ещё
свернуть
Все статьи номера
№1, 2018
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Положение проведения конкурса «Лучшая авторская программа»

Настоящее положение определяет порядок проведения конкурса «Лучшая авторская программа» (далее – конкурс), разработанного в соответствии с Законом РК «Об образовании», Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы и концепцией непрерывного образования педагога новой формации.

Основной целью конкурса является привлечение учителей к деятельности по разработке новых педагогических технологий в условиях обновленного содержания образования и организации новых форм работы.

Основные задачи конкурса:

  • выявление и поддержка творческого потенциала педагогов-исследователей; предоставление возможности применять и использовать собственные разработки в практике преподавания;
  • распространение лучшего педагогического опыта;
  • обмен результатами творческой деятельности, педагогическими идеями и проектами.

Срок: ________________________

Условия и порядок проведения конкурса:

  • В конкурсе принимают участие все объединения учителей-предметников.
  • Стаж педагогической работы и возраст участников не ограничивается.
  • К конкурсу не допускаются авторские работы, защищенные ранее.
  • С целью оценки авторской работы создается экспертный совет из квалифицированных специалистов, который рассматривает работу, представленную на экспертизу.

Функции организатора:

  • обеспечивает информацией о положении и проведении фестиваля;
  • устанавливает процедуру проведения конкурса и критерии оценки авторских программ;
  • определяет требования к оформлению представленных на конкурс авторских программ;
  • определяет время и место проведения мероприятия, список участников, состав жюри и регламент выступления.

Экспертный совет проводит экспертизу и оценку авторских программ, представленных на конкурс.

Элементы авторской программы:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • учебно-тематический план;
  • содержание авторской программы;
  • авторская программа;
  • методическое обеспечение.

На титульном листе:

  • наименование образовательной организации и адрес;
  • Ф. И. О. и должность автора (авторов) авторской программы;
  • название авторской программы;
  • год разработки авторской программы.

Пояснительная записка программы:

  • направленность;
  • новизна, актуальность, педагогическая целесообразность;
  • цели и задачи;
  • особенности;
  • ожидаемые результаты и способы их проверки.

В содержание авторской программы следует включить: учебно-тематический план, перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Содержание авторской программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

Методическое обеспечение авторской программы:

  • описание;
  • виды занятий, планируемых по тематике (игра, экскурсия, конкурс, конференция и др.);
  • методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
  • формы подведения итогов по каждой теме или разделу.

Победители и призеры конкурса награждаются дипломами I, II, III степени.

Критерии оценки
Ф. И. учителяПедагогическая целесообразностьЦель и задачиАктуальностьНовизнаОсобенностиОжидаемые результаты и методы их проверкиОбщий балл
         
         
№1, 2018
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Мониторинг профессионального становления педагога

В построении индивидуальной траектории профессионального роста учителя мы нашли свой вариант, который основывается на аналитической деятельности и мониторинге профессионального становления. Он рассчитан на любого педагога независимо от его стажа.

Мониторинг отражает условия для самоконтроля и самоорганизации и состоит из 7 взаимосвязанных этапов:

Подготовительный – первичное накопление информации о результативности профессиональной деятельности учителя и выявление уровня педагогического мастерства (приложение 1). Здесь выделяем 2 группы критериев результативности:

Уровень научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки:

  • знания в области предмета;
  • знания в области психолого-педагогических основ обучения;
  • владение организационными формами работы с учащимися;
  • способность реализовать индивидуальный подход в обучении;
  • умение формировать цели обучения и планировать деятельность;
  • творческий подход;
  • системность повышения профессионального уровня.

Оценка результатов практической деятельности педагога.

Исходно-диагностический – определение степени соответствия профессиональных качеств педагога требованиям квалификационно-профессиональной характеристики.

Уточняющий – выявление объективных и субъективных причин, определяющих результативность профессиональной деятельности педагога.

Мониторинг профессионального становления – планирование деятельности педагога (приложение 2) с учетом выявленных проблем, направленных на совершенствование его мастерства.

Организационно-деятельностный – работа с учителем в соответствии с индивидуальным планом.

Коррекционно-творческий– выявление пробелов в учебной работе учителя, недостатков в общении с учащимися. В планирование повышения профессионального мастерства педагога вносятся коррективы (приложение 3).

Аналитический – подведение итогов и анализ работы.

Мониторинг профессионального становления учителя предполагает следующие управленческие действия:

  • планомерное отслеживание изменений профессиональной деятельности педагогов;
  • управленческие решения, направленные на совершенствование профессионального мастерства, помощь в преодолении профессиональных деформаций;
  • индивидуальный подход к планированию деятельности педагога, направленной на повышение профессионального мастерства;
  • обеспечение педагога необходимой информацией прохождения плановых аттестационных процедур.

При оценке личностных особенностей педагогов психолого-педагогическая служба гимназии использует «традиционные» универсальные методики исследования личности педагога.

Диагностика позволяет нам определить профессиональный рост педагога через сравнительный анализ качества знаний и аттестацию.

Мониторинг как инструмент управления профессиональной деятельностью учителя позволяет наблюдать, контролировать, корректировать.

Мониторинг профессиональной деятельности учителя представляет собой информацию для принятия управленческих решений.

Приложение 1

Выявление уровня педагогического мастерства
Критерии
I. Создание общих условий эффективности учебно-воспитательного процесса
Обеспечение общих условий эффективности урока
Баллы 0–2 
Структура урока
Учебные пособия, ТСО, компьютерные технологии
Адаптация учащихся
Возрастные особенности учащихся
Индивидуализация
Дифференциация
II. Компетентность учителя
Владение учебными предметами и методами обучения
Информация и демонстрация соответствуют теме
Использование разнообразных форм и методов обучения
Педагогические технологии
Организация учебной деятельности
Психологический настрой на урок. Мотивация учения школьников. Целеполагание
Максимальное использование самостоятельности учащихся. Использование субъектного опыта учащихся
Рефлексия учащихся своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками
III. Техника объяснения
Устные и письменные объяснения
Ключевые моменты урока отражены на демонстрационном и раздаточном материале
Профессиональная и выразительная устная речь
Разъяснение при непонимании темы учениками
Выявление и устранение пробелов в понимании учащимися нового материала
Диалогические и полилогические методы закрепления знаний учащихся
Обращение к субъектному опыту учащихся
IV. Учебное взаимодействие
Контроль и коррекция деятельности ученика
Скорректировать выявленные пробелы в знаниях учащихся
Организовать деятельность учащихся по коррекции выявленных собственных недостатков
Оказание помощи учащимся в поиске и коррекции своих ошибок
Использование предложенных инициатив и вопросов учащихся на уроках
Вопросы и предложения детей принимаются с благодарностью
Тактично отмечаются слабые места в примерах и предложениях детей
Идеи детей используются на занятиях
V. Создание продуктивной атмосферы на уроках
Стимулирование интереса детей
Используются интересные, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор
Предлагаются проблемные и творческие задания
На уроках используется жизненный опыт детей
Помощь детей в выработке положительной самооценки
В речи учителей нет сарказма, насмешек, упреков
Дети поощряются за конкретную работу
Учитель поддерживает, одобряет учеников, сталкивающихся с затруднениями
VI. Поддерживание приемлемого поведения в классе
Поддерживание деловой включенности детей на уроке
Использование приемов активизации внимания
Применение активных методов обучения
Использование специальных способов организации активных и пассивных детей
Воздействие при нарушении этикета
Учитель не замечает мелкие непреднамеренные нарушения
Немедленно, но взвешенно реагирует на серьезные нарушения
Учитель, по возможности, использует для организации особые формы работы

Определение уровня профессионализма. Набранное количество баллов делится на количество критериев (34):

  • 1,1 + 0,51 – учитель владеет современными, традиционными методами и формами обучения;
  • 0 + 0,51 – норма;
  • менее 0,51 – не владеет современными, традиционными методами и формами обучения.

Количество баллов проставляется администрацией.

Приложение 2

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор _______________________________________________

(наименование организации образования)

_____________ / _________________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

План профессионального роста педагога

Ф. И. О. учителя


Предмет


Образование


Стаж


Категория


НаправлениеФорма работыИсполнительСрокиРезультаты
      
      

Приложение 3

Коррекционная работа

Недостатки учителя в общении с учащимися и способы их преодоления

Недостатки в работе учителяРеакция учащихся на недостаткиСпособы преодоления недостатков
Неумение поддерживать внимание школьниковОтсутствие дисциплины и работоспособностиАктивизация учения школьников
Затруднение в распределении внимания между всеми учащимисяНаличие аритмии в овладении знаниямиПрогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех учащихся, правильная расстановка акцентов
Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихсяНеприязненное отношение к учителюСочетание требовательности с доверием
Заигрывание перед школьниками, желание им понравитьсяБезответственное поведениеСоблюдение меры в требованиях
Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношенияхНесерьезное, неуважительное отношение к учителюТщательная обдуманность поступков
Неумение концентрировать внимание на главном, существенномОтсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в ученииСистематическое нацеливание на отбор обязательной информации
Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебникаОщущение постоянной перегрузкиОриентация на овладение обязательной информацией по учебнику и дополнительной
Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитанияПассивное отношение к восприятию информацииПостоянное нацеливание на переосмысление главного
Игнорирование самостоятельной работы учащихсяПотеря ответственности и целеустремленностиЧередование различных видов работы
Невыразительность речи, неумение правильно расставлять акценты в процессе подачи информацииБезразличное отношение к информации учителяВыразительность речи учителя
Неумение опираться на коллектив учащихсяПассивное поведение части учащихсяКонкретизация заданий с учетом интересов и возможностей учащихся
Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихсяПотеря ответственности в выполнении установки педагогаПериодическая целенаправленная проверка осмысления учащимися заданий учителя
Механическое перенесение чужого опыта в свою работуПотеря внимания и интереса, пассивное присутствие на урокеТворческое переосмысление методов обучения учащихся соответственно складывающейся ситуации

Недостатки в учебной работе учителя и способы их устранения

Недостатки в работе учителяРеакция учащихся на недостаткиСпособы преодоления недостатков
Деятельность педагогаМотивы поведения и состояния учащихсяПути устранения недостатков
Однообразная структура урокаПриспособление к действиям учителя, отсутствие пытливости и интересаСтруктура урока, соответствующая целям обучения школьников
Одергивание и угроза – основные стимулы обученияНеприязненное отношение к требованиям учителяЭмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к ученику
Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученикеОтсутствие внимания, скукаИндивидуальные, групповые, фронтальные формы работы
Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика (несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание)Нервозное состояние отвечающего ученикаВнимание к логически законченной информации
Недооценка или переоценка познавательных возможностей учащихсяПритупление интереса в ученииДифференциация обучения
Отсутствие индивидуального подхода к учащимисяПотеря уверенности в знанияхИндивидуализация обучения
Формальное отношение к развитию познавательных способностей учащихсяЗамедление интеллектуального развития учащихся, притупление интереса к учениюСоздание творческой активности
Нерациональное распределение времени на урокеОтсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в ученииЧеткая структура урока
Противопоставление себя классуКонфронтация с учителемРазумная требовательность, установление деловых отношений
Предпочтение словесного методаСнижение интереса к информации учителяИнформационно-коммуникационные технологии
Повышенное внимание к проблемному обучениюНеумение строить логически законченный рассказСочетание объяснительно-иллюстративных и эвристических методов обучения
Формальное отношение к оценке знаний учащихсяПотеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учениюКомментирование оценок
Перегрузка учащихся дополнительной информациейЧрезмерная усталость, недовольство собой и учебойТщательный отбор дополнительной информации
Обезличенный подход к учащимся, безразличие к их внутреннему мируНеуважение педагога как несерьезного и безответственного человекаИскренняя любовь к делу, учащимся, откровенность в отношениях и общении
Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материалаПотеря веры в собственные силы, негативное отношение к учениюОказание помощи учащимся в поиске и коррекции своих ошибок

Мониторинг профессиональной деятельности учителя представляет собой информацию для принятия управленческих решений.

№1, 2018
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТАЦИЯ

Развитие функциональной компетентности педагогов в условиях обновления содержания образования

С принятием Государственной программы развития образования и науки РК на 2016–2019 годы система образования вступила в особый период своего развития, когда реальностью становятся фундаментальные качественные изменения, а к самому образованию предъявляются высокие требования, обозначенные в целевых индикаторах данной программы. Перед системой повышения квалификации работников образования республики на этапе перехода к новой модели образования стоит задача формирования профессионально-личностной готовности педагога к работе «по-новому». Новой качественной характеристикой системы образования становится функциональная компетентность педагогов в условиях обновления содержания образования.

На чем основывается данная готовность? Чем обеспечивается и в чем выражается? Какие условия позволяют сделать деятельность по ее формированию более эффективной, инновационной? На наш взгляд, основой для формирования личности педагога должна стать направленность на непрерывное профессионально-личностное саморазвитие и самосовершенствование – образование в течение всей жизни. Для этого нужно сформировать новое педагогическое мышление – желание и умение мыслить и действовать по-новому, самостоятельно, творчески, преодолевая ранее сложившиеся представления и стереотипы.

Такая ситуация вызывает необходимость развития инновационных подходов в системе повышения квалификации педагогических работников.

Изменение характера и приоритетов деятельности системы повышения квалификации в условиях функционирования АО НЦПК «Өрлеу» позволяет направить усилия ППС на

  • Обновление содержания образовательных программ и форм повышения квалификации педагогов с учетом мировых образовательных тенденций и основных направлений модернизации казахстанского образования.
  • Технологизацию процесса обучения, актуализацию деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, интерактивных методов обучения, обеспечивающих реализацию деятельностного и компетентностного подходов. Актуальна организация проектной деятельности:
  • участие в проектах – повышение квалификации учителей, овладение новыми компетенциями, так как работа в проектном режиме кардинально отличается от традиционной деятельности;
  • активная деятельность в проекте – выход на новые инновационные решения.
  • Успешность в реализации новых стратегий развития образования непосредственно связана со способностью учителя стать субъектом инновационной деятельности. Поэтому одной из важнейших проблем является задача формирования технологической компетентности учителя, включающей глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
  • Создание обогащенной развивающей информационно-методической среды для развития профессиональной компетентности педагога путем актуализации, систематизации и совершенствования методической работы в школе в межкурсовой период.

Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования. Мы убеждены в необходимости осмысления практики внедрения компетентностного подхода, выработки четкой стратегии внедрения критериального оценивания в образовательную практику с целью достижения наиболее эффективных результатов.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, профессиональной жизни, личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

В числе условий, обеспечивающих инновационность подходов в системе повышения квалификации по формированию профессионально-личностной готовности педагога, мы определяем:

  • Организацию деятельности методических служб региона.

Она включает:

  • систематизацию работы по изучению и обобщению опыта педагогов, образовательных организаций по актуальным вопросам, связанным с решением задачи формирования и развития навыков широкого спектра;
  • расширение взаимодействия педагогов с использованием интернет-ресурсов (сетевые сообщества), обмен опытом по проблемам внедрения критериального оценивания в школьную практику;
  • последовательное методическое сопровождение деятельности педагогов по формированию функциональной грамотности школьников, включающее диагностику затруднений, возникающих в процессе внедрения в учебный процесс освоенных образовательных технологий, корректирование посредством проблемных и практико-ориентированных семинаров, тренингов, мастер-классов, групповых и индивидуальных консультаций;
  • создание творческих групп учителей по выявлению и экспериментальной апробации совокупности средств формирования у учащихся навыков широко спектра.
  • Инновационность предполагает обновление функций педагогов организаций образования.

В содержание профессиональной компетентности учителей ранее не включалась функциональная грамотность, так как она не значилась в конечных результатах общего среднего образования. Сейчас эта проблема становится актуальной. Развитие профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей реализацию педагогического процесса, инициирующего и формирующего навыки широкого спектра, является на современном этапе развития образования одной из главных задач.

В числе трудностей, связанных с организацией и содержанием процесса формирования и развития широкого спектра навыков школьников в организациях образования, – недостаточный уровень профессиональной компетентности многих учителей, которые привыкли к традиционному подходу в обучении и не могут эффективно решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе.

Филиал организует и проводит работу по развитию следующих способов деятельности педагогов:

  • изменение направления процессуальной стороны образовательного процесса с формирующего (знаниевого) на развивающий, деятельностный, личностно ориентированный;
  • проектирование образовательного процесса с использованием современных образовательных технологий (проблемно-диалогического обучения, оценивания образовательных достижений), соответствующих компетентностному подходу;
  • создание с учетом потенциала предмета педагогических условий для овладения навыками широкого спектра школьников как совокупности универсальных способов деятельности: познавательных, организационных, коммуникативных, личностных.