Практические рекомендации методисту: что учесть при составлении режима дня в ДО
Методист разрабатывает режим дня на каждую возрастную группу и утверждает его на установочном педагогическом совете. Правильный режим дня должен соответствовать возрастным возможностям ребенка, укреплять здоровье, обеспечивать работоспособность и предохранять от переутомления. В статье расскажем, как организованно распределить периоды бодрствования и сна, когда проводить оздоровительные и гигиенические процедуры, сколько должна длиться организованная учебная деятельность детей разных возрастных групп в соответствии с СанПиН. В конце смотрите пример распорядка дня для средней группы в учебное время и летний период.
Как составить режим дня без нарушений
При составлении режима дня опирайтесь
- на Санитарные правила, утвержденные приказом МЗ РК от 17.08.2017 г. № 61;
- типовой учебный план, утвержденный приказом МОН РК от 20.12.2012 г. № 557;
- типовую учебную программу дошкольного воспитания и обучения, утвержденную приказом МОН РК от 24.09.2020 г. № 412;
- приказ МОН РК от 05.05.2020 г. № 182;
- инструктивно-методические письма на учебный год.
Учитывайте, что максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3–6 лет составляет 5–5,5 часа, для детей до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Прогулка. Прогулка проводится два раза в день после организованной учебной деятельности и после сна. Ее продолжительность в общем составляет 3–4 часа. Если температура воздуха опускается до –15 °C или увеличивается скорость ветра до 7 м/с, время прогулки следует сократить.
Учебная нагрузка.Содержание Типовой программы реализуется на основе интеграции образовательных областей «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество» и «Социум» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая ОУД по вариативному компоненту, для детей дошкольного возраста:
- в младшей группе (от 2 лет) – 9 часов;
- в средней группе (от 3 лет) – 12 часов;
- в старшей группе (от 4 лет) – 14 часов;
- в подготовительной (от 5 лет) – 20 часов.
Длительность организованной учебной деятельности зависит от возраста детей. В младшей группе она составляет 10–15 мин., в средней группе – 15–20 мин., в старшей– 20–25 мин., в подготовительной – 25–30 мин.
Между ОУД дети должны отдыхать 10 минут.
В середине ОУД статического характера воспитатели должны проводить физкультминутки.
Организованная учебная деятельность требует повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, поэтому планируйте ее в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности: вторник и среду. Максимально допустимое количество ОУД
- для младшей группы – 1;
- средней и старшей групп – 2;
- группы предшкольной подготовки – 3.
Вариативный компонент воспитатели проводят во второй половине дня.
На организованную учебную деятельность отводите не более 50 % от общего времени. Остальное время посвятите деятельности эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла.
Какие требования к планированию ОУД нужно соблюдать
При планировании ОУД
- соблюдайте учебную нагрузку; количество и длительность ОУД проводите согласно ТУПу; вариативный компонент проводите во второй половине дня;
- контролируйте, соответствует ли образовательный процесс возрастным особенностям детей. ОУД, которые требуют значительных умственных нагрузок, планируйте на середину недели и чередуйте их с активной двигательной деятельностью;
- учитывайте санитарно-гигиенические, дидактические требования при проведении режимных процессов;
- ориентируйтесь на региональные и климатические особенности при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, утренников и др.;
- помните об индивидуальных особенностях детей;
- поддерживайте взаимосвязь воспитательных, обучающих, развивающих задач; продумайте, можно ли их реализовать в ОУД и других видах деятельности;
- включайте работу по эмоциональной разгрузке детей: психогимнастику, релаксацию, цветотерапию, музыку и др.;
- организуйте взаимодействие всех педагогов при планировании интегрированных форм ОУД.
Какие занятия и в каком объеме включать в вариативный компонент
Вариативный компонент вводят, начиная со средней группы. Когда определяете вариативный компонент, учитывайте возрастные и индивидуальные особенности, интересы детей и направление дошкольной организации. Включите в вариативную часть английский язык, логику, занятия по интересам детей с учетом возможностей дошкольной организации: наличия кабинетов в соответствии со штатным расписанием и др.
Общий объем недельной учебной нагрузки вариативного компонента в группах с русским языком воспитания и обучения для детей
- средней группы – 0,5 часа;
- старшей группы – 1,5 часа;
- группы предшкольной подготовки – 2 часа.
Общий объем недельной учебной нагрузки вариативного компонента в группах с казахским языком воспитания и обучения для детей
- средней группы – 1 час;
- старшей группы – 2 часа;
- группы предшкольной подготовки – 3 часа.
В летний период включите в режим дня мероприятия физкультурно-оздоровительного и эстетического циклов. ОУД и оздоровительные мероприятия воспитатели проводят на свежем воздухе в зависимости от погодных условий.
Ниже смотрите пример распорядка дня для детей средней группы в учебное время и в летний период.
«____»______________ ж.
КҮН ТӘРТІБІ/РАСПОРЯДОК ДНЯ Ортаңғы топ/средняя группа
«____»______________ ж.
КҮН ТӘРТІБІ/РАСПОРЯДОК ДНЯ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД Ортаңғы топ/средняя группа
