ещё
свернуть
Все статьи номера
№2, 2021
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Как научить дошкольников самостоятельно играть: мастерим многофункциональные маркеры игрового пространства

Чтобы дети свободно развивали творческую деятельность, нужно насытить предметно-развивающую среду игровым материалом. Педагог не только обеспечивает условия для детской игры, но и показывает, как можно использовать окружающее пространство в разных видах деятельности. Посоветуйте воспитателям создать в группе центр сюжетно-ролевых игр, как это сделал коллектив КГКП «Ясли-сад «Балдырған» аппарата акима п. Осакаровка. Игровую зону воспитатели оборудовали уголками, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей. Весь игровой материал при этом находится в свободном распоряжении детей. В игровой арсенал воспитатели включили многофункциональные маркеры игрового пространства. Все они соответствуют требованиям ГОС ДВО РК. Далее в статье расскажем, что представляют собой игровые маркеры, какие задачи они помогают решать и как самим изготовить инвентарь из доступных материалов.

Для чего нужны и как применять маркеры игрового пространства

Маркеры игрового пространства, или ширмы, представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет или игра. Маркеры позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Основные цели использования маркеров – развить креативность, коммуникабельность и умение детей самостоятельно организовывать игры и упражнения.

Стабильные тематические зоны уступают место универсальным маркерам игрового пространства, которые легко перемещаются с места на место. Особую популярность у воспитанников заслужили маркеры «Парикмахерская», «Салон красоты», «Моя семья», «Больница», «Супермаркет», «Театральный», «Школа». Мальчики всех возрастных групп с удовольствием любят играть во второй половине дня с маркерами «Машины»: «Такси», «Скорая помощь», «Пожарная машина».

Какие преимущества имеют маркеры

Игровые маркеры легко трансформируются, позволяя преобразовывать пространство по придуманному замыслу. Они многофункциональны, вариативны, развивают детскую фантазию и воображение, активизируют двигательную активность. Важно, что такие маркеры воспитатели могут применять для всех возрастных категорий от 3 до 7 лет. Большим плюсом служит их эстетичный вид, компактность и возможность изготовить из недорогих материалов.

Мастер-класс, как изготовить маркеры

Материалы для изготовления маркеров можно найти в любом строительном магазине и в магазине тканей:

  • металлопластиковые трубы диаметром 20 мм, а также разнообразные уголки и переходники к ним;
  • фетр разных цветов, плотный материал;
  • тесьма, кружева, липучки, заклепки, ленты;
  • клей-пистолет.

Инструкция по изготовлению

  • Сборка каркаса. Продумайте конструкцию, рассчитайте расход материала. Важный помощник в сборке конструкции – аппарат для сварки полипропиленовых труб.

Трубы соедините между собой при помощи пластикового уголка. Размер секций зависит от вашей задумки. Секции соедините специальными двойными крепежами.

  • Пошив чехлов. Здесь можно проявить свою фантазию и творчество. Если это военная машина, то используем зеленый чехол, скорая помощь – чехол белого цвета с красным крестом, пожарная машина – красный чехол.

Для границ между центрами, уголками группы можно использовать ширмы разной конфигурации. Чехлы также могут быть разного цвета: от однотонных пастельных до ярких, привлекающих детское внимание цветов.

  • Крепление чехла на каркас. Чтобы легко менять чехлы, пришейте к основному полотну полоски ткани шириной 5 см и липкую ленту. На полотно нашейте липкую ленту так, чтобы можно было крепить съемные детали, кармашки и прочие атрибуты. По такому принципу можно создать панно разной тематики.  
  • Шитье атрибутов из фетра для ширм. Например, к маркеру «Супермаркет» можно сшить разные виды хлеба, продукты питания, фастфуд, овощи, фрукты и др. Для маркера «Больница» можно изготовить предметы, относящиеся к медицинской сфере: градусники, картонные упаковки от лекарств, чемоданчик скорой помощи, таблицы Сивцева для детей.
Маркер «Театральный» Маркер «Супермаркет»

Кроме маркеров-ширм, педагоги могут использовать и настольные маркеры, выполненные по образцу в типографии. Такие маркеры представляют собой два прямоугольника из ПВХ размером 60 х 30. По центру каждого прямоугольника до середины по направлению сверху вниз делаются разрезы. Они нужны, чтобы можно было крест-накрест собрать маркер. В итоге получается вот такая конструкция.

Настольный маркер «Супермаркет»
 

Настольный маркер «Салон красоты»Настольный маркер «По дорогам Осакаровки»

Еще один вид маркера – «Карусель». Он состоит из шести разноцветных прямоугольников, к наружной стороне которых прикреплены прозрачные карманы. Этот маркер многофункционален. Его можно использовать, например, для автоматизации поставленных звуков, если вложить в кармашки нужные буквы. Можно закреплять фонематический анализ и синтез, слоговую структуру слов или работать с картинками по лексическим темам на закрепление материала.

Чтобы развивать психические процессы: внимание, мышление и воображение, – можно вставить картинки и объединить их в единый связный рассказ. Также рекомендуем вставить в кармашки схемы слов, чтобы дети соотносили предложенные картинки со схемой или придумывали слова на заданную схему.

Важным в использовании различных видов маркеров и ширм является совместное создание детьми и взрослыми предметно-игровой среды, которая позволяет каждому ребенку проявить себя в художественном творчестве, показать свое индивидуальное мастерство, знания об окружающем мире.

Практическая ценность в играх с маркерами состоит в том, что темы игр придумывает сам ребенок, обозначает конкретную цель, самостоятельно дополняет их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Игра с мелкими игрушками для обыгрывания маркеров способствует умению придумывать сюжет, развитию режиссерской игры.