Индивидуальная коррекционно-развивающая работа педагога- психолога
Дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, которые имеют временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания. У детей данных категорий часто встречаются нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы: повышенный уровень тревожности, агрессивности, множественные страхи, неумение распознавать и передавать основные эмоции, сниженный уровень коммуникативных навыков, аффективные вспышки, имеются отклонения от условной возрастной нормы физического и психического здоровья.
Основная задача психолого-педагогической работы в инклюзивных группах яслей-сада – создание условий для гармонического развития личности, т. е. эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики каждого ребенка, посещающего инклюзивную группу.
Поэтому дети с особыми образовательными потребностями в первую очередь нуждаются в помощи по социализации и адаптации к окружающему миру.
Система работы педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования включает в себя
- первичное обследование ребенка и беседы с родителями;
- разработку индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
- непосредственную индивидуальную коррекционно-развивающую работу;
- итоговое обследование ребенка.
1-й этап – первичное обследование ребенка и беседы с родителями.
Обследования ребенка проводится по подобранным диагностическим методикам согласно возрастным особенностям ребенка с учетом диагноза.
Для обследования познавательных процессов применяются следующие методики:
- на внимание: «Работа с лабиринтами», «Найди такую же картинку»;
- на восприятие: «Работа с разноцветной мозаикой», «Работа с коробочкой форм, или «Почтовый ящик», «Работа с матрешками двух-, четырех-, шестисоставными» «Работа с пирамидкой из четырех колец», «Работа с сюжетными вкладками»;
- на мышление: «Работа с разрезными картинками»;
- на память: «5 слов», «Воспроизведение пары слов».
Карта психологического обследования ребенка, включенного в инклюзивное образование
1. Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
2. Группа _________________ Детский сад посещает с _________________ г.
3. Оценка адаптации в группе
- хорошая;
- удовлетворительная;
- недостаточная;
- плохая.
4. Коммуникативные умения
Контакт – речевой, жестовый, мимический, формальный, избирательный.
В общение со взрослыми
- вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность;
- вступает не сразу, с большим трудом;
- не вступает, не проявляет заинтересованности, проявляет речевой негативизм.
В общение с детьми
- вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность;
- вступает не сразу, с большим трудом;
- не вступает, не проявляет заинтересованности, проявляет речевой негативизм.
5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
Настроение ребенка
Волевыми особенностями являются
Работоспособность
- высокая, темп деятельности быстрый;
- достаточная;
- сниженная, темп деятельности неравномерный; темп деятельности быстрый, но деятельность хаотична и бестолкова;
- крайне низкая; работает медленно и невнимательно.
Характер деятельности
- устойчивый, работает с интересом;
- неустойчивый, отсутствует мотивация, работает формально.
Реакция на требование и замечание
- адекватная (исправляет поведение в соответствии с требованием, замечанием);
- неадекватная (негативная: делает назло, обижается, не реагирует, равнодушен к нему).
Реакция на одобрение
- адекватная (радуется, ждет);
- неадекватная (не реагирует, равнодушен к нему);
Страхи
- не наблюдаются, наблюдаются (в каких условиях).
6. Характерологические особенности
7. Особенности развития мелкой и крупной моторики
8. Особенности развития познавательной деятельности
Внимание
Восприятие
Память
Мышление
Речь
Заключение педагога-психолога
Рекомендации
Дата __________ Подпись ____________________
2-й этап – разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа начинается сразу после проведения обследования и беседы с родителями.
На ребенка согласно его возрастным особенностям и результатам диагностики составляется индивидуальный маршрут сопровождения на первое полугодие. Если требуется продолжение индивидуальной коррекционной работы, то индивидуальный маршрут составляется на второе полугодие, в котором отражаются направление работы, задачи и содержание индивидуальной коррекционной работы согласно возрасту ребенка и его развитию.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, включенного в инклюзивную группу № __________, за I полугодие 20___/20___ учебного года
Ф. И. ребенка
Срок и исполнения
Направление | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы |
---|---|---|
Развитие внимания | – развивать способность к переключению внимания; – развивать концентрацию внимания; – развивать произвольное внимание; – развивать объем внимания | Индивидуально-коррекционные занятия: – «Что изменилось?» – «Раскрась овощи и фрукты» – «Найди отличие» – «Что спряталось в картинке?» – «Что сначала, что потом?» |
Развитие восприятия | – восприятие геометрических фигур; – точность восприятия; – цветоразличение; – длительность временного интервала; – представление о частях суток; – представление о временах года; – пространственные представления; – наблюдательность | Индивидуально-коррекционные занятия: – «Дорисуй картинку» – «Выдели нужное» – «Что напоминает по форме?» – «Найди отличие» – «Третий лишний» |
Развитие мышления | – мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков; – гибкость ума и словарный запас; – сообразительность | Индивидуально-коррекционные занятия: – «Разложи по порядку» – «Найди лишнее» – «Догадайся» – «Четвертый лишний» – «Раздели по группам» – «Что спряталось в картинке?» |
Развитие памяти | – увеличивать объем памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях; – развивать приемы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности | Индивидуально-коррекционные занятия: «Что изменилось?» «Какие картинки запомнил?» |
Развитие моторики | – тонкая моторика рук | Индивидуально-коррекционные занятия: – «Мозаика» – «Собери горох» – «Соедини точки» – «Раскрась овощи и фрукты» |
3-й этап – непосредственная коррекционно-развивающая работа, которая направлена на развитие
- внимания, памяти, мышления и других познавательных психических процессов;
- мелкой моторики рук;
- сенсорных представлений;
- всех речевых компонентов;
- графических навыков;
- эмоциональной сферы;
а также на
- формирование интереса к учебной деятельности;
- включение ребенка в социум.
Составляется график посещения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ребенком, включенным в инклюзивное обучение. Наш опыт показал, что основной формой организации работы с детьми, включенными в инклюзивное обучение, являются индивидуальные занятия. Продолжительность занятий 15–25 минут в зависимости от возраста ребенка и характера нарушений. Для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, включенными в инклюзивное обучение, имеется лекотека, оснащенная соответствующими возрасту детей мебелью, настольными, дидактическими играми, пирамидками, конструкторами, пазлами, мозаиками, шнуровками, мягкими модулями, учебно-методическими пособиями, что помогает эффективно проводить индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Каждое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие отражается в карте комплексной коррекции ребенка с особыми образовательными потребностями, включенного в инклюзивное образование.
Карты комплексной коррекции ребенка с особыми образовательными потребностями, включенного в инклюзивное образование, за I полугодие 20___/20___ учебного года
Ф. И. ребенка
Возраст
Группа
Вид коррекционного воздействия | Содержание коррекционного воздействия | Сроки исполнения | Оценка результата |
---|---|---|---|
Индивидуальная коррекционная работа | Индивидуальное коррекционное занятие № 1 Цель: развитие мышления, восприятие размера, развитие устной речи: учить правильно отвечать и задавать вопросы; развивать умение соотносить предметы, мелкую моторику. Упражнения: «Дорисуй картинку», «Разложи по порядку», «Мозаика» | ||
Индивидуальное коррекционное занятие № 2 Цель: развивать память, целостное восприятие, логическое мышление, воображение, внимание; развивать умение находить и исключать лишний предмет; развивать устную речь: учить правильно отвечать и задавать вопросы; развивать мелкую моторику, усидчивость. Упражнения: «Собери горох», «Выдели нужное», «Найди лишнее» | |||
Индивидуальное коррекционное занятие № 3 Цель: развивать зрительную память, восприятие, логическое мышление, концентрацию внимания, мелкую моторику, воображение, устную речь: учить правильно отвечать и задавать вопросы; усидчивость. Упражнения: «Соедини точки», «Что изменилось?», «Догадайся» | |||
Индивидуальное коррекционное занятие № 4 Цель: развивать умение классифицировать предметы по группам, правильно соотносить форму предметов с заданными контурами; развивать устную речь: учить правильно отвечать и задавать вопросы; развивать воображение, мелкую моторику, познавательную активность. Упражнения: «Четвертый лишний», «Что напоминает по форме?», «Раскрась овощи и фрукты» | |||
Индивидуальное коррекционное занятие № 5 Цель: развитие концентрации внимания, восприятия, тренировки зрительной памяти, мышления, мелкой моторики; учить правильно отвечать и задавать вопросы; развивать познавательную активность. Упражнения: «Найди отличие», «Какие картинки запомнил?», «Раздели по группам», «Воздушный шарик» | |||
Индивидуальное коррекционное занятие № 6 Цель: развивать познавательные процессы (память, мышление, восприятие, внимание); развивать умение исключать лишний предмет; развивать устную речь: учить правильно отвечать и задавать вопросы; развивать мелкую моторику. Упражнения: «Что спряталось в картинке?», «Третий лишний», «Собери фигуру» |
4-й этап – итоговое обследование ребенка (проводится по той же карте первичного обследования).
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа, проводимая с детьми с особыми образовательными потребностями, включенными в инклюзивное образование, дает положительные результаты.
Например, девочка Маржан имела диагноз ОНР 1-го уровня, задержку психического развития, но по желанию родителей посещала инклюзивную группу и получала коррекционную поддержку.
Коррекционная работа началась с проведения обследования и беседы с родителями, в ходе которых выяснилось, что ребенок трудно идет на контакт, не всегда включается в игры, упражнения выполняет медленно, не всегда понимает инструкцию. Познавательные процессы слаборазвиты, мелкая моторика развита недостаточно.
С самых первых занятий использовались варианты разных упражнений, направленные прежде всего на развитие концентрации внимания, умения вслушиваться в обращенную к ней речь, выполнять задания на основе словесных инструкций. При этом уточняются значения ряда слов: названий предметов, действий, признаков.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся с применением таких методов как дидактические игры, психогимнастика, релаксационные упражнения. На индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по развитию мелкой моторики играем с мозаикой, нанизываем фрукты и ягоды, собираем разрезные картинки, выполняем штриховки, работаем с ножницами. Также на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях применяются ИКТ, компьютерные игры на развитие познавательных процессов.
В результате проводимой индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком, включенным в инклюзивное образование, наблюдается положительная динамика. Маржан осознанно стала выполнять задания, вовлекаться в совместную деятельность, идти на контакт, играть с детьми. Девочка не стала испытывать затруднения в установлении коммуникативных связей.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, включенными в инклюзивное образование, улучшают развитие
- познавательных процессов, мелкой моторики;
- эмоционально-волевой сферы;
- пространственно-временных ориентировок и представлений.
На занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу: познает мир и совершенствует полученные знания.

Приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 5 июля 2018 года № 322 «Об определении начала, продолжительности и каникулярных периодов 2018/2019 учебного года в организациях среднего образования»
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 июля 2018 года № 17240
В соответствии с подпунктом 14) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и Государственным общеобязательным стандартом среднего образования Республики Казахстан (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Определить следующие сроки начала, продолжительности и каникулярных периодов 2018/2019 учебного года в организациях среднего образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности:
1) начало 20182019 учебного года – 1 сентября 2018 года;
2) продолжительность учебного года в предшкольных классах – 32 учебные недели, в 1 классах – 33 учебные недели, во 2-11 (12) классах – 34 учебные недели. Занятия, выпавшие на праздничные дни, переносятся на следующие дни с учетом интеграции содержания учебных программ за счет часов, отведенных на повторение;
3) каникулярные периоды в течение учебного года:
в 1–11 (12) классах: осенние – 7 дней (с 29 октября по 4 ноября 2018 года включительно), зимние – 10 дней (с 31 декабря 2018 года по 9 января 2019 года включительно), весенние – 13 дней (с 21 марта по 2 апреля 2019 года включительно);
в предшкольных классах: осенние – 7 дней (с 29 октября по 4 ноября 2018 года включительно), зимние – 14 дней (с 27 декабря 2018 года по 9 января 2019 года включительно), весенние – 15 дней (с 21 марта по 4 апреля 2019 года включительно);
в предшкольных и 1 классах: дополнительные каникулы – 7 дней (с 4 по 10 февраля 2019 года включительно).
2. Департаменту дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан (Каринова Ш. Т.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Аймагамбетова А. К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан | Е. Сагадиев |
