ещё
свернуть
Все статьи номера
№11, 2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Как развивать литературно-творческие способности детей начальной школы

Типовой учебной программой предусмотрено развитие литературно-творческих способностей. Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнение творческих заданий, определяет педагог в зависимости от поставленных задач и уровня подготовленности обучающихся.

Каков объем учебной нагрузки?

Во 2 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.

В 3 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.

В 4 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.

1-я рекомендация. Развивайте навыки чтения

Навык чтения является ключевым учебным навыком, поэтому важно работать над его формированием поэтапно:

- правильное чтение (соотнесение звуков и букв, слияние в слоги);

- осознанное (понимать смысл прочитанного слова и объяснять их значение);

- беглое (правильное и осознанное чтение целыми словами информации);

- выразительное (правильно, осознанно и бегло прочитать выразить интонационно свое отношение к содержанию информации).

Для каждого класса ставьте разные задачи, учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения обучающихся.

Задачи для 2 класса

1. Проверьте сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями.

2. Далее проверьте, понимает ли ученик общий смысл содержания прочитанного текста.

3. Проверьте, умеет ли ученик использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.

Задачи для 3 класса

В 3 классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами проверьте:

1) понимает ли он прочитанный текст при темпе чтения вслух и про себя;

2) выразительность чтения подготовленного текста произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности.

Задачи для 4 класса

1. Проверьте процесс принятия смысла, добывания информации из письменного текста, выборочное чтение, осмысленное чтение бегло, вслух и про себя, выразительное, с передачей замысла автора, контроль своего чтения (табл. 1).

Таблица 1. Нормы сформированности навыка чтения по предмету «Литературное чтение»


2-я рекомендация. Держите памятку всегда под рукой


3-я рекомендация. Систематично формируйте навыки чтения

Как формировать навык чтения?

Так как формирование навыка чтения – одна из важнейших задач, стоящих перед начальной школой, то, чтобы ликвидировать и предупредить пробелы по составляющим техники чтения, необходимо

  • регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования обучающихся технической стороны чтения;
  • вести строгий учет пробелов, наглядно отражать динамику овладения обучающимися приемов чтения;
  • отрабатывать умение чтения с пониманием текста;
  • вести читательские дневники;
  • осуществлять регулярный контроль чтения обучающихся дома, обсуждение прочитанного, а также оценку прочитанного самими обучающимися;
  • на уроках чтения больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению техники чтения, таких как «чтение с карандашом», «чтение по линейке», «жужжащее» чтение (в течение 3–5 минут в начале каждого урока), чтение «парами», «по цепочке», «по ролям», выборочное чтение и т. п.
Как восполнять знания и формировать новые умения?

Чтобы восполнить знания и сформировать новые умения учащихся, необходимо учесть следующее:

1) занятия должны быть систематическими;

2) постоянно возвращаться к пройденному, пока знания не будут сформированы;

3) занятия должны быть интересными.

Как восполнять знания и формировать новые умения в онлайн-режиме?

При работе по восполнению знаний и проведению уроков в онлайн-режиме руководствуйтесь требованиями к дистанционным урокам. Дистанционное обучение русскому языку важно организовать так, чтобы максимально развить коммуникацию и вызвать интерес к теме.

Дистанционный урок русского языка в начальной школе проводите, учитывая следующее:

  • Подавайте материал дозированно.
  • Чтобы максимально вовлечь детей в учебный процесс, применяйте разные виды деятельности: вопрос-ответ, тесты, игры и т. д.
  • Используются визуальные и звуковые методы, их важно постоянно чередовать.
  • 1–2 раза за урок проводите физкультурные паузы, гимнастику для глаз, разминку для пальчиков.

4-я рекомендация. Проводите разные виды дополнительных работ и заданий с заранее подготовленными критериями и дескрипторами к ним

Периодичность проведения и виды творческих работ обучающего характера определяются на усмотрение педагога. Ниже даны примерные виды работ с критериями рекомендательного характера (табл. 2).

Таблица 2. Примерные виды работ с критериями/дескрипторами


5-я рекомендация. Соблюдайте количество суммативных оцениваний по предмету «Литературное чтение»

Как проводить суммативное оценивание по предмету?

Суммативное оценивание по предмету предполагает проведение конкретного количества суммативных оцениваний за раздел (табл. 3).

Таблица 3. Количество суммативных оцениваний за раздел/сквозную тему по предмету «Литературное чтение»

В суммативном оценивании за раздел/сквозную тему объединяются два вида речевой деятельности (например, аудирование и говорение; чтение и письмо).


← Нажмите, чтобы посмотреть полностью