Далее даем описание трех логопедических приемов, которые можно использовать в детском саду для развития речи, артикуляции и эмоционального интеллекта.
 

1. Зеркальная гимнастика

Цель: развитие артикуляционной моторики, осознание движения мышц речи.

Как организовать

  1. Подготовка
  • Каждому ребенку – небольшое зеркало (или настольное).
  • Планшет с приложением или видео, где демонстрируются артикуляционные упражнения (например, «улыбка», «трубочка», «лошадка», «качели»).
  • Воспитатель или логопед показывает движение, затем запускает аналогичное видео.
  1. Проведение
  • Дети повторяют артикуляционные упражнения сначала за педагогом, затем за героем на планшете.
  • Задания подаются в игровой форме: «Помоги ежику сделать «трубочку», «Покажи зубки, как у тигра!».
  1. Дополнительно
  • Фиксация успеха: можно сфотографировать ребенка с удачным упражнением для личной «артикуляционной книжки».
  • Подключить музыку: артикуляционная зарядка под песенку.

Результат: улучшается точность движений, дети видят свои успехи, повышается мотивация.
 

2. Сказка со вставками

Цель: закрепление звуков, активизация речи, развитие слухового внимания.

Как реализовать

  1. Выбор звука: например, звук «С».
  2. Подготовка сюжета: логопед сочиняет сказку, в которой герои произносят слова с нужным звуком.

Пример сказки

Жила-была Сова по имени Соня. Утром она села на сук и громко сказала: «___» (ребенок вставляет «С-с-с»).
Вдруг мимо пролетел Слон на санях. Он сказал: «Привет, я везу свои ___» (дети: «сани»).
А потом наступил вечер, и вся сказочная семья пожелала друг другу…

(дети: «Спокойной ночи!»)

  1. Формат: дети активно участвуют – озвучивают звуки, заканчивают фразы, изображают героев.

Варианты вставок

  • Изолированный звук («С-с-с», «Ш-ш-ш»).
  • Слова на заданный звук.
  • Эмоции или действия, связанные со звуком.

Результат: дети тренируют звукопроизношение, словарный запас, эмоциональное выражение речи.

3. Лото эмоций и слов

Цель: развитие артикуляции и эмоционального интеллекта через игру.

Как реализовать

  1. Материалы
  • Карточки с изображением эмоций (радость, грусть, удивление, злость и т. д.).
  • Карточки с предметами или ситуациями (мяч, дождь, потерянный мишка, подарок).
  • Артикуляционные задания к каждой эмоции: мимика + звук.
  1. Игровой ход
  • Ребенок тянет карточку с эмоцией.
  • Рассказывает, в какой ситуации он испытывает эту эмоцию.
  • Проговаривает фразу или звук, подходящий под эмоциональную окраску:
  • Радость: «А-а-а!» с улыбкой.
  • Удивление: «О-о-о!» с широко открытым ртом.
  • Злость: «Р-р-р!» с напряжением губ.
  • Другие дети угадывают эмоцию и повторяют ее.
  1. Дополнительно
  • Вводите новые слова: «улыбка», «слезы», «обнимашки», «испуг».
  • Используйте зеркало, чтобы дети видели выражение эмоций.

Результат: улучшается произношение, дети учатся распознавать и выражать эмоции, обогащается словарный запас.

Идеи для инструктора по физкультуре

  • Фитнес-поезд: каждая станция = новое упражнение.
  • Физкульт-распаковка: ребенок вытягивает карточку с движением — все повторяют.
  • Танцы-настроения: музыка + движение под эмоции (радость = прыжки, злость = удары подушками по мешку и т.д.)
  • Бег с заданием: добежал — выполнил задание, вернулся.

Еще идеи, которые помогут реализовать патриотизм через игры

  • Герои сказок и былин — через игру, инсценировку.
  • Карта Казахстана с наклейками-достижениями — «Где родился дедушка», «Куда ездил папа».
  • «Сундук традиций» — дети приносят предметы, связанные с семьей и рассказывают о них.