ещё
свернуть
Все статьи номера
№11, 2021
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТАЦИЯ

Как организовать повышение квалификации педагогов

Как часто педагоги должны повышать квалификацию?

Педагог обязан непрерывно совершенствовать свое профессиональное мастерство, исследовательский, интеллектуальный и творческий уровень, в том числе повышать (подтверждать) уровень квалификационной категории. Как часто нужно проходить эти процедуры, смотрите в ответе эксперта.

Раз в пять лет.

Педагог в целях поддержания и развития ранее приобретенных профессиональных компетенций проходит курсы повышения квалификации. Порядок прохождения курсов определяет уполномоченный орган в области образования (п. 1 ст. 18 Закона РК от 27.12.2019 г. № 293 «О статусе педагога»).

Образовательные программы профессиональной подготовки педагогов разрабатывают на основе требований профессионального стандарта педагога. К тому же повышение квалификации – одна из обязанностей педагога. На основании Закона РК «О статусе педагога» он обязан непрерывно совершенствовать свое профессиональное мастерство, исследовательский, интеллектуальный и творческий уровень, в том числе повышать (подтверждать) уровень квалификационной категории не реже одного раза в пять лет (пп. 3) п. 1. ст. 15 Закона РК от 27.12.2019 г. № 293 «О статусе педагога»).

Какие существуют курсы повышения квалификации?

Есть два вида курсов повышения квалификации: краткосрочные и длительные.

Длительность краткосрочных курсов составляет не менее 36 академических часов, длительных – не менее 108 академических часов. Есть курсы зарубежные (от 36 академических часов до 1 (одного) года).

Общая продолжительность курсов для педагога в межкурсовой период (один раз в 5 лет) составляет от 36 часов до 180 часов в зависимости от направления и тематики. А академический час курса составляет 45 минут.

Проведение курсов проходит единовременно или поэтапно посредством освоения разных направлений и модулей в аудиторной и дистанционной формах, в том числе путем прохождения стажировки по международной стипендии «Болашак».

Руководители могут самостоятельно решать, на какие курсы направить педагогов. Чтобы педагоги вовремя повышали квалификацию, нужен перспективный план. Организация образования должна ежегодно составлять перспективный план повышения квалификации педагогов, готовить заявку заранее и представить ее к 1 августа в районный (городской) областной отдел образования или в республиканские организации образования.

Педагоги могут проходить повышение квалификации и чаще. Право педагога на дополнительное профессиональное образование нарушено не будет. Руководитель может направить работника на внеочередные курсы, если, например, в школу или детский сад поступил ребенок с инклюзией.

Какие специалисты проводят курсы повышения квалификации педагогов?

Курсы проводят педагоги, которые имеют опыт работы по профилю курсовой подготовки, сертифицированные тренеры, подготовленные с участием казахстанских и зарубежных экспертов, а также специалисты и работники производственных предприятий, имеющие стаж работы не менее трех лет и профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по педагогическим и профильным специальностям.

К тому же в период проведения курсов к чтению отдельных лекций и ведению практических занятий организация привлекает методистов, педагогов, руководителей организаций образования, практиков, специалистов производственных предприятий, представителей региональных палат предпринимателей и ассоциаций работодателей ( п. 19–20 Правил организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога, утвержденных приказом МОН РК от 28.01.2016 г. № 95).

Курсы проводят организации образования, которые реализуют образовательные программы повышения квалификации педагогов (далее – организация). Это Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», Национальный научно-практический образовательный, оздоровительный центр «Бөбек», Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики, Национальный институт гармоничного развития человека, Национальный научно-практический центр физической культуры, Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен», высшие учебные заведения, юридические лица независимо от форм собственности и осуществляющие согласно уставу деятельность по проведению курсов, а также областные, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент методические кабинеты.

Курсы за рубежом организовывает уполномоченный орган в области образования, акционерное общество «Центр международных программ», Автономная организация образования «Назарбаев интеллектуальные школы» и управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент за счет соответствующих бюджетов или других источников, не запрещенных законодательством РК.

Курсы за рубежом проводят зарубежные организации образования, международные научно-исследовательские центры, реализующие образовательные программы повышения квалификации педагогов на основании договора на оказание услуг по повышению квалификации, заключенного между организацией и зарубежной организацией и графика проведения курсов за рубежом (п. 5 ст. 2 Правил организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога, утвержденных приказом МОН РК от 28.01.2016 г. № 95).

Какие документы надо оформить организации, чтобы организовать обучение сотрудников?

Управление образования ежегодно до 1 ноября формирует план повышения квалификации педагогов области на предстоящий финансовый год с распределением педагогов на краткосрочные или на длительные курсы.

Списки педагогов на конкретные курсы формируют за два месяца до начала курсов.

Организация образования ежегодно составляет перспективный план повышения квалификации педагогов и представляет заявку к 1 августа в районный (городской), областной отделы образования и республиканские организации образования в произвольной форме о направлении педагогов на курсы.

Затем отделы образования формируют план повышения квалификации педагогов, рассматривают представленные заявки и направляют их в управление образования ежегодно до 1 сентября.

А управление образования уже до 1 ноября формирует план повышения квалификации педагогов области на предстоящий финансовый год с распределением педагогов на курсы.

Списки педагогов на конкретные курсы формируют за два месяца до начала курсов согласно утвержденным планам.

Педагоги направляются на курсы на основании приказов руководителей организаций образования, отделов образования, управлений образования.

Можно ли проходить курсы повышения квалификации дистанционно?

Да, можно.

Курсы повышения квалификации организуют

• без отрыва от трудовой деятельности (в том числе по дистанционной форме обучения);

• с отрывом или частичным отрывом от трудовой деятельности с сохранением заработной платы;

• за рубежом с отрывом от трудовой деятельности сроком до 1 года (ст. 2 Правил организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога, утвержденных приказом МОН РК от 28.01.2016 г. № 95).

Преимущество дистанционных курсов – возможность обучения без отрыва от работы или обучения в удобное для сотрудника время.

Какие документы надо оформить, чтобы организовать обучение сотрудников?

Заключите договор об обучении с организацией, в которой педагоги будут проходить курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Какие еще нужны документы, смотрите в ответе эксперта.

Заключите договор об обучении с организацией, в которой педагоги будут проходить курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Составьте и утвердите график посещения курсов повышения квалификации, ознакомьте с ним педагогов. Учебный план курсов и график занятий приложите к договору. Издайте приказ о направлении педагогов на курсы повышения квалификации. Укажите в нем организацию, в которой педагоги будут учиться, форму и срок обучения. Ознакомьте педагогов с приказом под подпись.

Поручите специалисту по кадрам внести запись о повышении квалификации в раздел «Сведения о работе» трудовых книжек педагогов, когда они завершат обучение. Также секретарь должен внести сведения о повышении квалификации в личную карточку педагога, когда он закончит обучение.

Какую программу дополнительного профессионального обучения выбрать педа- гогу?

Рекомендуйте педагогу выбирать курс и программу обучения в соответствии с результатами контроля и анализа его профессиональной деятельности. Что еще нужно учесть, читайте в ответе эксперта.

Также убедитесь, что выбранная программа совпадает с профилем педагога.

Проверьте содержание программы по учебно-тематическому плану. Программа должна учитывать требования профессионального стандарта в области образования и квалификационные требования к должности. Если сотрудник планирует занять руководящую должность или его квалификация не соответствует требованиям, направьте его на курсы профессиональной переподготовки.

Какие документы надо оформить педагогу, который претендует на обучение на курсах повышения квалификации?

Педагог, претендующий на обучение на курсах, представляет в организацию следующие документы:

  • заявление по форме;
  • анкету слушателя курсов повышения квалификации педагогов по форме (п. 8 Правил);
  • копию документа, удостоверяющего личность/индивидуальный идентификационный номер;
  • копии сертификатов (при наличии);
  • мотивационное письмо (для прохождения курсов повышения квалификации за рубежом) на казахском или русском языках (п. 8 Правил).

Скачать

Скачать

№11, 2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Как развивать литературно-творческие способности детей начальной школы

Типовой учебной программой предусмотрено развитие литературно-творческих способностей. Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнение творческих заданий, определяет педагог в зависимости от поставленных задач и уровня подготовленности обучающихся.

Каков объем учебной нагрузки?

Во 2 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.

В 3 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.

В 4 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.

1-я рекомендация. Развивайте навыки чтения

Навык чтения является ключевым учебным навыком, поэтому важно работать над его формированием поэтапно:

- правильное чтение (соотнесение звуков и букв, слияние в слоги);

- осознанное (понимать смысл прочитанного слова и объяснять их значение);

- беглое (правильное и осознанное чтение целыми словами информации);

- выразительное (правильно, осознанно и бегло прочитать выразить интонационно свое отношение к содержанию информации).

Для каждого класса ставьте разные задачи, учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения обучающихся.

Задачи для 2 класса

1. Проверьте сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями.

2. Далее проверьте, понимает ли ученик общий смысл содержания прочитанного текста.

3. Проверьте, умеет ли ученик использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.

Задачи для 3 класса

В 3 классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами проверьте:

1) понимает ли он прочитанный текст при темпе чтения вслух и про себя;

2) выразительность чтения подготовленного текста произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности.

Задачи для 4 класса

1. Проверьте процесс принятия смысла, добывания информации из письменного текста, выборочное чтение, осмысленное чтение бегло, вслух и про себя, выразительное, с передачей замысла автора, контроль своего чтения (табл. 1).

Таблица 1. Нормы сформированности навыка чтения по предмету «Литературное чтение»


2-я рекомендация. Держите памятку всегда под рукой


3-я рекомендация. Систематично формируйте навыки чтения

Как формировать навык чтения?

Так как формирование навыка чтения – одна из важнейших задач, стоящих перед начальной школой, то, чтобы ликвидировать и предупредить пробелы по составляющим техники чтения, необходимо

  • регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования обучающихся технической стороны чтения;
  • вести строгий учет пробелов, наглядно отражать динамику овладения обучающимися приемов чтения;
  • отрабатывать умение чтения с пониманием текста;
  • вести читательские дневники;
  • осуществлять регулярный контроль чтения обучающихся дома, обсуждение прочитанного, а также оценку прочитанного самими обучающимися;
  • на уроках чтения больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению техники чтения, таких как «чтение с карандашом», «чтение по линейке», «жужжащее» чтение (в течение 3–5 минут в начале каждого урока), чтение «парами», «по цепочке», «по ролям», выборочное чтение и т. п.
Как восполнять знания и формировать новые умения?

Чтобы восполнить знания и сформировать новые умения учащихся, необходимо учесть следующее:

1) занятия должны быть систематическими;

2) постоянно возвращаться к пройденному, пока знания не будут сформированы;

3) занятия должны быть интересными.

Как восполнять знания и формировать новые умения в онлайн-режиме?

При работе по восполнению знаний и проведению уроков в онлайн-режиме руководствуйтесь требованиями к дистанционным урокам. Дистанционное обучение русскому языку важно организовать так, чтобы максимально развить коммуникацию и вызвать интерес к теме.

Дистанционный урок русского языка в начальной школе проводите, учитывая следующее:

  • Подавайте материал дозированно.
  • Чтобы максимально вовлечь детей в учебный процесс, применяйте разные виды деятельности: вопрос-ответ, тесты, игры и т. д.
  • Используются визуальные и звуковые методы, их важно постоянно чередовать.
  • 1–2 раза за урок проводите физкультурные паузы, гимнастику для глаз, разминку для пальчиков.

4-я рекомендация. Проводите разные виды дополнительных работ и заданий с заранее подготовленными критериями и дескрипторами к ним

Периодичность проведения и виды творческих работ обучающего характера определяются на усмотрение педагога. Ниже даны примерные виды работ с критериями рекомендательного характера (табл. 2).

Таблица 2. Примерные виды работ с критериями/дескрипторами


5-я рекомендация. Соблюдайте количество суммативных оцениваний по предмету «Литературное чтение»

Как проводить суммативное оценивание по предмету?

Суммативное оценивание по предмету предполагает проведение конкретного количества суммативных оцениваний за раздел (табл. 3).

Таблица 3. Количество суммативных оцениваний за раздел/сквозную тему по предмету «Литературное чтение»

В суммативном оценивании за раздел/сквозную тему объединяются два вида речевой деятельности (например, аудирование и говорение; чтение и письмо).


← Нажмите, чтобы посмотреть полностью


№11, 2021
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Тест «В чем ваша сильная сторона?»

Потренируйте память

Сначала давайте проверим вашу память. Чем больше мы развиваем умение запоминать, тем быстрее воспринимаем информацию. Это очень полезный навык для кадровика, ведь вам приходится держать в голове столько важных сведений о сотрудниках.

Задание 1. Психологи подсчитали, что человек в среднем способен запомнить за один раз примерно семь элементов. Но зачем ограничивать себя? Давайте стремиться к большему. Если не запомнили слова с первого раза, потренируйтесь. Возможно, вы разволновались или не смогли сосредоточиться. Попробуйте запоминать односложные слова каждый день, так вы улучшите свою память.

← Кликните по стрелке в правом нижнем углу, и она перевернется


Анализ результатов

Не важно, в какой последовательности вы вспомнили слова. Вы же заметили, что они не связаны по смыслу? Но чтобы запомнить их, вы составляли логические связи, даже не замечая этого.

Назвали с первого раза меньше 5 слов – учеба не входит в ваши приоритеты, возможно, вы и так всё давно знаете. Вы обоснованно считаете, что в отделе кадров вы уже незаменимы. Попробуйте начать развиваться в другой области. Можно освоить новый участок работы или найти интересное хобби.

От 5 до 8 слов – вы готовы узнавать новое и имеете прекрасную память. Кроме того, вашей логике можно позавидовать, ведь вы умеете объединять воедино совершенно разные сведения. Напомните руководству о себе, возможно, вам доверят более ответственную работу и повысят зарплату.

Вы вспомнили 9 или 10 слов – у вас невероятные способности! С такой памятью вы сможете работать в любой сфере. Конечно, вы успешны в своей работе, но не пора ли вам поставить более амбициозные цели?

Задание 2. Это задание на проверку зрительной и пространственной памяти. Благодаря этим видам памяти вы ориентируетесь в стрессовых ситуациях и справляетесь с многозадачностью. Проверьте, насколько хорошо вы умеете запоминать информацию.


Анализ результатов

На втором рисунке есть все девять геометрических фигур из первого рисунка.

Нашли меньше 4 фигур – вы не любите припоминать неинтересные сведения. Рутина вам быстро надоедает, поэтому вы часто чувствуете усталость от должностных обязанностей. Попробуйте перестроить свою работу, чтобы у вас была возможность переключать внимание, делать каждый день что-то непривычное.

От 4 до 7 фигур – у вас прекрасная образная память. Также у вас развито пространственное мышление. Благодаря этому вы легко переключаетесь с одной задачи на другую и помогаете коллегам, если они не успевают справляться с работой.

Угадали от 7 до 9 фигур – вы творческий человек, умеете выстраивать рабочий процесс так, как вам удобно. У вас развито воображение, вы умеете видеть главное в деталях.

Проверьте, какой у вас тип восприятия

Вы наверняка видели двойственные изображения – их можно найти в Интернете, это еще один вид развлечений. А знаете, для чего они нужны на самом деле? Для научных экспериментов. По картинкам, в которых два изображения наложены друг на друга, ученые проверяют восприятие, личностные особенности людей и даже диагностируют заболевания глаз.

Задание. С помощью этого двойственного изображения можно понять, в какой сфере вы будете более успешны. Восприятие меняется со временем, как и ваши цели. Вы обращаете внимание на то, что вам интересно сейчас. Поэтому способ восприятия показывает, в какой профессиональной области вы можете развиваться.


Анализ результатов

Большинство людей могут заметить с первого взгляда только одно из двух изображений. В зависимости от того, что вы распознали первым, можно судить о том, что вам ближе.

Увидели первым дерево? Вы легко анализируете информацию. Для  вас важны материальные цели. Умеете видеть главное и всегда сосредоточенны. С такими способностями вам будут рады в бухгалтерии. Подумайте, возможно, ваше призвание – финансы.

Заметили лица юноши и девушки? Вы знаете, как создать хорошие отношения с любым человеком. Для вас важно общение, вы разбираетесь в людях и умеете убеждать их. Может быть, вам стоит развиваться в сфере работы с персоналом? Ведь вы прирожденный HR-специалист.

Проверьте ваши сильные стороны и страхи

У всех нас они есть. Трудно быть объективным с самим собой и нелегко признать свои величайшие слабости и страхи. Однако, зная их, нам гораздо легче развиваться. Как бы мы не были уверены в себе, эта информация для нас полезна.

Задание. Это задание поможет выявить сильные стороны и страхи. Если вы хотите быть счастливее, успешнее – расслабьтесь и следуйте инструкциям, чтобы узнать больше о себе.


Анализ результатов

Если вы увидели:

Мужское лицо. Ваша сила в объективности, хотя это и трудно в некоторых ситуациях. Если человек не знает, как поступить в той или иной ситуации, вы можете справиться с этой проблемой. Вот почему многие люди обращаются именно к вам, когда они находятся в кризисе и испытывают трудности. Конечно, вы не идеальны. Нет идеальных. Ваша самая большая слабость в том, как вы справляетесь со сложными эмоциями. Вам трудно преодолеть барьер вокруг вас и общаться с людьми, которых вы любите. У вас слишком много эмоций, но вы часто выглядите, как айсберг. Снимите свою маску и покажите близким себя.

Женщина. Ваша сила – ваш разум. Он – ваш дар от природы, вы используете каждый свободный момент, чтобы узнать что-то новое. Это не значит, что вы всезнайка. Когда вы решаете, что какая-то информация вам интересна, вы хотите знать ее. Вы можете быть очень умным и информированным, но ваша слабость в том, что вы часто невнимательны и забываете обо всем, что не заработало у вас. Это могут быть даже ваши отношения. Если вы хотите сохранить равновесие в своей жизни и быть счастливым, интересуйтесь всем понемногу.

Кресло. Ваша сила – это необыкновенный взгляд на жизнь. Вы часто решаете проблемы, потому что ваше качество помогает вам в трудные времена, но иногда вы используете свой дар, чтобы подбодрить кого-то. Когда ваш знакомый плохо себя чувствует, он ищет вас, потому что вы просвещаете каждого относительно его жизни. К сожалению, ваша слабость в том, что вы не можете долго концентрироваться только на одном. У вас есть отличные идеи, и вы вносите вклад во всё, что хотите, но вы отказываетесь, как только теряете интерес. Это происходит очень быстро.

Всего понемногу. Ваша сила – слушать и понимать других. Вы великолепны, когда дело доходит до общения. Вы можете заставить самого тихого и замкнутого человека говорить. В то время как общение является плюсом, ваши действия являются слабостью. Вы предпочитаете помогать другим в разговорах, составлять списки, но принятие решений и принятие мер – это не то, к чему вы сразу же стремитесь. Научитесь доверять своей интуиции и начните работать над проблемой. Делайте это шаг за шагом.

Определите ваш тип мышления

Вы наверняка знаете о тестах на интеллект, они в моде у рекрутеров. Откроем маленький секрет: ученые до сих пор не могут объяснить, что же такое интеллект. Поэтому такие тесты дают субъективную оценку умственных способностей.

Задание 1. Перед вами три словесных лабиринта. В каждом из них скрыто по одному осмысленному слову. Чтобы найти слово в каждом лабиринте, нужно действовать по правилам. Первое правило: начало всегда в правом нижнем углу лабиринта, а конец – в левом верхнем углу. То есть первая буква слова в правом нижнем углу, а последняя буква – в левом верхнем углу. Второе правило: двигаться по лабиринту букв можно только по прямой на любое количество букв, наискосок нельзя. Третье правило: любая пройденная буква входит в слово, пропустить ее нельзя.


Анализ результатов

Посмотрите, как быстро вы разгадали словесные лабиринты.

Если на решение третьего лабиринта у вас ушло меньше времени, чем на первые два, у вас гибкое мышление, вы быстро переключаетесь с одной задачи на другую. Разгадали быстрее первый лабиринт – вы активны и легко анализируете новую информацию. Если второй лабиринт вы расшифровали быстрее остальных, у вас неординарный способ мышления, вы знаете, как выбрать нужную тактику в работе, и умеете учиться.

Задание 2. Вы знаете, что пословицы и поговорки – это народная мудрость. Но со всеми ли пословицами вы согласны? С помощью этого задания вы определите, какая у вас стратегия мышления.

Перед вами три карточки с пословицами. Найдите в каждой карточке одно утверждение, с которым вы согласны. Если не можете определиться, выберите две подходящие пословицы.


Анализ результатов

Анализ результатов. Посмотрите, какие пословицы чаще выбирали. Если явного приоритета нет, вы умеете сочетать разные стратегии мышления.

Больше ответов «А». Вы самодостаточный человек и знаете, как сберечь свои ресурсы и не волноваться по пустякам.

Больше ответов «Б». Для вас главное побеждать, у вас есть лидерские качества и умение проявлять себя в любой ситуации.

Больше ответов «В». Вы умеете сглаживать углы и найдете общий язык с любым, за это окружающие вас ценят.

Больше ответов «Г». Вы всегда добиваетесь цели, готовы идти на компромисс, если это нужно вам.

Больше ответов «Д». Вы мудрый человек, умеете выстраивать взаимоотношения в коллективе, открыты для поиска решений и диалога.