ещё
свернуть
Все статьи номера
№12, 2016
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Использование метода куклотерапии

Овладение родным языком, всестороннее развитие речи – это одно из важнейших условий полноценного ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современной психолого-педагогической науке в качестве основы воспитания и обучения.

Л. В. Подобинская, старший преподаватель ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области

В связи с этим перед работниками дошкольных организаций (далее – ДО) встают вопросы, как повысить уровень развития речи дошкольников, какие методики отобрать для определения уровня речевого развития детей, какие средства позволяют достичь максимально возможного результата в развитии их речи.

Несмотря на различные исследования, проведенные Л. С. Выготским, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, а также отечественными учеными Н. Т. Алиповой, Е. Н. Жуматаевой, С. Р. Садвакасовой, сохраняется проблема методического сопровождения и обеспечения развития речи дошкольников в условиях ДО, образования как главного условия качественной подготовки к обучению в школе. Одним из способов развития речи является театральная деятельность, которая не только развивает речь, но и решает множество других педагогических задач.

Ранее «театрализованная деятельность» не входила в систему организованного обучения детей в ДО. К сожалению, педагоги использовали ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Согласно Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения с сентября этого года в ДО вводится новый раздел в общеобразовательной Типовой программе дошкольного воспитания и обучения «Драма», который предполагает реализацию театрализованной деятельности с детьми в образовательном процессе дошкольной организации, серьезное отношение педагога к играм детей в театр и развитие у дошкольников эмоционально выразительной речи.

Данное нововведение неслучайно, так как анализ развития дошкольников в образовательной области «Коммуникация» показывает, что дети затрудняются выступать перед аудиторией, применять в речи невербальные средства общения (мимика и жесты), придавать речи дополнительную смысловую нагрузку с помощью интонации, также у дошкольников не сформированы навыки социального поведения, умения саморегуляции и многое другое.

Поэтому на современном этапе обновления содержания образования интерес к театрализованной деятельности с детьми возрос.

Исследователи изучают влияние театрального искусства, его средств на разные стороны личности ребенка, придают особую значимость детскому театру.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и получать от этого огромное эмоциональное наслаждение. С помощью игры дети познают мир, учатся, общаются между собой.

Н. Д. Кажаспирова отмечает, что театрализованная игра приносит удовольствие от знакомства с новыми персонажами, событиями, историческими сюжетами. Происходит сознательная адаптация ребенка в творческом процессе, переходящая в непреодолимое желание участвовать и созидать. Среди игрушек дошкольников именно куклам отводится особая роль в развитии умения осознавать свои взаимоотношения с окружающими людьми, свои чувства и настроения. Кукла считается одной из самых древних игрушек. Ее роль в жизни малыша совершенно особая: это и партнер по играм, и самый близкий друг, который всё понимает. Дети могут использовать куклу для того, чтобы сделать или сказать то, что им самим сделать стыдно, или выразить чувства, которые могут быть негативно восприняты окружающими.

Таким образом, мир ребенка – мир действий и деятельности, а кукла, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в окружающий мир.

Сегодня в психологии существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод базируется на трех основных понятиях: «игра» – «кукла» – «кукольный театр». В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и воспитателя. Надевая на руку куклу, ребенок передает ей свои чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.

В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии. Разные авторы относят ее к арт-терапии (Г. Денисова, Л. Лебедева, А. Осипова), игротерапии (А. Тащева, С. Гриднева) или выделяют отдельно.

Будет уместным согласиться с определением И. Я. Медведевой: «Куклотерапия – комплексное воздействие на людей с помощью разнообразных театральных приемов с помощью кукол (специально подобранные упражнения, ситуации, этюды, игры, спектакли). Театрализованные игры и инсценировки с куклами, изготовление кукол развивают творческие и познавательные способности, способность самостоятельно переносить полученные знания в новую жизненную ситуацию, артистизм, самовыражение, повышение уверенности в себе, своей самооценки».

По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов, с помощью использования метода куклотерапии можно не только отрегулировать эмоциональное состояние ребенка и психологические проблемы, но и решать многие педагогические задачи, которые касаются формирования образности и выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.

Этапы организации куклотерапии

Процесс куклотерапии в работе с дошкольниками проходит в несколько этапов.

I этап – работа по изготовлению детьми кукол

Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

С детьми дошкольного возраста можно изготовить следующие варианты кукол:

Виды кукол и их описаниеЗадачи
Куклы-марионетки Состоят из головы и платья с вшитыми рукавами. Она проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая – руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица, что позволяет ребенку моделировать различные эмоции, а может быть без лица, что позволяет ребенку фантазировать, в каком настроении находится герой. Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлятьРазвитие креативности, грубой и мелкой моторики, коммуникативных навыков, речи, пространственной ориентации. Снятие эмоционального напряжения. Активизация личностных ресурсов. Повышение самооценки. Укрепление внутрисемейных отношений (при совместной деятельности детей и родителей)
Пальчиковые куклы Можно изготовить из любого материала: картона, ткани, ниток, шариков от пинг-понга. Размер кукол должен соответствовать размеру пальцев ребенкаРазвитие фантазии, импровизации, эмоциональной сферы, выразительности и четкости речи, мелкой моторики. Профилактика и коррекция страхов
Теневые куклы Изготавливаются из черного картона или бумаги. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. К конкретному или абстрактному воплощению страха прикрепляется нитка или палочка, позволяющая водить его по экрану. Играя с куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемыРазвитие мелкой моторики, речи, творческого воображения, фантазии, коммуникативных навыков. Снятие эмоционального напряжения. Профилактика и коррекция страхов
Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается эмоциональной напряженности, пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» всё, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра 
Веревочные куклы Эффективны для решения у детей проблем в общении. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а его палец продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениямиРазвитие самоконтроля, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, речи. Активизация личностных ресурсов. Повышение самооценки и способности преодолевать трудности
Плоскостные куклы (дергунчики) Получили такое название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или кнопках и свободно двигаются. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, нарушение образа «Я»Развитие креативности, грубой и мелкой моторики, коммуникативных навыков, речи, пространственной ориентации. Снятие эмоционального напряжения
Перчаточные куклы Основанием-туловищем куклы служит перчатка. Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказокРазвитие фантазии, импровизации, эмоциональной сферы, выразительности и четкости речи. Профилактика и коррекция страхов

Работая с детьми по изготовлению кукол, прежде всего необходимо смастерить тех персонажей, которые часто встречаются в народных сказках и в произведениях, рекомендуемых для разных возрастных групп. Фантазируя, ребенок выражает свое эмоциональное состояние, освобождается от разрушительных аффектов: обид, страха, злости, разочарования.

II этап – использование кукол в работе с детьми

  • Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится «водить» (кукольная аэробика: кукла села, встала, поклонилась).
  • Затем взрослый помогает ребенку «оживлять» куклу, т. е. учит наделять куклу положительными (отрицательными) качествами.
  • Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно ее хозяину в конкретной проблемной ситуации. Играя с куклой, ребенок более точно может рассказать о своих чувствах, переживаниях, взаимоотношениях, при этом за всё сказанное ответственность несет кукла, а не сам ребенок.
  • Ребенок переживает со своей куклой все события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
  • Кукла или мягкая игрушка выступают в качестве идеального друга, который все понимает и никогда не злится.
  • Игры с ручными куклами отвлекают ребенка от речевых трудностей и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи.
  • Игра с куклами-героями сказок становится для ребенка определенной школой социальных отношений, так как эти куклы несут в себе характерность нравственного облика.

III этап – «сказкотерапия» с помощью кукол

На данном этапе является оправданным применение таких приемов и методов работы, как организация кукольного театра, инсценировки, постановки мини-спектаклей, ролевые игры, игры-драматизации, выполнение сюжетных заданий с помощью изготовленной куклы.

В работе с детьми возможно использование следующих упражнений:

  • Игры на снятие мышечного напряжения. Релаксационные упражнения с использованием мультимедийных презентаций: на дне моря, космическое путешествие, на лесной полянке и т. д.
  • Игры на развитие мимики. Передать мимикой различные образы: сломанный цветок; будильник, который громко звонит утром; рассерженный на драчуна; встреча друга; съел лимон; собака просит поиграть с ней; «строим глазки»: подмигиваем, обида, удивление, испуг и т. д.
  • Игры на развитие пантомимики. Передать с помощью пантомимических движений образы: снежинка кружится, прыгает солнечный зайчик, сосулька тает, вкусное мороженое, котенок на солнышке, порхает мотылек, расцвели цветы и т. д.
  • Игры-превращения. При помощи волшебной палочки феи дети превращаются в различных сказочных персонажей (Мальвину, Чебурашку), животных (зайчика, лисичку), предметы быта (шкаф, стул), предметы личной гигиены (зубную пасту или щетку) и т. д.
  • Пальчиковые игры без речевого сопровождения (коза рогатая, бабочка и т. д.) и игры с речевым сопровождением (сорока-белобока, дружные пальчики и др.).
  • Игры на развитие интонационной выразительности (исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» сначала голосом Козы, потом – Волка; предложить ребенку попросить у друга игрушку: вежливо, с обидой, умоляя; произнести заданное предложение с разной интонацией; произнести фразу с различной эмоциональной окраской; чтение стихов с интонационной выразительностью и т. д.).
  • Театральные этюды, которые развивают воображение детей, обучают выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера (берем снежинку в руки и говорим ей хорошие слова, говорим быстро, пока не растаяла; снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание, мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки и т. д.).

Таким образом, умелое использование метода куклотерапии позволяет не только сформировать у детей разноообразные умения и навыки, но и решать очень важные задачи воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи у дошкольников, значительно пополняют словарный запас, делают речь более эмоциональной и выразительной.