ещё
свернуть
Все статьи номера
№2, 2018
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТАЦИЯ

Областной конкурс мастер-классов учителей изобразительного искусства «Моя творческая лаборатория»

Любому преподавателю в наше время требуется регулярно повышать свою квалификацию, обновлять знания и умения, чтобы продвигаться по карьерной лестнице и рассчитывать на повышение зарплаты. В равной степени это относится и к учителям по изобразительному искусству, которые должны активно развивать творческие способности в учениках, используя креативные методы обучения, требующие изобретательности, таланта и особых знаний.

Самый доступный способ повышения квалификации для преподавателей изобразительного искусства – участие в конкурсах, предполагающее последующее получение дипломов и сертификатов, подтверждающих профессиональную компетентность педагога. Они позволяют участникам продемонстрировать наличие знаний, умений, способности применять различные методы подхода к ученикам и их полное соответствие требованиям ГОСО. На подобных конкурсах учителя по ИЗО могут доказать, что способны самостоятельно решать многие педагогические задачи и делать весомый вклад в инновационные методики образования. Если они закончились успешно и человек получил диплом, он может рассчитывать на повышение квалификации без каких-либо дополнительных усилий.

С целью выявления лучшего педагогического опыта по организации уроков и кружковых занятий в области изобразительного искусства методическим кабинетом управления образования акимата Костанайской области ежегодно проводится конкурс мастер-классов учителей изобразительного искусства «Моя творческая лаборатория».

Конкурс направлен на раскрытие творческого потенциала, повышение профессионального мастерства, обмен и распространение опыта в области преподавания изобразительного искусства.

Основные задачи конкурса:

  • стимулирование творческой активности педагогов;
  • распространение передового педагогического опыта среди педагогов области;
  • создание сборника мастер-классов учителей изобразительного искусства.

Предметом конкурса является мастер-класс на свободную, но в то же время актуальную тему. Мастер-класс должен быть авторским, интересным, хорошо оформленным, ранее нигде не проведенным. Копирование из Интернета запрещается.

Конкурс проводится в 2 этапа: районный (городской) и областной.

Требования к содержанию представленного материала учитывают

  • владение педагогом современными методиками и приемами;
  • богатство воображения и творческий подход педагога;
  • использование системно-деятельностного подхода в обучении;
  • показ результативности уроков (занятий), соответствие урока (занятий) заявленным целям и задачам;
  • создание условий для активной самостоятельной деятельности обучающихся;
  • активизация коллективной творческой деятельности обучающихся;
  • использование современных информационных технологий, свободного образовательного пространства на уроке.

Участие в таких конкурсах дает возможность проверить и систематизировать знания, пополнить их багаж, усовершенствовать коммуникативные и психологические способности преподавателя. Поэтому участие в конкурсе полезно не только с материальной точки зрения, но и для успешного продвижения по карьерной лестнице. Оно позволяет педагогам не стоять на месте, а всегда занимать лидирующие позиции среди своих коллег.

Приложение 1

Положение об областном конкурсе мастер-классов учителей изобразительного искусства «Моя творческая лаборатория»

1. Общие положения

1.1. Положение об областном конкурсе мастер-классов учителей изобразительного искусства «Моя творческая лаборатория» (далее – Конкурс) определяет цели и задачи Конкурса, порядок и сроки его проведения, требования к участникам Конкурса, к оформлению конкурсной документации, процедуру подведения итогов и награждения победителей Конкурса.

1.2. Организатором Конкурса является ГУ «Управление образования акимата Костанайской области».

1.3. Конкурс направлен на раскрытие творческого потенциала, повышение профессионального мастерства, обмен и распространение опыта в области преподавания изобразительного искусства.

2. Цель и задачи

2.1. Цель Конкурса – выявление лучшего педагогического опыта по организации уроков и кружковых занятий в области изобразительного искусства.

2.2. Задачи:

  • стимулирование творческой активности педагогов;
  • распространение передового педагогического опыта среди педагогов области;
  • создание сборника мастер-классов учителей изобразительного искусства.

3. Предмет и содержание

Предметом Конкурса является мастер-класс на свободную, но в то же время актуальную тему. Мастер-класс должен быть авторским, интересным, хорошо оформленным, ранее нигде не проведенным. Копирование из Интернета запрещается.

4. Участники

Участниками Конкурса могут быть учителя изобразительного искусства школ области. Ограничений по возрасту и стажу работы нет.

5. Сроки проведения

1-й этап – районный/городской – первая декада сентября.

2-й этап – областной – до 20 сентября принимаются заявки и конкурсные работы, 29 сентября результаты Конкурса.

6. Требования к конкурсным работам

6.1. Требования к содержанию представленного материала учитывают

  • владение педагогом современными методиками и приемами;
  • богатство воображения и творческий подход педагога;
  • использование системно-деятельностного подхода в обучении;
  • показ результативности уроков (занятий), соответствие урока (занятий) заявленным целям и задачам;
  • создание условий для активной самостоятельной деятельности обучающихся;
  • активизацию коллективной творческой деятельности обучающихся;
  • использование современных информационных технологий, свободного образовательного пространства на уроке.

6.2. Работы должны быть предоставлены на дисках СD/DVD или других флеш-носителях. Диски с конкурсными материалами должны быть подписаны (название Конкурса, район/город, Ф. И. О. автора) и сопровождаться заявкой на участие в Конкурсе.

Прием конкурсных работ производится по адресу:


7. Награждение победителей

Победители Конкурса награждаются грамотами ГУ «Управление образования акимата Костанайской области».

Приложение 2

Заявка на участие в областном заочном конкурсе

1. Регион


2. Полное наименование организации образования


3. Название конкурса


4. Ф. И. О. автора (полностью)


5. Должность


6. Стаж работы в данной должности


7. Контактные данные


№2, 2018
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Мастер-класс «Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников»

Основная цель мастер-класса – это дальнейшее повышение мотивации к овладению методом проектов как одним из интегрированных методов обучения. Мастер-класс поможет начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность.

Главная задача системы дошкольного воспитания и обучения в рамках Государственной программы развития образования и науки РК на 2016–2019 годы – совершенствование качества дошкольных образовательных услуг на основе обновления содержания дошкольного воспитания и обучения и внедрение в образовательный процесс инновационных методик и технологий.

Особый интерес представляет собой интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

Проектный метод предполагает интеграцию на основе единого проекта. Ведущими педагогами, психологами доказано, что проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.

Интеграция содержания образовательных областей в детском саду обеспечивает

  • реализацию содержания образовательных областей в рамках целостного процесса;
  • формирование личностных качеств ребенка и его гармоничное вхождение в социум.

Образовательные задачи наиболее эффективно решаются при целенаправленном использовании интегративного подхода к подаче программного материала.

Согласно принципу интеграции в процессе образовательной деятельности одной области следует одновременно решать задачи других образовательных областей. С решением задачи образовательной области «Здоровье» одновременно формируются навыки, отнесенные к образовательной области «Социум», воспитываются знания и умения, относящиеся к областям «Познание», «Коммуникация» и т. д.

Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников.

Проекты

  • помогают
  • активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
  • осваивать окружающую действительность, всесторонне изучая ее;
  • увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
  • способствуют
  • развитию творческих способностей детей;
  • умению наблюдать;
  • умению слушать;
  • развитию навыков обобщать и анализировать;
  • развитию мышления;
  • развивают
  • воображение;
  • внимание, память, речь.

Что такое проект для ребенка?

  • Раскрытие творческого потенциала.
  • Умение работать в группе.
  • Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми.
  • Умение представить свою работу.

Использование метода проектов делает образовательную систему детского сада открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

Через призму интеграции образовательных областей происходит взаимодополнение, расширение, усложнение перехода тем между собой от одной к другой с точки зрения формирования у ребенка целостной картины мира.

Структуру проекта легко запомнить.

Проект – это шесть «П»:

  • Проблема (выбор темы).
  • Проектирование или планирование.
  • Поиск информации.
  • Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
  • Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.).
  • Шестое «П» – портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

По мнению американского философа и педагога Джона Дьюи, разработчика проектного метода, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».

Практическая часть мастер-класса

– Уважаемые коллеги, нередко бывает так, что мы часто встречаемся даже не зная друг друга, и это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю познакомиться. Для этого мы сыграем в простую, но важную игру «Будем знакомы».

Приглашаю всех встать в круг. Правило такое:

Имя свое назови«Надежда».

Соседу руку протянипротягивает руку.

Улыбку подариулыбается и говорит.

Комплимент скажи«Вы сегодня такая прекрасная!»

Ответ рядом стоящего: «Спасибо! Да, это так! А я еще и добрая!»

– У нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель: воспитание детей, помощь, поддержка, понимание детей на всех этапах их жизни.

Приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.

Рассмотрим два способа разработки проектов:

  • «Модель трех вопросов»;
  • Метод «Мыслительных карт».

Благодаря этим моделям мы получаем первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируемся сами и помогаем ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

  • Что знаем?
  • Что хотим узнать?
  • Как узнаем?

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о …?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?»

Можно с детьми придумать символы сбора информации в картинках.

Подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Вода».

Имя ребенкаЧто знаю?Что хочу узнать?Как узнать?
АйгульГолубая, можно мыться и быть чистымПочему замерзаетСпросить у папы
АсемВкусная, можно пить, бывает горячаяЕсть ли в яблоке вода?Отжать сок
МаксимЛужаПочему не всю воду можно пить?Почитать книгу с бабушкой
АртемДождик – это водаПочему вода не стоит на месте?Спросить у мамы
АлинаВода – это мореПочему вода в море соленая?Посмотреть передачу про воду
РомаВ воде живут рыбыПочему звучит вода?Посмотреть в Интернете

Что мы можем запланировать исходя из полученных ответов?

  • Пригласить папу, чтобы он рассказал, как можно отжимать сок.
  • Сделать мини-книгу «Кому нужна вода».
  • Выучить песни и стихотворения о воде.
  • Сделать альбом «Всё о воде» (стихи, загадки, пословицы).
  • Организовать сюжетно-ролевую игру «Путешествие по реке Бухтарме».
  • Провести фотовыставку «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и т. д.

Второй способ – метод «Мыслительная карта» – удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Мыслительные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

  • В центре листа размещаем основную тему, т. е. пишем слово или просим выполнить в виде рисунка. Например, по теме «Фрукты» можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.
  • Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждую своим цветом). Над каждой ветвью воспитатель пишет слово-ассоциацию. Ребенок дополняет каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
  • Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово «яблоко» ассоциируется у нас с зеленым цветом и т. д.
  • Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка. Слова также желательно изображать в виде рисунков для лучшего запоминания детьми.
  • Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы с какой-либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Практическая часть

– Предлагаю вам выбрать тему проекта, которую вы будете разрабатывать.

Рефлексия: «Чему я научилась»

Закончите предложение:

  • Я научилась…
  • Я узнала, что…
  • Я была удивлена тем, что…
  • Мне понравилось…
  • Самым важным для меня было…
  • Я буду использовать в своей работе…