Методическая работа с педагогическим коллективом
Памятка начинающему методисту
- Учитесь искусству руководства постоянно, независимо от возраста и опыта. Систематически совершенствуйте стиль своей работы, анализируйте и устраняйте недостатки; ищите новые, более рациональные формы и методы руководства педагогическим коллективом.
- Авторитет методиста определяется его компетентностью и деловитостью, общей культурой, способностью показать другим пример в работе.
- Не забывайте своевременно отмечать инициативу и достижения в работе воспитателей, благодарить их в присутствии других сотрудников за хорошую работу. Не бойтесь, если воспитатель окажется более сведущим в каком-то вопросе; радуйтесь такой опоре и поддерживайте его.
- Предъявляйте требования к качеству работы воспитателя с учетом его возможностей. Непосильные требования вызывают протест, портят людям настроение.
- Главный путь познания воспитателя – наблюдение и анализ его деятельности. Оценивайте людей исключительно по их делам.
- Никогда не теряйте самообладания. Невыдержанность, крикливость – свидетельство низкой культуры руководителя, признак его слабости, а не силы.
- Рационально организуйте свой труд. Никогда и никуда не опаздывайте и требуйте этого от подчиненных.
- Контролируйте выполнение поручений, заданий, принятых решений: отсутствие контроля может навести воспитателей на мысль о ненужности выполняемой работы.
Формы методической работы с педагогическим коллективом
Методическая работа – комплексный творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.
Методический кабинет – это научно-методический центр, целью которого является повышение научно-теоретического уровня и методической квалификации воспитателей. Методист как организатор и консультант этого центра знакомит работников ДО с новейшими нормативными документами, достижениями педагогической и психологической науки, с новинками методики дошкольного воспитания, оказывает им помощь в самообразовании.
К основным формам методической работы с педагогическим коллективом относятся педагогические советы, теоретические семинары, семинары-практикумы, творческие лаборатории, консультации и др.
Документация по планированию
Методист должен иметь следующую документацию по планированию:
- перспективный план – прогноз развития детского сада с определением годовых задач на пять лет;
- план работы детского сада (с учетом проблем и задач, анализа работы детского сада за прошедший учебный год);
- приказы и инструкции (картотека) текущего учебного года;
- план работы методиста на год, месяц, неделю;
- план работы психолога в детском саду.
Планирование в работе методиста должно быть представлено не только в письменном виде. Достаточно большой пакет материалов должен быть представлен в графическом виде.
Графическое планирование методиста должно быть представлено следующими графическими материалами:
- распределение ОУД;
- график работы факультативов, проведения стимулирующих и поддерживающих занятий;
- график работы кружков;
- циклограмма проведения районных и городских семинаров и совещаний;
- график занятости педагогов на курсах городского методического кабинета;
- график проведения итоговых ОУД (по кварталам, за год), утвержденный заведующей;
- график проведения открытых ОУД;
- графики результатов достижений детей по возрастным группам, воспитателей;
- график занятости педагогов ДО.
Документы по организации методической работы с кадрами
Отдельным блоком в документации методиста должны быть представлены материалы, которые отражают систему работы методиста по организации методической работы в детском саду.
Содержание методической работы с педагогами должно быть представлено следующими документами:
- планирование семинаров различного уровня для различных категорий педагогов;
- режим работы методического кабинета;
- материалы обобщения передового педагогического опыта;
- материалы самообразования педагогов;
- материалы исследовательской и экспериментальной работы педагогов;
- портфолио каждого воспитателя.
Немаловажным фактором в оценке деятельности методиста ДО является его отношение к сбору статистических материалов, касающихся детского сада. Статистика в детском саду должна быть представлена следующими статистическими отчетами:
- списки детей (по возрастам);
- списки детей, занимающихся в кружках, секциях;
- списки разделения детей по подгруппам по иностранному языку, казахскому языку или другим предметам;
- списки детей по группам здоровья;
- списки проблемных детей;
- списки родительских комитетов групп;
- справки по результатам проведения совещаний при методисте.
Методист ДО должен уделить должное внимание организации и проведению контроля и иметь достаточный материал по анализу его результативности.
Система работы методиста может быть представлена следующими материалами:
- план организации и проведения контроля (годовой план);
- мониторинг результативности контроля (справки);
- бланки посещения занятий в рамках контроля;
- диагностические и коррекционные материалы в рамках контроля.
Памятка методисту, изучающему опыт работы педагога
- Предварительное ознакомление педагога, начинающего изучать опыт работы, с соответствующей литературой.
- Сбор информации о профессиональной деятельности воспитателя: встречи и беседы с воспитателем, беседы с родителями воспитанников, изучение результатов работы воспитателя, знакомство с материалами профессионального портфолио и др.
- Посещение ОУД, проводимых воспитателем. Определение научно-методической основы его работы. Изучение индивидуальных карт развития, сводных таблиц по образовательной области с целью определения уровня их знаний.
- Авторский педагогический продукт (авторский проект, авторская дидактическая система, система методической работы, методические рекомендации, учебно-методические пособия, памятки, статьи из опыта работы и др.).
- Ознакомление с материалами выступлений педагога из опыта работы на педагогических мероприятиях (научно-практические, практические конференции, семинары, педагогические чтения).
- Использование опыта работы педагога коллегами.
- Привлечение педагога к анализу и описание опыта своей работы.
- Определение формы обобщения и описания опыта.
Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта по определенной теме
- Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определенной части опыта, представляющей наибольший интерес и актуальность.
- Ознакомление с литературой по избранной теме. Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе опытом других педагогов по данному вопросу.
- Планирование работы по избранной теме.
- Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т. е. включение в работу элементов экспериментального характера.
- Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов.
- Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей: освещение принципиальных положений, исходя из которых педагог подошел к данной теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.
Аттестация. Аттестация всех педагогических работников проводится один раз в пять лет согласно приказу министра образования и науки РК от 09.11.2015 г. № 632 «Об утверждении стандартов государственных услуг по приему документов для прохождения аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий педагогическим работникам и приравненным к ним лицам организаций образования, реализующих программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» и приказу министра образования и науки РК от 27.01.2016 г. № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования и иных гражданских служащих в сфере образования и науки».
В очередную аттестацию не включаются педагоги, проработавшие в ДО менее одного года, молодые специалисты в период трехлетнего срока работы после окончания высших и средних специальных учебных заведений.
Самообразование. Самообразование педагога многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов детского сада могут быть
- ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- изучение учебной и научно-методической литературы;
- ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- изучение новых программ и педагогических технологий;
- ознакомление с передовой практикой дошкольных организаций;
- повышение общекультурного уровня.
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами, решаемыми в детском саду, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
- Деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач ДО.
- Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи детского сада и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги дошкольной организации.
Темы подбираются также с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу. Только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
Для молодых специалистов:
- осознание ценностей личностно ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- формирование основ педагогического мастерства;
- развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
- овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески работающих воспитателей:
- развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- проявление творческого потенциала педагога;
- пропаганда своих достижений;
- развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- овладение методикой работы с детьми;
- адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть
- одна из годовых задач ДО;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи методиста. Методическая помощь необходима воспитателю
- в определении темы, целей и задач;
- в планировании работы по самообразованию;
- в ходе реализации плана;
- в изучении и анализе результативности своей работы.
Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них, предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практике дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.
Недельный план работы методиста
Направления деятельности | Мероприятия | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
---|---|---|---|---|---|---|
Работа с документами | Проверка планов, все группы | + | ||||
Работа с педагогами | Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» | + | ||||
Работа с детьми | ||||||
Диагностическая работа | Изучение заполнения индивидуальных карт развития в старших группах | + | + | |||
Контроль | Посещение ОУД по основам экологии в средней и 2-й младшей группах | + | + | |||
Работа с родителями и общественностью | ||||||
Совещания, планерки | ||||||
Заседания МО, творческих групп | ||||||
Посещение занятий, общественных мероприятий | Посещение ОУД по основам экологии в старших и предшкольных группах | + | + | |||
Подготовка педагогических советов | ||||||
Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность | Оказание методической помощи по самообразованию | + |

Методическая концепция составления программ элективных и прикладных курсов
Процесс разработки программ элективных и прикладных курсов во время перехода на обновленное содержание образования начинается с вопросов:
– Существует ли потребность в программе такого типа?
– Соответствует ли тема запросам времени?
– Возрастная адресованность.
– Количество часов в год.
– Как определить основные цели курса с учетом перехода современного образования на компетентностный подход?
– Чем содержание прикладного курса будет отличаться от базового?
Разработчикам программ необходимо определить принципы отбора учебного материала.
Соблюдение принципа преемственности и спиральности обеспечит наращивание знаний и умений учащихся при переходе от простого к сложному благодаря наличию сквозных тем. Подобный подход способствует развитию внутрипредметных и межпредметных и метапредметных связей.
Компоненты элективного/прикладного курса должны предусматривать ожидаемые результаты, среднесрочные и долгосрочные цели обучения.
В пояснительной записке курса необходимо определить
- цели и задачи предмета;
- актуальность данной программы;
- критерии отбора содержания и учебного материала;
- новизну программы по сравнению с существующими программами ГОСО;
- тип программы: авторская или адаптированнная.
Также необходимо учитывать подходы:
- системно-деятельностный;
- межпредметный;
- интерактивный;
- личностно ориентированный;
- компетентностный.
Структура программы обновленного содержания образования:
- пояснительная записка;
- констатирующая часть (содержательная часть);
- нормативная часть;
- информационно-методическая часть;
- список использованной литературы;
- приложение.
Нормативная часть
№ | Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Всего | Лекции | Практика | ||||
Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроке в ходе познавательной, исследовательской деятельности.
В приложении необходимо указать темы проектов и творческих/поисковых работ, рекомендации по составлению предметного портфолио, методические рекомендации, терминологический мини-глоссарий.
Рассмотрим методическую концепцию программы «Смысловое чтение».
В ноябре 2017 г. программа «Смысловое чтение на английском языке на материале учебного пособия Palette o Treasures заняла первое место на республиканском конкурсе «Лучшая авторская программа 2017» и получила диплом первой степени МОН РК.
В данной программе утверждаются общечеловеческие нравственно-этические ценности и убеждения, а также традиционные национальные ценности. Тематика учебных пособий соответствует задачам, поставленным Президентом РК Н. А. Назарбаевым в национальной программе «Рухани Жаңғыру».
Программа «Смысловое чтение на английском языке» рассчитана на учащихся 9–10-х классов гимназий общественно-гуманитарного направления с лингвистическим профилем, имеющих определенный объем знаний, умений и навыков по предмету «Английский язык». Программа авторская.
Современные требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.
Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Далее рассматриваются уровни понимания текста и виды чтения, и непосредственно смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание смыслового содержания текста. Возрастная адресованность и количество часов указаны (9–10 классы, 34 часа). В программе курса учтены современные подходы к обучению смысловому чтению.
Материалом для данного курса служит учебно-методическое пособие по литературе и культуре Казахстана для чтения на английском языке Palette o Treasures, которое включает в себя три раздела и приложение.
Каждое произведение сопровождается лексическим глоссарием на трех языках, коммуникативными упражнениями (вопросами), QR-кодами для самостоятельной работы при помощи сети Internet, графическими органайзерами: Word and deinition/meaning, Point o View, Problem-solution Chart, Plot Map, Plot and Conlict Analysis, Historical iction Analysis, Literary Reaction Journey Entry, Character Map для развития критического мышления на английском языке.
Весь материал, в том числе и тексты в пособии, структурированы по принципу от простого к сложному. В заданиях и упражнениях, а также при иллюстрации теоретических положений активно используется материал на английском языке, освоенный ранее, осуществляется повторение грамматического и лексического материала основного курса.
В нормативной части предлагается тематический план, который отвечает содержанию программы.
9 класс, I полугодие
№ | Тема | Количество часов – 34 | Практика | Форма | Образовательный продукт |
---|---|---|---|---|---|
I полугодие | |||||
1 | Смысловое чтение | Leader o the Nation | Просмотровое, поисковое, изучающее чтение | Оглавление каждой части текста. Пересказ по логическим частям. Эссе | |
2 | Смысловое чтение | Golden Hero | Просмотровое, поисковое, изучающее чтение | Эссе. Пересказ видеоролика. Органайзер: Word / meaning. Мemo | |
3 | Смысловое чтение | Tomiris | Просмотровое, поисковое, изучающее чтение | Органайзер: Compare and Contrast. Эссе. Мemo | |
4 | Смысловое чтение | Khalima Word Number ourteen | Просмотровое, поисковое, изучающее чтение | Органайзер: Word / deinition. Ответы на проблемные вопросы. Мemo | |
5 | Смысловое чтение | Aisha | Просмотровое, поисковое, изучающее чтение | Органайзер: Point o View. Анализ текста. Мemo | |
6 | Творческие работы, проектная работа | Projects | Поиск информации, проектная деятельность | MPP. Устный проект. Буклет. Открытка. Плакат. Видеоролик |
В информационно-методической части рекомендуются разнообразные способы получения и фиксирования учебной информации:
- систематическое чтение художественной литературы на английском языке, адаптированной в соответствии с уровнем подготовки учащихся;
- систематически ведущиеся записи на занятиях, регулярно просматриваемые, уточняемые и дополняемые в ходе самостоятельной работы;
- письменное фиксирование наиболее важной информации, данных, идей и определений при изучении рекомендуемых и находимых самостоятельно книг;
- использование интернет-ресурсов на доступных языках, электронной переписки со своими преподавателями для консультаций.
Критерии оценок учитывают нормы чтения, орфографии, грамматики, стилистики английского языка, адекватность оценочных суждений, логичность, последовательность, умение работать индивидуально и в группах и т. д.
Промежуточный контроль (формативное и суммативное оценивание) осуществляется в конце каждой темы/раздела и включает в себя как устный опрос, так и письменные задания: заполнение графических органайзеров, написание эссе, изложений. Итоговый контроль (суммативное оценивание) осуществляется в конце каждого полугодия/учебного года и включает в себя защиту проектов как на бумажных, так и на электронных носителях, а также презентацию и защиту предметного портфолио.

Использование проектной деятельности на уроках специальных дисциплин
В рамках обновления содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированного на усовершенствование менеджмента и мониторинга развития дошкольного образования, повышение престижа профессии педагога-дошкольника критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у обучающихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания. Поэтому и преподавателю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие современным требованиям.
Для повышения эффективности образовательного процесса преподаватель использует современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями: традиционное и личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, дифференцированный подход к обучению, метод проектов, исследовательские методы в обучении, лекционно-семинарско-зачетная система, технология использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых, и других видов обучающих игр), здоровьесберегающие технологии, система инновационной оценки «портфолио» и т. д.
При организации учебных занятий предусматриваются различные формы обучения: лекции, лекции-беседы, практические занятия с применением технических средств обучения, деловые игры и т. д. Изучение специальных дисциплин в Алматинском гуманитарно-педагогическом колледже № 2 тесно связано с прохождением производственной практики в дошкольных организациях.
Для побуждения активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом используются активные стратегии и методы обучения: проблемные беседы, дискуссии, творческие практические и самостоятельные работы, дидактические игры и др.
Активные методы обучения могут использоваться как на традиционном, так и на нетрадиционном уроке, применяются на семинарах, практикумах, факультативах, внеаудиторных и других формах организации обучения. В настоящее время в практике нашей работы активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Согласно государственному образовательному стандарту РК обучающийся педагогического колледжа в процессе учебы должен овладеть общими и профессиональными компетенциями. Общие компетенции – это универсальные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся для продуктивной образовательной деятельности. Профессиональные компетенции – это знания, умения и навыки, которые позволяют успешно решать профессиональные задачи.
Метод проектов дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе производственных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Можно выделить несколько видов проектов в соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности.
Классификация типов проектов | ||
---|---|---|
По продолжительности времени | краткосрочные | |
среднесрочные | ||
долгосрочные | ||
По использованию дидактических средств | информационные и коммуникативные | |
классические | ||
По способу преобладающей деятельности | исследовательские | |
познавательные | ||
творческие | ||
игровые | ||
практико-ориентированные | ||
По количеству участников в проекте | индивидуальные | |
коллективные | парные | |
групповые | ||
По уровню интеграции | предметные | |
межпредметные |
Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, мы используем два основных направления:
- использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (методика ознакомления детей с природой и основами экологии, методика формирования элементарных математических представлений, методика развития речи и др.), предусмотренных учебным планом;
- включение обучающихся в реализацию творческих проектов, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью по специальности 0101000 «Дошкольное воспитание и обучение».
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться определенным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В своей педагогической деятельности преподаватели используют как персональные, так и групповые учебно-исследовательские проекты. Преимущества групповых проектов заключаются в том, что у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, в ходе которого каждый обучающийся в зависимости от своих сильных сторон активно включается в определенный этап работы. Всё это способствует формированию общих и профессиональных компетенций.
В ходе реализации таких проектов было отмечено, что обучающимся в процессе выполнения проектного задания требуются не только учебные и профессиональные знания, но и умения организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, принимать решения, нести ответственность за результаты своей работы, работать в коллективе, использовать информационно-коммуникационные технологии при выполнении работы, оформлении результатов и др.
Структура организации проектной деятельности
- Разработка концепции проекта: определение темы и целей проекта.
- Планирование проекта: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов и процесса, распределение задач, обязанностей.
- Исследование: сбор информации, решение промежуточных задач при помощи основных инструментов: наблюдений, экспериментов.
- Результаты/выводы: анализ информации, формулировка выводов.
- Защита проекта.
Примером одного из типов проектов может служить практико-ориентированный проект «Ярмарка педагогических идей». «Деловая игра» используется для обозначения специально организованной имитации реальных или потенциально возможных педагогических ситуаций, а также действий воспитателей в таких ситуациях. Это важный и необходимый способ активизации мыслительной деятельности. Кроме того, игра является прекрасным диагностическим материалом. Она отражает готовность обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
Игра проводится поэтапно:
- формирование групп компаний-разработчиков программных продуктов;
- выполнение практического задания и подготовка своего проекта;
- презентация проекта;
- подведение итогов.
Темы экологических проектов могут быть разными: «Помогите птицам зимой», «Зеленый уголок природы», «Экологическая тропинка», «Мир животных уголка природы», «Волшебница-вода», «Мир удивительных открытий», «Лекарственные растения» и т. д.
Завершение проекта включает подведение итогов защиты проекта. Оценивание работы идет по основным разработанным критериям.
Дальнейшее использование в образовательном процессе проектной деятельности позволяет не только обеспечить продвижение обучающихся по компетентностной образовательной траектории, но и способствует подготовке высококвалифицированных специалистов педагогов дошкольного образования, преобразовывает теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, способствует реализации творческого потенциала, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться. Это в конечном счете формирует общие и профессиональные компетенции выпускников организации среднего профессионального образования, обеспечивающие конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Мастер-класс
Преподаватели:
Дисциплина: «Методика ознакомления детей с природой и основами экологии».
Группы: 4 курс
Тема: Интерактивные технологии в интеллектуальном развитии дошкольников. «Экологические проекты в детском саду»
Цели:
- сформировать представление о применении интерактивных методик в процессе разработки и проведении экологических проектов в детском саду;
- развивать умение применять полученные теоретические знания в практической деятельности, анализировать содержание форм и методов, применяемых в проектной деятельности по экологическому воспитанию;
- воспитывать экологическую культуру, прививать чувство прекрасного, уважительное отношение к себе и своим друзьям.
Тип урока: Комплексное применение знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: урок – деловая игра.
Методическое обеспечение: глоссарий на каждом столе, программы, методическая литература, костюм Зеленой шапочки, глобус, Красная книга, карточки красного и зеленого цвета, запись музыкального произведения «Зверобика», презентация к уроку.
Предварительная работа: самостоятельная теоретическая и практическая подготовка обучающихся 4 курса для разработки кластеров экологических проектов.
Ход урока
Организационный момент. Цитата урока «Природа – единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание». И. Гете
Вступительное слово. Сегодня у нас необычный урок. Урок – деловая игра. Ярмарка экологических проектов. Урок интеграции разнообразных форм работы по экологии в детском саду. Вы углубите свои знания, определите, какие интерактивные технологии наиболее эффективны для работы педагога-дошкольника.
Прочитайте тему урока. Интерактивные технологии в интеллектуальном развитии дошкольников в области экологии.
- Игровое упражнение «Волшебная палочка»
Обучающиеся передают друг другу «волшебную палочку» и продолжают фразу: «Я хочу узнать, открыть…»
- Открытие встречи на деловой игре
Педагог. Мы предлагаем вам разработать интересные, увлекательные и эффективные экологические проекты, используя формы и методы для реализации экологических проектов. Работа на уроке будет проводиться по представлению базовых детских садов.
Проведем разминку.
- Педагогическая разминка «Верю не верю»
- Если вы согласны с моим утверждением – садитесь, если не согласны – встаньте.
- Метод и прием – одно и то же.
- Опыты являются поисковым методом.
- Смена деятельности в ДО необходима.
- Детские сады с 1 сентября работают по новой типовой программе.
- Может мышка от кошки не прятаться?
- Экология – это наука.
- Красная книга Казахстана – это словарь экологических терминов.
- Ведущая деятельность в детском саду – учебная.
- Экскурсия в природу – это форма работы.
- В режиме дня детского сада одна прогулка.
- В типовую программу включена новая ОУД «Естествознание».
- Красная книга – это книга об исчезающих видах животных и растений.
- Ярмарка педагогических идей по экологии
Стук в дверь, входит Зеленая шапочка.
– Здравствуйте, будущие воспитатели! Меня зовут Зеленая шапочка.
Педагог. Здравствуй, а почему тебя зовут Зеленой шапочкой?
Зеленая шапочка. Потому что я очень люблю природу. Посмотрите, какой удивительный голубой мяч и большую книгу я вам принесла! Давайте поиграем с этим мячом и рассмотрим книгу...
Педагог. Подожди, Зеленая шапочка, может, мы для начала посмотрим, что это за мяч.Скажите, а на что же похож этот мяч?
Обучающиеся. На планету Земля. Это глобус – макет нашей планеты Земля.
Педагог. А что такое Земля? Планета, на которой живут люди и другие живые существа: растения, животные.
Зеленая шапочка.
Есть на земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Педагог. Если не станет планеты, перестанет существовать человек.
Зеленая Шапочка, оставайся с нами, и вместе мы узнаем много интересного о Земле и природе, которая нас окружает.
На нашей планете много животных, птиц, растений. К сожалению, некоторых из них становится всё меньше, потому что люди не берегут всё то, что их окружает. Ученые разных стран мира написали такую книгу, куда вошли все виды исчезающих животных, и назвали ее Красной книгой. А почему именно «красной»?
Обучающиеся. Это цвет предупреждения, опасности.
Педагог. Книга говорит нам: «Внимание! Остановись, оглядись, подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Всё берем и берем, а ведь и взамен нужно отдавать что-то хорошее и полезное».
Давайте полистаем страницы Красной книги. Ведь человек – хозяин природы и должен знать много объектов, входящих в Красную книгу. Книга о природе Казахстана состоит из 2 томов.
- Игра «Светофор»
Зеленая шапочка. Чтобы сохранить животных и природу, человек должен соблюдать определенные правила. Оцените с помощью цветных карточек деятельность человека. Если вы согласны, поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.
- Ходить в лесу по тропинкам.
- Пугать птиц на деревьях.
- Не рвать паутинки.
- Поджигать сухую траву.
- Беречь цветы и любоваться ими.
- Разрушать и уносить лесную подстилку.
- Еж не реагирует на змеиный яд.
- Курам нельзя глотать мелкие камешки.
- Жираф – самое высокое существо на земле.
- Есть рыбы без чешуи (речной угорь).
- Собаки различают цвета.
- Левретка – это головной убор.
- «Методическая копилка»
Экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольной организации. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы в проектной деятельности.
Перечень форм и методов интегрированной экологической работы, используемых в детских садах для проектной деятельности.
(Обучающиеся называют разнообразные формы экологической работы, указывая цели и задачи каждой, и определяют роль данной работы в реализации экологических проектов.)
- Экологические занятия
- Экологическая экскурсия
- Уроки доброты
- Экологические кружки
- Экологические конкурсы
- Экологические акции
- КВН, аукцион
- Обсуждение программных ситуаций
- Трудовой десант
- Зеленый патруль
- Клуб исследователей природы
- Введение филологических календарей природы
- Коллекционирование
- Экологические выставки и экспозиции
- Неделя экологического творчества
- Экологические игры
- Экологические сказки
- «Экологическая тропа»
- Экологическая работа с родителями
- Экологические викторины
- Назовите необходимые принципы и требования при организации проектной деятельности в ДО:
- природосообразности (законы природы);
- проблематизации (влияние человека на окружающий мир);
- опоры на ведущую деятельность детей;
- сотрудничества и сотворчества;
- краеведения (региональный компонент);
- учета возрастных особенностей;
- развития личностных качеств ребенка.
Требования:
- определить тип и вид проекта;
- сроки реализации;
- разработать план мероприятий, в который включены разнообразные формы и методы эколого-краеведческой деятельности.
А сейчас каждой команде необходимо представить разработанный проект с планом мероприятий его реализации.
- Необходимо разработать этапы реализации экологических проектов по предложенной теме «Уголок природы – неиссякаемый источник воспитания и развития детей».
- Проект «Помогите птицам зимой».
- Проект «Зеленый уголок природы».
- Проект «Декоративные рыбки».
- Проект «Мир животных уголка природы».
- Проект «Попугаи уголка природы» (презентации кластеров).
Зеленая шапочка предлагает присутствующим поучаствовать в детском флэш-мобе «Зверобика».
Педагог. Молодцы, вы отлично справились с заданием. Что бы вы хотели пожелать нашей голубой планете Земля? Выскажитесь, пожалуйста, по очереди.
Наша планета Земля очень щедра и богата.
Зеленая шапочка. Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…
Все вместе. Такая планета нужна нам с вами.
Воспитатель. Зеленая шапочка, благодарим тебя за такие прекрасные подарки.
Зеленая шапочка прощается с детьми и уходит.
- Обобщение. Вот и завершилась ярмарка экологических проектов. Сегодня вы познакомились с интерактивными формами и лучшими разработками наших обучающихся по интеллектуальному развитию дошкольников в воспитании экологической культуры. Считаем, что наш выбор проектной деятельности как основного средства формирования экологической культуры дошкольников, под которой мы понимаем тесную взаимосвязь экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности, обоснован. Следует отметить, что основным фактором, обеспечившим эффективность реализации нашего проекта, стали следующие параметры:
- комплексность воздействия, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного мероприятия;
- творческое развитие детей;
- привлечение родителей в рамках совместной деятельности.
- Заключение. Рефлексия. Игровое упражнение «Волшебная палочка»:
Сегодня я узнала…
Мне захотелось…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнила задание…
Я поняла, что…
Теперь я могу…
Я почувствовала, что…
Я приобрела…
Я научилась…
У меня получилось…
Я смогла…
Я попробую…
Меня удивило…
Занятие мне дало для жизни…
Мне захотелось…
- Подведение итога урока. Определение домашнего задания. Составление биологической характеристики(паспорт комнатных растений).
Карта самооценки
Основные категории учебных целей | Баллы | Мои баллы | Примечания |
---|---|---|---|
Я могу отличить проекты от других видов деятельности, назвать ее отличительные признаки и сформулировать определение проектов | 2 | ||
Я могу объяснить влияние проектной деятельности на формирование интеллектуальных способностей детей и родителей, показать роль в воспитании личности ребенка | 4 | ||
Я могу проанализировать содержание экопроектов и определить уровень умственного и творческого развития детей, составить перечень основных требований, необходимых для реализации проектов | 4 | ||
Я могу по содержанию проекта определить вид, уровень интеллектуальной нагрузки, воспитательное значение, оценить значимость экопроекта для полноценного воспитания дошкольников | 6 | ||
Я могу самостоятельно подобрать материал для осуществления экопроекта и разработать этапы его реализации | 8 | ||
Общее количество баллов | 24(4) |
