Как повысить качество образования в школе: опыт коллег с поэтапным алгоритмом и готовой программой
Чтобы повысить качество образования и воспитания в школе, ваши коллеги из ГУ «Средняя школа № 7 отдела образования акимата города Костаная» разработали программу. В результате реализации программы коллектив планирует повысить конкурентоспособность и мобильность педагогов и выпускников школы. Воспользуйтесь разработкой коллег, чтобы реализовать программу и в своей школе. В статье расскажем, что планировать на каждый этап, дадим циклограмму этапов, план основных направлений и формы организации работы и мониторинга.
Какие нормативные документы послужили основанием для разработки Программы
Программу «Качество образования» администрация разработала на основании нормативных документов:
- Конституция Республики Казахстан;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РК «Об образовании»;
- Закон РК «О языках в Республике Казахстан»;
- Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 гг.;
- Закон Республики Казахстан от 11.07.2002 г. № 343 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»;
- Приказ МОН РК от 12.12.2011 г. № 524 «Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии»;
- Государственный общеобязательный стандарт основного среднего образования, утвержденный приказом МОН РК от 31.10.2018 г. № 604.
- Типовые правила деятельности организаций среднего образования (начального, основного среднего и общего среднего), утвержденные приказом МОН РК от 30.10.2018 г. № 595;
- Программа развития школы на 2020–2023 гг.
- Устав ГУ «Средняя школа № 7 отдела образования акимата города Костаная».
Цели программы
- Сформировать механизмы устойчивого развития качественно новой модели образования.
- Создать условия для удовлетворения потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе.
- Обеспечить благоприятную образовательную среду для раскрытия способностей каждого учащегося; подготовить выпускников, умеющих ориентироваться в современном конкурентном мире и воспитать патриота Республики Казахстан.
Задачи программы
- Формировать у учащихся универсальные учебные действия, компетенции и мотивацию.
- Продолжить развитие профессиональной компетентности педагогов.
- Модернизировать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ГОСО.
- Совершенствовать систему поиска и поддержки одаренных детей.
- Сочетать традиции школы с изменяющимися требованиями государства и общества к содержанию и качеству образования.
- Использовать информационные технологии в управлении образовательным процессом.
- Реализовать в практике работы школы эффективные программы и технологии деятельностного подхода, системы критериального оценивания.
- Развивать систему профильного обучения.
- Обеспечить высокую рейтинговую оценку профессиональной деятельности школы в системе образования города.
- Создать условия для свободного выбора и самореализации ученика в образовательном пространстве через внедрение вариативных программ.
- Сформировать банк диагностического материала изучения личности ребенка.
- Повысить профессиональные компетенции педагогического коллектива, развить личность учителя.
Сроки реализации программы: 2020–2023 гг.

Расходы на мероприятия программы будут покрывать ежегодные ассигнования на развитие школы и иные источники финансирования, не запрещенные законодательством.

Чтобы не упускать сроки и оперативно регулировать процесс, администрация школы на постоянной основе анализирует, как педагоги выполняют запланированные мероприятия. В случаях, когда действия педагогов требуют корректировки, выступает с предложениями на заседаниях педагогического совета. Если педагогам нужна информационная или методическая поддержка, обеспечивает ее и ежегодно подводит итоги.
Каких результатов ожидать от программы
Реализация мероприятий программы поможет
- повысить качество образования и воспитания (это поднимет уровень конкурентоспособности и мобильности педагогов и выпускников школы);
- внедрить современные образовательные технологии;
- разработать систему критериев и показателей качества образования и учебных достижений;
- применять инновационные формы уроков – до 85 %;
- создать банк программно-методических ресурсных материалов; в него войдут подобранные мультимедиапрограммы, приобретенные пособия, обновленная учебная литература, опыт работы педагогов в дистанционном формате;
- внедрить технологии здоровьесбережения и обеспечить психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся;
- сформировать партнерские отношения участников образовательного процесса;
- привлечь специалистов различных профилей;
- повысить уровень мотивации образовательной деятельности учащихся;
- выявить оптимальный вариант организации профильного обучения в 10–11-х классах;
- сформировать ключевые компетенции учащихся;
- усовершенствовать материально-техническую базу: оснастить кабинеты наглядными, дидактическими пособиями и другими учебными материалами, техническими средствами обучения;
- обеспечить открытость системы образования для ее основных «заказчиков»: родителей, учащихся, общественности;
- интегрировать среднее и дополнительное образование;
- улучшить личностные достижения учителей и учащихся, результаты внешней оценки качества образования;
- создать среду для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в организации образования;
- совершенствовать внутришкольную систему управления качеством образования на основе деятельностно-компетентностного подхода.
Поэтапный алгоритм, как реализовать программу
1
этап
Проведите анализ исходного состояния
Проанализируйте, насколько объективную информацию по результатам мониторинга образовательного процесса вы получаете от педагогов: уровень учебных достижений класса по предметам, характер динамики по четвертям, полугодиям, за год. Ведь часто учащиеся показывают низкий уровень достижений по причинам, которые не имеют непосредственного отношения к данному учебному предмету. Например, из-за пропусков по болезни или негативного отношения к учителю-предметнику. Бывает, что низкий уровень познавательных интересов к определенному предмету зависит от общей низкой культуры в социуме ребенка.
Администрации школы необходимо продумать, как распределить должностные обязанности в организации учебно-воспитательного процесса и вовлечь педагогов в управление школой.
Это расширит базу управления и самоуправления и поможет повысить качество образовательного процесса.
Результаты анализа основных показателей школы за последние 5 лет занесите в таблицу. Тогда вы наглядно увидите их динамику.
Анализ динамики основных показателей
2
этап
Определите проблемы, которые нужно решить
Деятельность педагогов считают результативной, когда ученики осваивают требования государственного общеобязательного стандарта образования на высоком уровне. Достичь высоких показателей мешают следующие проблемы:
- недостаточная работа по мотивации учеников, родителей и самих учителей к повышению качественных показателей;
- изменения в течение нескольких лет наблюдаются, но с незначительным прироc- том.
Чтобы разработать модель качества образования, возьмите за основу оценочные базовые показатели, которые используют в системе оценки качества образования:
- уровень обученности учащихся по образовательным программам;
- уровень воспитанности учащихся;
- количество отличников, призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах учащихся;
- поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и получивших образовательные гранты;
- состояние здоровья и психического развития учащихся;
- динамика правонарушений учащихся;
- уровень жизненной защищенности и социальной адаптации школьников.
Наряду с показателями личной результативности учащихся используйте системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития организации образования. К ним относят
- организацию и развитие образовательного процесса;
- управление образовательным процессом;
- уровень выполнения государственных программ;
- уровень инновационных процессов в организации образования;
- профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);
- участие учителей в профессиональных конкурсах;
- уровень информатизации обучения и управления;
- показатели владения учителями информационными технологиями;
- состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обучения).
3
этап
Разделите систему управления на уровни
Систему управления качеством образования разделите на уровни. Это позволит каждому участнику образовательного процесса выполнять свою задачу.
Система управления качеством образования
4
этап
Разбейте план мероприятий на этапы
Этапы реализации программы разбейте на этапы.
1-й этап: 2020/2021 учебный год – разработка программы, создание условий, необходимых для разработки и освоения программы по развитию учебного потенциала школьников.
2-й этап: 2021/2022 учебный год – работа по изучению личности ребенка, выявлению творческих и интеллектуальных способностей школьников, развитию этих способностей, создание банка данных по данной проблеме.
3-й этап: 2022/2023 учебный год – анализ деятельности по реализации задач программы, оценка повышения качества образования в соответствии с целями и задачами, оформление результатов.
5
этап
Составьте циклограмму этапов
Все поэтапные компоненты деятельности отразите в циклограмме. Образец смотрите ниже.
6
этап
Составьте план основных направлений
В плане работы отразите цели и задачи, которые ставите для каждого направления, и определите конечный результат.
План основных направлений работы школы
7
этап
Систематизируйте формы организации работы
Чтобы достичь поставленных целей и повысить качество образования в вашей школе, систематизируйте формы работы с педагогами, учащимися и родителями.
Основные формы организации управления качеством
Как использовать интеллект-карты в работе с детьми. Консультация для педагогов в феврале
Методики, которые помогут педагогу оценить свою коммуникативную компетентность
