Как научить дошкольников самостоятельно играть: мастерим многофункциональные маркеры игрового пространства
Чтобы дети свободно развивали творческую деятельность, нужно насытить предметно-развивающую среду игровым материалом. Педагог не только обеспечивает условия для детской игры, но и показывает, как можно использовать окружающее пространство в разных видах деятельности. Посоветуйте воспитателям создать в группе центр сюжетно-ролевых игр, как это сделал коллектив КГКП «Ясли-сад «Балдырған» аппарата акима п. Осакаровка. Игровую зону воспитатели оборудовали уголками, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей. Весь игровой материал при этом находится в свободном распоряжении детей. В игровой арсенал воспитатели включили многофункциональные маркеры игрового пространства. Все они соответствуют требованиям ГОС ДВО РК. Далее в статье расскажем, что представляют собой игровые маркеры, какие задачи они помогают решать и как самим изготовить инвентарь из доступных материалов.
Для чего нужны и как применять маркеры игрового пространства
Маркеры игрового пространства, или ширмы, представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет или игра. Маркеры позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
Основные цели использования маркеров – развить креативность, коммуникабельность и умение детей самостоятельно организовывать игры и упражнения.
Стабильные тематические зоны уступают место универсальным маркерам игрового пространства, которые легко перемещаются с места на место. Особую популярность у воспитанников заслужили маркеры «Парикмахерская», «Салон красоты», «Моя семья», «Больница», «Супермаркет», «Театральный», «Школа». Мальчики всех возрастных групп с удовольствием любят играть во второй половине дня с маркерами «Машины»: «Такси», «Скорая помощь», «Пожарная машина».
Какие преимущества имеют маркеры
Игровые маркеры легко трансформируются, позволяя преобразовывать пространство по придуманному замыслу. Они многофункциональны, вариативны, развивают детскую фантазию и воображение, активизируют двигательную активность. Важно, что такие маркеры воспитатели могут применять для всех возрастных категорий от 3 до 7 лет. Большим плюсом служит их эстетичный вид, компактность и возможность изготовить из недорогих материалов.
Мастер-класс, как изготовить маркеры
Материалы для изготовления маркеров можно найти в любом строительном магазине и в магазине тканей:
- металлопластиковые трубы диаметром 20 мм, а также разнообразные уголки и переходники к ним;
- фетр разных цветов, плотный материал;
- тесьма, кружева, липучки, заклепки, ленты;
- клей-пистолет.
Инструкция по изготовлению
Сборка каркаса. Продумайте конструкцию, рассчитайте расход материала. Важный помощник в сборке конструкции – аппарат для сварки полипропиленовых труб.
Трубы соедините между собой при помощи пластикового уголка. Размер секций зависит от вашей задумки. Секции соедините специальными двойными крепежами.
Пошив чехлов. Здесь можно проявить свою фантазию и творчество. Если это военная машина, то используем зеленый чехол, скорая помощь – чехол белого цвета с красным крестом, пожарная машина – красный чехол.
Для границ между центрами, уголками группы можно использовать ширмы разной конфигурации. Чехлы также могут быть разного цвета: от однотонных пастельных до ярких, привлекающих детское внимание цветов.
- Крепление чехла на каркас. Чтобы легко менять чехлы, пришейте к основному полотну полоски ткани шириной 5 см и липкую ленту. На полотно нашейте липкую ленту так, чтобы можно было крепить съемные детали, кармашки и прочие атрибуты. По такому принципу можно создать панно разной тематики.
- Шитье атрибутов из фетра для ширм. Например, к маркеру «Супермаркет» можно сшить разные виды хлеба, продукты питания, фастфуд, овощи, фрукты и др. Для маркера «Больница» можно изготовить предметы, относящиеся к медицинской сфере: градусники, картонные упаковки от лекарств, чемоданчик скорой помощи, таблицы Сивцева для детей.
![]() | ![]() |
Маркер «Театральный» | Маркер «Супермаркет» |
Кроме маркеров-ширм, педагоги могут использовать и настольные маркеры, выполненные по образцу в типографии. Такие маркеры представляют собой два прямоугольника из ПВХ размером 60 х 30. По центру каждого прямоугольника до середины по направлению сверху вниз делаются разрезы. Они нужны, чтобы можно было крест-накрест собрать маркер. В итоге получается вот такая конструкция.
![]() | ![]() |
Настольный маркер «Супермаркет»
![]() | ![]() |
Настольный маркер «Салон красоты» | Настольный маркер «По дорогам Осакаровки» |
Как использовать интеллект-карты в работе с детьми. Консультация для педагогов в феврале
Как продлить квалификационную категорию и еще 3 вопроса об аттестации
Еще один вид маркера – «Карусель». Он состоит из шести разноцветных прямоугольников, к наружной стороне которых прикреплены прозрачные карманы. Этот маркер многофункционален. Его можно использовать, например, для автоматизации поставленных звуков, если вложить в кармашки нужные буквы. Можно закреплять фонематический анализ и синтез, слоговую структуру слов или работать с картинками по лексическим темам на закрепление материала.
Чтобы развивать психические процессы: внимание, мышление и воображение, – можно вставить картинки и объединить их в единый связный рассказ. Также рекомендуем вставить в кармашки схемы слов, чтобы дети соотносили предложенные картинки со схемой или придумывали слова на заданную схему.
Важным в использовании различных видов маркеров и ширм является совместное создание детьми и взрослыми предметно-игровой среды, которая позволяет каждому ребенку проявить себя в художественном творчестве, показать свое индивидуальное мастерство, знания об окружающем мире.
Практическая ценность в играх с маркерами состоит в том, что темы игр придумывает сам ребенок, обозначает конкретную цель, самостоятельно дополняет их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Игра с мелкими игрушками для обыгрывания маркеров способствует умению придумывать сюжет, развитию режиссерской игры.
