ещё
свернуть
Все статьи номера
№1, 2021
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Как выбрать и подготовить учеников к конференциям и олимпиадам во II полугодии

Чтобы подготовить детей к конференциям и олимпиадам во II полугодии, посмотрите схему с формами работы, воспользуйтесь темами исследовательских и проектных работ, алгоритмом подготовки учеников к олимпиадам, памяткой «Как вести себя на олимпиаде».

Какие формы работы применять с высокомотивированными учениками

Чтобы определить творческий потенциал детей и направленность высокомотивированного ученика, учитель совместно с педагогом-психологом проводит диагностику. Примените методики «Карта одаренности» или «Карта интересов».

Если ученик проявляет склонность к проактивности, элементам критического мышления, умеет работать с информацией, то нужно развивать исследовательские умения.

Формы работы учителя с высокомотивированными учениками


 

Как организовать проектную и исследовательскую деятельность

Подготовка исследовательской работы – это способ овладеть универсальными учебными действиями: коммуникативными, регулятивными и познавательными. Учитель участвует в работе над исследованием, помогает овладеть навыками поисковой, аналитической, оформительской деятельности.


 

Организуйте сначала классную конференцию, например, «Хочу всё знать!», и пригласите родителей. Проведите работу по плану:

  • организуйте беседу с родителями учеников о готовности к сотрудничеству;
  • проведите анкетирование детей, что позволит узнать их интересы;
  • определите темы, задачи, гипотезы;
  • согласуйте сроки с участниками;
  • организуйте поиск необходимых материалов в библиотеке, Интернете;
  • проведите работу с источниками;
  • распределите детей по группам с учетом интересов;
  • обсудите промежуточные результаты;
  • проведите конференцию в классе.

Исследовательские работы имеют общую структуру и выполняются по этапам. Готовый план исследовательской работы посмотрите ниже в материалах для работы с высокомотивированными детьми.

Темы исследовательских работ дети выбирают по интересам и склонностям.

Примеры тем исследовательских работ для младших школьников: «Моя малая Родина», «Профессии моих родителей», «Кто такие птицы», «Какие бывают растения», «Мой друг», «Оригами и математика», «Родословная моей семьи», «Растим травянчика», «Путешествие по достопримечательностям родного города», «Моя кошка», «Фронтовые письма как семейная реликвия», «Изучение загрязнения воздуха методом лихеноиндикации», «Лекарственные растения», «Комнатные растения и их тайны», «Снежный фокус», «Кефир: дорого и вкусно или дешево и полезно?»

Победитель конференции в классе участвует в школьной конференции «Я – исследователь». Победители школьной конференции – в областной и далее – в республиканской научной конференции.

Как подготовить детей к олимпиаде

Когда начинаете готовить учеников к олимпиаде, следуйте правилам: занимайтесь системно. Для учителей начальной школы начинать готовить детей нужно уже с 1 класса, для учителей среднего звена – с 6 класса. Опирайтесь на базовую литературу по предметам, создайте банк олимпиадных заданий; интересуйтесь информацией обо всех олимпиадах текущего года. Подготовку к олимпиаде начинайте с работы на уроке. Олимпиадные задания бывают трех видов: вопросы, которые требуют письменного ответа; тестовые задания, в которых нужно выбрать один из вариантов ответа; творческие. Большинство олимпиад комбинирует разные типы заданий.

Совместно с детьми реализуйте алгоритм, чтобы готовиться к олимпиадам, конкурсам или викторинам. Когда отправляете учеников на олимпиаду, раздайте им памятки, как себя вести. Готовую памятку смотрите ниже в материалах для работы с высокомотивированными учениками.

 Как готовить детей к олимпиаде по математике

В уроки включайте логические задачи, арифметические ребусы, упражнения, шарады на сообразительность, творческие задачи. Творческие задачи нужно решать поэтапно, связывая полученные знания с новыми.

Этап 1-й. Ученики пытаются самостоятельно решить задание.

Этап 2-й. Педагог частично помогает, если у детей возникают трудности. Используйте для этого дополнительный вопрос или напомните тему, которую уже изучали.

Этап 3-й. Учитель объясняет решение, и задание выполняется совместно.

Углублять знания по математике и развивать интеллектуальные способности можно на занятиях математического кружка.

Как готовить детей к олимпиаде по русскому языку

Когда готовите детей к олимпиаде по русскому языку, используйте задания: фонетический анализ слова и предложения, выяснить лексическое значение слова, подобрать и выбрать однокоренные слова, подобрать синонимы, антонимы, выяснить смысл фразеологизма, подобрать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, определить части речи, восстановить деформированные тексты, предложения; редактировать предложения, тексты; расставить знаки препинания в предложении, тексте; написать диктант повышенной сложности; решить ребус, шараду, перевертыш, кроссворд. Если время на уроке ограничено, можно давать домашние задания занимательного характера или индивидуальные задания повышенной сложности. 

Как готовить детей к олимпиаде по иностранному языку

Чтобы сформировать лингвострановедческий кругозор, на уроках используйте разнообразную литературу. Это может быть художественная, научно-популярная литература, книги об интересных открытиях, о знаменитых людях, о языковых явлениях. Еще один способ эффективной подготовки – целевое повторение темы. Цели ставьте различные: обобщение, систематизация материала. Это может быть создание опорных схем, таблиц, исследования по теме. В поисках необходимой информации ученики будут перерабатывать самые различные источники, приобретать необходимые умения, а создаваемые при этом продукты можно будет использовать как справочные материалы.

Задания в олимпиадах по иностранному языку предусматривают четыре основных вида речевой деятельности: понимание устного текста, понимание письменного текста, устная речь, письменная речь. Практикуйте задания на понимание основного содержания, на извлечение нужной информации, структурно-смысловых связей, аудирование, упражнения по разделу морфологии, словообразованию и т. д.

Как готовить детей к олимпиаде по литературному чтению

Когда готовите детей к олимпиадам по литературному чтению, используйте задания: составить сказочные объявления, телеграммы или письма, загадки о предметах или героях прочитанных произведений; продолжить пословицы, подобрать пословицы к прочитанному произведению, составить вопросы к тексту, нарисовать иллюстрации к произведению, сочинить продолжение сказки, рассказа; инсценировать эпизод произведения, решить кроссворд, участвовать в викторине. Посетите с детьми театр, проведите совместное мероприятие с библиотекой; высокомотивированные ученики должны участвовать в предметной неделе по литературному чтению и конкурсе чтецов.

Материалы для работы с высокомотивированными учениками



← Нажмите, чтобы посмотреть полностью

 


Скачать


План подготовки исследовательской работы на конференцию

1. Выбрать тему работы. Тема должна быть личностно значимая и эмоционально окрашенная, перекликаться с учебным материалом и иметь практическую пользу для высокомотивированного ученика. Лучше всего давать варианты тем на выбор.

2. Определить цель, задачи и гипотезу. Совместное с учителем действие. Лучше, если сначала будут сформулированы эти пункты, а потом вы обозначите, что это и есть задачи, над которыми ребенок будет работать.

3. Найти информацию. Не составляет труда даже для младшего школьника, особенно если информация подготовлена с помощью педагога или родителей. Но детей нужно научить пользоваться поисковыми системами Интернета, обязательно обеспечив при этом информационную безопасность.

4. Подготовить теоретическую часть работы. Сложное задание, особенно для первоклассника и второклассника. Научите выделять главное и второстепенное в тексте, анализировать источник информации.

5. Подготовить практическую часть работы. Вызывает наибольший интерес у ученика. Здесь роль учителя – направляющая и корректирующая. Важно подобрать посильные данные для практической работы и отобрать наглядные результаты выполнения.

6. Оформить работу. Почти всегда становится задачей учителя.

7. Представить работу на научно-практической конференции. Нелегкое дело для детей. Вам нужно обучить ребенка мастерству публичного выступления, прорепетировать выступление и пригласить на него постороннего слушателя, например, учителя другого класса. Нужно научить четко и уверенно отвечать на неожиданные вопросы по теме работы. Чтобы наглядно сопроводить выступление ученика, в подготовке презентации участвует и педагог.

Список республиканских и международных олимпиад и конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам

1. Международные олимпиады по общеобразовательным предметам:

  • Международная олимпиада по казахскому языку и литературе для детей казахской диаспоры «Қазақстан-ата жұртым, қасиетім ана тілім»;
  • Международная дистанционная Азиатско-Тихоокеанская математическая олимпиада;
  • Международная математическая олимпиада «Шелковый путь»;
  • Западно-Китайская математическая олимпиада;
  • Балканская олимпиада по математике;
  • Балканская математическая олимпиада среди юниоров;
  • Международная математическая олимпиада (IMO):
  • Международная олимпиада «Туймаада» по математике, информатике, физике и химии (Республика Саха, Якутия);
  • Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии;
  • Международная олимпиада по химии (IChO);
  • Международная олимпиада по физике (IPhO);
  • Азиатская олимпиада по физике (APhO);
  • Международная олимпиада по биологии (IBO);
  • Международная олимпиада по информатике (IOI);
  • Международная юниорская олимпиада по физике;
  • Международная олимпиада по географии;
  • Международная Жаутыковская олимпиада по математике, физике и информатике для учащихся специализированных школ;
  • Международная лингвистическая олимпиада;
  • Евразийская олимпиада по информатике (для стран ШОС);
  • Всероссийская олимпиада научно-исследовательских проектов по проблемам защиты окружающей среды «Человек-Земля-Космос».

2. Международные конкурсы научных проектов по общеобразовательным предметам:

Международные соревнования по науке и технике (Intel ISEF);

Международные соревнования по компьютерным проектам (информатика) «INFOMATRIX-ASIA»;

Международные соревнования проектов по биологии и экологии (INEPO);

Международные научные соревнования по космическим исследованиям «Открываем мир науки»;

Международные научные конкурсы («Математика и проектирование», «Молодой ученый», «MOSTRATEC», «I-SWEEP»);

Международная олимпиада научных проектов юных изобретателей;

Международный конкурс исследовательских проектов по математике и механике им. У. Джолдасбекова.

3. Республиканские олимпиады по общеобразовательным предметам:

  • Казахский язык и литература;
  • Казахский язык и литература в школах с русским языком обучения;
  • Русский язык и литература;
  • Русский язык и литература в школах с казахским языком обучения;
  • История Казахстана, Всемирная история;
  • Основы правоведения;
  • Английский язык;
  • Немецкий язык;
  • Французский язык;
  • Математика;
  • Информатика;
  • Физика;
  • Химия;
  • Биология;
  • География;
  • Самопознание;
  • Президентская олимпиада по предметам естественно-математического цикла;
  • Республиканская олимпиада «Аль-Фараби»;
  • Республиканская олимпиада по казахскому языку и литературе им. Канипы Битибаевой;
  • Национальная интеллектуальная олимпиада для сельских школ «Mың бала».

  1. Международные олимпиады по общеобразовательным предметам:
  2. Международные конкурсы научных проектов по общеобразовательным предметам:
  3. Республиканские олимпиады по общеобразовательным предметам:

Методика «Карта одаренности»

Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Учитель или педагог-психолог опрашивают родителей. Возрастной диапазон, в котором применяется методика, 5–10 лет.

Функции методики

Диагностическая. Учитель и педагог-психолог может количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление десяти полученных оценок позволит увидеть индивидуальный портрет дарований обучающегося.

Развивающая. Утверждения, по которым оценивают ученика, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

Методику нужно рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция родителям

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещайте в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т. д. Всего на это должно уйти 10–15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной вашего ребенка. Попросите бабушек и дедушек дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, всё схватывает на лету.

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т. е. реально должен бы учиться в старших классах.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-либо инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может высказать собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем рисунке, игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов учителем/педагогом-психологом

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращайте). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют оценку родителями степени развития у ребенка видов одаренности:

  • интеллектуальная;
  • творческая;
  • академическая (научная);
  • художественно-изобразительная;
  • музыкальная;
  • литературная;
  • артистическая;
  • техническая;
  • лидерская;
  • спортивная.
Лист ответов