ещё
свернуть
Все статьи номера
№8, 2025
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Как реализовать методику CLIL: подсказки для учителя

Одним из подходов эффективного обучения на английском языке является интегрированный предметно-языковой подход CLIL (Content and Language Integrated), основанный на идее интеграции предметного и языкового обучения.

При использовании метода предметно-языкового обучения учителю необходимо осуществить отбор материалов:

  • определить их цель;
  • пересмотреть содержание изученного материала по предмету;
  • выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели;
  • спрогнозировать результат.

При планировании урока учителю можно опираться на следующие вопросы:

Внедрение языка целесообразно начинать постепенно с терминологии. Как правило, на доске в начале урока мы знакомимся с терминами, которые записываем в словари и используем в течение урока. На последующем уроке эти термины повторяются. Но в течение недели изучение большого количества слов не рекомендуется, так как ребята начинают путаться, неправильно их произносить, в результате слова не запоминаются.

Для интересного и продуктивного изучения тем, для расширения кругозора подберите видеоматериалы, связанные с темой урока, при просмотре которых закрепляются как навыки чтения, перевода, так и произношения.

Урок с использованием технологии CLIL состоит из основных этапов:

  • Organization moment – организационный момент;
  • Checking of the homework – проверка домашнего задания;
  • Study of New material – изучение нового материала;
  • Consolidation – закрепление;
  • Summary evaluation – подведение итогов;
  • Homework – домашнее задание;
  • Vocabulary warm-up, pronunciation – словарная разминка.

Рассмотрим исполнение данных этапов в ходе урока:

Organization moment – Good morning.

I’m very glad to see you. Sit down, please. Is everybody here? Who is absent? /Здравствуйте. Я очень рада видеть вас. Все здесь? Кто отсутствует?/

Today we have physics lesson in English. There are some rules. /Сегодня мы проводим урок физики на английском языке/

Правила такие:

1) you can do mistakes in English, /вы можете делать ошибки в английском языке/

2) if you don’t understand me you stop me and ask me to repeat. Do you agree? /если вы не понимаете меня, то просите остановиться и повторить сказанное/

Вы согласны? Are you ready? We are beginning. /Вы готовы? Мы начинаем/

Checking of the homework – At the beginning we’ll remember (rewise) the computer words. Let’s rewise it together. There is one task. We’ll make together the program of the task.

Для начала мы вспомним новые слова. Давайте вспомним их вместе/

На этапе обсуждения новой темы нами приготовлены основные ключевые фразы, на которые можно опираться при проведении дискуссии. Эти фразы в виде плакатов развешены в каждом кабинете.

Скачать


Педагогические приемы обучения методики CLIL можно разделить на четыре группы.

1. Активизирующие приемы (activating).

2. Приемы, формирующие понимание предметного содержания (understanding).

3. Языковые приемы (reading, writing, speaking etc.).

4. Приемы оценки результатов обучения, а также получения обратной связи (assessment and feedback).

В таблице представлено несколько педагогических приемов на билингвальной основе с использованием технологии CLIL.

Педагогические приемы на билингвальной основе с использованием технологии CLIL

Технология CLIL – содержание предмета и технология совместного изучения языка. Эффективное использование различных методов применения технологии CLIL не только повышает интерес учащихся к предмету, но и повышает мотивацию к языку.

І. Activity «Loop of questions – Петля вопросов». Учащимся будут предоставлены вопросы и ответы на английском языке. С одной стороны страницы есть вопрос, а с другой – ответ другого вопроса. Один учащийся читает вопрос, а остальные должны внимательно слушать его. Кто находит ответ, тот читает правильный ответ, и он продолжает задавать свой вопрос. Игра продолжается. Это activity способствует активизации внимательности и развивает правильность произношения ученика.

ІІ. Activity «Inner and outer circle – Внешний и внутренний круг». Учащиеся делятся на первый и второй и образуют два круга: внешний и внутренний, затем становятся лицом друг другу, и ученики, стоящие во внутреннем круге, задают вопрос ученику, который стоит во внешнем круге. Внутренний круг не движется, а внешний круг движется по часовой стрелке. Вопросы можно задавать как на английском языке, а ответы принимаются как на английском, так и на русском языке.

ІІІ. Activity «Guess the organ – Найди орган». Учащиеся делятся на две группы. Каждой группе дается лист бумаги форматом А3. На бумаге наклеены стикеры, на обратной стороне стикера спрятаны названия органов человеческого организма. В центре бумаги находятся вопросы и термины. Каждый участник группы должен ответить на вопросы или дать определение на английском языке. За каждый правильный ответ ученик получает по одному стикеру. Если учащиеся правильно ответят на все вопросы, они находят названия органов, а затем должны рассказать о функциях данного органа.

Для успешного усвоения учебного материала учащимися следует

  • изучать лексический материал урока через ее активное применение не только на уроке, но и вне урока;
  • создать тематический глоссарий для учащихся на английском языке;
  • выбирать и составлять учебные тексты по предмету, содержащие не более 10–15 терминов;
  • упрощать учебные тексты по предмету (от более легкого к более сложному);
  • создавать возможности для усвоения материала учащимися за пределами урока, а также использовать визуальные и наглядные материалы.