Как организовать и провести олимпиаду в начальной школе
Одной из форм выявления и развития талантов являются предметные олимпиады.
Это нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить – всё это создает определенные трудности, которые должен учитывать учитель или организатор олимпиад. Важно тщательно продумывать задачи, которые предлагаются на различных этапах соревнований.
Проведение олимпиады позволяет определить, насколько глубоки знания по предмету, высоки речевая культура, начитанность, смекалка учащихся.
При составлении вопросов и заданий важно учитывать то, что они не должны выходить за рамки школьной программы класса. Также их следует формулировать так, чтобы они не повторяли заданий учебника.
Цели проведения предметных олимпиад:
- всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету;
- развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
- формирование правильного восприятия заданий нестандартного характера повышенной трудности;
- развитие способности преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке.
Задачи:
- повышение интереса учащихся начальных классов к изучению школьных предметов;
- повышение общего уровня и интеллекта младших школьников;
- активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися начальной школы;
- выявление одаренных детей для дальнейшей их поддержки, оказания помощи в раскрытии их способностей;
- организация обмена опытом между преподавателями, содействие повышению их квалификации.
Требования к составлению заданий
Задания для младшего школьника не должны быть так многообразны, как в старших классах.
Характер заданий определяется оптимальным объемом умений и навыков по предметам для каждого класса. При этом они не должны дублировать материал учебника, быть стандартными.
Необходимо, чтобы задания вызывали интерес у учащихся. Полезно в задачах прибегать к образам из окружающего мира, иногда и к сказочным сюжетам.
Несколько заданий должно быть посильно всем участникам. Часть заданий должна допускать несколько подходов к поиску решения.
Обязательно должны быть включены задания творческого характера, так как именно они способствуют выявлению одаренных учащихся.
Задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы класса: комбинаторные, логические, развивающего характера, на сообразительность.
Участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые.
Объем самостоятельной работы – выполнение заданий не должно занимать больше часа.
Организация и проведение олимпиад
Для успешного решения олимпиадных задач необходим соответствующий тренинг, в результате которого учащиеся овладевают умениями «олимпиадного мышления», способностью в короткий срок наметить пути решения и выбрать оптимальный.
За неделю до назначенного срока учитель предупреждает детей об олимпиаде. Знакомит участников с тренировочными упражнениями по предмету, системой оценки, правилами оформления и регламентом.
Обязательным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками, для того чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления.
В конце олимпиады заполняется протокол (приложение), далее объявление результатов участников.
Как реализовать методику CLIL: подсказки для учителя
Что включить в систему рейтинга учителей: шесть параметров
Как организовать Совет по педагогической этике
Приложение
ПРОТОКОЛ проверки олимпиадных работ
по __________________________________ (предмет)
от «___» ____________________ 20_ г.
Класс _____________
