ещё
свернуть
Все статьи номера
№12, 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Приобщение детей к книге и формирование читательской грамотности

Чтобы считаться развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей и всего подрастающего поколения. Дети должны быть адаптированы к современной жизни.

В связи с этим нашим ясли-садом «Балапан» был разработан образовательный проект «Кітаптар әлемінде», основной целью которого является внедрение в педагогическую практику современных методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге и формированию читательской грамотности.

Дорожная карта реализации проекта

Этапы проекта

Создание предметно-развивающей среды: книжный, экологический, уголок творчества, уголок речевого развития, театральный уголок.

Оформление выставки книг: «книжки-самоделки»; проведение беседы о предстоящем проекте «Кітаптар әлемінде» – сообщение воспитателя о том, где и когда родился праздник «Неделя детской книги».

К сведению

Этот педагогический проект направлен на повышение читательской культуры дошкольников и семьи в соответствии с концепцией «Рухани жанғыру», Казахстанской картой детского чтения в аспекте формирования функциональной грамотности школьников через любовь к художественному слову, обогащение знаний и представлений о книге.

Домашнее задание детям и родителям:

  • перечитать любимые книжки;
  • изготовить иллюстрации к сказкам разных народностей;
  • познакомить с новыми жанрами устного народного творчества;
  • совместные работы детей и родителей.

1-й этап – предпроектный (стартовый) (срок: январь 20___ г.)

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Промежуточный мониторинг, анкетирование родителей «Ребенок и книга», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.

Задачи

  • определить актуальные знания детей о книгах;
  • вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Формы организации работы 1-го этапа:

  • планирование проектной деятельности по теме «Кітаптар әлемінде» с использованием методической литературы;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;
  • составление плана взаимодействия с родителями и детьми.

2-й этап – реализация проекта (срок: февраль–май 20___ г.).

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами через практическую деятельность участников проекта. Реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.

Задачи:

  • создание проблемной ситуации;
  • развитие выразительности речи;
  • развитие познавательных способностей у детей в процессе совместной театрализованной деятельности; 
  • пополнение уголка книги материалами по теме проекта;
  • воспитание аккуратности при работе с книгой.

Формы организации работы: работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима).

Формы работы с детьми

Традиционные формы работы с детьми

  • Беседа на тему «Сказочная страна игрушек».
  • Конкурс чтецов «Мой Казахстан, тебя воспеть хочу».
  • Игровой досуг «Сказки читаем – здоровье развиваем».
  • Сказочно-спортивная эстафета «В поисках золотого ключика».
  • Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит».
  • Чтение стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова.
  • Чтение сказок.
  • Просмотр мультфильма с обсуждением.
  • Слушание и групповое пение песен на сказочную тематику.

Инновационные формы работы с детьми

  • Экскурс в библиотеку «Старейшая в системе».
  • Буккроссинг «Обмен прочитанной книгой».
  • Вечерние чтения «Почитай-ка!».
  • Показ презентации «Удивительный мир сказок», «Литературная гостиная».
  • «Виртуальная экскурсия в типографию».

Творческая деятельность:

  • Изготовление шапочек к сказке «Три поросенка».
  • Изготовление книжек-малышек-самоделок.
  • Работы из соленого теста «Персонажи сказок».

Театрализованная деятельность

  • Сказка-импровизация «Три поросенка на новый лад».
  • Викторина «Путешествие по сказкам».
  • Спортивно-театрализованная игра на основе казахской народной сказки «Хан и Карынбай».

Сотрудничество с родителями

  • Смартмоб «Абайские чтения».
  • Экскурс в историю библиотеки «Старейшая в системе».
  • Брейн-ринг «Сказкотерапия».
  • Конкурс знатоков «Мама, папа, я – читающая семья».
  • Составление кроссвордов «Путешествие по сказкам».
  • Мастер-класс «Что за чудо эти сказки!»
  • Литературная викторина «Лучший знаток».
  • Родительское собрание совместно со школой «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи».
  • Статья «Взгляд в будущее» в газету «Планета детства».
  • Анкетирование «Ребенок и книга».

Информация для родителей

  • Рекомендации библиотекаря для родителей «Добрые советы».
  • Изготовление книжек-малышек.
  • Выставка работ из соленого теста «Персонажи сказок».

Дидактические игры: «Собери сказку», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Угадай-ка», «Продолжи стихотворение»; разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки»; «Сложи картинку».

Оформление выставки работ из соленого теста «Персонажи сказок».

Сюжетно-ролевые игры: «Кітапхана», «Магазин книг», «Типография».

Подвижные игры: «Юрта», «Горшочек», «Проползи и пронеси», «Собери урожай», «Кто быстрее», «Найди и промолчи».

Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница».

Путешествие по выставке «Книжки-самоделки» – рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.

3-й этап – рефлексивный (обобщающий) (срок: июнь 20___ г.)

Цель: обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной деятельности (это совместная викторина с привлечением родителей и библиотекаря «Путешествие по сказкам»).

Задачи:

развивать

  • творческие способности;
  • интерес к чтению книг;
  • умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
  • наблюдательность и любознательность, познавательную активность;

воспитывать

  • самостоятельность в различных видах деятельности.

В ходе реализации проекта «Кітаптар әлемінде» были достигнуты следующие результаты.

  • Воспроизводят
  • Дети: фамилии детских писателей и поэтов, их произведения.
  • Родители: содержание произведений казахских авторов.
  • Педагоги: умение использовать инновационные технологии в практической деятельности.
  • Понимают
  • Дети: значение книги в жизни человека.
  • Родители: роль семейного чтения в воспитании своего ребенка.
  • Педагоги: необходимость повышения профессиональной компетентности по реализации задач образовательной области «Коммуникация».
  • Применяют
  • Дети: коммуникативные навыки в игровой, театрализованной деятельности.
  • Родители: умение взаимодействовать с разными людьми.
  • Педагоги: в педагогическом процессе методы и приемы, развивающие коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста.

Перспективы проекта

  • Создание электронной библиотеки «Кітап-біздің көмекшіміз».
  • Пополнение литературы для всех участников проекта «Кітаптар әлемінде».
  • Систематизация работы по привитию любви к книге, к семейному чтению.
  • Повышение читательской грамотности – работа с одаренными детьми по УМК «Обучение раннему чтению детей 4–6 лет».
  • Пропаганда и распространение положительного педагогического опыта педагогов по реализации образовательной области «Коммуникация» Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения, формирование устойчивого интереса у воспитанников к художественному слову.

Детское чтение всё больше становится чрезвычайно важным феноменом, определяющим уровень культуры будущего общества.

Поэтому важно начать прививать любовь к чтению и «зависимость» ребенка от хорошей книги как можно раньше, а также обеспечивать развитие ребенка в образовательной области «Коммуникация». В типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения выделены следующие задачи:

  • понимание литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение;
  • ознакомление детей с художественными образами;
  • обучение умению придумывать продолжение и окончание рассказа, составлять последовательный сюжет, использовать в речи образные слова, эпитеты, сравнения.

Только художественная литература откроет и объяснит ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное, эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

К сведению

Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Дошкольный возраст является одним из важнейших жизненных этапов человека. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые связывают его со своим народом, своей страной и в значительной степени определяют его жизненный путь. Язык народа, который усваивает ребенок, народные песни, сказки, пословицы и поговорки, природа родного края, труд, традиции и быт людей – вот в чем предстает перед ним Родина. Важно вырастить ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. Поэтому так необходимо в воспитательно-образовательный процесс дошкольных организаций включать произведения казахского народного искусства.

В казахском устном народном творчестве отражаются и исторически сохраняются присущие черты характера и мышление народа. Богатство и разнообразие природы, труд и быт, традиции и обычаи обусловили оригинальность, самобытность казахских народных сказок. Они издавна составляют элемент народной педагогики.

Сложились казахские народные сказки в условиях кочевого образа жизни, который определил их своеобразие, тематику, содержание, образы героев со своими характерами и нравственными чертами.

Богат, поэтичен и точен язык казахских народных сказок. Предельно скупо и вместе с тем выразительно дается в них описание родной природы, характерных черт предметов или явлений. Поэтому так велико влияние сказок на язык ребенка. И чем чаще он их слышит, тем охотнее вникает в красоту родного языка.

Огромную роль народным сказкам в деле воспитания молодого поколения отводили выдающиеся казахские педагоги Ы. Алтынсарин, А. Кунанбаев, А. Байтурсынов.

Ы. Алтынсарин видел в них подлинный источник мудрости народа, доступное и понятное детям средство воспитания.

Сказки открывают детям просторы для фантазирования. Вводя их в мир казахских народных сказок, следует придерживаться следующих принципов:

  • сюжет сказки должен быть понятен ребенку, образы волшебных сказок не должны вызывать чувство страха;
  • сказки должны формировать положительные нравственные качества, стремление к добру, справедливости, честности, трудолюбию, уважению к старшим;
  • ряд образных выражений, сложившихся в казахском языке, должен быть близок детям;
  • народные выражения, взятые из сказок, должны употребляться к месту и времени.

Большое воспитательное значение имеет раскрывание народных сказок самими детьми. Раскрывая сказку, ребенок не просто последовательно передает сюжет, а вновь переживает событие, представляет образы, голосом, жестами, мимикой передает свое отношение к героям и их поступкам (Таубаева Г. З. «Влияние казахских народных сказок на воспитание детей старшего дошкольного возраста»).

Роль родителей в приобщении ребенка к чтению очень велика. Именно они во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления взрослых о детской литературе.

Родители должны понять, что язык есть главный предмет в деле воспитания, а также значение собственной роли и ответственности в деле развития языка своего ребенка. Ведь семья является той средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы.

Чтение оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие, развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представление о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым социальный опыт и трудовую деятельность. Создавая материальную базу и условия для ознакомления с художественной литературой, применяя методы и приемы, позволяющие наглядно представить образное содержание произведений при правильном подборе художественных средств, воспитатели и родители вызовут у дошкольников интерес и потребность в чтении книг.