Как подвести итоги 3-й четверти: рекомендации от МОН
Оценивать знания по итогам 3-й четверти учителя традиционно должны будут в электронных или бумажных журналах.
Во 2–11-х классах педагог проводит одну суммативную работу за раздел и одну суммативную работу за четверть по предметам, по которым предусмотрено оценивание. Список предметов для оценивания смотрите в приказе министра образования и науки РК от 18.03.2008 г. № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».
Сроки проведения суммативного оценивания во 2–11-х классах:
- СОР – с 1 по 13 марта;
- СОЧ– с 15 марта.
Учебные предметы, по которым проводят СОР и СОЧ, определяются в соответствии с рабочим учебным планом школы. По предметам, которые проводят один раз в неделю, педагог учитывает результаты формативного оценивания и одного СОРа. Срок проведения учитель определяет самостоятельно. При необходимости СОР может проводиться в два этапа.
Оценивание в 1 классе не проводится.
В условиях карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера учебные достижения педагог оценивает формативно и выставляет баллы. Максимальный балл за формативное оценивание должен составлять от 1 до 10 баллов во 2–11-х классах. В качестве обратной связи педагог использует рубрикаторы электронного журнала.
Педагог самостоятельно определяет периодичность выставления баллов за учебные достижения школьников с учетом выполненных объемов работ и учебных заданий. Когда выводят итоговую оценку в электронном журнале, количество баллов рассчитывают в следующем соотношении: СОР и ФО – 50 %, СОЧ – 50 %.
Суммативное оценивание не проводят по учебным предметам «Самопознание», «Художественный труд», «Музыка», «Физическая культура», «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование», «Общество и религия»; «Начальная военная и технологическая подготовка» (п. 15 приказа министра образования и науки РК от 09.02.2018 г. № 47).
Учитель разрабатывает задания для суммативных работ в соответствии с учебной программой по содержанию изученного учебного материала четверти, полугодия, на основе технической спецификации заданий СОР и СОЧ. Чтобы избежать списывания ответов, учитель по возможности предлагает задания творческого характера, практические задания, проекты, эссе и др.
Для детей, которые обучаются на дому по медицинским показаниям, с особыми образовательными потребностями учитель разрабатывает индивидуальные задания с учетом учебной нагрузки и изученного ими учебного материала.
Если учитель предлагает задания с несколькими вариантами ответа, ученик выбирает правильный ответ из предложенных вариантов. Если требуется дать краткий ответ, ученик записывает его в виде слова или короткого предложения, если нужен развернутый ответ – представляет его в виде полного предложения.
Количество учебных заданий для суммативного оценивания за раздел:
- для учеников 2–4-х классов: от 3 до 5 учебных заданий;
- для 5–11-х классов: от 5 до 7 заданий.
В конце полугодия и учебного года по предметам «Музыка», «Художественный труд», «Физическая культура», «Самопознание», «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование», «Начальная военная и технологическая подготовка» выставляются «зачет»/«незачет» (приказ министра образования и науки РК от 18.03.2008 г. № 125).
Пошаговое руководство для педагога при проведении СОР
- Определите разделы/сквозные темы, по которым будете проводить СОР.
- Проверьте, соответствует ли выбранный учебный материал пройденным темам раздела/сквозных тем по учебной программе. Не включайте в СОР задания по неизученным целям обучения.
- Составьте учебные задания СОР, рассчитанные на выполнение в течение определенного времени.
- Разработайте критерии оценивания учебных достижений.
- Включите учебные задания для развития функциональных навыков у школьников.
- Разместите задания СОР в электронном журнале, на интернет-платформе, вышлите на электронную почту, в чат, Тelegram и др.
- Убедитесь, что все ученики получили задания.
- Включите в СОР задания творческого характера, чтобы ученики не списывали ответы.
- При необходимости проведите консультацию через доступные средства связи.
- Используйте измеримые критерии в баллах в соответствии с приказом МОН РК № 125.
- Проверьте выполненные суммативные работы.
- Выставьте баллы в электронный/бумажный журнал.
- Предоставьте ученикам, родителям или законным представителям ребенка расширенный комментарий в бумажном или электронном формате через любые доступные средства связи.
Пошаговое руководство для педагога при проведении СОЧ
- Составьте задания для суммативной работы за четверть на основе технической спецификации СОЧ. Учтите, что на выполнение СОЧ отводится не более 40 минут.
- Разработайте критерии оценивания на основе технической спецификации СОЧ.
- Разместите задания СОР в электронном журнале, на интернет-платформе, вышлите на электронную почту, в чат, Тelegram и др.
- Убедитесь, что все ученики получили задание СОЧ.
- Предупредите возможность списывания ответов.
- Используйте схему выставления баллов в соответствии с технической спецификацией.
- Проверьте выполненные суммативные работы за 3-ю четверть.
- Выставьте баллы в электронный/бумажный журнал.
- Предоставьте ученикам, родителям или законным представителям ребенка расширенный комментарий в бумажном или электронном формате через любые доступные средства связи.
Требования к выполнению суммативных работ
- Ученик соблюдает правила академической честности и принципы самоконтроля при выполнении СОР и СОЧ.
- Работает самостоятельно, выполняет задания без посторонней помощи.
- Не пользуется дополнительными учебными ресурсами, кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается.
- Ответственно подходит к выполнению суммативной работы.
- Отправляет свою работу учителю по окончании времени, отведенного на выполнение суммативной работы.
