Приобщение детей к книге и формирование читательской грамотности

Чтобы считаться развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей и всего подрастающего поколения. Дети должны быть адаптированы к современной жизни.
В связи с этим нашим ясли-садом «Балапан» был разработан образовательный проект «Кітаптар әлемінде», основной целью которого является внедрение в педагогическую практику современных методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге и формированию читательской грамотности.
Дорожная карта реализации проекта
Этапы проекта
Создание предметно-развивающей среды: книжный, экологический, уголок творчества, уголок речевого развития, театральный уголок.
Оформление выставки книг: «книжки-самоделки»; проведение беседы о предстоящем проекте «Кітаптар әлемінде» – сообщение воспитателя о том, где и когда родился праздник «Неделя детской книги».
К сведению
Этот педагогический проект направлен на повышение читательской культуры дошкольников и семьи в соответствии с концепцией «Рухани жанғыру», Казахстанской картой детского чтения в аспекте формирования функциональной грамотности школьников через любовь к художественному слову, обогащение знаний и представлений о книге.
Домашнее задание детям и родителям:
- перечитать любимые книжки;
- изготовить иллюстрации к сказкам разных народностей;
- познакомить с новыми жанрами устного народного творчества;
- совместные работы детей и родителей.
1-й этап – предпроектный (стартовый) (срок: январь 20___ г.)
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Промежуточный мониторинг, анкетирование родителей «Ребенок и книга», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
Задачи:
- определить актуальные знания детей о книгах;
- вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1-го этапа:
- планирование проектной деятельности по теме «Кітаптар әлемінде» с использованием методической литературы;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;
- составление плана взаимодействия с родителями и детьми.
2-й этап – реализация проекта (срок: февраль–май 20___ г.).
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами через практическую деятельность участников проекта. Реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
Задачи:
- создание проблемной ситуации;
- развитие выразительности речи;
- развитие познавательных способностей у детей в процессе совместной театрализованной деятельности;
- пополнение уголка книги материалами по теме проекта;
- воспитание аккуратности при работе с книгой.
Формы организации работы: работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима).
Формы работы с детьми
Традиционные формы работы с детьми
- Беседа на тему «Сказочная страна игрушек».
- Конкурс чтецов «Мой Казахстан, тебя воспеть хочу».
- Игровой досуг «Сказки читаем – здоровье развиваем».
- Сказочно-спортивная эстафета «В поисках золотого ключика».
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит».
- Чтение стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова.
- Чтение сказок.
- Просмотр мультфильма с обсуждением.
- Слушание и групповое пение песен на сказочную тематику.
Инновационные формы работы с детьми
- Экскурс в библиотеку «Старейшая в системе».
- Буккроссинг «Обмен прочитанной книгой».
- Вечерние чтения «Почитай-ка!».
- Показ презентации «Удивительный мир сказок», «Литературная гостиная».
- «Виртуальная экскурсия в типографию».
Творческая деятельность:
- Изготовление шапочек к сказке «Три поросенка».
- Изготовление книжек-малышек-самоделок.
- Работы из соленого теста «Персонажи сказок».
Театрализованная деятельность
- Сказка-импровизация «Три поросенка на новый лад».
- Викторина «Путешествие по сказкам».
- Спортивно-театрализованная игра на основе казахской народной сказки «Хан и Карынбай».
Сотрудничество с родителями
- Смартмоб «Абайские чтения».
- Экскурс в историю библиотеки «Старейшая в системе».
- Брейн-ринг «Сказкотерапия».
- Конкурс знатоков «Мама, папа, я – читающая семья».
- Составление кроссвордов «Путешествие по сказкам».
- Мастер-класс «Что за чудо эти сказки!»
- Литературная викторина «Лучший знаток».
- Родительское собрание совместно со школой «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи».
- Статья «Взгляд в будущее» в газету «Планета детства».
- Анкетирование «Ребенок и книга».
Информация для родителей
- Рекомендации библиотекаря для родителей «Добрые советы».
- Изготовление книжек-малышек.
- Выставка работ из соленого теста «Персонажи сказок».
Дидактические игры: «Собери сказку», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Угадай-ка», «Продолжи стихотворение»; разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки»; «Сложи картинку».
Оформление выставки работ из соленого теста «Персонажи сказок».
Сюжетно-ролевые игры: «Кітапхана», «Магазин книг», «Типография».
Подвижные игры: «Юрта», «Горшочек», «Проползи и пронеси», «Собери урожай», «Кто быстрее», «Найди и промолчи».
Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница».
Путешествие по выставке «Книжки-самоделки» – рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.
3-й этап – рефлексивный (обобщающий) (срок: июнь 20___ г.)
Цель: обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной деятельности (это совместная викторина с привлечением родителей и библиотекаря «Путешествие по сказкам»).
Задачи:
развивать
- творческие способности;
- интерес к чтению книг;
- умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
- наблюдательность и любознательность, познавательную активность;
воспитывать
- самостоятельность в различных видах деятельности.
В ходе реализации проекта «Кітаптар әлемінде» были достигнуты следующие результаты.
- Воспроизводят
- Дети: фамилии детских писателей и поэтов, их произведения.
- Родители: содержание произведений казахских авторов.
- Педагоги: умение использовать инновационные технологии в практической деятельности.
- Понимают
- Дети: значение книги в жизни человека.
- Родители: роль семейного чтения в воспитании своего ребенка.
- Педагоги: необходимость повышения профессиональной компетентности по реализации задач образовательной области «Коммуникация».
- Применяют
- Дети: коммуникативные навыки в игровой, театрализованной деятельности.
- Родители: умение взаимодействовать с разными людьми.
- Педагоги: в педагогическом процессе методы и приемы, развивающие коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста.
Перспективы проекта
- Создание электронной библиотеки «Кітап-біздің көмекшіміз».
- Пополнение литературы для всех участников проекта «Кітаптар әлемінде».
- Систематизация работы по привитию любви к книге, к семейному чтению.
- Повышение читательской грамотности – работа с одаренными детьми по УМК «Обучение раннему чтению детей 4–6 лет».
- Пропаганда и распространение положительного педагогического опыта педагогов по реализации образовательной области «Коммуникация» Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения, формирование устойчивого интереса у воспитанников к художественному слову.
Детское чтение всё больше становится чрезвычайно важным феноменом, определяющим уровень культуры будущего общества.
Поэтому важно начать прививать любовь к чтению и «зависимость» ребенка от хорошей книги как можно раньше, а также обеспечивать развитие ребенка в образовательной области «Коммуникация». В типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения выделены следующие задачи:
- понимание литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение;
- ознакомление детей с художественными образами;
- обучение умению придумывать продолжение и окончание рассказа, составлять последовательный сюжет, использовать в речи образные слова, эпитеты, сравнения.
Только художественная литература откроет и объяснит ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное, эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
К сведению
Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Дошкольный возраст является одним из важнейших жизненных этапов человека. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые связывают его со своим народом, своей страной и в значительной степени определяют его жизненный путь. Язык народа, который усваивает ребенок, народные песни, сказки, пословицы и поговорки, природа родного края, труд, традиции и быт людей – вот в чем предстает перед ним Родина. Важно вырастить ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. Поэтому так необходимо в воспитательно-образовательный процесс дошкольных организаций включать произведения казахского народного искусства.
В казахском устном народном творчестве отражаются и исторически сохраняются присущие черты характера и мышление народа. Богатство и разнообразие природы, труд и быт, традиции и обычаи обусловили оригинальность, самобытность казахских народных сказок. Они издавна составляют элемент народной педагогики.
Сложились казахские народные сказки в условиях кочевого образа жизни, который определил их своеобразие, тематику, содержание, образы героев со своими характерами и нравственными чертами.
Богат, поэтичен и точен язык казахских народных сказок. Предельно скупо и вместе с тем выразительно дается в них описание родной природы, характерных черт предметов или явлений. Поэтому так велико влияние сказок на язык ребенка. И чем чаще он их слышит, тем охотнее вникает в красоту родного языка.
Огромную роль народным сказкам в деле воспитания молодого поколения отводили выдающиеся казахские педагоги Ы. Алтынсарин, А. Кунанбаев, А. Байтурсынов.
Ы. Алтынсарин видел в них подлинный источник мудрости народа, доступное и понятное детям средство воспитания.
Сказки открывают детям просторы для фантазирования. Вводя их в мир казахских народных сказок, следует придерживаться следующих принципов:
- сюжет сказки должен быть понятен ребенку, образы волшебных сказок не должны вызывать чувство страха;
- сказки должны формировать положительные нравственные качества, стремление к добру, справедливости, честности, трудолюбию, уважению к старшим;
- ряд образных выражений, сложившихся в казахском языке, должен быть близок детям;
- народные выражения, взятые из сказок, должны употребляться к месту и времени.
Большое воспитательное значение имеет раскрывание народных сказок самими детьми. Раскрывая сказку, ребенок не просто последовательно передает сюжет, а вновь переживает событие, представляет образы, голосом, жестами, мимикой передает свое отношение к героям и их поступкам (Таубаева Г. З. «Влияние казахских народных сказок на воспитание детей старшего дошкольного возраста»).
Роль родителей в приобщении ребенка к чтению очень велика. Именно они во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления взрослых о детской литературе.
Родители должны понять, что язык есть главный предмет в деле воспитания, а также значение собственной роли и ответственности в деле развития языка своего ребенка. Ведь семья является той средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы.
Чтение оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие, развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представление о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым социальный опыт и трудовую деятельность. Создавая материальную базу и условия для ознакомления с художественной литературой, применяя методы и приемы, позволяющие наглядно представить образное содержание произведений при правильном подборе художественных средств, воспитатели и родители вызовут у дошкольников интерес и потребность в чтении книг.
