Как создавать авторские интерактивные упражнения на «раз-два-три»
В условиях дистанционного обучения всё больше учителей стали использовать возможности конструкторов заданий и образовательных тренажеров в онлайн-сервисах и приложениях. Подробнее остановимся на сервисе LearningApps.org и расскажем, как создавать интерактивные задания для дистанционных уроков с помощью простых инструментов. Видеомастер-класс, как работать с этим сервисом.
Какие возможности дает сервис
LearningАpps.org – бесплатный сервис для педагогов, который поможет разнообразить дистанционный урок благодаря интерактивным модулям. Можете использовать готовые шаблоны или модифицировать их под себя и создавать новые задания. Интерактивные задания позволяют проверить и закрепить знания учеников в игровой форме и повысить познавательный интерес учащихся.
Сервис получил популярность за счет простого и интуитивно понятного интерфейса. Чтобы создавать здесь интерактивные задания, нужны лишь базовые знания работы на компьютере. Сервис предлагает большую коллекцию готовых заданий, созданных другими авторами, а также дает возможность создавать, сохранять и пополнять эту коллекцию своими уникальными упражнениями. Причем свои материалы вы можете редактировать в любое время.
Интерактивные учебные задания можно использовать при проверке знаний учащихся в качестве текущего контроля, при обобщении и повторении темы, во внеклассной работе по предмету или использовать как тренажеры при подготовке к СОР, СОЧ, ВОУД, ЕНТ.
Дидактические материалы сервиса LearningАpps.org можно использовать на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний, при изучении нового материала (видео со вставками), для закрепления изученного (сортировки, классификации) и для опросов (пазлы, кроссворды, игры, викторины и тестовые задания). Задания прекрасно встраиваются в логику системно-деятельностного подхода, способствуют развитию учеников. Упражнения можно создать как для индивидуальной работы, так и для совместного решения учащимися.
Если создать аккаунты для учеников, то можно использовать свои ресурсы прямо на сайте. Кроме того, используя вкладку «Мои классы» вы можете импортировать список учащихся из документа. При этом каждому из учеников будет автоматически присвоен логин и пароль, под которыми они будут заходить на сайт и выполнять/создавать упражнения. Вы сможете контролировать их процесс работы и писать комментарии, нажав на значок конверта напротив имени учащегося.
В LearningApps.org задания-приложения могут создавать не только педагоги, но и ученики. Это особенно актуально для тех учащихся, которые работают над учебными проектами.
Сервис можно использовать не только в урочное время, но и при организации внеклассной работы по предметам, а также в воспитательной работе. В зависимости от подобранного материала любые приложения могут соответствовать образовательным и воспитательным задачам. Всё зависит от подбора детей, сложности изучаемой темы, вашей фантазии и заинтересованности.
Ежедневно страница «Все упражнения» сервиса пополняется новыми материалами, созданными педагогами разных стран. Если станете автором заданий данного сервиса, то и ваши упражнения войдут в коллекцию.

С помощью шаблонов сервиса LearningApps.org вы сможете создавать викторины, игры «Выдели слово», «Кто хочет стать миллионером?», «Слова из букв», «Парочки», таблицу соответствий, хронологическую линейку, кроссворд и многое другое.
Как начать работу на сервисе
Чтобы использовать сервис, пройдите регистрацию по ссылке http://learningapps.org/. В правом верхнем углу нажмите кнопку «Вход». Создайте аккаунт, нажав на соответствующую кнопку, и заполните форму регистрации. Ваши данные нужны, чтобы подтверждать авторство материалов.
Чтобы посмотреть галерею готовых заданий, кликните на кнопку «Все упражнения» и выберите учебный предмет. Если заинтересовало определенное задание, нажмите на кнопку «Создать подобное приложение» и действуйте по аналогии. Если интерактивное упражнение нужно разместить на странице сайта или в социальных сетях, LearningApps предоставит специальный код.
Недостатком сервиса можно считать отдельные опечатки при переводе на русский язык, которые невозможно исправить вручную, и то, что не все типы заданий доступны для работы с кириллицей.
Чтобы создать свое задание, перейдите на вкладку «Новое упражнение» и выберите тип задания. Например, упражнение «Простой порядок». Нажмите на кнопку «Простой порядок» и попадете в диалоговое окно с возможными примерами заданий (рис. 1).

Справа от примеров – кнопка «Создать новое упражнение», где вам нужно заполнить необходимые поля: название упражнения, описание задания. Описание задания сопровождается подсказками. В данном упражнении вы можете распределить по порядку текст, фотографии или даты. При сохранении упражнения система сама перемешает их, чтобы ученик не видел правильного ответа (рис. 2).
Чтобы посмотреть созданное задание, нажмите кнопку «Завершить и показать в предварительном просмотре». Если захотите внести изменения в задание, нажмите на кнопку «Вновь настроить». Так вы вернетесь на страницу, где создавали приложение. Если содержание не требует исправлений, сохраните его при помощи соответствующей кнопки. После этого упражнение переместится на страницу «Мои упражнения».
Любое созданное упражнение можете отправить учащимся на Whatsapp или в Telegram, используя созданную системой гиперссылку ниже под сохраненным упражнением.

Таким образом, работа в сервисе LearningApps.org. позволяет педагогу использовать огромную базу интерактивных заданий, а также создавать авторские упражнения для организации самостоятельной работы учащихся. Это также способствует повышению уровня познавательного интереса учащихся к предмету, ИКТ-компетентности и мотивации.

Метод активного обучения, который поможет сформировать у дошкольников навыки 4К
Чтобы соответствовать требованиям обновленного содержания образования, включайте в учебную деятельность активные методы обучения, которые будут соответствовать модели 4К. Например, проводите одновременно сразу три вида игр, как это делает ваша коллега из КГКП «Ясли-сад «Болашак» г. Лисаковска. Далее расскажем, в чем суть игр и какие результаты дает этот метод.
Как активное обучение влияет на результаты
Дети обучаются лучше, когда активно участвуют в динамичных поисках опыта и идей. Активное обучение помогает им достигать более высоких результатов, опираться на свои собственные знания, находить смысл в предметах, интегрировать знания и мышление.
Педагоги, которые находят способы сделать обучение интересным, творческим и уникальным, испытывают меньше проблем с поведением детей, так как могут удовлетворять их потребности. У детей, которые активно обучаются, уверены в себе, любят процесс обучения, лучше развиты навыки общения и память.
Природную потребность детей в игровой деятельности также можно включить в процесс активного обучения. Игровые приемы, направленные на организацию коллективных форм деятельности, способствуют тому, что воспитанники учатся уважать мнение других членов малой группы, прогнозировать конечные результаты, самостоятельно планировать деятельность, определять методы достижения целей. С точки зрения развития ребенка и его обучения, игра является основным видом его деятельности в дошкольный период.
Новый метод активного обучения заключается в одновременном использовании трех видов игр: под руководством педагога, структурированной и свободной. Такая форма проведения игр позволяет организовать различные виды деятельности детей с учетом дифференциации ресурсов, которые удовлетворят потребности и индивидуальные возможности каждого ребенка и будут способствовать интеллектуальному, личностному и социальному развитию. Различное поведение детей в играх, их взаимоотношения позволят в процессе наблюдения выявить сильные и слабые стороны каждого ребенка.
Особенности структурированной игры
Структурированная игра имеет конкретную цель по обучению и развитию дошкольника определенным жизненным навыкам. К таким играм относят двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной; группу игр, относящихся к арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами). К структурированному материалу относят воду, песок, глину, пластилин. Они помогают ребенку косвенно выражать свои желания. Занятия со структурированным материалом особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны им. В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения.
Благодаря разнообразным материалам детей несложно вовлечь в активную деятельность. Они работают в парах, учатся договариваться и оценивать результаты друг друга.
Суть игры под руководством педагога
Педагог обеспечивает материал для игры, начинает ее или присоединяется для того, чтобы направить игру или дать детям подсказки. В такой игре педагог дает ребенку руководство, что и когда делать. У игры под руководством педагога всегда есть четкое завершение. Это сокращает число вариантов развития событий, которые могут возникнуть в игре, что гораздо легче для восприятия ребенка. Четкое руководство может помочь воспитаннику понять, какие шаги, умения, действия и понятия необходимы для достижения конечной цели игры.
Руководство не должно быть навязчивым, чтобы не вызывать у дошкольников протест и желание выйти из игры. Воспитатель может задавать наводящие вопросы, советовать, рекомендовать. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре «Магазин», где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет заворачивать покупки. Подсказывает, как покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает их опять приходить в магазин за покупками.
Дошкольники не сразу усваивают все требования. Педагог приучает их соблюдать необходимый порядок, хвалит, если они правильно выполняют требования, проверяет, как они сложили материал после игры, помогает им.
Особенности игры под руководством педагога – игровое пространство с низким уровнем стресса для ребенка, где он может оттачивать необходимые ему навыки для игр и взаимодействия с другими детьми. Как только ребенок выучил необходимые для игры действия, он ведет игру без посторонней помощи.
Особенности свободной игры
Организовать свободную игру, которая не имеет четких границ и правил, и ребенок делает то, что он хочет, довольно сложно. При этом важность данной игры заключается в развитии общения детей между собой. Свою активность они проявляют в многократно повторяющихся движениях: перебегают с одного места на другое, перенося игрушки или какие-либо предметы, влезают и слезают с невысоких скамеек, диванчиков, ходят и бегают, возят автомобили, каталки, вертушки, бросают и катают мячи, догоняют их и т. д. Самостоятельная двигательная деятельность является важным условием общего развития ребенка, поэтому педагог младших групп должен позаботиться о свободном пространстве в группе и на площадке, о достаточном количестве игрушек, которые стимулируют движение детей, о пособиях, необходимых для развития коммуникации и движений.
Сравнительная таблица свободной и организованной игры
Каких результатов можно достичь
Благодаря одновременному проведению трех видов игр педагог сможет подчинять обучающую деятельность правилам игры и научится превращать учебные ресурсы в средства игры. Педагог сможет косвенно руководить свободной игрой детей, организовав для них лишь пространство, в котором они удовлетворят свою любознательность и продемонстрируют независимость в выборе ресурсов. Наблюдая за детьми, педагог должен отмечать, какой ребенок не умеет играть с той или иной игрушкой, кто малоподвижен или, наоборот, слишком много двигается. Одним он помогает освоить действия с новой игрушкой, другим предлагает поиграть с ним в мяч, третьим – найти занятие поспокойнее. Зная, что малыши, особенно в первой младшей группе, любят играть в одиночку, он должен дать им такую возможность, но в то же время нужно стараться привлечь детей к совместным играм. В работе с малышами важны специально организованные подвижные игры и упражнения, протекающие при непосредственном руководстве взрослого.
Ниже смотрите видеомастер-класс от воспитателя.
Чтобы улучшить практику использования игр, планомерно включайте их в ОУД. Навыки 4К, которые получат дети в ходе игр, помогут им решать жизненные задачи, быть активными, успешными, а также сохранят устойчивый познавательный интерес.
