ещё
свернуть
Все статьи номера
№3, 2021
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Как подвести итоги 3-й четверти: рекомендации от МОН

Оценивать знания по итогам 3-й четверти учителя традиционно должны будут в электронных или бумажных журналах.

Во 2–11-х классах педагог проводит одну суммативную работу за раздел и одну суммативную работу за четверть по предметам, по которым предусмотрено оценивание. Список предметов для оценивания смотрите в приказе министра образования и науки РК от 18.03.2008 г. № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».

Сроки проведения суммативного оценивания во 2–11-х классах:

  • СОР – с 1 по 13 марта;
  • СОЧ– с 15 марта.

Учебные предметы, по которым проводят СОР и СОЧ, определяются в соответствии с рабочим учебным планом школы. По предметам, которые проводят один раз в неделю, педагог учитывает результаты формативного оценивания и одного СОРа. Срок проведения учитель определяет самостоятельно. При необходимости СОР может проводиться в два этапа.

Оценивание в 1 классе не проводится.

В условиях карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера учебные достижения педагог оценивает формативно и выставляет баллы. Максимальный балл за формативное оценивание должен составлять от 1 до 10 баллов во 2–11-х классах. В качестве обратной связи педагог использует рубрикаторы электронного журнала.

Педагог самостоятельно определяет периодичность выставления баллов за учебные достижения школьников с учетом выполненных объемов работ и учебных заданий. Когда выводят итоговую оценку в электронном журнале, количество баллов рассчитывают в следующем соотношении: СОР и ФО – 50 %, СОЧ – 50 %.

Суммативное оценивание не проводят по учебным предметам «Самопознание», «Художественный труд», «Музыка», «Физическая культура», «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование», «Общество и религия»; «Начальная военная и технологическая подготовка» (п. 15 приказа министра образования и науки РК от 09.02.2018 г. № 47).

Учитель разрабатывает задания для суммативных работ в соответствии с учебной программой по содержанию изученного учебного материала четверти, полугодия, на основе технической спецификации заданий СОР и СОЧ. Чтобы избежать списывания ответов, учитель по возможности предлагает задания творческого характера, практические задания, проекты, эссе и др.

Для детей, которые обучаются на дому по медицинским показаниям, с особыми образовательными потребностями учитель разрабатывает индивидуальные задания с учетом учебной нагрузки и изученного ими учебного материала.

Если учитель предлагает задания с несколькими вариантами ответа, ученик выбирает правильный ответ из предложенных вариантов. Если требуется дать краткий ответ, ученик записывает его в виде слова или короткого предложения, если нужен развернутый ответ – представляет его в виде полного предложения.

Количество учебных заданий для суммативного оценивания за раздел:

  • для учеников 2–4-х классов: от 3 до 5 учебных заданий;
  • для 5–11-х классов: от 5 до 7 заданий.

В конце полугодия и учебного года по предметам «Музыка», «Художественный труд», «Физическая культура», «Самопознание», «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование», «Начальная военная и технологическая подготовка» выставляются «зачет»/«незачет» (приказ министра образования и науки РК от 18.03.2008 г. № 125).

Пошаговое руководство для педагога при проведении СОР

  • Определите разделы/сквозные темы, по которым будете проводить СОР.
  • Проверьте, соответствует ли выбранный учебный материал пройденным темам раздела/сквозных тем по учебной программе. Не включайте в СОР задания по неизученным целям обучения.
  • Составьте учебные задания СОР, рассчитанные на выполнение в течение определенного времени.
  • Разработайте критерии оценивания учебных достижений.
  • Включите учебные задания для развития функциональных навыков у школьников.
  • Разместите задания СОР в электронном журнале, на интернет-платформе, вышлите на электронную почту, в чат, Тelegram и др.
  • Убедитесь, что все ученики получили задания.
  • Включите в СОР задания творческого характера, чтобы ученики не списывали ответы.
  • При необходимости проведите консультацию через доступные средства связи.
  • Используйте измеримые критерии в баллах в соответствии с приказом МОН РК № 125.
  • Проверьте выполненные суммативные работы.
  • Выставьте баллы в электронный/бумажный журнал.
  • Предоставьте ученикам, родителям или законным представителям ребенка расширенный комментарий в бумажном или электронном формате через любые доступные средства связи.

Пошаговое руководство для педагога при проведении СОЧ

  • Составьте задания для суммативной работы за четверть на основе технической спецификации СОЧ. Учтите, что на выполнение СОЧ отводится не более 40 минут.
  • Разработайте критерии оценивания на основе технической спецификации СОЧ.
  • Разместите задания СОР в электронном журнале, на интернет-платформе, вышлите на электронную почту, в чат, Тelegram и др.
  • Убедитесь, что все ученики получили задание СОЧ.
  • Предупредите возможность списывания ответов.
  • Используйте схему выставления баллов в соответствии с технической спецификацией.
  • Проверьте выполненные суммативные работы за 3-ю четверть.
  • Выставьте баллы в электронный/бумажный журнал.
  • Предоставьте ученикам, родителям или законным представителям ребенка расширенный комментарий в бумажном или электронном формате через любые доступные средства связи.

Требования к выполнению суммативных работ

  • Ученик соблюдает правила академической честности и принципы самоконтроля при выполнении СОР и СОЧ.
  • Работает самостоятельно, выполняет задания без посторонней помощи.
  • Не пользуется дополнительными учебными ресурсами, кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается.
  • Ответственно подходит к выполнению суммативной работы.
  • Отправляет свою работу учителю по окончании времени, отведенного на выполнение суммативной работы.