ещё
свернуть
Все статьи номера
№11, 2018
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТАЦИЯ

Непрерывное повышение квалификации и профессиональной компетентности в МКШ

В Государственной программе развития образования и науки на 2016–2019 годы в РК среди других важных задач значится повышение престижа профессии педагога, повышение качественного состава педагогических кадров и обеспечение их качественной подготовки. Эти задачи выдвигают новые требования к подготовке и повышению квалификации педагогических кадров в контексте тенденций.

Обновление содержания среднего образования предполагает подготовку педагогов к внедрению реформ на уровне средней школы. Это на сегодня является одним из самых важных направлений и для Акмолинского филиала. Пристальное внимание для его реализации мы уделяем еще и в связи с тем, что 68,3 % школ области являются малокомплектными, и качественно подготовить сельского учителя к внедрению инноваций – дело особой важности.

Большая территория, низкая плотность населения, достаточно высокая доля сельского населения, миграция прямо отражаются на функционировании системы образования в Акмолинской области. В нашей области сельское население превышает 50 %. Как видим, это весьма существенно. Большое количество небольших населенных пунктов, неразвитая инфраструктура сельских поселений, территориальная отдаленность организаций образования друг от друга, усиление миграции населения в города – все эти факторы создают препятствия для обеспечения качественных образовательных услуг в сельской местности.

На сегодняшний день вопросы повышения профессиональной компетентности педагога являются одной из основных проблем развития МКШ.

Анализ проблем МКШ показал, что сегодня малокомплектная школа нуждается в творчески мыслящих педагогических работниках нового типа, работающих в специфических условиях, способных обеспечивать развитие школы как инновационный процесс в условиях обновления содержания образования.

К сведению

В процессе непрерывного образования педагогических работников МКШ ведущая роль принадлежит системе повышения квалификации, решающей организационно-педагогические и научно-методические вопросы содержания и методов обучения педагогических работников.

В связи с этим ФАО НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по Акмолинской области» осуществляет непрерывное сопровождение педагогов МКШ:

  • курсовое;
  • научно-методическое;
  • научно-исследовательское;
  • психолого-педагогическое.

Курсовое сопровождение педагогов МКШ

Курсовое сопровождение для учителей МКШ строится на краткосрочных курсах, курсах эффективного обучения, по программам обновления содержания образования, Blended learning (смешанное обучение), предметно-языковых. При их организации учитываются проблемы учителей, работающих в МКШ, запросы, потребности.

Надо отметить, что новая система повышения квалификации, которая в текущем году отмечает свое пятилетие, постоянно совершенствуется, внедряются инновационные проекты, реализуются прогрессивные идеи, современные подходы к организации курсовой подготовки.

Отдаленность МКШ от центра, загруженность в школе, преподавание нескольких дисциплин и другие причины создают сложность выезда учителей на очные курсы. Решением данной проблемы стали актуальные и доступные для педагогов МКШ курсы, разработанные по инициативе председателя Правления АО НЦПК «Өрлеу» Г. К. Ахметовой нового виртуального формата Blended Learning.

Главное преимущество новшества – возможность учиться независимо от времени и места: можно работать дома, на работе или в интернет-кафе, а также просто скачать необходимые материалы и работать в режиме off-line.

Из опыта зарубежных стран ясно, что особенности МКШ (смешанные разновозрастные классы) требуют принципиально иного подхода в обучении, чем в обычных школах с горизонтальной одновозрастной практикой обучения. Но здесь следует отметить, что зарубежный опыт в полной мере не может быть использован в Казахстане в силу ряда факторов: слабой материально-технической базы, устаревшей инфраструктуры телекоммуникаций, отсутствия специальных лабораторий и мастерских и т. д.

К сведению

Основной упор в нашей стране делается на самообучение с применением различных подходов: активного, группового, исследовательского, практико-ориентированного, дифференцированного обучения.

Анализ опыта этих стран в вопросе организации образовательного процесса в МКШ дает необходимые ориентиры для модернизации образовательной системы нашего государства.

Именно такие подходы применяются на

  • трехмесячных курсах по развитию профессиональной компетентности учителей по освоению инновационных методик преподавания предмета на английском языке;
  • четырехмесячных курсах по формированию предметной и коммуникативно-языковой компетентности.

В обычной МКШ только один учитель английского языка, что отрицательно влияет на развитие его языковых компетенций и, как следствие, учащихся тоже. В режиме трехъязычного образования эту проблему МКШ позволяет решить сотрудничество преподавателя английского языка и учителей естественнонаучного цикла.

Научно-методическое сопровождение МКШ

Для реализации обновления содержания образования требуется готовность педагога МКШ к преобразованиям, его профессиональная подготовка. Безусловно, большая роль в процессе развития, совершенствования профессиональной компетентности учителя принадлежит системе повышения квалификации. Умелая организация и качественное содержание творческой межкурсовой деятельности стимулирует развитие профессионального мастерства учителя МКШ, способствует тому, чтобы он был более восприимчивым к новшествам, мог реализовать свой потенциал, решать профессиональные и личные проблемы и получал большее удовлетворение от этого.

Комплексной методической поддержкой в реализации деятельности по определенной проблеме стало проведение методических десантов. Главное преимущество – встреча единомышленников, готовых к совместной деятельности и решению проблем. Методический десант «Проблемы внедрения программ обновления образовательного контента в общеобразовательных и МКШ и пути их решения» организован преподавателями в ноябре 2017 г. Более тысячи учителей стали участниками мероприятия. В рамках десанта проведен цикл обучающих тренингов для учителей всех предметов начальной, основной и средней школ: «Краткосрочное планирование», «Дифференцированный подход в организации урочной деятельности», «Активные формы и методы обучения», «Организация критериального оценивания».

Также большим подспорьем для профессионального развития педагогов МКШ стало проведение обучающих семинаров «Психологическое благополучие педагога МКШ», «Создание личного имиджа и повышение статуса педагога МКШ» и др., которые способствуют освоению педагогами-предметниками идей обновленного содержания образования, современных педагогических технологий. Таким образом, межкурсовая работа поддерживает творческую инициативу педагогической общественности, способствует повышению статуса педагога МКШ, повышению профессиональных компетентностей по различным направлениям.

Одним из направлений является работа с общественно активными малокомплектными школами, которые выполняют роль гражданского, культурного, общественного ресурсного центра микрорайона, поселка, села, города.

Цель: вовлечь МКШ в деятельность общественно активных школ на уровне местных сообществ. Для этого была создана Ассоциация общественно активных школ, сегодня в нее вошло 36 школ.

Как известно, посткурсовая деятельность международного, республиканского, областного уровней продолжается согласно утвержденному операционному плану (конференции, педагогические чтения, конкурсы, форумы, мастер-классы и другие формы организации).

Проведение межкурсовых мероприятий не только способствует обмену опытом, идеями и методическими решениями по актуальным вопросам образования и повышению уровня профессионального развития педагогов, но и стимулирует педагогическую инициативу и позволяет выявить талантливых педагогических работников МКШ.

Инновационный опыт работы этих педагогов изучается и обобщается. Защита педагогом работы по обобщению инновационного опыта проводится на заседании ученого совета. Так, например, прошло обобщение опыта педагогов МКШ по следующим темам:

  • Опыт создания рабочих тетрадей по казахскому языку для 7–8 классов МКШ.
  • Развитие функциональной грамотности учащихся через проектную деятельность на уроках физики в МКШ.
  • Эффективность применения стратегий критического мышления на уроках казахского языка в условиях МКШ.
  • Использование современных активных методов на уроках в начальных классах малокомплектной школы.

К сведению

Для того чтобы учитель МКШ в совершенстве владел средствами сетевых технологий, умел общаться в демократичной интернет-среде, был готовым к профессиональной педагогической деятельности в сети филиалом созданы профессиональные сетевые сообщества учителей области по различным направлениям.

У нас работает сетевое сообщество педагогов forum.orleu-edu.kz, созданное в 2014 г. по инициативе АО НЦПК «Өрлеу», которое предназначено для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации.

Научно-исследовательское сопровождение

Сотрудниками нашего института разработан исследовательский проект «Непрерывное повышение квалификации и профессиональной компетентности педагога МКШ в рамках обновления содержания образования».

Продолжительность реализации исследовательского проекта – 5 лет.

Годы реализации: 2017–2021 гг.

Разработанный проект основан на системе принципов современной теории андрогогики. Как любая наука андрогогика опирается на современные достижения педагогической науки.

Распределены функции, расписана структура, определены исследовательские площадки.

Работа проекта позволяет нам исследовать проблемы и трудности на практике для оказания своевременной качественной методической помощи и для удовлетворения образовательных, профессиональных, познавательных и других интеллектуальных потребностей педагогов МКШ.

Психолого-педагогическое сопровождение

Исследователи считают, что многие педагоги психологически не готовы к тем изменениям и тем дополнительным профессиональным нагрузкам, которые предъявляет профессия на современном этапе. Новая профессиональная ситуация, складывающаяся в организациях образования, требует дополнительных усилий для адаптации к измененной среде. Поэтому основу исследовательского проекта составляет психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога МКШ в системе повышения квалификации.

В рамках проекта разработана программа, внедрение которой дает возможность для устранения проблем, существующих в условиях работы в МКШ, позволяет подготовить педагога к внедрению обновленного содержания образования и профессионально, и морально, оптимизировать профессиональные компетентности всего педагогического коллектива и поддержать позитивный морально-психологический климат.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления и развития педагога в программе понимается как развитие, саморазвитие личности в процессе курсовой подготовки и в межкурсовой период. Этот процесс предусматривает последовательную реализацию теоретического, практико-действенного, аналитического этапов, составляющих сущность содержания учебно-методического обеспечения профессионального развития педагога МКШ.

В реализации программы задействованы

  • администрация института;
  • творческая группа;
  • преподаватели и сотрудники института.

Субъекты и объект психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагогов МКШ представлены на рисунке:

Рис. 1. Субъекты и объект психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагогов МКШ

Направления реализации психолого-педагогического сопровождения представлены на следующем рисунке:

Рис. 2. Основные направления реализации психолого-педагогического сопровождения

Ожидаемые результаты для педагогов МКШ:

  • повышение профессиональной, психологической, технологической, информационной и коммуникативной компетентностей;
  • увеличение количества учителей, защитивших первую, высшую квалификационные категории;
  • увеличение количества педагогов, принимающих участие в областных, республиканских мероприятиях (конференциях, семинарах, конкурсах и т. д.);
  • увеличение количества педагогов, победителей различных конкурсов;
  • сформированы умения и навыки проектирования своего профессионального развития, потребности к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.

В ходе реализации проекта учитель должен осознать необходимость восхождения личности к более высокому уровню компетентности и профессиональному мастерству, которое становится возможным с использованием педагогической акмеологии, науки, имеющей своим предметом стороны и уровни профессионализма педагога, условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости и личности педагога.

Вся система работы по усовершенствованию профессионального мастерства педагогов малокомплектной школы направлена на реализацию целей и задач, обозначенных государством. Мы готовим учителей, способных создавать систему и обеспечивать адресную поддержку таким образом, чтобы каждый ученик МКШ мог иметь доступ к высококвалифицированному преподаванию. Очень важно обеспечить этих детей современными образовательными методиками. Для МКШ необходимо улучшить стандарты преподавания во всех школах до уровня Назарбаев Интеллектуальных школ. Таким образом, результатом преподавания будет овладение навыками критического мышления, самостоятельного исследования и глубокого анализа информации.

№11, 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Раннее развитие детей: за и против

Существует множество исследований, в которых говорится о критическом значении первых лет жизни ребенка для всего его последующего развития. Ранний возраст ребенка – чрезвычайно ответственный период, это истоки развития, закладка фундамента личности. В современных исследованиях развитие ребенка раннего возраста рассматривается как активное, требующее взаимодействия с матерью. Дети не просто подвержены одностороннему влиянию со стороны взрослых, но уже с рождения организованы и участвуют в процессе собственного развития.

Однако есть и те, кто утверждает, что нельзя перегружать мозг ребенка слишком рано, тем самым лишая его детства, отягощая «научными премудростями». Находятся и те, кто считает, что раннее развитие вредит здоровью малыша, так как ускоряет естественный ход событий, и поэтому нарушается предусмотренная природой гармония развития.

Проводимое нами исследование по данному вопросу на протяжении 3 лет говорит о том, что ранее развитие очень своевременно.

 Важно!

Важно учитывать последовательное усложнение материала и вкладывать не только в интеллектуальное воспитание и обучение, но и не забывать о его эмоциональном развитии. Ведь в раннем возрасте главное – гармоничное развитие личности ребенка, радостное познание окружающего мира и тесная эмоциональная связь с родителями.

Что такое раннее развитие? Опираясь на изученный опыт, мы определяем «раннее развитие» как интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2–3 лет).

Научно-методической основой методик раннего развития детей являются труды М. Монтессори, М. Ибука, Г. Домана, З. П. Дьенеша, Н. Зайцева, анализируя которые мы выделили общие моменты:

  • необходимо начинать развитие ребенка как можно раньше (с внутриутробного периода до 6 лет);
  • первостепенную роль в развитии и воспитании детей раннего возраста играют родители;
  • особое внимание при работе с детьми раннего возраста необходимо уделять сенсорно-моторному развитию (кубики, пирамидки, липучки, ползание, догонялки);
  • обучение и воспитание детей необходимо проводить с помощью разных увлекательных игр, танцевальных движений и песен;
  • в процессе обучения и воспитания целесообразно использовать специальное оборудование и технические средства.

Ранее развитие ребенка предполагает

  • разнообразные игрушки (из простейших подручных материалов: пустые спичечные коробки, пакетики, смятые бумажки), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений;
  • неограниченную физическую активность, «подкрепляемую» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающую ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее;
  • проведение игр, созданных именно для него родителями, исходивших из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно);
  • рассматривание книг, написанных для него крупными понятными буквами, с большими картинками, со страницами, которые сложно испортить;
  • манипуляцию с кубиками с буквами, в которые ребенок просто играет вместе с мамой;
  • проведение постоянных прогулок, экскурсий, бесед и т. д.

В раннем развитии важна активная позиция родителей по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка и творческого напряжения. Поэтому мысль многих родителей о том, что они отдали ребенка в детский сад или развивающий центр и на этом их обучающая и развивающая миссии закончены, в корне не верна.

В условиях обновления содержания дошкольного образования использование воспитателями и родителями традиционного опыта недостаточно. Время требует применения в дошкольном образовании и эффективных зарубежных и отечественных методик, и технологий раннего развития детей.

№11, 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Когда начинать раннее развитие детей

Некоторые специалисты не рекомендуют начинать подобные занятия до шести лет, другие говорят, что после трех лет – уже поздно. Не стоит думать, что младенцы должны только есть, спать и гулять на свежем воздухе. Как объясняют психологи, развитие человека в первые годы жизни уникально, потому что исправить что-либо, дополнить и наверстать потом уже невозможно. Законы развития мозга таковы, что чем больше мы даем стимулов для органов чувств, тем больше образуется нейронных связей. Именно поэтому любые игры с младенцем – дело серьезное.

К сведению

Ребенка нельзя заставлять запоминать буквы и писать цифры: обучение должно строиться в виде игры, которая заканчивается, как только ребенок начинает уставать. В это время нет нужды контролировать процесс усвоения материала, так как дети от природы любознательны и сами охотно исследуют и изучают что-то новенькое.

Раннее развитие можно начинать с самого рождения ребенка. Сначала это будут песни мамы, потом – разные погремушки. Следующий этап – пальчиковые игры, которые стимулируют речевое развитие, развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.

Начиная с двух-трех месяцев целесообразно подключать общеукрепляющий массаж тела и гимнастику. И делать это, конечно, нужно сочетая с музыкальными играми, закличками, поговорками и стихами.

После года наступает тот период, когда родители понимают, что их знаний для развития ребенка недостаточно, и начинают обращаться в развивающие центры и ясли-сады.

Наиболее популярные методики раннего развития в развивающих центрах: методики М. Монтессори, Г. Домана, Н. Зайцева и семьи Никитиных.

В государственных яслях-садах РК занятия ведутся по Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения (утверждена приказом МОН РК от 12.08.2016 г. № 49). Усвоение содержания Типовой программы обеспечивается через интеграцию образовательных областей «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум». Кроме того, многие ясли-сады предлагают дополнительные услуги логопеда, хореографа, занятие плаванием, развивающие занятия по методике М. Монтессори.

ГККП «Ясли-сад «Айгөлек» г. Петропавловска

Далее вы познакомитесь с самыми популярными методиками раннего развития детей стран Востока: Японии, Кореи, Индии, Китая и, возможно, что-то выберете для педагогической практики.