ещё
свернуть
Все статьи номера
№5, 2021
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Практические рекомендации методисту: что учесть при составлении режима дня в ДО

Методист разрабатывает режим дня на каждую возрастную группу и утверждает его на установочном педагогическом совете. Правильный режим дня должен соответствовать возрастным возможностям ребенка, укреплять здоровье, обеспечивать работоспособность и предохранять от переутомления. В статье расскажем, как организованно распределить периоды бодрствования и сна, когда проводить оздоровительные и гигиенические процедуры, сколько должна длиться организованная учебная деятельность детей разных возрастных групп в соответствии с СанПиН. В конце смотрите пример распорядка дня для средней группы в учебное время и летний период.

Как составить режим дня без нарушений

При составлении режима дня опирайтесь

Учитывайте, что максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3–6 лет составляет 5–5,5 часа, для детей до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Прогулка. Прогулка проводится два раза в день после организованной учебной деятельности и после сна. Ее продолжительность в общем составляет 3–4 часа. Если температура воздуха опускается до –15 °C или увеличивается скорость ветра до 7 м/с, время прогулки следует сократить.

Учебная нагрузка.Содержание Типовой программы реализуется на основе интеграции образовательных областей «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество» и «Социум» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая ОУД по вариативному компоненту, для детей дошкольного возраста:

  • в младшей группе (от 2 лет) – 9 часов;
  • в средней группе (от 3 лет) – 12 часов;
  • в старшей группе (от 4 лет) – 14 часов;
  • в подготовительной (от 5 лет) – 20 часов.

Длительность организованной учебной деятельности зависит от возраста детей. В младшей группе она составляет 10–15 мин., в средней группе – 15–20 мин., в старшей– 20–25 мин., в подготовительной – 25–30 мин.

Между ОУД дети должны отдыхать 10 минут.

В середине ОУД статического характера воспитатели должны проводить физкультминутки.

Какое количество и в какое время можно планировать ОУД для каждой возрастной группы?

Организованная учебная деятельность требует повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, поэтому планируйте ее в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности: вторник и среду. Максимально допустимое количество ОУД

  • для младшей группы – 1;
  • средней и старшей групп – 2;
  • группы предшкольной подготовки – 3.

Вариативный компонент воспитатели проводят во второй половине дня.

Сколько времени должна занимать ОУД?

На организованную учебную деятельность отводите не более 50 % от общего времени. Остальное время посвятите деятельности эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла.

Какие требования к планированию ОУД нужно соблюдать

При планировании ОУД

  • соблюдайте учебную нагрузку; количество и длительность ОУД проводите согласно ТУПу; вариативный компонент проводите во второй половине дня;
  • контролируйте, соответствует ли образовательный процесс возрастным особенностям детей. ОУД, которые требуют значительных умственных нагрузок, планируйте на середину недели и чередуйте их с активной двигательной деятельностью;
  • учитывайте санитарно-гигиенические, дидактические требования при проведении режимных процессов;
  • ориентируйтесь на региональные и климатические особенности при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, утренников и др.;
  • помните об индивидуальных особенностях детей;
  • поддерживайте взаимосвязь воспитательных, обучающих, развивающих задач; продумайте, можно ли их реализовать в ОУД и других видах деятельности;
  • включайте работу по эмоциональной разгрузке детей: психогимнастику, релаксацию, цветотерапию, музыку и др.;
  • организуйте взаимодействие всех педагогов при планировании интегрированных форм ОУД.

Какие занятия и в каком объеме включать в вариативный компонент

Вариативный компонент вводят, начиная со средней группы. Когда определяете вариативный компонент, учитывайте возрастные и индивидуальные особенности, интересы детей и направление дошкольной организации. Включите в вариативную часть английский язык, логику, занятия по интересам детей с учетом возможностей дошкольной организации: наличия кабинетов в соответствии со штатным расписанием и др.

Каким должен быть объем недельной учебной нагрузки вариативного компонента?

Общий объем недельной учебной нагрузки вариативного компонента в группах с русским языком воспитания и обучения для детей

  • средней группы – 0,5 часа;
  • старшей группы – 1,5 часа;
  • группы предшкольной подготовки – 2 часа.

Общий объем недельной учебной нагрузки вариативного компонента в группах с казахским языком воспитания и обучения для детей

  • средней группы – 1 час;
  • старшей группы – 2 часа;
  • группы предшкольной подготовки – 3 часа.

В летний период включите в режим дня мероприятия физкультурно-оздоровительного и эстетического циклов. ОУД и оздоровительные мероприятия воспитатели проводят на свежем воздухе в зависимости от погодных условий.

Ниже смотрите пример распорядка дня для детей средней группы в учебное время и в летний период.


Приложение 1
Директоры ___________________________
«____»______________ ж.
КҮН ТӘРТІБІ/РАСПОРЯДОК ДНЯ Ортаңғы топ/средняя группа


Приложение 2
Директоры ____________________________
«____»______________ ж.
КҮН ТӘРТІБІ/РАСПОРЯДОК ДНЯ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД Ортаңғы топ/средняя группа