Как развивать литературно-творческие способности детей начальной школы
Типовой учебной программой предусмотрено развитие литературно-творческих способностей. Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнение творческих заданий, определяет педагог в зависимости от поставленных задач и уровня подготовленности обучающихся.

Во 2 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.
В 3 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.
В 4 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.
1-я рекомендация. Развивайте навыки чтения
Навык чтения является ключевым учебным навыком, поэтому важно работать над его формированием поэтапно:
- правильное чтение (соотнесение звуков и букв, слияние в слоги);
- осознанное (понимать смысл прочитанного слова и объяснять их значение);
- беглое (правильное и осознанное чтение целыми словами информации);
- выразительное (правильно, осознанно и бегло прочитать выразить интонационно свое отношение к содержанию информации).
Для каждого класса ставьте разные задачи, учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения обучающихся.
Задачи для 2 класса
1. Проверьте сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями.
2. Далее проверьте, понимает ли ученик общий смысл содержания прочитанного текста.
3. Проверьте, умеет ли ученик использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.
Задачи для 3 класса
В 3 классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами проверьте:
1) понимает ли он прочитанный текст при темпе чтения вслух и про себя;
2) выразительность чтения подготовленного текста произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности.
Задачи для 4 класса
1. Проверьте процесс принятия смысла, добывания информации из письменного текста, выборочное чтение, осмысленное чтение бегло, вслух и про себя, выразительное, с передачей замысла автора, контроль своего чтения (табл. 1).
Таблица 1. Нормы сформированности навыка чтения по предмету «Литературное чтение»
2-я рекомендация. Держите памятку всегда под рукой
3-я рекомендация. Систематично формируйте навыки чтения

Так как формирование навыка чтения – одна из важнейших задач, стоящих перед начальной школой, то, чтобы ликвидировать и предупредить пробелы по составляющим техники чтения, необходимо
- регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования обучающихся технической стороны чтения;
- вести строгий учет пробелов, наглядно отражать динамику овладения обучающимися приемов чтения;
- отрабатывать умение чтения с пониманием текста;
- вести читательские дневники;
- осуществлять регулярный контроль чтения обучающихся дома, обсуждение прочитанного, а также оценку прочитанного самими обучающимися;
- на уроках чтения больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению техники чтения, таких как «чтение с карандашом», «чтение по линейке», «жужжащее» чтение (в течение 3–5 минут в начале каждого урока), чтение «парами», «по цепочке», «по ролям», выборочное чтение и т. п.

Чтобы восполнить знания и сформировать новые умения учащихся, необходимо учесть следующее:
1) занятия должны быть систематическими;
2) постоянно возвращаться к пройденному, пока знания не будут сформированы;
3) занятия должны быть интересными.

При работе по восполнению знаний и проведению уроков в онлайн-режиме руководствуйтесь требованиями к дистанционным урокам. Дистанционное обучение русскому языку важно организовать так, чтобы максимально развить коммуникацию и вызвать интерес к теме.
Дистанционный урок русского языка в начальной школе проводите, учитывая следующее:
- Подавайте материал дозированно.
- Чтобы максимально вовлечь детей в учебный процесс, применяйте разные виды деятельности: вопрос-ответ, тесты, игры и т. д.
- Используются визуальные и звуковые методы, их важно постоянно чередовать.
- 1–2 раза за урок проводите физкультурные паузы, гимнастику для глаз, разминку для пальчиков.
4-я рекомендация. Проводите разные виды дополнительных работ и заданий с заранее подготовленными критериями и дескрипторами к ним
Периодичность проведения и виды творческих работ обучающего характера определяются на усмотрение педагога. Ниже даны примерные виды работ с критериями рекомендательного характера (табл. 2).
Таблица 2. Примерные виды работ с критериями/дескрипторами
5-я рекомендация. Соблюдайте количество суммативных оцениваний по предмету «Литературное чтение»

Суммативное оценивание по предмету предполагает проведение конкретного количества суммативных оцениваний за раздел (табл. 3).
Таблица 3. Количество суммативных оцениваний за раздел/сквозную тему по предмету «Литературное чтение»
В суммативном оценивании за раздел/сквозную тему объединяются два вида речевой деятельности (например, аудирование и говорение; чтение и письмо).
← Нажмите, чтобы посмотреть полностью

