ещё
свернуть
Все статьи номера
№9, 2021
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Чек-лист в работе воспитателя на новый учебный год

Существует много способов организации и запоминания информации: ежедневник, конспекты, таблицы, бумажные стикеры, где мы можем разместить заметки срочных дел. Но есть и более удобный инструмент – «чек-лист». Чек-лист – это инструмент тайм-менеджмента, который помогает разделить по пунктам ваши задачи и прийти более организованно к вашей цели или решению задачи. Он повышает самодисциплину, экономит время, повышает качество работы, создает мотивацию. Чек-лист служит и как инструмент контроля.

Как составить чек-лист?

Работа по составлению чек-листа сводится к составлению контрольного списка выполняемых дел.

  • Приоритет чек-листа – краткость и четкость планируемых действий, которые нужно сделать для достижения результата. Используйте не более 20–25 пунктов.
  • Чек-лист предполагает отметку о выполнении задачи. После того как пункт выполнен, можно поставить отметку о выполнении.
  • Чек-лист должен быть эстетичным и иметь свой дизайн, тогда с ним будет приятно работать.

Чек-лист можно использовать, скачав шаблон в Интернете. Его можно составить, самостоятельно используя разные сервисы. Очень удобен сервис Canva https://www.canva.com. На составление чек-листа уйдет примерно 15 минут.

  • Войдите и зарегистрируйтесь в сервисе Canva.
  • Найдите вкладку «контрольный список».
  • Выберите шаблон, добавьте графику, в текст внесите ваши пункты чек-листа.
  • Сохраните и распечатайте.

Для составления чек-листа воспитатель может использовать разную тематику. Например:

  • «Адаптация ребенка в детском саду»;
  • «Прохождение аттестации воспитателем в детском саду»;
  • «Подготовка к педагогическому совету»;
  • «Подготовка воспитателя к учебному году» и т. д.

     

Скачать

№9, 2021
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

6 готовых образцов планов работы на 2021/2022 учебный год, за которые отвечает зам по методической работе

Методическая работа способствует развитию профессионализма отдельного учителя и всего педагогического коллектива.

Целью методической работы является повышение уровня профессиональной компетентности педагога, становление его как профессионала.

Функциональные обязанности заместителя директора по НМР

  • Направляет и руководит научно-поисковой работой учителей, создает стимулирующие и благоприятные условия для творческой работы учителей.
  • Направляет и руководит работой методсовета (приложение 1) и методических объединений учителей.
  • Организует работу педагогических кадров по гимназической программе и программе профильных классов.
  • Осуществляет пропаганду научно-теоретических знаний учащихся.
  • Контролирует и организует повышение квалификации учителей через семинары, курсы, творческие командировки, конкурсы и т. д.
  • Организует работу НОУ (приложение 2);
  • Контролирует качество работы учителей гимназических классов, подготовку учителей к аттестации.
  • Организует работу со слабоуспевающими (приложение 3) и одаренными учащимися (приложение 4);
  • Контролирует и оказывает научно-методическую помощь в применении учителями нетрадиционных форм обучения.
  • Содействует и контролирует разработку научно-методических пособий и учебников, индивидуальных учебных планов, организует защиту авторских прав учителей.
  • Осуществляет контроль за качеством знаний учащихся в соответствии со стандартами образования РК.
  • Несет ответственность за все виды отчетности по методической работе, профильным предметам, кадрам, учебным планам.
  • Организует преемственность перехода учащихся из начальной школы в среднее звено (приложение 5);
  • Составляет план НМР (приложение 6), расписание курсов по выбору.
  • Организует проведение предметных олимпиад, награждение учителей и учащихся.
  • Оказывает содействие общешкольному родительскому комитету.
     
План заседаний методического совета на 2021/2022 учебный год
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор КГУ __________________________
__________________ / __________________
«____» ______________________ 20____ г.
План заседаний методического совета на 2021/2022 учебный год


План работы НОУ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор КГУ _____________________
_________________ / __________________
«____» ______________________ 20____ г.
План работы НОУ


План работы школы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на 2021/2022 учебный год
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор КГУ _____________________
_________________ / __________________
«____» ______________________ 20____ г.
План работы школы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на 2021/2022 учебный год


План работы с одаренными учащимися на 2021/2022 учебный год
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор КГУ _____________________
_________________ / __________________
«____» ______________________ 20____ г.
План работы с одаренными учащимися на 2021/2022 учебный год


План работы по решению проблемы преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор КГУ _____________________
_________________ / __________________
«____» ______________________ 20____ г.
План работы по решению проблемы преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено


План научно-методической работы КГУ ______________________________
на 20___/20___ учебный год
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор КГУ _____________________
_________________ / __________________
«____» ______________________ 20____ г.
План научно-методической работы КГУ ______________________________ на 20___/20___ учебный год

Листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку

№9, 2021
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Знакомая ТРИЗ по-новому

ТРИЗ –

теория решения изобретательских задач

Сегодня старая, всем знакомая ТРИЗ обрела второе дыхание и имеет широкое признание во всем мире. Ведущие производственные компании используют методы и инструменты ТРИЗ в своей работе: Samsung, LG, Gillette, HP, Intel, Boeing, Xerox, Ford, Toyota, Kodak, Johnson&Johnson и др.

Педагоги дошкольных организаций также сумели адаптировать данную технологию и активно используют ее в образовательном процессе.

Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это возможность самим детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ можно применять для детей с 2–3 лет, когда ребенок начинает осознавать свои мысли и учится их формулировать посредством жестов или слов.

Дошкольная ТРИЗ направлена на то, чтобы обратить внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться всё на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты.

Принципы организации учебной деятельности

  • При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений.
  • Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.
  • Использование приемов активизации творческого воображения.
  • Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов.

Чаще всего педагоги используют не весь ассортимент методов и приемов, которые предлагаются в ТРИЗ, а только отдельные из них в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников либо комбинируют разные приемы для достижения поставленных целей.

Наиболее эффективные приемы ТРИЗ в ДО

Метод каталога. Составление нового, зачастую непредсказуемого сказочного сюжета из случайных, выбранных наугад из книги слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д.

Если дети умеют читать, то педагог предлагает открыть любую книгу на первой попавшейся странице и наугад выбрать слово. Так нужно сделать несколько раз и из выбранных слов составить рассказ. Если дети читать не умеют, педагог прочитывает слова сам.

Метод фокальных объектов или перенос свойств одного объекта на другой. Используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы. Например, педагог показывает карточку с изображением дерева, и дети его описывают: высокое, зеленое, крепкое, плодоносное и т. д. Затем педагог показывает другую карточку, на которой изображен другой предмет, например, автомобиль. И описание первого предмета (дерева) нужно перенести на автомобиль и объяснить, в каких условиях так может быть. Например, автомобиль высокий, если его сконструировали двухэтажным. Или автомобиль может быть плодоносным, если он везет плоды растений.

Системный анализатор (системный оператор). Данный метод помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют. Кроме того, системный анализатор способствует формированию способности анализировать действия объекта с учетом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы.

Знакомство с тем или иным предметом предлагается после заполнения таблицы (устно). В центре таблицы размещается объект анализа (любой предмет).

В верхней строке слева направо дается изображение предмета в прошлом, настоящем и будущем в рамках системы, в которой он существовал.

В центральной строке дается изображение предмета как единичного экземпляра в прошлом, настоящем и будущем. В нижней строке – изображение частей предмета.
 

Например, системный анализатор музыкального инструмента «скрипка» будет выглядеть следующим образом:
 

Таким образом, вместе с воспитателем дети анализируют, из чего делается скрипка, из каких деталей состоит, для чего используется, как в будущем можно будет ее переработать и т. д.

Морфологический анализ – комбинаторный метод, суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путем системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта.

Для его использования создается таблица из двух осей координат: горизонтальной (объект) и вертикальной (признаки). Путем выбора объекта и комбинации возможных признаков дети придумывают новое блюдо, дизайн одежды, сочиняют сказки и др.
 

Моделирование маленькими человечками – метод, позволяющий на примере взаимодействия людей показать физическое состояние различных тел. Так, например, можно провести игру «Свойства предметов». Воспитатель говорит дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета. В твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить, какой он: твердый, жидкий или газообразный, и стоять рядышком, покачиваясь или бегая по комнате. Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и др.

Впоследствии дети учатся моделировать различные процессы и состояния предметов с помощью символов:
 

Например, моделирование мяча на воде можно изобразить следующим образом:
 

Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твердых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких – находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных – очень шаловливые и постоянно двигаются. Следовательно, путем экспериментирования дети приходят к выводу о том, что когда вода превращается в лед, человечки меняют свой характер и поведение.

Кроме названных методов, также рекомендуем чаще использовать на занятиях ТРИЗ-вопросы. Они заставляют детей мыслить творчески и подходить к решению вопроса критически.

Например:

  • Кого больше на Земле: мужчин или пап?
  • Чего больше на свете: квадратов или четырехугольников?
  • Почему деревья сбрасывают листья?
  • Какие птицы не летают?
  • Все ли елки зеленые?
  • Как может пригодиться обычная палка в лесу?

Также с помощью ТРИЗ можно легко научить детей самим составлять загадки. Для этого воспитатель показывает им 3 модели, по которым можно сочинить свою авторскую загадку.

1. Выделение свойств (Какой? Что бывает таким же?)

Ребенок должен выделить свойства загадываемого предмета по цвету, форме и действию, затем подобрать к каждому свойству похожий объект – сформулировать загадку.

Пример. Составляем загадку про радугу. Вспоминаем, какая она по цвету, форме и действию: цветная, изогнутая, стоящая или парящая (стоит, парит, висит). Теперь думаем, какие предметы похожи по этим признакам:

Цветная – бумага.
Изогнутая – коромысло.
Висит в небе – солнце.

Получаем загадку:  Цветная, но не бумага, изогнутая, но не коромысло, висит в небе, но не солнце. Ответ – радуга.

2. Обозначение действий (Что делает? Что (кто) делает так же?)

Здесь важно не то, какой предмет по форме или по цвету, а какие действия он может выполнять.

Итак, объект загадки – гусь.

Обозначим его действия: плавает, летает, ходит. Подбираем объекты, выполняющие схожие действия:

Плавает – рыба, летает – самолет, ходит – человек.

Получается загадка:

Плавает, но не рыба.
Летает, но не самолет.
Ходит, но не человек.

3. Сходства и различия (На что похоже? Чем отличается?)

Здесь нужно найти не только отличия от предметов, но и подметить сходства.

Также сначала выбираем объект – например, корабль. Ищем сходства с другими предметами: корабль похож на кита, на большую машину, на дом. Далее ищем отличия от названных предметов: в отличие от кита – не дышит, в отличие от машины – не едет, в отличие от дома – не стоит на месте. Получаем загадку:

Как кит, но не дышит.
Как большая машина, но не едет,
Как дом, но не стоит на месте.

Кроме загадок, в образовательном процессе получили распространение и ТРИЗ-игры. Приведем примеры некоторых из них.

Составление цепочек ассоциаций. Дети сидят по кругу. Воспитатель просит назвать ребенка любое слово, следующий ребенок называет слово-ассоциацию . И так по кругу:

Дождь, зонт, круг, мяч, прыгать, батут, парк и т. д.

Для детей постарше задание усложняется, дают два готовых слова и нужно путем цепочки ассоциаций прийти от одного к другому. Например: машина и грязь. Цепочка ассоциаций: машина, колеса, лужа, грязь.

Игра «Хорошо–плохо». Одна из основных игр и идей ТРИЗ – учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Ребенок начинает понимать, что в мире нет однозначно плохих или хороших людей или явлений, всегда есть совокупность свойств. Например, воспитатель спрашивает: «Солнце – это хорошо или плохо?».

  • Хорошо, потому что без него невозможна жизнь на Земле, оно греет.
  • Плохо, потому что оно может обжечь, вызывать пожар, высушить водоемы.

Игра «Перевирание сказки». Развивает внимание и память. Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку, путая героев или события.

Например:

  • Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка.
  • Не Желтая, а Красная. (Дети должны исправить.)
  • Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и…
  • Да нет же, не папа, а мама.
  • Правильно. Позвала ее мама и говорит: «Сходи-ка к тете Марине и отнеси ей…»
  • К бабушке она велела ей сходить, а не к тете.

Еще одна игра со сказками называется «Сказка наизнанку». Детям предлагают пересочинить известные сказки, перевернув некоторые события или характеры персонажей. Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый; Алдар косе глупый; Колобок остался у бабушки и стал помогать и т. д.

Таких игр в ТРИЗ очень много, и каждый педагог самостоятельно может их видоизменять и адаптировать под индивидуальные особенности детей группы, вносить свои коррективы в зависимости от педагогических задач.

ТРИЗ показывает высокую эффективность в развитии логики, креативности, памяти, речи, внимания, смекалки, вызывает интерес у детей дошкольного возраста.

  1. Выделение свойств (Какой? Что бывает таким же?)
  2. Обозначение действий (Что делает? Что (кто) делает так же?)
  3. Сходства и различия (На что похоже? Чем отличается?)