ещё
свернуть
Все статьи номера
№1, 2022
МИНИ-КУРС

Практикум на 7 минут, который поможет организовать дистанционную работу с родителями во время пандемии

№1, 2022
СЛОВО РЕДАКТОРА

Новые формы работ в новом году

Дорогие читатели!

Поздравляю вас с Новым годом! Желаю, чтобы в новом году вы так же легко решали свои профессиональные задачи! Практические разработки и готовые образцы в январском номере вам в этом помогут.

Например, в статье «Как проводить методические объединения и семинары с учителями по-новому» – новые формы работы для вашего методобъединения. С их помощью вы разнообразите методическую работу в школе, мотивируете и заинтересуете учителей.

7 новых идей взаимодействия с родителями помогут повысить эффективность родительских собраний.

Иногда не всё удачно получается даже у педагогов-наставников. Подсказки практика помогут наладить работу с молодыми педагогами. В помощь – готовый алгоритм и план работы с педагогами на год, резервные карты и план мероприятий.

Для методистов детского сада статьи:

Назгуль Есболова,
главный редактор, e-mail: moo@mcfr.kz
№1, 2022
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Собрания по-новому: как добиться 100%-го участия родителей. 7 проверенных методов

Семья и дошкольные организации – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольная организация (далее – ДО) играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Педагог должен стремиться к конструктивному взаимодействию с родителями воспитанников, преодолевать негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. Воспитателям необходимо освоить новые методы сохранения партнерских взаимоотношений, отвечающие современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями дошкольников.

Работа с семьей  – тема достаточно актуальная. Вроде бы делается много, но всё равно не все родители идут на сотрудничество.

В чем же дело?

Давайте разберем актуальные проблемы, постоянно встречающиеся при работе с родителями.

 

Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к ДО. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДО невозможно.

  • формализм, измеряемый количественными признаками (проведено ________ мероприятий, замотивировано ________ родителей и т. д.);
  • кризис доверия (пустые «почты доверия»: «Что она (воспитатель) может сделать с моим ребенком (30 детьми), пока я (родитель) на работе?!»; «Я вчера не была на собрании, сколько я вам должна?»);
  • несовпадения позиций («мы» – детский сад и «они» – родители; «я» – родитель и «они» – воспитатели);
  • нехватка времени, занятость, некомпетентность в вопросах воспитания;
  • снижение воспитательного потенциала семьи;
  • отстраненность от воспитательно-образовательного процесса;
  • перекладывание ответственности на педагогов

Для решения этих проблем рассмотрим технологии фасилитации в работе с семьей .

Фасилитация – производное от английского глагола facilitate – «облегчать, помогать, способствовать, продвигать, снимать барьеры»; от лат. facilis – «легкий».
Фасилитировать – сделать легким.

Итак, что же такое фасилитация?

Фасилитация  – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.

Предлагаем четыре вида проведения родительских собраний:

Вид 1-й. Собрание «Мы их…» (учим).

Вид 2-й. Собрание «Мы с ними...» (педагоги совместно с родителями готовят и проводят собрание).

Вид 3-й. Собрание «Они с нами…» (родители совместно с педагогами подготавливают и проводят собрание).

Вид 4-й. Собрание «Они без нас...» (родители самостоятельно проводят собрание без участия педагогов, подводят итоги, анализируют, что за год произошло, что так, что не так, каких результатов достигли к концу года, какие трудности встретили на своем пути и т. д.).

Воспитатели, владеющие технологией фасилитации, должны научиться

  • удерживать встречу во временных рамках;
  • помогать точно выдерживать четкую повестку;
  • уметь добиться того, чтобы их слушали как дети, так и родители;
  • создавать среду активного общения;
  • конструктивно излагать проблемы, подводить итоги и искать аргументы;
  • уметь сохранять беспристрастность;
  • создавать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками (детьми и родителями), решения проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников.

Воспитатель (фасилитатор) во время родительских собраний или других совместных мероприятий должен

  • предоставить родителям специальные технологии групповой работы для достижения цели, обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента;
  • создать фасилитационную группу (родительский комитет) для разработки стратегии и принятия грамотных решений в процессе совместной деятельности, направляя их работу, модерируя результаты.

В целом фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения вопросов на заданную тему родительского собрания или иного мероприятия.

Фасилитация в педагогической деятельности в первую очередь подразумевает коммуникативное взаимодействие всех участников процесса.

Фасилитатора можно сравнить с дирижером оркестра. Он должен чувствовать человека, уметь сопереживать ему (т. е. проявлять эмпатию).

Очень важное качество фасилитатора – его открытость, чтобы участники могли доверять ему.

Не менее важное качество – уверенность фасилитатора: за слабым лидером никто не пойдет.

Задача фасилитации – разрешение сложных или конфликтных ситуаций, решение конкретных вопросов:

  • анализ проблем;
  • поиск решений;
  • обсуждение совместных мероприятий.

Следовательно, фасилитативные технологии при работе с семьей – технологии, облегчающие, продвигающие, снимающие барьеры между родителями и педаго- гами.

Технологии фасилитации – это совокупность различных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают нужные для себя выводы:

  • советы, рекомендации, диагностика (выявление проблем);
  • разработка и внедрение решений;
  • помощь в постановке проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы;
  • консультирование, поддержка, создание условий для творчества, «эмпатийное» слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы;
  • снятие барьеров и преград в общении и деятельности по поиску решений;
  • готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
  • посредничество, актуализация позиций и чувств участников взаимодействия;
  • содействие презентации субъекта;
  • выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм;
  • инспирация (внушение, мотивация, побуждение к действию), активизация, вмешательство.

Технологии фасилитирования стимулируют к более напряженной мыслительной работе участников мероприятия, чем обычное собрание или беседы с родителями.

Фасилитация повышает качество, часто снижает время выработки решений, повышает вовлеченность, ответственность каждого родителя за выработанное решение. Кроме того, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получить большее удовольствие от процесса.

7 самых эффективных методов фасилитации

1-й метод – «Мировое кафе» (World Cafe) – позволяет собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным вопросам и проблемам, изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений.

2-й метод – «Поиск будущего» (Future Search) – связан с формированием общей основы для предстоящего сотрудничества, выработкой общей картины будущего.

3-й метод – конференция «Поиск» (Search Conference) – обусловлена необходимостью активной адаптации системы дошкольного образования в конкретной организации на основе поиска вариантов развития ее участников (педагогов и родителей) через достижение совместного видения решения конкретной проблемы.

4-й метод – технология открытого пространства (Open Space Technology) – позволяет решить реальную проблему в ситуации «здесь и теперь» на основе слаженного действия группы в условиях ограниченных ресурсов и сложности вопроса.

5-й метод – динамическая фасилитация (Dynamic Facilitation) – используется для решения проблем в условиях, когда группа сталкивается со сложной ситуацией и нет однозначного решения для снятия напряженности или разрешения конфликта.

6-й метод – саммит позитивных перемен (Appreciative Inquiry Summit) – используется для проведения широкого спектра позитивных изменений в организации, включающих развитие лидерства, стратегическое планирование, изменение корпоративной культуры, прояснение видения картины будущего и общих ценностей совместной работы.

7-й метод – выход за рамки (Work Out) – позволяет расширить межфункциональные или межуровневые группы руководителей, сотрудников, специалистов, родителей, когда они обращаются к важным для функционирования организации темам, разрабатывают рекомендации и представляют их главному руководителю на «городском собрании» (общее родительское собрание).  

В построении эффективного взаимодействия с родителями технология фасилитации помогает

  • организовать взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в культуру, постижение ее смысла и ценностей;
  • раскрыть творческий потенциал ребенка с помощью участия семьи и сохранить фактор психологического здоровья;
  • освоить навыки интерактивного общения с родителями и различные модели поведения в нем;
  • получить знания по вопросам воспитания детей, возможно, повлиять на негативные установки отдельных родителей по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в дошкольной организации;
  • разрешить сложные или конфликтные ситуации;  
  • решить конкретные вопросы: анализ проблем, поиск решений, обсуждение совместных мероприятий.  
Каким образом вы можете применить технологию фасилитации на родительском собрании?

Раздайте родителям вопросы (анкеты), для того чтобы

  • выявить, какие проблемы у них существуют по какому-либо вопросу;
  • посмотреть их приоритеты;  
  • продиагностировать их просвещенность по проблеме;
  • дать соответствующие рекомендации, советы;
  • внедрить принятые решения (например, обсудив вопрос с родителями определенных детей, имеющих сложную адаптацию, вы вместе с родителями ищете оптимальные решения для дальнейшего проведения адаптации детей и внедряете это решение).

Допустим, кто-то меняет в семье обеденное меню для того, чтобы оно было приближено к меню детского сада, кто-то кардинально переходит на другой режим посещения детского сада и т. д. Таким образом, вы приходите к единому решению: правильному прохождению адаптации ребенка.

Снятие барьеров и преград вы можете осуществить с помощью доброжелательного приема либо с помощью упражнения «Ледокол» – первый шаг в так называемой «ломке льда» в группе, а проще говоря, создании дружеской атмосферы в группе (например, назовите имя своего ребенка и по первой букве подберите определение, на ваш взгляд, характеризующее его: Иван – интересный, Витя – виртуоз и т. д.).

Оказать помощь в определении целей и задач вы можете на примере подготовки детей к утреннику (как с ребенком выразительно разучивать стихотворение, как правильно подбирать и организовывать игры для детей дома для закрепления математических представлений).

Цели применения фасилитации на родительских собраниях:

помощь родителям в освоении навыков интерактивного общения (между собой и с педагогом);

помощь в освоении различных моделей поведения родителя;

помощь в понимании и получении знаний по вопросам воспитания детей;

возможность влиять на негативные установки родителей по разным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в ДО.

Люди чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные специалистами ДО. В основном преобладают родительские собрания-секты, по словам Майера: все молча слушают одного человека, потом безропотно сдают деньги и в задумчивости под покровом ночи поодиночке расходятся по домам.

Листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку

Родители хотят учиться, если видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни. Воспитатели должны заинтересовать, постараться вовлечь и предложить родителям участвовать в обучении, привносить собственный опыт и жизненные ценности.   

Если педагог проводит собрание в роли фасилитатора, то образ авторитарного руководителя при этом меняется на координатора, готового помочь родителям из просто слушателей стать полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса не только на уровне принятия управленческих решений, но и инициации необходимых для ребенка мероприятий.

Задачи фасилитации на родительских собраниях  

  • Разрешить сложные конфликтные ситуации.
  • Решить конкретные вопросы: проанализировать проблемы, совместно найти решение, обсудить совместные мероприятия.

Каким образом это будет происходить? 

На первом этапе необходимо объединить участников группы (родителей). Далее можно преподнести информативный материал, затем предложить им подискутировать. На этом этапе задача педагога как фасилитатора – спровоцировать родителей на активное участие.

В процессе дискуссии могут быть и конфликтующие стороны. При этом не нужно занимать ничью сторону, лучше предложить конфликтующим сторонам осмыслить позиции и создать атмосферу принятия друг друга, которая будет способствовать объединению участников.

Чтобы родители почувствовали эмоциональную связь и чувство сплоченности друг с другом, фасилитатор занимает позицию равенства с участниками. Это приводит к постепенному принятию родителями собственного решения.

Фасилитатор должен знать, в каких случаях необходимо вмешательство, как общаться с «трудными» участниками. Он не имеет права оскорблять, принимать ту или иную сторону в конфликте.

Продукт фасилитации – это организационные решения и предложения, зафиксированные в протоколе собрания, которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного, так и воспитательного характера.

Часто при обсуждении вопросов на родительском собрании возникают разногласия и непонимание между участниками диалога: чьи-то предложения высказываются не по существу, чьи-то мнения, порой разумные, остаются неуслышанными, тратится много времени на обсуждение вопросов, не касающихся темы собрания. Именно в этом случае воспитатель может применить технологию фасилитации и начать направлять, структурировать обсуждения участников для того, чтобы они не уходили от главного и смогли сами принять нужное сейчас решение.

Продукт фасилитации – накопительный эффект совместной деятельности и общения по типу «Одна голова хорошо, а две – лучше», видимый результат совместных усилий, удовлетворяющий всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех.

Правила организации эффективных родительских собраний

  • Организация пространства (например, расстановка модульных столов).
  • Предварительное предупреждение родителей о родительском собрании.
  • Выбор времени собрания (день, часы, регламент проведения собрания) должен соответствовать заявленному.
  • Не оценивать родителей, а отметить ценность обратной связи («Очень важно, чтобы вы об этом сказали… Я благодарна вам за участие в игре (обсуждении, помощи»).   

Применение технологий фасилитации требует от воспитателя умения строить теплые, доверительные отношения с родителями, создавать особую атмосферу сотрудничества, стремиться к взаимодействию, избегая конфликтов, раскрывать возможности участников образовательных отношений.

Педагога, обладающего всеми этими качествами и умениями, можно назвать фасилитатором.

При взаимодействии с родителями педагог-фасилитатор обязан придерживаться следующих правил:  

  • Помогать родителям формулировать цели и задачи, стоящие перед всей группой и каждым из них.
  • Внушать и демонстрировать доверие.
  • Служить источником опыта.
  • Понимать, что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию.
  • Чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его.
  • Быть активным участником группового взаимодействия.
  • Деликатно и тактично выражать свои мысли и чувства.
  • Владеть стилем культурного общения с родителями.
  • Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Грамотный фасилитатор направит деятельность и мысли родителей во время родительского собрания или иного мероприятия в нужное русло, открывая перспективы и возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Всегда увидит скрытые проблемы и определит пути и способы их решения для достижения поставленных целей, основная из которых – помочь ребенку в процессе развития и роста преодолеть проблемы и трудности, возникающие на разных его этапах, облегчить адаптацию в дошкольной организации и обеспечить плавный переход из детского сада в школу.