ещё
свернуть
Все статьи номера
№1, 2019
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Формирование функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности на уроке – важное условие развития компетентностей учащихся. Именно они помогают ребенку адаптироваться в современном мире. Особенно это актуально в свете современных тенденций обновленного образования. Оно определяет формирование системы навыков самоорганизации, рефлексии, самостоятельного приобретения знаний, разрешения проблемных ситуаций, выражение ценностных суждений и своей позиции, сотрудничества и коммуникации.

Содержание современных курсов истории и обществознания включают разделы и темы, необходимые для подготовки школьников к жизни в современном обществе.

Интерактивные технологии позволяют учащимся увидеть взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к тому или иному аспекту развития общества, уметь противостоять неуверенности и сложности современного мира, занимать позицию в дискуссиях и выражать свое собственное мнение, видеть важность политического и экономического окружения, в котором взаимодействует современный человек, объективно оценивать события и явления. Перевести в практическую плоскость полученные знания мне помогают личностно ориентированные технологии, технологии критического мышления, интерактивные методы и приемы. Они помогают учащимся грамотно организовать процесс осмысления личностного исторического опыта.

Одним из самых эффективных, на мой взгляд, является исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке проекта ученик учится принимать решения, ставит цель и определяет направление своих действий и поступков (ценностно-смысловая компетенция), работает в команде, принимает и учится уважать точку зрения другого человека (общекультурная компетентность), самостоятельно находит материал, необходимый для работы, составляет план, оценивает и анализирует, делает выводы и учится на собственных ошибках и ошибках товарищей (учебно-познавательная компетентность). При этом ученик осваивает современные средства информации и информационные технологии (информационная компетентность), учится представлять себя и свою работу, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (коммуникативная компетентность).

К сведению

Ключевые компетентности формируются в опыте собственной деятельности, поэтому необходимо строить урок таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.

Старшеклассник, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осо-знавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (социально-трудовая компетентность и личностное самосовершенствование). Давая оценку работе товарищей, он учится объективности. Немаловажную роль в становлении личности выпускника играет рефлексия.

На вводном уроке по обществознанию мы не только говорим о том, что будем изучать, но и анализируем современную ситуацию в мире. Каждый учащийся высказывает свое мнение, для чего нужны знания об обществе. Кроме того, анализируя высказывания, учащиеся выясняют, что не все проблемы общества можно решить однозначно и легко. Поэтому мы совместно вырабатываем критерий универсальности решения проблем – это гуманизм. Важнейшим критерием любых ситуаций на уроках религиоведения учащиеся предлагают толерантность – немаловажный фактор для многонационального Казахстана. На дальнейших уроках спорные моменты рассматриваются через призму данных понятий. Это помогает учащимся усвоить непреходящую ценность человеческой цивилизации – уникальность жизни, формирует гражданственность, адаптирует ребенка к жизни в противоречивом мире.

Предлагаемый далее собственный опыт позволяет на практике организовать познавательную деятельность учащихся, развивает устойчивые интересы, формирует навыки самостоятельной деятельности.

Технология проблемного обучения предполагает активизацию самостоятельной деятельности по решению проблем, содействует навыкам критического мышления, развитию мыслительных способностей учащихся.

Методические приемы и формы, которые помогают создать проблемную ситуацию на уроке

К сведению

Рассуждая на тему духовности и морали можно обсудить следующее высказывание: в Китае чтят родителей за заслуги детей, а у нас – наоборот. Что правильнее с нравственной точки зрения?

  • Формирование учебного противоречия и организация поиска способа его разрешения учащимися. Форма проведения «Открытая трибуна».
  • При изучении политической жизни общества анализируется высказывание У. Черчилля о демократии: «Демократия – плохая вещь, но ничего лучшего человечество не придумало». Учащиеся выделяют достоинства и недостатки этого режима, анализируют исторические факты, высказывают точки зрения различных философов по данному вопросу, формируют и доказывают собственную.
  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос. Форма проведения «Круглый стол».
  • В курсе религиоведения определяем роль религии в обществе. Учащиеся анализируют факты, доказывают или опровергают следующие утверждения.
  • Несмотря на бурное развитие науки количество верующих в мире не становится меньше.
  • Меньше верующих в странах с высоким уровнем жизни и образования. Делают собственные выводы.
  • Предложение учащимся рассмотреть явление с различных позиций. Форма проведения «Встреча в клубе ООН».
  • Что такое толерантность? Какую роль может сыграть толерантность в вопросах слепого копирования чужих ценностей? Ко всем ли явлениям в жизни мы должны относиться толерантно? (Разные точки зрения)
  • Тоталитаризм – отсутствие свободы и демократии. В какой период и когда режим сыграл положительную роль?
  • Побуждаю старшеклассников к самостоятельному формулированию сравнений, обобщений, выводов о конкретных ситуациях, сопоставлению фактов. Форма проведения «Дискуссионные качели».

Самой популярной формой проведения обобщающих уроков по любой теме является конференция-брифинг, где учащиеся примеряют на себя роли «журналистов» – задают вопросы, «экспертов» – отвечают на вопросы, «аналитиков» – дают анализ и оценку работе двух предыдущих групп и выставляют итоговые баллы каждому участнику.

Оценочный лист
Ф. И. ученикаНизкий уровень «3»
Кто? Что? Сколько?
Какой? Когда? Где? Расскажите…
Дайте определение
Средний уровень «4»
Приведите примеры…
Почему? В чем суть?
Объясните причины… Объясните последствия…
Сравните…
Высокий уровень «5»
Докажите… Обоснуйте… Предположите,
что было бы, если бы…
Общий балл
Вопрос
«Журна-
листы»
Ответ
«Экспер-
ты»
Вопрос
«Журна-
листы»
Ответ
«Эксперты»
Вопрос
«Журна-
листы»
Ответ
«Экспер-
ты»
1        
2        
3        
4 …        

К сведению

Интересно проходят уроки, где используются деловые и ролевые игры, дебаты и диспуты: избирательное право, политическое лидерство, роль семьи в современном обществе. Участие в конференциях, круглых столах развивает навыки самостоятельной работы, а участие в дискуссиях, работа в группах, выражение собственной позиции учит школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днем.

Самый сложный вопрос


Самый интересный вопрос


Ф. И. аналитика


Таким образом, использование проблемных (ситуаций) заданий на уроках позволяет развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационную и коммуникативную культуру.

Считаю, что именно на таких уроках можно увидеть степень овладения учащимися учебно-познавательными компетенциями: сформированность социальных и гражданских качеств, коммуникабельность, демонстрация толерантности, патриотизма.

Данные формы работы соответствуют личностно ориентированной модели, характеризующейся гуманистической направленностью, имеющей целью свободное и творческое развитие учащегося как субъекта образовательного процесса.

 

 
Звезда
за правильный ответ
Проверь себя!
Неправильно
Правильно!
Какой метод обучения требует организации поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения?
Ключевые компетентности формируются в опыте собственной деятельности, поэтому необходимо строить урок таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Одним из самых эффективных, на мой взгляд, является исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке проекта ученик учится принимать решения, ставит цель и определяет направление своих действий и поступков (ценностно-смысловая компетенция), работает в команде, принимает и учится уважать точку зрения другого человека (общекультурная компетентность), самостоятельно находит материал, необходимый для работы, составляет план, оценивает и анализирует, делает выводы и учится на собственных ошибках и ошибках товарищей (учебно-познавательная компетентность). При этом ученик осваивает современные средства информации и информационные технологии (информационная компетентность), учится представлять себя и свою работу, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (коммуникативная компетентность).
Наглядный метод обучения
Исследовательский метод обучения