ещё
свернуть
Все статьи номера
№9, 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа педагога- психолога

Дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, которые имеют временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания. У детей данных категорий часто встречаются нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы: повышенный уровень тревожности, агрессивности, множественные страхи, неумение распознавать и передавать основные эмоции, сниженный уровень коммуникативных навыков, аффективные вспышки, имеются отклонения от условной возрастной нормы физического и психического здоровья.

Основная задача психолого-педагогической работы в инклюзивных группах яслей-сада – создание условий для гармонического развития личности, т. е. эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики каждого ребенка, посещающего инклюзивную группу.

Поэтому дети с особыми образовательными потребностями в первую очередь нуждаются в помощи по социализации и адаптации к окружающему миру.

Система работы педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования включает в себя

  • первичное обследование ребенка и беседы с родителями;
  • разработку индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
  • непосредственную индивидуальную коррекционно-развивающую работу;
  • итоговое обследование ребенка.

1-й этап – первичное обследование ребенка и беседы с родителями.

Обследования ребенка проводится по подобранным диагностическим методикам согласно возрастным особенностям ребенка с учетом диагноза.

Для обследования познавательных процессов применяются следующие методики:

  • на внимание: «Работа с лабиринтами», «Найди такую же картинку»;
  • на восприятие: «Работа с разноцветной мозаикой», «Работа с коробочкой форм, или «Почтовый ящик», «Работа с матрешками двух-, четырех-, шестисоставными» «Работа с пирамидкой из четырех колец», «Работа с сюжетными вкладками»;
  • на мышление: «Работа с разрезными картинками»;
  • на память: «5 слов», «Воспроизведение пары слов».

Карта психологического обследования ребенка, включенного в инклюзивное образование

1. Фамилия, имя ребенка


Дата рождения


2. Группа _________________                                 Детский сад посещает с _________________ г.

3. Оценка адаптации в группе

  • хорошая;
  • удовлетворительная;
  • недостаточная;
  • плохая.

4. Коммуникативные умения

Контакт – речевой, жестовый, мимический, формальный, избирательный.

В общение со взрослыми

  • вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность;
  • вступает не сразу, с большим трудом;
  • не вступает, не проявляет заинтересованности, проявляет речевой негативизм.

В общение с детьми

  • вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность;
  • вступает не сразу, с большим трудом;
  • не вступает, не проявляет заинтересованности, проявляет речевой негативизм.

5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

Настроение ребенка


Волевыми особенностями являются


Работоспособность

  • высокая, темп деятельности быстрый;
  • достаточная;
  • сниженная, темп деятельности неравномерный; темп деятельности быстрый, но деятельность хаотична и бестолкова;
  • крайне низкая; работает медленно и невнимательно.

Характер деятельности

  • устойчивый, работает с интересом;
  • неустойчивый, отсутствует мотивация, работает формально.

Реакция на требование и замечание

  • адекватная (исправляет поведение в соответствии с требованием, замечанием);
  • неадекватная (негативная: делает назло, обижается, не реагирует, равнодушен к нему).

Реакция на одобрение

  • адекватная (радуется, ждет);
  • неадекватная (не реагирует, равнодушен к нему);

Страхи

  • не наблюдаются, наблюдаются (в каких условиях).

6. Характерологические особенности


7. Особенности развития мелкой и крупной моторики


8. Особенности развития познавательной деятельности

Внимание


Восприятие


Память


Мышление


Речь


Заключение педагога-психолога


Рекомендации


Дата __________                  Подпись ____________________

2-й этап – разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа начинается сразу после проведения обследования и беседы с родителями.

На ребенка согласно его возрастным особенностям и результатам диагностики составляется индивидуальный маршрут сопровождения на первое полугодие. Если требуется продолжение индивидуальной коррекционной работы, то индивидуальный маршрут составляется на второе полугодие, в котором отражаются направление работы, задачи и содержание индивидуальной коррекционной работы согласно возрасту ребенка и его развитию.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, включенного в инклюзивную группу № __________, за I полугодие 20___/20___ учебного года

Ф. И. ребенка


Срок и исполнения


НаправлениеЗадачиСодержание коррекционно-развивающей работы
Развитие внимания– развивать способность к переключению внимания;
– развивать концентрацию внимания;
– развивать произвольное внимание;
– развивать объем внимания
Индивидуально-коррекционные занятия:
– «Что изменилось?»
– «Раскрась овощи и фрукты»
– «Найди отличие»
– «Что спряталось в картинке?»
– «Что сначала, что потом?»
Развитие восприятия– восприятие геометрических фигур;
– точность восприятия;
– цветоразличение;
– длительность временного интервала;
– представление о частях суток;
– представление о временах года;
– пространственные представления;
– наблюдательность
Индивидуально-коррекционные занятия:
– «Дорисуй картинку»
– «Выдели нужное»
– «Что напоминает по форме?»
– «Найди отличие» – «Третий лишний»
Развитие мышления– мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков;
– гибкость ума и словарный запас;
– сообразительность
Индивидуально-коррекционные занятия:
– «Разложи по порядку»
– «Найди лишнее»
– «Догадайся»
– «Четвертый лишний»
– «Раздели по группам»
– «Что спряталось в картинке?»
Развитие памяти– увеличивать объем памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;
– развивать приемы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
Индивидуально-коррекционные занятия:
«Что изменилось?»
«Какие картинки запомнил?»
Развитие моторики– тонкая моторика рукИндивидуально-коррекционные занятия:
– «Мозаика»
– «Собери горох»
– «Соедини точки»
– «Раскрась овощи и фрукты»

3-й этап – непосредственная коррекционно-развивающая работа, которая направлена на развитие

  • внимания, памяти, мышления и других познавательных психических процессов;
  • мелкой моторики рук;
  • сенсорных представлений;
  • всех речевых компонентов;
  • графических навыков;
  • эмоциональной сферы;

а также на

  • формирование интереса к учебной деятельности;
  • включение ребенка в социум.

Составляется график посещения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ребенком, включенным в инклюзивное обучение. Наш опыт показал, что основной формой организации работы с детьми, включенными в инклюзивное обучение, являются индивидуальные занятия. Продолжительность занятий 15–25 минут в зависимости от возраста ребенка и характера нарушений. Для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, включенными в инклюзивное обучение, имеется лекотека, оснащенная соответствующими возрасту детей мебелью, настольными, дидактическими играми, пирамидками, конструкторами, пазлами, мозаиками, шнуровками, мягкими модулями, учебно-методическими пособиями, что помогает эффективно проводить индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Каждое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие отражается в карте комплексной коррекции ребенка с особыми образовательными потребностями, включенного в инклюзивное образование.

Карты комплексной коррекции ребенка с особыми образовательными потребностями, включенного в инклюзивное образование, за I полугодие 20___/20___ учебного года

Ф. И. ребенка


Возраст


Группа


Вид коррекционного воздействияСодержание коррекционного воздействияСроки исполненияОценка результата
Индивидуальная коррекционная работаИндивидуальное коррекционное занятие № 1
Цель: развитие мышления, восприятие размера, развитие устной речи: учить правильно отвечать и задавать вопросы; развивать умение соотносить предметы, мелкую моторику.
Упражнения: «Дорисуй картинку», «Разложи по порядку», «Мозаика»
  
Индивидуальное коррекционное занятие № 2
Цель: развивать память, целостное восприятие, логическое мышление, воображение, внимание; развивать умение находить и исключать лишний предмет; развивать устную речь: учить правильно отвечать и задавать вопросы; развивать мелкую моторику, усидчивость.
Упражнения: «Собери горох», «Выдели нужное», «Найди лишнее»
  
Индивидуальное коррекционное занятие № 3
Цель: развивать зрительную память, восприятие, логическое мышление, концентрацию внимания, мелкую моторику, воображение, устную речь: учить правильно отвечать и задавать вопросы; усидчивость.
Упражнения: «Соедини точки», «Что изменилось?», «Догадайся»
  
Индивидуальное коррекционное занятие № 4
Цель: развивать умение классифицировать предметы по группам, правильно соотносить форму предметов с заданными контурами; развивать устную речь: учить правильно отвечать и задавать вопросы; развивать воображение, мелкую моторику, познавательную активность.
Упражнения: «Четвертый лишний», «Что напоминает по форме?», «Раскрась овощи и фрукты»
  
Индивидуальное коррекционное занятие № 5
Цель: развитие концентрации внимания, восприятия, тренировки зрительной памяти, мышления, мелкой моторики; учить правильно отвечать и задавать вопросы; развивать познавательную активность.
Упражнения: «Найди отличие», «Какие картинки запомнил?», «Раздели по группам», «Воздушный шарик»
  
Индивидуальное коррекционное занятие № 6
Цель: развивать познавательные процессы (память, мышление, восприятие, внимание); развивать умение исключать лишний предмет; развивать устную речь: учить правильно отвечать и задавать вопросы; развивать мелкую моторику.
Упражнения: «Что спряталось в картинке?», «Третий лишний», «Собери фигуру»
  

4-й этап – итоговое обследование ребенка (проводится по той же карте первичного обследования).

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа, проводимая с детьми с особыми образовательными потребностями, включенными в инклюзивное образование, дает положительные результаты.

Например, девочка Маржан имела диагноз ОНР 1-го уровня, задержку психического развития, но по желанию родителей посещала инклюзивную группу и получала коррекционную поддержку.

Коррекционная работа началась с проведения обследования и беседы с родителями, в ходе которых выяснилось, что ребенок трудно идет на контакт, не всегда включается в игры, упражнения выполняет медленно, не всегда понимает инструкцию. Познавательные процессы слаборазвиты, мелкая моторика развита недостаточно.

С самых первых занятий использовались варианты разных упражнений, направленные прежде всего на развитие концентрации внимания, умения вслушиваться в обращенную к ней речь, выполнять задания на основе словесных инструкций. При этом уточняются значения ряда слов: названий предметов, действий, признаков.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся с применением таких методов как дидактические игры, психогимнастика, релаксационные упражнения. На индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по развитию мелкой моторики играем с мозаикой, нанизываем фрукты и ягоды, собираем разрезные картинки, выполняем штриховки, работаем с ножницами. Также на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях применяются ИКТ, компьютерные игры на развитие познавательных процессов.

В результате проводимой индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком, включенным в инклюзивное образование, наблюдается положительная динамика. Маржан осознанно стала выполнять задания, вовлекаться в совместную деятельность, идти на контакт, играть с детьми. Девочка не стала испытывать затруднения в установлении коммуникативных связей.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, включенными в инклюзивное образование, улучшают развитие

  • познавательных процессов, мелкой моторики;
  • эмоционально-волевой сферы;
  • пространственно-временных ориентировок и представлений.

На занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу: познает мир и совершенствует полученные знания.

№9, 2018
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 5 июля 2018 года № 322 «Об определении начала, продолжительности и каникулярных периодов 2018/2019 учебного года в организациях среднего образования»

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 июля 2018 года № 17240

В соответствии с подпунктом 14) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и Государственным общеобязательным стандартом среднего образования Республики Казахстан (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Определить следующие сроки начала, продолжительности и каникулярных периодов 2018/2019 учебного года в организациях среднего образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности:

1) начало 20182019 учебного года – 1 сентября 2018 года;

2) продолжительность учебного года в предшкольных классах – 32 учебные недели, в 1 классах – 33 учебные недели, во 2-11 (12) классах – 34 учебные недели. Занятия, выпавшие на праздничные дни, переносятся на следующие дни с учетом интеграции содержания учебных программ за счет часов, отведенных на повторение;

3) каникулярные периоды в течение учебного года:

в 1–11 (12) классах: осенние – 7 дней (с 29 октября по 4 ноября 2018 года включительно), зимние – 10 дней (с 31 декабря 2018 года по 9 января 2019 года включительно), весенние – 13 дней (с 21 марта по 2 апреля 2019 года включительно);

в предшкольных классах: осенние – 7 дней (с 29 октября по 4 ноября 2018 года включительно), зимние – 14 дней (с 27 декабря 2018 года по 9 января 2019 года включительно), весенние – 15 дней (с 21 марта по 4 апреля 2019 года включительно);

в предшкольных и 1 классах: дополнительные каникулы – 7 дней (с 4 по 10 февраля 2019 года включительно).

2. Департаменту дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан (Каринова Ш. Т.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Аймагамбетова А. К.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
 

Министр образования и науки
Республики Казахстан
  Е. Сагадиев