Методика «Карта интересов», чтобы выявить способности школьника
Чтобы объективно оценить способности и характер одаренности ребенка, воспользуйтесь методикой «Карта интересов». Учитывайте, что интересы у большинства детей младшего школьного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не причина их не изучать. Без информации о склонностях и интересах ребенка педагогические меры могут быть неадекватны.
Исследователи отмечают, что абсолютного совпадения между интересами, склонностями, способностями и одаренностью нет. Но существует тесная связь, которая выражена уже на ранних этапах развития личности. Ребенок интересуется той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники.
Чтобы полученная информация была объективна, опрашивайте не только родителей, но и детей. Для этого заготовьте листы ответов по числу участников. Можно опрашивать коллективно.
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос – в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос – в клетке под номером 2 и т. д. Всего 14 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак (–); если нравится – (+), если очень нравится – (++).
Инструкция для родителей
Чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов. Подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке (-); если нравится – (+); очень нравится – (++). Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли...»
1) ... решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) ... читать самостоятельно сказки, рассказы, повести;
3) ... петь, музицировать;
4) ... заниматься физкультурой;
5) ... играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) ... читать рассказы о природе;
7) ... делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) ... играть с техническим конструктором;
9) ... изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
10) ... самостоятельно рисовать;
11) ... играть в спортивные, подвижные игры;
12) ... руководить играми других детей;
13) ... ходить в парк, на природу, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ... ходить в магазин за продуктами;
15) ... читать книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) ... играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) ... самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) ... соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) ... разговаривать с новыми людьми;
20) ... ухаживать за аквариумом, содержать птиц, домашних животных;
21) ... убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) ... конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) ... знакомиться с историей, посещая исторические музеи;
24) ... самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25) ... читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26) ... объяснять что-то другим детям или взрослым людям: убеждать, спорить, доказывать свое мнение;
27) ... ухаживать за домашними животными и растениями;
28) ... помогать взрослым делать уборку в квартире: вытирать пыль, подметать пол и т. п.;
29) ... считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) ... знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) ... принимать участие в играх-драматизациях, в постановке спектаклей;
32) ... заниматься спортом в секциях и кружках;
33) ... помогать другим людям;
34) ... работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) ... помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
← Нажмите, чтобы посмотреть полностью


Как обработать результаты
Как выбрать и подготовить учеников к конференциям и олимпиадам во II полугодии
Шесть интерактивных методов, которые повысят познавательную активность учащихся
Учитель или педагог-психолог считает количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращайте). Результаты подсчетов напишите внизу под каждым столбцом. Суммы баллов характеризуют интерес ребенка к сфере деятельности:
1) математика и техника;
2) гуманитарная;
3) художественная;
4) физическая культура и спорт;
5) коммуникация;
6) природа и естествознание;
7) домашние обязанности, самообслуживание.
