Как использовать игровые технологии по-новому. Пробуем геймификацию
Игровые технологии давно являются составной частью педагогических технологий. Но в условиях использования современных цифровых технологий, дистанционного обучения классическая дидактическая игра теряет актуальность как для учащихся, так и для педагогов.
Появилась необходимость в использовании новых, привлекательных для современных учащихся игровых инструментов, способствующих расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, мотивирующих учащихся на обучение. Таким инструментом становится геймификация образовательного процесса.
К сведению
Профессор Пенсильванского университета К. Вербах определяет геймификацию (игрофикацию) «как процесс использования игровых механик и игрового мышления для решения неигровых проблем и вовлечения людей в какой-либо процесс».
Сам термин «геймификация» появился относительно давно. Массовое же применение данного термина началось в 2010 г., когда в США были проанализированы результаты примененного разными компаниями нового маркетингового приема, сочетающего игровые и социомедийные технологии. Вдохновителем идеи геймификации во всех сферах жизнедеятельности стал эксперт в области геймификации бизнес-процессов Г. Зихерман.


Об отличии геймификации от обычных игр в образовательном процессе детей
это когда игровые правила используют для достижения реальных целей. Другими словами, за счет игры вы делаете скучные задания интересными, избегаемое – желанным, а сложное – простым.
Геймификация отличается от игры тем, что у нее отсутствует характеристика «просто для забавы», т. е. у нее подразумевается наличие внеигровой серьезной цели, и основное внимание направлено на процесс организации, а не на содержание. Игра же, напротив, имеет свое содержание, к которому могут быть дополнены какие-либо задания.
Несмотря на то что геймификация в образовании еще мало изучена, многие результаты проанализированных исследований свидетельствуют о ее высоком потенциале в отношении мотивации, вовлеченности в процесс обучения и улучшения результатов обучения.
В качестве пространства информационного взаимодействия может выступать кабинетная, ролевая, виртуальная игры, воображаемый мир.
Таким образом, геймификация образовательного процесса может быть и вне технологического пространства и не всегда предполагает использование IT-технологий. Но как показывают исследования, наибольшим дидактическим потенциалом в плане познания и развития личности обладает разработка собственного игрового пространства на базе некоторого программного средства.
Однако далеко не каждый педагог обладает достаточными IT-компетенциями, чтобы самостоятельно разработать игровое пространство. Поэтому большинство педагогов используют популярные игровые сервисы и приложения.
К сведению
Популярность в образовании геймификация получила за счет примеров некоторых учителей. Так, Дэвид Хантер из Сиэтла разработал целую систему обучения, основанную на игровом сценарии. Учебник по географии он превратил в комикс про зомби, а учебный курс – в квест. Согласно «сюжету» действие происходит в мире зомби-апокалипсиса.
Задача детей – просчитать безопасный маршрут, покинуть эпицентр скопления зомби, не стать добычей, создать человеческую колонию. Успех каждой «миссии» зависит от того, насколько хорошо школьники проходят тесты по миграции, видам рельефа, климату и прочим географическим разделам. Каждое задание согласно канонам геймификации ведет на новый «уровень».
Повышению эффективности способствует включение учащихся в деятельность следующих видов:
- поисковая деятельность, умственные действия, направленные на разрешение некоторой проблемы;
- преобразовательская деятельность, объектом которой выступает, как правило, компьютерная модель некоторого объекта, процесса или явления (однако если возраст учеников невелик, первоначально целесообразно манипулировать материальным предметом, который впоследствии может быть заменен компьютерной моделью);
- деятельность, предполагающая сравнение, оценку, поиск и исправление ошибок;
- общение как самоценный вид деятельности;
- эмоциональное переживание, которое можно рассматривать как весьма своеобразный, но вполне реальный вид деятельности, в который учитель включает ученика с целью формирования познавательных предпочтений, обогащения его интенционального опыта.
Преимущества, которые дает использование ресурсов геймификации в обучении, недостаточно реализуются в образовательной среде, потому что
1) цифровые средства используют для поддержки традиционных объяснительно-иллюстративных форм и методов обучения как просто еще одно средство наглядности;
2) практическая работа учащихся с цифровыми ресурсами построена в инструктивно-репродуктивном режиме;
3) время, которым располагает учитель, когда ученики самостоятельно работают с ци-фровыми средствами, всё реже используют для непосредственного общения с детьми и индивидуальной работы с ними.
Польза геймификации для учителя, если ее использовать на уроках
Деятельность педагога в условиях геймификации приобретает новые особенности, если использовать ее на уроках.
Польза 1-я. Роль педагога становится менее авторитарной
Поскольку обучение ведется по определенному плану, это позволяет обучающимся ознакомиться с темами пропущенных занятий. Кроме того, оценивание результатов обучения с помощью цифровых ресурсов геймификации становится менее предвзятым.
Польза 2-я. Педагог получает больше возможностей подходить к учебному процессу творчески
Сегодня нетрадиционные творческие задания более популярны, например: создание интеллектуальных карт, прием коллажирования, использование учебных видеофильмов и т. д.
Польза 3-я. Возможности изучения учебных предметов становятся шире
Например, при изучении дисциплины «Мировая художественная литература» у обучающихся появляется возможность посещения музеев всего мира в онлайн-режиме.
Польза 4-я. Педагог освобождается от рутинных операций учебного процесса
Например, автоматизация и игрофикация процесса проверки знаний позволяет учителю сконцентрироваться на оказании помощи учащимся. Появляется временной ресурс для коррекции знаний обучающихся и исправления ошибок.
Выгоды геймификации для учащихся
Деятельность обучающихся также претерпевает изменения, если педагог использует геймификацию.
Выгода 1-я. Быстрее идет процесс взаимопомощи учеников в учебной группе
С помощью цифровых ресурсов геймификации у обучающихся появляется возможность виртуальной коммуникации.
Выгода 2-я. Учащиеся получают глубокие знания и на этапе выполнения домашних заданий
С помощью использования разнообразных информационных ресурсов, которые дает геймификация, у учащихся появляется возможность получения глубоких, фундаментальных знаний на этапе выполнения домашних заданий, которые они начинают выполнять с удовольствием.
Выгода 3-я. Больше возможностей для самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа в большей степени способствует развитию навыков обучения, умения планировать и организовывать свою деятельность и формирует основные надпрофессиональные компетенции.
Выгода 4-я. Больше возможностей для творческой работы
Больше внимания уделяется процессу созидания. У школьников возникает интерес к решению проблемных ситуаций, повышается мотивация к обучению.
Выгода 5-я. Дополнительные возможности для самовыражения
Предоставляется возможность самовыражения и представления своей личностной и гражданской позиции. Например, не применяя свое имя и подвергая себя психологическим переживаниям, оценить то, как на его мнение реагируют остальные члены общества.
Основные способы геймификации на основе специализированных программных средств
Введение системы очков и турнирной таблицы (баллов, звезд)
При выполнении действий учащийся получает определенные баллы, что позволяет вывести лучшего ученика в каждом отдельном задании, на уроке или при прохождении раздела. Такие поощрения вовлекают учащихся в обучение и мотивируют не откладывать его на потом, регулярно совершать полезные действия и получать промежуточные результаты. Доля соперничества, введенная в обучение, втягивает в процесс учащихся и подстегивает их вкладываться больше, чтобы занять первые места.
Баллы начисляют за разные действия на усмотрение учителя, начиная от вовремя сданного задания до быстро и правильно выполненных заданий, высоких результатов теста и т. д.
В таком случае необходимо вести турнирную таблицу, которая будет отражать место учащихся в списке лучших. Естественно, такую систему вести удобнее с помощью программных средств.
Для большей мотивации заработанные баллы учащийся может обменять на какие-либо бонусы. Например, отсутствие домашнего задания, увеличение времени сдачи СОР или СОЧ, специальные призы (книги, канцелярские принадлежности, поход в кино). Призы целесообразно обговорить заранее.
Введение персонажей или аватаров учащихся и учителя
Персонаж изображается в личном кабинете ученика, который он выбирает сам и на картинках, которые говорят о каких-то достижениях, действиях, получении очков. Такая визуализация делает процесс обучения более эмоциональным, что улучшает его качество и мотивирует учащегося проходить уроки.
Наличие в контенте интерактивных заданий
Сторителлинг
В контексте образования сторителлинг – методика, которая предполагает использование историй для достижения образовательных целей и результатов.
В условиях геймификации целесообразно погружать учащихся в забавные, поучительные, познавательные истории, в том числе с включением их персонажей. История может быть связана с целью обучения, может быть представлена как описание ситуации для отдельной задачи, а может быть длинным последовательным сценарием с неожиданными сюжетными поворотами.
Групповая работа
Наличие заданий для выполнения в команде развивает умение сотрудничать, со-здает коллаборативную среду и становится хорошим источником практики. Для этого целесообразно создавать чаты в мессенджерах WhatsApp, Telegram. В чате учащиеся смогут поддержать друг друга, ответить на вопросы без привлечения учителя, поделиться опытом.
Самостоятельная работа
Предполагается наличие заданий для самостоятельной работы, в которых автоматически при прохождении задания или теста, при выборе неправильного ответа должна возникать сноска, объясняющая, почему ответ неправильный.
Наличие рисков
Игры всегда привлекают и взрослых, и детей элементом азарта: можно что-то приобрести, а что-то потерять. Поэтому в системе должны быть предусмотрены такие риски, при которых учащийся может терять набранные баллы или бонусы. Например, медленный прогресс при прохождении тем и разделов, повторяющиеся ошибки, невнимательность.
Система дедлайнов
Как известно, ограничения по времени вызывают у человека стресс, что повышает его способности к усвоению информации и делает возможным интуитивное обучение. Поэтому задания, в которых видно тикающий таймер, или уроки, открытые ровно на один день, – отличный способ вовлечь учащегося в обучение. Важно при этом выставлять разумные и выполнимые дедлайны. Если ученик будет постоянно не удовлетворен своими результатами на время, его мотивация будет падать.
Как использовать геймификацию на уроках. 5 рекомендаций
Необязательно использовать все элементы геймификации сразу.
Важно не переборщить и не превратить обучение в бессмысленное развлечение.
Нужно точно знать цель обучения и выстраивать игрофикацию как помощь в достижении этой цели, а не как отдельную систему.
Используйте разные программы для геймификации.
Конечно, чтобы настроить программу для геймификации потребуется время, и необходимо будет пробовать разные варианты, отслеживать статистику, корректировать ошибки и пробовать снова.
Classcraft (https://www.classcraft.com/ru/) – сервис представляет собой игровой вариант балльно-рейтинговой системы. Для получения доступа необходимо зарегистрироваться на сайте (наличие Интернета обязательно). После регистрации нужно настроить персонаж (внешний вид, класс и способности). На первоначальном уровне можно получить только одну способность.
Чтобы развивать способности, нужно получать новые уровни. Управляет игрой учитель (мастер), он же раздает баллы за различные достижения (выполнение заданий, ответы на вопросы). Предполагается система игровых поощрений и наказаний.
В сервисе имеется бесплатный и платный (от $12 в месяц) тарифы. Предусмотрена возможность выбрать язык обучения (русский, английский и т. д.).
Пряники (https://pryaniky.com/) – система для личной и коллективной геймификации образовательного процесса. Сервис ставит перед собой задачу улучшить коммуникацию в группе и наладить процесс организации задач.
У «пряников» есть бесплатный и платные варианты подписки. Базовый пакет включает в себя доступ к мобильному приложению и облачному хостингу, а также развитую корпоративную социальную сеть.
Участники этого сервиса могут не только руководить своим образовательным процессом, но и подстегивать себя успехами окружающих. Тут можно создавать тематические группы, подписываться на конкретных пользователей и теги.
Habitica (https://habitica.com/static/home) – сервис, направленный не только на изучение каких-то наук, но и на развитие полезных навыков и привычек. Каждый игрок сам выставляет для себя желаемые цели.
Система помогает отслеживать успех через веб-интерфейс или мобильное приложение. За каждую выполненную задачу сервис предлагает внутренние награды. Это могут быть условные медали, призы или баллы. Они выделяют пользователя в сети и помогают ему отслеживать свои успехи.
К сожалению, разработано недостаточное количество программ и сервисов, которые бы могли полностью обеспечить геймификацию образовательного процесса.
Используйте отдельные приложения с индивидуальной доработкой правил и сценариев для своего конкретного предмета.

ПРИМЕР
На уроке химии учащиеся выступают в роли группы астронавтов, исследующих Марс. Собрав образцы, им нужно провести химические исследования в портативной лаборатории приложения Chemist (можно скачать в Playmarket). Сюжет может быть другим. Главное придумать, какую практическую цель имеет опыт в рамках игрового мира.
На уроке истории учащиеся будут командой археологов, которая обнаружила древние печати на артефактах погибших цивилизаций. Их нужно просканировать. В качестве печатей можно использовать карточки с QR-кодом, а футуристическими «сканерами» послужат телефоны с QR-ридерами.
На уроке географии учащиеся могут стать учеными, которые изобрели машину времени и готовятся отправиться в прошлое, когда материки еще имели иные очертания. Для этого можно использовать приложение EarthViewer, которое покажет, как выглядела планета миллионы лет назад. Каждый объект на карте содержит историческую и геологическую справки.
Геймификация имеет огромный потенциал для повышения у учащихся уровня мотивации, самостоятельности, дисциплины, познавательного интереса. Грамотно выстроенный процесс геймификации позволит учителю сократить время на анализ результатов обучения, спроектировать интерактивный контент и создать коллаборативную среду в классе.

Как провести по-новому интегрированный урок русского языка и литературы
Не примеры должны быть подделаны под правила грамматики, но правила извлечены из произведений лучших прозаиков и поэтов.
Л. И. Поливанов,
педагог, литературовед, общественный деятель, основатель частной Поливановской гимназии
Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы стала более актуальной после внедрения обновленной образовательной программы. Учебный предмет по изучению русского языка как второго приобрел новый формат – «Русский язык и литература». В прежней программе на уроках русского языка в национальных школах шло изучение грамматического строя языка и его стилистических возможностей, а на уроках русской литературы учащихся обзорно знакомили с теорией, историей литературы и содержанием программных художественных произведений. Всё было понятно и привычно, было четкое разграничение каждой дисциплины. Интеграция выражалась только в том, что на уроках русского языка использовались тексты художественных произведений.
Изменения в учебной программе вызвали недоумение и непонимание практически всех учителей-предметников. Теперь интеграция, которая была лишь дополнительным инструментом в обучении, становится основой всего процесса овладения языком. Количество учебных часов не сократилось, т. е. остались те же три часа, что и были в прежней программе. Но теперь нет разграничения между языком и литературой, а такому преподаванию не обучали ни в одном вузе. Навыков составления интегрированных заданий у педагогов тоже нет. Поэтому заявленные по программе интегрированные уроки приобрели весьма своеобразный вид: 20 минут учитель работает над изучением произведений, оставшиеся 20 минут в срочном порядке дает грамматику языка. Весьма слабая связь между литературой и языком!
В принципе учителя понимают, что нужны объединение и логичное переплетение этих дисциплин.

Как сделать, чтобы урок стал единым целым, чтобы учебный материал по литературе гармонично был продолжен и дополнен языковым материалом?
Предлагаем вам некоторые приемы извлечения правил грамматики языка из текстов художественной литературы.
Используйте текстоцентрический метод
Казалось бы, что может быть проще и понятнее: к тексту – отрывку из программного произведения – составляются различные задания на понимание содержания текста, его анализ, как литературный, так и грамматический. Но здесь вновь возникает ситуация, при которой, проработав текст на восприятие, понимание содержания, педагоги начинают давать задания на грамматику, выбирая подходящий под правила языковой материал: слова, словосочетания, предложения.
В такой методике есть какие-то проявления интеграции, но нет гармонии, целостности, единства.

Для этого необходимо
- глубокое изучение программных текстов;
- знание особенностей авторского стиля в текстах;
- использование метапредметного мышления;
- умение формулировать «правильные» вопросы;
- организация исследовательской работы учащихся на уроке;
- умение видеть текст через «языковой рентген».
Действительно, любой отрывок из произведений русской классической литературы можно смело рассматривать с точки зрения правил русской грамматики. На основе этих произведений можно построить целый курс обучения языку без использования каких-либо учебников или учебных пособий, извлекая грамматику непосредственно из каждого слова или предложения. Но это требует глубокого знания и понимания самих текстов, особенности творческого подхода автора, его стиля, его мировосприятия. Ведь правила грамматики языка формировались не сами по себе, а для того, чтобы мысль автора и его чувства были доступны и понятны читателю.
Рассмотрим это на примере стихотворения Александра Блока «Запевающий сон».
При слуховом или зрительном восприятии произведения в первую очередь внимание слушателя привлекают слова с буквой Щ и следующим окончанием –ИЙ, особенно в первой строфе:
- ЗапеваюЩИЙ сон, зацветаюЩИЙ цвет,
- ИсчезаюЩИЙ день, погасаюЩИЙ свет.
Ученики, не знакомые с причастием как частью речи, сразу обратят внимание на особенность слов:
- «запевающий»;
- «зацветающий»;
- «исчезающий»;
- «погасающий»;
- «улетающий»;
- «ликующих».
Читая строки этого стихотворения, необходимо обратить внимание не только на смысловое содержание строфы, но и на силу этих слов, провести наблюдение удивительного явления – слияния действия и признака-описания предмета. При сочетании «исчезающий день» сразу представляется начало сумерек и постепенное наступление темноты: исчезает день, но это не действие, это описание состояния дня. И здесь учитель должен подвести учеников к пониманию значимости категории слов, которые как сочетание различных цветов расширяют языковую палитру. Это описание предмета через его действие.

- запевать – запевающий;
- зацветать – зацветающий;
- исчезать – исчезающий;
- погасить – погасающий.
Ответ очевиден: он стремился не просто рассказать о своих впечатлениях от весеннего пейзажа и о своей любви к женщине, а «нарисовать» словами, как красками, то удивительное и прекрасное, что с ним случилось. Через действие описать окружающий мир.

Произведем возврат на примере. Учащиеся наглядно увидят, как из поэтической «живописи» стихотворение превратится в отчет о действиях: запевает сон, зацветает цвет, исчезает день, погасает свет.
Во второй строфе автор раскрывает тайну времени, когда он увидел за окном сирень – «в улетающий день». Если слово «улетающий» вернуть в состояние действия, то читается строчка следующим образом: «Это было весной – когда день улетал». С изменением исчезла какая-то легкость, воздушность строки.
Таким образом, ученики приходят к выводу, что автор специально использовал такие странные, но в то же время создающие особенное впечатление слова. Они называются причастием, они придают тексту красочную основу, дают дополнительное описание предмета через его действие.

Если разобрать хотя бы одно из слов по морфемам, то сразу становиться понятно, за счет чего изменилось слово. Отсюда открывается вид на морфологические особенности причастия. Особенно ярко они проявляются, если разобрать слово «ликующих». Уже по окончанию этого слова, при сравнении с другими причастиями видны возможные варианты изменения формы слова.
Так, на основе одного стихотворения через тщательно подобранные вопросы: «Для чего автор использует именно эти слова?», «Как он ими пользуется?» – можно познакомить учеников не только с морфологией определенной категории слов, но и вместе с ними провести анализ произведения, показать особенности авторского стиля, необходимость в использовании слов именно этой части речи.
Возможно, кто-то отметит, что этого произведения нет в программе. И это действительно так. Но творческий поиск учителя не должен ограничиваться только программными произведениями. Использование в контексте обучения внепрограммных произведений классиков дает большие дополнительные возможности, и этим нужно уметь пользоваться.
Далее рассмотрим на программном произведении для 6 класса национальной школы, как познакомить учащихся с заимствованными словами и паронимами на примере повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед».
Как познакомить учащихся с заимствованными словами и паронимами на примере повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед»
Буквально в первых абзацах имеется весь необходимый для достижения этой цели фактический материал. Читая первый абзац текста, во втором предложении «А сами себя считают совсем молодыми, купили катер, красят его и лелеют, втаскивают на берег, спускают в воду, чинят мотор, созывают гостей, чтобы жарить шашлыки и петь туристские песни» – видим пароним «туристские», заимствования «катер», «мотор», «шашлыки».
Далее по тексту встречаем заимствованные слова «комфортабельная», «философ», «радио», пароним «соседняя». В тексте встречается большое количество слов из других языков, но для показа особенностей таких слов необходимо выбирать те, которые не освоены русским языком и не имеют исконно русских синонимов. Для понимания необходимости данных слов в языке наиболее эффективно проведение самостоятельного исследования при помощи толковых словарей иностранных слов.
Исследование начните с традиционного определения основной мысли текста, цели автора. Размышления приведут учащихся к ответу: автор описывает современный мир, в котором живут герои.
Какие вопросы надо задавать, чтобы продолжить размышление
Для продолжения размышлений можно задать следующий вопрос: «Найдите в тексте слова, по которым вы определили, что это действительно наше время?». Прозвучат слова «катер», «мотор», «туристские песни» и др. И теперь учитель отправляет детей в мир поиска значения этих слов, который приведет к тому, что учащиеся отметят для себя примечания: «англ., cutter», «лат., motor», «тюркск. яз., шишлик». И здесь необходимо сделать подсказку, что данные примечания указывают на язык-источник слова, на то, что слово было взято из другого языка.
Какие вопросы надо поставить к тексту, чтобы продолжить работу
Чтобы продолжить работу, можно поставить вопросы: «Почему автор использовал эти слова в тексте?», «Что он хотел рассказать?». Учащиеся сразу поймут, что некоторые из этих слов называют предметы нашей современной жизни, описывают быт современного человека и его увлечения. Поиск синонимов также покажет, что одни синонимы также пришли в русский язык из других языков, другие – недостаточно точно дают определение предмету. Таким образом, сформируется понимание значения заимствованных слов в русском языке.
Какие надо подобрать слова, чтобы усвоить паронимы
Для усвоения паронимов достаточно подобрать к предложенным словам однокоренные: туристские – турист, туристический, туризм; соседнюю – сосед, соседка, соседский. Из приведенного ряда необходимо обратить внимание учащихся на графически схожие слова. Изучение значения этих слов приведет к размышлению на вопрос: «Почему автор не использовал слова «туристический», «соседская»?». Ответом станет понимание того, что в языке есть слова, схожие по написанию, но различные по значению и их нужно использовать в речи в соответствии с контекстом.
Итак, представленные приемы извлечения правил грамматики языка из текстов художественной литературы обеспечивают интеграцию двух дисциплин, в процессе чего решается самая актуальная проблема – формирование и развитие функциональной грамотности, в нашем случае, читательской. Осуществление такой интеграции вызывает необходимость и в развитии функциональной грамотности самого педагога.
Без глубокого знания программных текстов, особенностей авторского стиля, метапредметного мышления, умения формулировать «правильные» вопросы, организовывать исследование учащихся, видеть текст через «языковой рентген» осуществить такую тесную интеграцию языка и литературы будет очень сложно.
Тем не менее, установка на такую интеграцию способствует профессиональному развитию самого педагога, повышению мотивации к творческому поиску и укреплению базы предметных знаний.

Как оценить знания учащихся: новая методика, которая исключит субъективный подход и снизит споры с родителями и администрацией
Система критериального оценивания ориентирована на получение объективной информации о результатах обучения детей на основе критериев оценивания, которые рекомендовало МОН РК, и предоставления ее всем участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса.

К ним относятся:
функционирование объективной и прозрачной системы оценивания, способствующей повышению качества образовательных услуг;
формирование единых и качественных механизмов оценивания, соответствующих международным подходам и стандартам;
повышение компетентности учителей в оценочной деятельности;
создание условий для привития навыков самостоятельного обучения и повышения ответственности обучающихся за свое обучение;
предоставление объективной, непрерывной и достоверной информации
обучающимся – о качестве их обучения;
учителям – о прогрессе обучающихся;
родителям – о степени достижения результатов обучения;
органам управления – о качестве предоставляемых образовательных услуг.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся выполняет обучающие, контролирующие и воспитывающие функции. Результаты оценки качества используют при формировании рейтингов и других форм представления результатов оценочных процедур.
Начинающие учителя испытывают затруднения, когда осуществляют на уроках функции контроля. Цель данной статьи – привлечь внимание учителя к вопросам объективной оценки успеваемости учащихся.
Контроль нельзя рассматривать изолированно от всех других форм организации учебно-воспитательного процесса, поскольку усвоение учащимися знаний и умений зависит от выбранных методов и приемов преподавания.
Нажмите, чтобы посмотреть полностью


Усовершенствованная программа поможет решить эти вопросы. В ней четко изложены цели обучения и воспитания учащихся, а разделы «Основные требования к знаниям и умениям учащихся» и «Рекомендации по оцениванию знаний учащихся» (оценка устных ответов и практических умений учащихся) значительно облегчают учителю отбор содержания учебного материала, который надо проверить.

Проверку знаний и умений учитель обычно проводит в форме вопросов и заданий. Они должны соответствовать учебным задачам, характеру учебного материала и подготовленности учеников. Как это лучше сделать?
Рекомендации
1
рекомендация
Составляйте вопросы и задания к темам так, чтобы было ясно, насколько учащиеся усвоили и осмыслили основные понятия в процессе изучения отдельных тем и курса в целом.
Задача учителя сводится к тому, чтобы вопросы и задания, предлагаемые учащимся для ответа, не только давали возможность выяснять знание учащимися конкретного изученного материала, но и ориентировали на обобщение знаний, а также на развитие умений школьников сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
2
рекомендация
Ознакомьте учащихся перед началом изучения темы (устно или запишите на интерактивной доске) с содержанием основных вопросов и заданий, которые будут использованы при итоговой проверке на заключительном уроке темы.
Ориентация учащихся на усвоение главного, существенного в учебном материале активизирует их познавательную деятельность, стимулирует настойчивость в достижении поставленных целей, помогает школьникам самостоятельно оценить свои успехи.
Какие основные параметры качества знаний надо учитывать при оценке ответов учащихся
Совет 1-й. Учитывайте правильность и осознанность знаний
Эти два качества выражаются в понимании учащимися связей между знаниями, в умении выделить существенные и несущественные связи, в познании способов получения знаний.
Судить об этих качествах учитель может по тому, приводит ли ученик, излагая учебный материал, свои примеры или ограничивается теми, которые даны в учебнике, может ли дать обоснование и доказательства, если это требуется.
Проверяется, как правило, знание учащимися не только нового, но и ранее пройденного материала. Поэтому правильность ответов указывает также на прочность усвоения учебного материала.

ПРИМЕР
Урок естествознания (6 класс)
Раздел 6.1.В. Человек. Земля. Вселенная. Тема урока: «В чем сходства и различия микро- и макромира».
Цель обучения: 6.2.1.1 – называть параметры объектов макро- и микромира.
Задание 1.
1. Внимательно ознакомьтесь с текстом §6.
2. Укажите в диаграмме Вена, в чем сходство и различие между микро-, макро- и мегамиром. (2 балла)
Задание 2.
1. Определи самую большую и самую маленькую планету Солнечной системы.
2. Подсчитай, во сколько раз Солнце больше Земли (диаметр Солнца 1 390 000 км). (2 балла)
Задание 3.
На ваше усмотрение зашифруйте в виде ребуса один из следующих терминов: макромир, микромир, мегамир. (3 балла)
Совет 2-й. Учитывайте полноту ответа
Полнота ответа является третьим важным показателем его качества. Эталонная полнота ответа в основном обусловлена составом учебного материала и его структурой в учебнике.
Иногда учитель сообщает учащимся на уроке новые научные сведения, которые еще не отражены в учебнике. В этом случае предупредите учащихся о необходимости обязательного запоминания сообщенных сведений и учитывайте знание школьниками этих сведений при оценке ответа.
Совет 3-й. Учитывайте логику ответа
Это четвертый показатель качества, который показывает последовательность изложения взаимообусловленных частей учебного материала. Большое значение имеет и правильность речи ученика.
Выделенные параметры качества ответа неравноценны с точки зрения оценки. Преимущественное значение в ответе придается правильности, осознанности и полноте изложения материала. Эти качества в их разных сочетаниях взяты за основу при разработке шкалы оценочных баллов. Однако оценивать высшим баллом ответ, в котором имеются серьезные погрешности в логике его изложения, нельзя. Требование логично излагать материал – важное условие для учащихся при вычленении ими существенных сторон знания, установлении связи между ними.

Поясним это на примере урока по естествознанию в 6 классе
Раздел 6.1.В. Человек. Земля. Вселенная.
Тема урока: «Как взаимодействуют оболочки Земли».
Цели обучения: 6.2.3.1 – объяснять способы взаимодействия внешних оболочек Земли.
Задание 1. И. Вернадский считал, что живые организмы – это самая могущественная сила на земной поверхности, преобразующая природу. Почему?
Задание 2. В Центре управления полетами ученые обрабатывают показания приборов, поступающие с борта автоматического космического корабля. Его цель – поиск жизни на планетах Солнечной системы. Корабль уже побывал вблизи Венеры. Его сообщения были неутешительными: признаков жизни там обнаружить не удалось. Корабль продолжил путешествие, на его пути еще одна планета. Однако что это? Приборы корабля обнаружили воду и атмосферу, в которой есть кислород! Температура на поверхности планеты не ниже – 80 °C и не выше + 50 °C.
Неужели обнаружена еще одна планета, на которой есть жизнь?
Какое из продолжений текста соответствует действительности?
На получение каких данных настроены датчики космического корабля? Почему?
Задание 3. Составьте синквейн «Географическая оболочка».
Разработанные в программе требования регламентируют нормы и правила выставления баллов. Но на практике учителя испытывают затруднения в оценке различных видов знаний, сравнений отметок, полученных учащимися в разное время, т. е. при выведении общей оценки.
Баллы – не только критерий знаний и умений, но и средство психологического воздействия на ученика, формирования его личностных качеств. Учитель часто сталкивается и с необходимостью осуществления индивидуального подхода к проверке успеваемости, т. е. применением критериального оценивания.
Чтобы проверка знаний учеников была объективной, необходимы коллективные усилия методистов и учителей по дальнейшему совершенствованию критериального оценивания.

Так, при критериальном оценивании знаний и умений учащихся применяется поэлементный анализ ответов учащихся. С этой целью к составленным для проверки вопросам и заданиям помимо критериев разработайте ответы-эталоны с перечнем основных элементов знаний (а в умениях – с указанием определенного порядка действий), которые должны быть в полном правильном ответе.
Под элементом знаний условно имеют в виду компонент содержания, а также отдельное действие (операцию), которое должен выполнить ученик при практическом применении знаний. При этом отберите основные опорные элементы знаний, анализ содержания и подсчет которых в ответах дает возможность определить уровень усвоения учебного материала учащимися и отразить его в пятибалльной системе сценок. Содержание и объем элементов знаний и умений определены программой и учебником.

Рассмотрим это на примере
Урок естествознания (6 класс)
Раздел долгосрочного плана: 6.3.С. Энергия и движение, тема урока: «Что такое давление».
Цель обучения: 6.5.2.2 – различать давление твердых тел, жидкостей и газов.
Задание 1.
1. Что представляет собой атмосфера Земли?
2. Расскажите об опытах, подтверждающих существование атмосферного давления.
3. Определите цену деления и показание барометра на рисунке.
Задание 2. Дайте аргументированные ответы на вопросы:
1. Как можно увеличить или уменьшить давление на опору?
2. Почему регулярно приходится точить ножи, ножницы?
3. Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста, бревен или досок?
4. Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иглой.
Задание 3.
Задача 1. Лед выдерживает давление 90 000 Па. Пройдет ли по этому льду трактор весом 54 000 Н, если он опирается на гусеницы общей площадью 1,5 м2?
Задача 2. Рассчитайте, какое давление оказывает на грунт гранитная колонна весом 1 560 000 Н, площадь основания которой 1,5 м2.
Известно, что сознательное усвоение учащимися биологии во многом зависит от понимания ими применения естественно-научных знаний на практике. Поэтому при проведении проверки знаний включите вопросы и задания практического характера.
Рассмотрим пример применения поэлементного анализа ответа учащихся на такой вопрос: «Объясните, почему окучивание повышает урожай картофеля». (На примере урока биологии в 7 классе).
Ответ, который свидетельствует о правильности, осознанности и полноте знаний, должен включать следующие элементы знаний:
1) при окучивании нижней части стеблей влажной почвой на них отрастают придаточные корни, в результате чего растение больше получает воды и минеральных солей из верхнего плодородного слоя почвы;
2) на окученных стеблях образуются подземные побеги, на верхушечной части которых развиваются клубни;
3) при окучивании производится рыхление почвы, поэтому усиливается приток воздуха к корням, что улучшает условия их дыхания, питания и роста;
4) рыхление способствует сохранению влаги в почве.
Ответ оценивается отметкой 5 баллов, если в нем содержатся все указанные элементы знаний. При наличии в ответе первых трех элементов ставится отметка 4 балла. Ответ оценивается отметкой 3 балла, если указан первый элемент и какой-либо из последующих. Ответ, в котором указан только первый элемент без объяснения его значения, оценивается отметкой 2 балла. Ответ, в котором говорится, что окучивание повышает урожай, без объяснения причин этого явления оценивается отметкой 1 балл.
Поэлементный анализ является важным средством при решении вопроса о соотношении содержания обучения и проверки. Его использование в школьной практике позволяет объективно определить качество ответа ученика.
Учителю важно самому уметь выделить основные элементы знаний и умений в ожидаемых от учащихся полных ответах.
При отборе элементов знаний и умений предполагаемого объема используйте не только программу и учебник, но и методические пособия.
Совет 4-й. Помните об индивидуальном подходе
Чтобы получить объективные результаты проверки оценки знаний и умений учащихся, правильно выберите время для ее проведения. Дидактические исследования показали, что проверку с выставлением отметки целесообразно проводить тогда, когда учащиеся изучили новый материал, осмыслили и запомнили его, а в некоторых случаях и повторили.
Если изучается сложный материал, проводите проверку после дополнительного разъяснения этого материала ученикам, выполнения ими упражнений, направленных на его осмысление и запоминание.
При проверке знаний учащихся, испытывающих затруднения, необходим индивидуальный подход. Он выражается в неодинаковой частоте опрашивания отдельных учащихся, порядке вызова их на уроке (сначала проверяются сильные по успеваемости учащиеся, а затем контроль распространяется и на остальных учеников, которым учитель дает возможность усвоить трудный материал путем повторных разъяснений, дополнительных упражнений и т. п.).
Индивидуальный подход может быть выражен и в различной формулировке вопроса: требующий размышления «толстый вопрос» – для сильных учащихся, однозначный ответ на «тонкий вопрос» – для слабых учащихся.

ПРИМЕР
Урок естествознания (6 класс)
Раздел 6.3.С. Энергия и движение, тема урока: «Опорно-двигательная система».
Цели обучения: 6.5.2.3 – описывать строение скелета.
Задание 1.
I. Составьте рассказ по плану:
1. Среда обитания.
2. Представители.
3. Способ передвижения.
4. Особенности строения конечностей.
5. Скорость передвижения.
II. Ответьте на следующие вопросы:
1. На какие группы по способу движения можно разделить изображенные организмы?
2. Какая скорость перемещения наиболее распространена среди животных?
3. В какой среде достигаются наивысшие скорости передвижения у животных? Почему?
4. Назовите по рисунку чемпионов по скорости передвижения среди насекомых, птиц, рыб, млекопитающих.
5. Как зависит скорость движения животных от их размеров? С какой скоростью перемещается большинство животных? Почему максимальная скорость движения встречается в природе редко?
Задание 3.
1. Назовите отделы скелета змеи. Какой отдел внутреннего скелета позвоночных у змеи отсутствует? Как это связано с ее движением?
2. Какие типы скелетов имеют жук-олень, певчий дрозд?
Совет 5-й. Отметьте достоинства и недостатки ответа ученика. Дайте указания, как надо работать, чтобы добиться успехов
При выборе методов проверки учитывайте индивидуальные особенности учащихся. Проверку знаний и умений с выставлением баллов завершите оценочным суждением, в котором отметьте достоинства и недостатки ответа ученика. Оценочные суждения учителя особенно важны в начале изучения учащимися учебного материала, так как они связаны с разъяснением требований к знаниям, к итогам самостоятельной работы на уроке и дома. В дальнейшем мотивировка оценки может сводиться к кратким комментариям.
Не забывайте об отношении к отвечающему: оно должно быть доброжелательным, спокойным, без обидных замечаний, унижающих школьника. Спокойная обстановка создает благоприятные условия для выявления знаний учащихся, имеющихся у них пробелов по тем или иным вопросам, причин, породивших их. Это позволит принять правильное решение по их устранению и повысит успеваемость учащихся.

Далее даны несколько примеров программ для геймификации образовательного процесса.