ещё
свернуть
Все статьи номера
№7, 2021
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Новые правила организации наставничества и готовый план работы наставника на новый учебный год

Наставничество –
сложный процесс, в котором четко отражаются результаты воздействия на личность целого комплекса позитивных или негативных факторов

Школа – центральное звено, в котором обеспечивается профессиональная адаптация молодых специалистов.

Наставник должен помочь начинающему педагогу осо-знать себя способным, талантливым, сделавшим правильный профессиональный выбор человеком, способным показывать высокие результаты труда и демонстрировать лучшие профессиональные качества.

Основные направления в работе с молодыми специалистами

  • Повышение научной, теоретической, психолого-педагогической, методической подготовки молодого специалиста.
  • Изучение и освоение молодым специалистом учебной программы, требований к современному уроку.
  • Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе, овладение методикой воспитывающего обучения.
  • Освоение современных требований к внеурочной работе по предмету.
  • Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности молодого специалиста.

И в этой деятельности молодому специалисту методическую помощь окажет наставник.

Согласно ст. 13 Закона РК «О статусе педагога» за педагогом, впервые приступившим к профессиональной деятельности в организации образования, на период одного учебного года закрепляется педагог (наставник), осуществляющий наставничество.

За осуществление наставничества наставнику выплачивается доплата в размере 100 % от БДО (п. 11 приложения 4 к постановлению Правительства РК от 31.12.2015 г. № 1193).
Порядок и условия установления указанной доплаты определяются уполномоченным органом в области образования. Указанная доплата устанавливается независимо от фактической нагрузки.

Порядок организации наставничества и требования к педагогам, осуществляющим наставничество, определяются приказом МОН РК от 24.04.2020 г. № 160 «Об утверждении Правил организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющим наставничество» (приложение 1).

На начало учебного года необходимо составить план работы педагога-наставника с молодым специалистом (приложение 2).


Приложение 1

Правила организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющим наставничество

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющим наставничество, разработаны в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РК от 27.12.2019 г. «О статусе педагога» и определяют порядок организации наставничества и установления требований к педагогам, осуществляющим наставничество в организациях среднего образования.

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

– наставничество – деятельность педагога по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые приступившему к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования;

– педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности.
 

Глава 2. Порядок организации наставничества

3. За педагогом, впервые приступившим к профессиональной деятельности в организации среднего образования (далее – педагог), на период одного учебного года закрепляется педагог, осуществляющий наставничество (далее – наставник).

4. Кандидатура наставника рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается приказом руководителя организации среднего образования не позднее пяти рабочих дней со дня принятия на работу педагога.

За одним педагогом закрепляется один наставник.

5. Координацию за организацией наставничества ведет заместитель руководителя организации образования по учебной работе (далее – заместитель руководителя), которому необходимо

– представить педагога с объявлением приказа о назначении наставника;

– оказывать практическую помощь в составлении плана адаптации и обеспечивать контроль за его выполнением;

– изучать и обобщать опыт организации наставничества, вносить обоснованные предложения руководителю организации среднего образования для дальнейшего совершенствования наставничества.

6. Организация процесса наставничества включает три основных этапа.

Первый этап (вводный): наставник в течение 10 (десяти) календарных дней определяет уровень профессиональной подготовки педагога.

По итогам первого этапа наставник в течение 5 (пяти) рабочих дней проводит диагностику по определению уровня подготовки и индивидуальных потребностей педагога, а также с учетом результатов диагностики разрабатывает План наставничества на период одного учебного года (далее – План наставничества), который согласовывается с заместителем руководителя по учебной работе и утверждается руководителем организации образования.

Второй этап (основной): наставник реализует План наставничества и проводит работу по профессиональному развитию и психолого-педагогическому сопровождению в течение одного учебного года.

Третий этап (завершающий): наставник готовит отчет на заседание педагогического совета по итогам учебного года о результатах наставничества, в котором отражаются итоги реализации мероприятий Плана наставничества, и дает рекомендации для совершенствования практики в действии.

7. В период наставничества педагог

– постоянно работает над повышением своего профессионального уровня, организованности, дисциплины, овладения практическими навыками;

– перенимает у наставника эффективные формы и методы работы;

– следует рекомендациям наставника при выполнении должностных обязанностей;

– наблюдает уроки наставника и других педагогов организации среднего образования и участвует в их обсуждении;

– представляет свою работу на заседаниях методических объединений и педагогических советов для оценки промежуточных результатов сотрудничества;

– вносит на рассмотрение заместителю руководителя предложения по совершенствованию работы с наставником;

– активно участвует в общественной жизни коллектива;

– выполняет мероприятия, предусмотренные Планом наставничества.

8. План наставничества включает

– посещение уроков педагога с предоставлением обратной связи (не менее 2 раз в месяц);

– совместное оформление и заполнение документов, обязательных для ведения отдельными категориями педагогов, в том числе для классных руководителей;

– консультации педагога по вопросам профессионального становления:

– обучения работе с нормативными правовыми актами, используемыми при исполнении должностных обязанностей;

– овладения профессией педагога, практическими приемами и способами качественного проведения уроков;

– применения активных форм и методов преподавания в организации образовательного процесса;

– профессиональные беседы с педагогом и/или индивидуальный коучинг;

– участие в школьных группах по исследованию урока, методических семинаров, мастер-классов и тренингов;

– мониторинг профессионального развития педагога, моральных и деловых качеств, его отношения к работе, коллективу и обучающимся;

– промежуточный отчет (в том числе электронный) и видеоролик на заседании методических объединений организации среднего образования (за I полугодие).

9. Замена наставника производится в случаях

– увольнения наставника или перехода на другую работу;

– отсутствия на работе наставника более двух недель по уважительной причине;

– обоснованного письменного заявления наставника об освобождении его от наставничества;

– обоснованного письменного заявления педагога о замене наставника.

10. Период между освобождением наставника от наставничества и закреплением за педагогом нового наставника составляет не более пяти рабочих дней.

11. Эффективное наставничество осуществляется на условиях взаимной заинтересованности сторон, административного контроля за процессом наставничества и подведения промежуточных результатов сотрудничества.

12. За осуществление наставничества наставнику выплачивается доплата в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

13. Резерв наставников формируется педагогическим советом по представлению методических объединений из числа всех работающих педагогов, за исключением руководителя и заместителей руководителя организации среднего образования, соответствующих требованиям, установленным в пунктах 14, 15 настоящих Правил.
 

Глава 3. Требования к педагогам, осуществляющим наставничество

14. Наставнику, за исключением наставника в малокомплектной школе, необходимо соответствовать следующим требованиям:

– квалификационная категория «педагог-исследователь» либо «педагог-мастер»;

– соблюдающий основные принципы и нормы педагогической этики;

– качество знаний обучающихся по преподаваемому предмету не менее 60–70 % в течение последних трех лет.

15. Наставнику в малокомплектной школе необходимо соответствовать следующим требованиям:

– квалификационная категория «педагог-исследователь» либо «педагог-мастер»;

– соблюдающий основные принципы и нормы педагогической этики;

– качество знаний по преподаваемому предмету не менее 50–60 % в течение последних трех лет.


Приложение 2

План работы педагога-наставника с молодым специалистом на 20___/20___ учебный год

Сведения о молодом специалисте

Сведения о педагоге-наставнике

Мероприятия по планированию, организации и содержанию деятельности наставника с молодым педагогом


№7, 2021
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Апгрейд проектирования методической службы

Планирование работы методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации образования в целом и в соответствии с задачами перед конкретной организацией образования на начало 2021/2022 учебного года.

Деятельность методического объединения начинается, как правило, с всестороннего анализа деятельности за прошедший период. Данный анализ подразумевает изучение следующих вопросов:

Для обеспечения современного уровня методической службы в учебных заведениях организуется работа по ознакомлению методистов, заместителей директоров по НМР с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы. Также рассматриваются вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных вопросов, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.

Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо его грамотно оформить в виде методических «копилок», отчетов, публикаций, дайджестов. Ежегодно на областных конкурсах профессионального мастерства организовываются выставки творческих работ, авторских пособий, различной документации.

Большое значение в работе методического объединения имеет квалификационная помощь, наставничество в работе с молодыми специалистами.

Работа методического объединения планируется в соответствии с планом управления образования, особое внимание уделяется

  • качественной реализации учебных планов и программ, разработке и совершенствованию их дидактического, материально-технического обеспечения;
  • распространению положительного опыта работы педагогов-новаторов;
  • методическому обеспечению учебных занятий и качественному выполнению требований нормативных документов;
  • повышению квалификации;
  • подготовке к конференциям, круглым столам, семинарам;
  • организации внеклассной работы по предметам методических объединений;
  • научно-исследовательской работе и проектной деятельности.

В целях своевременного и качественного проведения анализа, обобщения и распространения опыта работы педагогов по совершенствованию образовательного процесса представляются материалы на заседаниях областного методического объединения.

Организация научно-методической работы в организации образования на современном уровне – необходимое условие реализации инновационной деятельности педагогического коллектива, работающего в режиме развития. В связи с этим предлагаем усовершенствованную модель успеха методических служб.

Модель «5 шагов к успеху»

1

шаг

Цифровые образовательные ресурсы

Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: активизация проведения вебинаров, методических бюро, мастер-классов. Мастерские посредством ИКТ, различные платформы MIRO, Classtime, Canva, Padlet и другие становятся основной в определении содержания научно-методического семинара.

2

шаг

Научно-методические семинары, мастер-классы, коучинги

При организации работы семинара учтите информационный подход к повышению квалификации. Рассмотрите вопросы современных образовательных технологий: проектной, модульного обучения, обновленного содержания образования, кредитно-модульной формы обучения. Данная работа организуется таким образом: предлагается не руководить деятельностью коллег, а самому пройти весь путь по созданию проекта, изучить предлагаемые технологии «изнутри».

Деятельность методических служб на первых двух шагах организуется в нескольких направлениях: приобретение новых знаний, поиск новых идей, генерирование собственных идей, а последующие шаги предоставляют возможность проверки действенности своих инновационных идей.

3

шаг

Практическая деятельность

Работа на этом этапе происходит в творческой лаборатории. Для реализации деятельности проводится групповая работа, выдаются задания и осуществляется защита предложенных проектов. Для оказания методической помощи в режиме индивидуального консультирования работают модераторы, координаторы вебинаров и семинаров.

4

шаг

Формирование проектной культуры

Проектирование стимулирует к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает развивать профессиональную компетентность.

Методическим объединением представляется баскет проектной работы. Таким образом проходит реализация системы проектов, направленных на модернизацию содержания образования, управление педагогическим процессом, планирование и развитие методических служб, повышение квалификации педагогов.

Процесс реализации этих проектов позволяет решить несколько задач:

  • реализовать стратегию инновационного развития организации образования;
  • повысить проектную культуру педагогов;
  • создать условия для использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе;
  • организовать социальное партнерство между учебными заведениями.

5

шаг

Участие в семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикации и распространение своего опыта работы

Постройте работу на данном этапе на стратегической концепции: в основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность коллег в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности.

Инновационные технологии, которые используются в развитии организации образования

Образовательный консалтинг – это процесс консультирования, который включает в себя диагностику, выработку рекомендаций, содействие во внедрении проекта.

С целью внедрения модульного обучения проведите методический консалтинг в режиме экспериментальных площадок, где решите вопросы по созданию РУП, КТП, поурочного плана.

Образовательный аутсорсинг – это привлечение внешних ресурсов для оказания методических услуг.

Смысл аутсорсинга сводится к простой формуле: организация образования получает возможность сосредоточить все ресурсы на основных видах деятельности, передав остальные (поддерживающие, сопутствующие) функции надежному и профессиональному партнеру. Методический кабинет, взяв идею аутсорсинга, организовал методический семинар «Методический микс, методический мост, семинар-интерактив» и др.

Опираясь на обозначенную модель, мы строили нашу экспериментальную работу. При этом исходили из того, что инновационная методическая работа должна подчиняться модернизированной системе принципов ее организации и проводиться в формах, отвечающих требованиям разнообразия целевой направленности, адекватности тем целям и задачам, для решения которых они выбираются. В качестве основных принципов конструирования предложенной нами методической системы выбрали следующие: нацеленность на конечный результат, системно-целостный подход к выбору тематики работы всех подразделений; единство формы и содержания методической работы; обусловленность содержания и методики ее организации целями, задачами, профилю, корректирующей и развивающей направленностью; разнообразие форм и методов; исследовательская направленность; гибкое реагирование на поступающую информацию; творчески активный характер.

При таком подходе при организации этой работы она обретает целостность, системность, целенаправленность и способствует решению инновационных задач учебных заведений.

№7, 2021
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Как внедрить образовательный терренкур в детском саду: готовый план работы на лето

Терренку́р (от фр. Terrain — местность и cours — курс лечения) – метод лечения, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок, восхождений в гористой местности по определенным, размеченным маршрутам.

Новая технология – образовательный терренкур – конечно, несколько шире, чем технология оздоровления, но если мы будем помнить о том, что здоровье, не только физическое, но и нравственное, духовное, социальное, психологическое, то мы хорошо поймем потенциал этой новой технологии.

Терренкур очень хорош для того, чтобы реализовывать основные требования и решать задачи для всех видов здоровья. Это не просто лечение ходьбой, но еще и экотерапия – лечение природой, и здесь учтены разные климатические условия на территории детского сада. Это могут быть и аэротерапия, и спелеотерапия, и гелиотерапия. Всё это хорошо совмещается в тех возможностях, которые дает нам территория детского сада.

В дошкольной организации терренкур «в чистом виде» нежелателен – мы проводим образовательный терренкур. В образовательном терренкуре физическая нагрузка чередуется с образовательной и может быть связана с эстетическим наслаждением природой. Самое главное, чтобы мы могли увидеть целебный потенциал всей территории детского сада, и хорошо, когда те станции, на которые мы перемещаемся, были бы на реальной дистанции вдали друг от друга, чтобы переходы были чувствительными, и чтобы дети реально занимались ходьбой. При проведении образовательного терренкура пространственная среда на участках должна быть интересной и насыщенной. Места должны быть различными: для совместной деятельности, для двигательной активности, для уединения, а среда – трансформируемой, полифункциональной. Даже одни и те же станции можно использовать по-разному исходя из тех задач, которые для себя мы формулируем. Весь маршрут можно разбить на станции. Очень важно учитывать возраст детей и программное содержание. Естественно, мы подстраиваем наш образовательный терренкур для закрепления и обогащения знаний. Это специальный образовательный маршрут по всей территории дошкольной организации.

Образовательный терренкур – это…

  • система дозированной ходьбы, прыжков, бега, спортивных и подвижных игр, зона познавательной деятельности, экологической тропы;
  • правильно дозированные физические нагрузки (маршрут разбивается на станции, где проводятся игры, упражнения, дыхательные гимнастики);
  • интеграция нескольких образовательных областей: «Здоровье», «Социум», «Творчество», «Познание», «Коммуникация» (речь идет о тех ключевых компетенциях, которые мы формируем).
  • Образовательный терренкур может выглядеть не только в виде специальных станций, но и может включать и те площадки-зоны, которые уже сформированы на территории детского сада:
  • спортивная площадка;
  • тропа экологическая, цветники и клумбы;
  • зона игр на асфальте;
  • тропа здоровья;
  • огород.
  • Многие участки уже оформлены в особых стилях: «Зоопарк», «Морская гавань», «Космодром», что тоже внесет особый колорит в наш образовательный терренкур.

Принципы образовательного терренкура

  • Принцип инициативности (поддержка детей в различных видах деятельности).
  • Принцип индивидуальности запросов. (На какую станцию мы идем?)
  • Маршруты в соответствии с возрастом детей.
  • Принцип природосообразности естественной среды (использование природных ресурсов – экотерапия).
  • Принцип формирования познавательных интересов.
  • Оборудование терренкуров (проблемная насыщенность, трансформация станции, открытость к активному достраиванию среды).
  • Диалогический способ общения (живое интерактивное).
  • Полифункциональность.

Для различных возрастных групп разрабатывается разная сложность маршрутов:

Желательна схема-баннер терренкуров или схема, сделанная своими руками из фотографий мест локации, которые можно прикрепить на «тропе». Стоит разрабатывать разнообразные маршруты, менять виды деятельности, со старшими детьми можно обсуждать и рисовать маршруты. Можно отрисовать маршрут, по ходу используя либо рисунки станций, либо пиктограммы.

Очень важно выполнять нагрузку и рекомендации по проведению образовательного терренкура:

  • спортивный терренкур может заменить физкультуру на воздухе;
  • в образовательном терренкуре могут участвовать и воспитатель, и специалист;
  • не рекомендуется проводить образовательный терренкур после еды;
  • обязательно должна быть удобная одежда;
  • перед началом образовательного терренкура проведите инструкцию по технике безопасности с детьми;
  • следует следить за эмоциональным и физическим состоянием детей, за дыханием;
  • задание и нагрузка в соответствии с программным содержанием и возрастом детей;
  • время образовательного терренкура для старших дошкольников – 1,5 часа, для среднего возраста дошкольников – не более часа, для детей 2–3 лет – не более 30 минут и 2–3 станции;
  • на каждой станции не больше 10–15 минут, переход – 3–4 минуты; строить маршруты в соответствии с временем года и погодными условиями.

Что мы формируем образовательным терренкуром?

  • Здоровьесбережение.
  • Познавательные действия и первичное представление об объектах окружающего мира.
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • Овладение речью как средством общения и культуры (обогащение словаря и развитие речевого творчества).
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка, становление самостоятельности.
  • Готовность к совместной деятельности, развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Приобретение опыта в двигательной активности (координации и моторики).

Практический этап образовательного терренкура

  • Планирования (приложение 1).
  • Формирование карты-схемы образовательного терренкура (приложение 2).
  • Благоустройство территории.
  • Таблички станций (новый материал к вашим основным зонам площадки).
  • Создание условий для самостоятельного творчества и труда детей (полив цветов и т. д.).
  • Место для разных видов игр (театральные, интеллектуальные и т. д.).

Варианты станций могут быть разнообразные:

  • «Метеостанция»;
  • «Внимательный пешеход»;
  • «Игры на асфальте» (классики, рисование мелом, водой и т. д.);
  • «Лабиринты» (летом – лабиринт на асфальте, осенью – из сухих листьев, зимой – снежные лабиринты);
  • «Будущие олимпийцы»;
  • «Цветочная клумба»;
  • «Сказочная поляна» (беседка – читаем сказки);
  • «Снежные или песочные постройки»;
  • «Клуб спорщиков»;
  • «Островок размышлений» (могут быть рефлексивные действия и т. д.);
  • «Экспериментальная»;
  • «В гости к насекомым»;
  • «Станция мыльных пузырей»;
  • «Станция настольных игр».

Очень важна предметно-развивающая среда терренкура. Это могут быть инсоляции по сказкам, бизиборды, мобили. Очень интересны музыкальные инсоляции, где дети могут постучать, пошуметь музыкальными инструментами, которые можно сделать из подручного и бросового материала. Можно раскрасить асфальт лабиринтами, ходилками, сделать зону воды, песка и камушков, где дети проводят разные эксперименты, выкладывают камушками рисунки, находят секретки в песке. Использовать коробочки сортеры для игр с природным материалом, а также лабиринты из снега и листьев.

Образовательный терренкур может проходить в любое время года или планироваться на летний оздоровительный период. Для внедрения образовательного терренкура в практическую работу необходимо разработать планирование на год или на летний оздоровительный сезон и определить время.


Приложение 1
Перспективное планирование на лето по образовательным терренкурам в старшей группе

Приложение 2

Примерная карта образовательного терренкура «Путешествие в природу»

Маршрут № 1

Приоритетное направление: экологический образовательный терренкур.

Цель маршрута: создание условий для оздоровления и закаливания воспитанников ДО, повышение уровня двигательной активности, познавательно-экологической деятельности детей и взрослых.

Длительность: 1 час.

Группа: старшая.