ещё
свернуть
Все статьи номера
№2, 2021
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Как повысить качество образования в школе: опыт коллег с поэтапным алгоритмом и готовой программой

Чтобы повысить качество образования и воспитания в школе, ваши коллеги из ГУ «Средняя школа № 7 отдела образования акимата города Костаная» разработали программу. В результате реализации программы коллектив планирует повысить конкурентоспособность и мобильность педагогов и выпускников школы. Воспользуйтесь разработкой коллег, чтобы реализовать программу и в своей школе. В статье расскажем, что планировать на каждый этап, дадим циклограмму этапов, план основных направлений и формы организации работы и мониторинга.

Какие нормативные документы послужили основанием для разработки Программы

Программу «Качество образования» администрация разработала на основании нормативных документов:

Цели программы

  • Сформировать механизмы устойчивого развития качественно новой модели образования.
  • Создать условия для удовлетворения потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе.
  • Обеспечить благоприятную образовательную среду для раскрытия способностей каждого учащегося; подготовить выпускников, умеющих ориентироваться в современном конкурентном мире и воспитать патриота Республики Казахстан.

Задачи программы

  • Формировать у учащихся универсальные учебные действия, компетенции и мотивацию.
  • Продолжить развитие профессиональной компетентности педагогов.
  • Модернизировать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ГОСО.
  • Совершенствовать систему поиска и поддержки одаренных детей.
  • Сочетать традиции школы с изменяющимися требованиями государства и общества к содержанию и качеству образования.
  • Использовать информационные технологии в управлении образовательным процессом.
  • Реализовать в практике работы школы эффективные программы и технологии деятельностного подхода, системы критериального оценивания.
  • Развивать систему профильного обучения.
  • Обеспечить высокую рейтинговую оценку профессиональной деятельности школы в системе образования города.
  • Создать условия для свободного выбора и самореализации ученика в образовательном пространстве через внедрение вариативных программ.
  • Сформировать банк диагностического материала изучения личности ребенка.
  • Повысить профессиональные компетенции педагогического коллектива, развить личность учителя.

Сроки реализации программы: 2020–2023 гг.

Кто будет финансировать расходы?

Расходы на мероприятия программы будут покрывать ежегодные ассигнования на развитие школы и иные источники финансирования, не запрещенные законодательством.

Как контролировать выполнение программы?

Чтобы не упускать сроки и оперативно регулировать процесс, администрация школы на постоянной основе анализирует, как педагоги выполняют запланированные мероприятия. В случаях, когда действия педагогов требуют корректировки, выступает с предложениями на заседаниях педагогического совета. Если педагогам нужна информационная или методическая поддержка, обеспечивает ее и ежегодно подводит итоги.

Каких результатов ожидать от программы

Реализация мероприятий программы поможет

  • повысить качество образования и воспитания (это поднимет уровень конкурентоспособности и мобильности педагогов и выпускников школы);
  • внедрить современные образовательные технологии;
  • разработать систему критериев и показателей качества образования и учебных достижений;
  • применять инновационные формы уроков – до 85 %;
  • создать банк программно-методических ресурсных материалов; в него войдут подобранные мультимедиапрограммы, приобретенные пособия, обновленная учебная литература, опыт работы педагогов в дистанционном формате;
  • внедрить технологии здоровьесбережения и обеспечить психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся;
  • сформировать партнерские отношения участников образовательного процесса;
  • привлечь специалистов различных профилей;
  • повысить уровень мотивации образовательной деятельности учащихся;
  • выявить оптимальный вариант организации профильного обучения в 10–11-х классах;
  • сформировать ключевые компетенции учащихся;
  • усовершенствовать материально-техническую базу: оснастить кабинеты наглядными, дидактическими пособиями и другими учебными материалами, техническими средствами обучения;
  • обеспечить открытость системы образования для ее основных «заказчиков»: родителей, учащихся, общественности;
  • интегрировать среднее и дополнительное образование;
  • улучшить личностные достижения учителей и учащихся, результаты внешней оценки качества образования;
  • создать среду для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в организации образования;
  • совершенствовать внутришкольную систему управления качеством образования на основе деятельностно-компетентностного подхода.

Поэтапный алгоритм, как реализовать программу

1

этап


Проведите анализ исходного состояния

Проанализируйте, насколько объективную информацию по результатам мониторинга образовательного процесса вы получаете от педагогов: уровень учебных достижений класса по предметам, характер динамики по четвертям, полугодиям, за год. Ведь часто учащиеся показывают низкий уровень достижений по причинам, которые не имеют непосредственного отношения к данному учебному предмету. Например, из-за пропусков по болезни или негативного отношения к учителю-предметнику. Бывает, что низкий уровень познавательных интересов к определенному предмету зависит от общей низкой культуры в социуме ребенка.

Администрации школы необходимо продумать, как распределить должностные обязанности в организации учебно-воспитательного процесса и вовлечь педагогов в управление школой.

Это расширит базу управления и самоуправления и поможет повысить качество образовательного процесса.

Результаты анализа основных показателей школы за последние 5 лет занесите в таблицу. Тогда вы наглядно увидите их динамику.

Анализ динамики основных показателей

2

этап

Определите проблемы, которые нужно решить

Деятельность педагогов считают результативной, когда ученики осваивают требования государственного общеобязательного стандарта образования на высоком уровне. Достичь высоких показателей мешают следующие проблемы:

  • недостаточная работа по мотивации учеников, родителей и самих учителей к повышению качественных показателей;
  • изменения в течение нескольких лет наблюдаются, но с незначительным прироc- том.

Чтобы разработать модель качества образования, возьмите за основу оценочные базовые показатели, которые используют в системе оценки качества образования:

  • уровень обученности учащихся по образовательным программам;
  • уровень воспитанности учащихся;
  • количество отличников, призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах учащихся;
  • поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и получивших образовательные гранты;
  • состояние здоровья и психического развития учащихся;
  • динамика правонарушений учащихся;
  • уровень жизненной защищенности и социальной адаптации школьников.

Наряду с показателями личной результативности учащихся используйте системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития организации образования. К ним относят

  • организацию и развитие образовательного процесса;
  • управление образовательным процессом;
  • уровень выполнения государственных программ;
  • уровень инновационных процессов в организации образования;
  • профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);
  • участие учителей в профессиональных конкурсах;
  • уровень информатизации обучения и управления;
  • показатели владения учителями информационными технологиями;
  • состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обучения).

3

этап

Разделите систему управления на уровни

Систему управления качеством образования разделите на уровни. Это позволит каждому участнику образовательного процесса выполнять свою задачу.

Система управления качеством образования

4

этап

Разбейте план мероприятий на этапы

Этапы реализации программы разбейте на этапы.

1-й этап: 2020/2021 учебный год – разработка программы, создание условий, необходимых для разработки и освоения программы по развитию учебного потенциала школьников.

2-й этап: 2021/2022 учебный год – работа по изучению личности ребенка, выявлению творческих и интеллектуальных способностей школьников, развитию этих способностей, создание банка данных по данной проблеме.

3-й этап: 2022/2023 учебный год – анализ деятельности по реализации задач программы, оценка повышения качества образования в соответствии с целями и задачами, оформление результатов.

5

этап

Составьте циклограмму этапов

Все поэтапные компоненты деятельности отразите в циклограмме. Образец смотрите ниже.

Циклограмма этапов программы

Распечатать • Скачать в формате Word

6

этап

Составьте план основных направлений

В плане работы отразите цели и задачи, которые ставите для каждого направления, и определите конечный результат.

План основных направлений работы школы

7

этап

Систематизируйте формы организации работы

Чтобы достичь поставленных целей и повысить качество образования в вашей школе, систематизируйте формы работы с педагогами, учащимися и родителями.

Основные формы организации управления качеством