Циклограмма замдиректора школы на май и итоговые рекомендации
В преддверии экзаменационного периода учителям необходимо заранее подготовиться к проведению консультаций для выпускников, а также организовать мониторинг образовательного процесса. Отдельное внимание уделено мониторингу учебно-воспитательного процесса в школе как инструменту повышения качества образования. в тексте подробно описаны этапы мониторинга, его методы, объекты и направления, а также роль администрации школы, педагогов и других работников в его реализации.
Кроме того, даем рекомендации по составлению аналитического отчета по организации методической работы, критерии оценки ее эффективности и способы выявления проблемных зон. Практические советы помогут заместителю директора не только оценить текущее состояние учебного процесса, но и спланировать дальнейшую работу для достижения наилучших результатов.
Основные мероприятия, которые необходимо провести замдиректора школы в мае
Циклограмма работы на май
Рекомендации
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПОДГОТОВКУ к ЭКЗАМЕНАМ
Организация подготовки к итоговой аттестации – одна из ключевых задач методиста школы (заместителя директора по научно-методической работе). Подготовительный процесс должен быть системным, начинаясь задолго до самих экзаменов, чтобы обеспечить учащимся максимальные возможности для успешной сдачи. Системный подход к подготовке итоговой аттестации обеспечит высокие результаты и минимизирует стресс у учащихся, родителей и учителей.
Напомните педагогам действующие нормативные акты: приказы министра образования и науки РК. Это приказ министра образования и науки РК от 18.03.2008 г. № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования».
Проведите заседание методического совета школы, где обсуждаются вопросы подготовки к экзаменам, разрабатываются рекомендации для учителей. Организуйте консультации для педагогов по требованиям к экзаменационным работам и критериям оценивания.
Составьте график консультаций для выпускников с учетом нагрузки учителей.
При составлении графика консультаций для учащихся выпускных 9, 11-х классов, учитывайте занятость и нагрузку учителей предметников. к консультациям можно привлекать учителей-предметников, не работающих в классе. Консультации нужны для того, чтобы еще раз в доступной форме напомнить учащимся о требованиях к оформлению письменных работ и требованиях к устному ответу. При составлении расписания консультаций и промежуточных экзаменов в 5–8, 10-х классах по казахскому языку, необходимо помнить, что экзамен по казахскому языку состоит из двух частей: письменной и устной. Учащимся предстоит выполнить письменное задание, а также продемонстрировать свои навыки в чтении, разговорной речи и понимании текста при аудировании.
Практикуйте поведение пробных экзаменов по основным предметам, а затем проведите анализ их результатов и работу над ошибками.
Проведите консультации по подготовке к экзаменам. Ознакомьте учителей с новыми требованиями к экзаменационным работам и ответам, с критериями оценивания.
Дайте разъяснения по вопросам экзаменационного материала по предметам «Родной язык и литература», «Алгебра и начала анализа», «История Казахстана».
Организуйте проведите родительских собраний с разъяснением правил итоговой аттестации и рекомендациями по психологической поддержке детей.
Дополнительные рекомендации:
- Вести мониторинг подготовки (промежуточные тестирования, анкетирование учащихся и учителей).
- Использовать разные формы подготовки (групповые занятия, индивидуальные консультации, онлайн-ресурсы).
- Организовать сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями.
Как составить аналитический отчет по организации методической работы
Мониторинг – это технология управления качеством обучения. Содержание образования в школе не только строится на условиях свободного выбора учащимися его конкретных форм, но и предусматривает обязательную обратную связь в ходе образовательного процесса. Это требует системы внутришкольной информации о текущем состоянии учебного процесса. Создать ее можно только на основе мониторинговых исследований.
Созданию системы мониторинга придается большое значение, так как без специального отслеживания учебно- воспитательного процесса трудно представить результаты работы учителя, а также успешность усвоения учебных предметов учащимися.
Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива, в школе должно быть Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.
Задачи мониторинга:
- сбор и накопление фактического материала о реально протекающих процессах в учебно-воспитательном процессе и разработка планов работы администрации и учителей школы.
- своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;
- предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;
- осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне школы;
- оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Объект мониторинга
Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса.
Внутришкольный мониторинг является системой, включающей
- дидактический мониторинг – непрерывное, научно обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса;
- воспитательный мониторинг – непрерывное, научно обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса;
Психолого-педагогический мониторинг – непрерывное, научно обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей;
- медицинский мониторинг – непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников.
В настоящее время в педагогической литературе, несмотря на широкое использование понятия «мониторинг», не выработано единого мнения о содержании и основных задачах мониторинга учебно-воспитательного процесса в школе и организации методической работы в школе.
Ответственность
За уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков несет ответственность заместитель директора по учебной работе.
За состояние воспитательного мониторинга несет ответственность заместитель директора по воспитательной работе.
За состояние психолого-педагогического мониторинга несет ответственность психолог.
За состояние медицинского мониторинга несет ответственность врач или школьная медицинская сестра.
Мониторинг направлен на достижение главной задачи – повышение эффективности работы школы. Конечно, эффективность обучения может быть оценена по сохранности его качества. Под эффективностью обучения понимается сохранность плюс рост качества обучения. не всегда этот термин равнозначен сохранности и поэтому понятия «эффективность», «надежность» рассматриваются как синонимы.
ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА
1
этап
На первом этапе (подготовительном) определяем цель, объект, направление исследования, критерии оценки (ими является не только предметное содержание, но и общеучебные умения, которые входят в компетентность учащегося).
2
этап
Второй этап – основной (практический).
МЕТОДЫ СБОРА И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ РАЗНООБРАЗНЫ:
- наблюдения;
- анализ документов;
- посещение уроков;
- контрольные срезы;
- анкетирования;
- тестирование;
- самооценка и т. д.
3
этап
Третий этап – аналитический. Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения.
Исследования по объектам «класс» и «учащиеся» характеризуется самым большим и трудоемким объемом работы, но они дают большой материал для планирования.
По данному направлению следует вести долгосрочный мониторинг и текущий.
Долгосрочное наблюдение за изменением в образовательном мониторинге с течением времени – отслеживание творческого уровня (количество медалистов, участие в олимпиадах всех уровней, участие в конференциях, дистанционных проектах, поступление выпускников в вузы, ЦТ и т. д.). Данные оформите в виде таблиц, графиков, диаграмм.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА – это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы и учителями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроке и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
Цель анализа: определить уровень продуктивности методической работы и ее роль в процессе включения педагогического коллектива в режим развития; составить представление о научном уровне, системности, действенности инновационной работы как основном инструменте включения школы в режим развития, о ее влиянии на развитие личности педагога и обучающихся, на формирование конечных показателей функционирования школы.
Задачи:
– проанализировать (сопоставить, сравнить, оценить) результаты методической работы в школе;
– определить условия, обеспечивающие успех;
– выявить проблемы, снижающие уровень продуктивности методической работы;
– определить возможные пути и средства решения обозначенных проблем;
– сформулировать цели и задачи на новый учебный год.
Объекты анализа:
- содержание основных направлений деятельности;
- работа над методической темой школы;
- работа методического совета;
- работа методических объединений;
- формы работы с педагогическими кадрами;
- участие учителей в работе педсоветов, семинаров, смотров, конкурсов, предметных недель, мероприятиях;
- использование педагогами современных образовательных технологий;
- практическое использование учителями опыта своих коллег, педагогов района, города, области, страны.
Нормативный акт для организации методической работы школы . Приказ министра науки и высшего образования РК от 08.06.2023 г. № 263. о внесении изменений в приказ министра образования и науки РК от 29.11.2007 г. № 583 «Об утверждении Правил организации и осуществления учебно-методической работы».
При составлении аналитического отчета необходимо помнить, что реализация поставленных целей в рамках методической работы обычно организуется через следующие формы (направления) работы:
После анализа каждого направления работ, обязательно пишут выводы и рекомендации на следующий учебный год.
- Работа педагогического совета.
- Работа методического совета школы.
- Работа методических объединений, творческих групп.
- Работа по самообразованию.
- Обобщение передового педагогического опыта, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.
- Работа Школы молодого учителя.
- Организация и контроль курсовой переподготовки учителей.
- Аттестация педагогических кадров.
Проанализировать (сопоставить, сравнить, оценить) результаты методической работы в школе, помогут таблицы и графики.
Оценка учебно-воспитательной работы за учебный год (1-10 баллов)
Оценка профессионального развития
Для проведения анализа необходимо провести опрос среди учителей «Принимали ли вы участие в одном из нижеследующих видов профессионального развития в течение учебного года, как полученные знания повлияли на вашу педагогическую деятельность», а затем внести общие данные в таблицу.
Оценка организации методической работы в школе
- Гистограмма организации методической работы.
- Наличие условий для творческой работы учителей.
- Работа методического кабинета.
- Организация работы по реализации ПРШ.
- Работа школьных методических объединений.
- Деятельность школы педагогического мастерства, наставничество.
- Уровень коллективных форм работы постоянно действующих семинаров и коучингов.
- Деятельность школы молодого учителя.
- Индивидуальные формы повышения квалификации.
- Посещение и анализ уроков руководителями школы.
- Деятельность школьного методического совета.
- Деятельность по изучению, обобщению и распространению положительного опыта работы.
Оценка деятельности методических объединений
Диагностическая карта работы методических объединений
Планирование.
Наличие творчески работающих учителей.
Уровень исследовательской работы.
Курсы повышения квалификации.
Взаимоотношения.
Качество анализа посещенного урока.
Самоанализ урока.
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта.
Аттестация. Работа с учителями по рекомендации аттестационной комиссии.
Открытые и показательные уроки, семинары и т. д.
Олимпиады по предметам.
Самообразование.
Наставничество.
Оценка удовлетворенности участников учебного процесса качеством образования
Мониторинг удовлетворенности учащихся, родительской общественности качеством предоставления образовательных услуг достаточно ярко характеризует личностно-ориентированную направленность деятельности школы. (формы сбора информации: анкетирование, интервьюирование, беседы). При обработке каждый показатель выражается в числовых показателях: 4 – 3 балла – высокий уровень удовлетворенности, 2,9 – 2 балла – средняя степень удовлетворенности; 1,9 – 1 – низкая степень удовлетворенности, меньше 1 балла – полная неудовлетворенность. По итогам опроса выстраивается гистограмма по каждому блоку мониторинга.
Мониторинг степени удовлетворенности обучающихся
Цель исследования: изучение удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образовательных услуг; выявление сильных и слабых мест в деятельности школы.
Метод исследования: социологический метод анкетного опроса.
Учащимся предлагается ответить на 36 вопросов, которые позволили выявить следующие показатели:
Удовлетворенность организацией школьного быта.
Удовлетворенность организацией учебно-воспитательного процесса.
Удовлетворенность организацией воспитательного процесса и дополнительного образования.
Удовлетворенность психологическим климатом.
Удовлетворенность результатами своей учебной деятельности, развитием.
Удовлетворенность организационной структурой.
В анкетировании принимают учащиеся 5–11-х классов.
Мониторинг степени удовлетворенности родителей
Качество образования представляет собой широкий комплекс условий обучения. Для измерения качества образования недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество образования – это объективно-субъективная характеристика условий обучения человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своего обучения.
В анкету включены вопросы, которые можно разбить на несколько критериев, отражающих удовлетворенность образовательным процессом:
- Удовлетворенность организацией школьного быта.
- Удовлетворенность организацией учебно-воспитательного процесса.
- Удовлетворенность организацией воспитательного процесса и дополнительного образования.
- Психологический климат в школе.
- Удовлетворенность родителей государственно – общественным управлением в школе.
В анкетировании принимают участие родители учащихся 1–10-х классов.
Мониторинг степени удовлетворенности учителей
- Учителям предлагается ответить на 62 вопроса, которые позволяют выявить следующие показатели:
- Удовлетворенность организацией школьного быта.
- Удовлетворенность организацией учебно-воспитательного процесса
- Удовлетворенность организацией воспитательного процесса и дополнительного образования
- Удовлетворенность психологическим климатом
- Удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, результатами своей профессиональной деятельности, готовностью к инновационной деятельности.
- Удовлетворенность системой требований, санкций и поощрений к участникам учебно-воспитательного процесса
- Удовлетворенность помощью, оказываемой администрацией, оценкой вашего труда
- Удовлетворенность организационной структурой.
- В анкетировании принимают участие учителя школы.
По итогам мониторинга выполняется SWOT-анализ оценки удовлетворенности учащихся, родителей и учителей образовательным процессом в школе.

Итоговый педсовет № 5. Сценарий педсовета в нетрадиционном формате и новые вопросы повестки

Четыре этапа разработки авторской программы: от цели – к апробации
Разработка авторской программы – важный шаг в профессиональном росте педагога, который позволяет не только внедрять инновационные методики, но и транслировать собственный педагогический опыт.
Траектория профессионального роста педагога строится на основе непрерывного совершенствования компетенций, участия в профессиональных конкурсах и олимпиадах, работы над повышением качества знаний обучающихся, а также трансляции и обобщения передового педагогического опыта. Присвоение квалификации становится не просто формальной процедурой, а естественным этапом в развитии педагогического мастерства, подтверждающим уровень профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной образовательной деятельности.
Одной из составляющей деятельности педагога является разработка авторской программы. Сама авторская программа согласно приложению 15 Правил и условий проведения аттестации педагогов является составной частью трансляции практики на основе авторских материалов, рекомендованных учебно-методическим советом при управлении образования области (для педагогов-исследователей с апробацией в трех районах), республиканским учебно-методическим объединением (для педагогов-мастеров с охватом не менее трех областей РК).
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА – это документ, в котором определен и представлен авторский вариант того или иного круга знаний. У авторской программы должно быть авторское решение той или иной задачи, над которой работает педагог. в теоретической части он описывает свой вариант решения, а в практической части указывает методы решения поставленных задач.
Этапы разработки авторской программы целесообразно соотносить с учетом требований республиканского конкурса «Лучшая авторская программа», ежегодно организуемого республиканским научно-практическим центром «Дарын». Ссылка на сайт
Этапы разработки авторской программы
1
этап
ВЫБОР ТЕМАТИКИ ИЛИ ЗАЯВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ.
Для выбора актуальной тематики авторской программы для факультатива необходимо ориентироваться на современные тенденции в образовательном пространстве. Сначала стоит изучить актуальные исследования, публикации и отчеты по вашему предмету, обращая внимание на инновационные методики и практики. Например, результаты международных исследований PISA, PIRLS, TIMSS, TALISS, ICILS, ICCS, результаты МОДО, исследования стран ОЭСР, отдельные исследования. Также целесообразно изучить казахстанские стратегические или концептуальные документы сфере образования, такие как Концепция развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023–2029 годы, Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года для понимания тенденций дальнейшего развития предлагаемой темы. Программа должна оставаться актуальной не только в текущий момент, но и в будущем, способствуя развитию критического мышления, творческого подхода и исследовательских навыков. Это обеспечит долговременную ценность и востребованность разработанного курса.
Определение потребностей аудитории и выявление проблемного поля в рамках предмета также является важным этапом. Проведите беседы или небольшие опросы среди учеников и их родителей, чтобы понять, какие вопросы и проблемы действительно требуют внимания.
Не менее важно обеспечить логическую связь с основным учебным предметом. Тематика факультатива должна не только дополнять содержание основного курса, но и расширять его, создавая возможности для междисциплинарного взаимодействия.
Подобранную исходя из данных рекомендаций, легко будет обосновать, указать ее направленность, раскрыть актуальность и педагогическую целесообразность.
Приведем примеры актуализации возможных вариантов тем в таблице.
Примеры актуализации возможных вариантов
2
этап
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.
При формулировке целей и задач авторской программы важно, чтобы каждая цель представляла собой ясное, конкретное и измеримое направление развития, а задачи – это конкретные, достижимые шаги, ведущие к реализации этой цели. Цель определяет общий вектор и долгосрочный результат, который должен быть достигнут после реализации курса, тогда как задачи разбивают этот вектор на последовательные этапы, способствующие достижению желаемого результата. Ожидаемые результаты должны логически вытекать из поставленных целей и задач, демонстрируя, каким образом изменятся знания, умения и навыки учащихся по итогам работы. Каждый элемент – цель, задачи и ожидаемые результаты – должен быть конкретным, реалистичным и взаимосвязанным, что позволит не только четко структурировать программу, но и объективно оценить ее эффективность.
Приведем пример, формулировки цели, задач и ожидаемых результатов для авторской программы «Семь граней великой степи: Сакральный Северный Казахстан».
3
этап
РАЗРАБОТКА АВТОРСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Данный этап является наиболее объемным и включает определение учебно-тематического плана с указанием количества часов, который должен включать перечень разделов, тем и виды занятий.
Учебно-тематический план целесообразно представлять в виде таблицы. Официально утвержденного шаблона в нормативных документах нет, но чаще всего используется следующий вариант.
Учебно-тематический план (календарное планирование) 34 часа (1 час в неделю)
Подробное описание занятий также рекомендуется представлять в виде таблицы.
Ход урока
К каждому занятию рекомендуется подобрать соответствующий теоретический материал, практические задания и разработать дидактический материал, обеспечивающий реализацию поставленных целей авторской программы. При выборе материалов необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и применять дифференцированный подход в обучении. При наличии возможности целесообразно интегрировать современные цифровые ресурсы для повышения эффективности образовательного процесса. Задания должны соответствовать уровню подготовки учащихся и быть направлены на расширение их кругозора, а также на достижение иных целей, предусмотренных концепцией авторского продукта.
4
этап
РЕАЛИЗАЦИЯ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
После завершения этапа написания авторской программы ее необходимо представить на рассмотрение и утверждение методическим советом организации образования.
После завершения этапа разработки авторской программы, она подлежит представлению на рассмотрение и утверждение методическим советом организации образования. Утверждение программы на данном уровне позволяет оценить ее соответствие современным образовательным требованиям и задачам, установленным в организации образования.
После получения утверждения, в ходе реализации программы осуществляется детальная апробация выбранных методов и приемов обучения, а также уточнение и отработка содержания используемого материала. На каждом этапе внедрения предусмотрена корректировка методического обеспечения с учетом обратной связи от педагогов и учащихся.
Обязательным элементом реализации программы является измерение учебных результатов учащихся в соответствии с поставленными целями и задачами. Для этого рекомендуется применение конкретных измеримых инструментов, таких как тестирование, итоговые работы и иные методики, позволяющие получить объективные статистические данные об изменениях в учебных достижениях. Полученные результаты включаются в финальную редакцию программы в качестве подтверждения ее эффективности.
При подтверждении эффективности авторской программы методический совет организации образования может рекомендовать ее на утверждение учебно-методическим советом отдела образования района или города с последующим рассмотрением на областном и республиканском уровнях.
Кроме того, на авторскую программу необходимо получить не менее трех рецензий, одна из которых предоставляется от научного сотрудника (например, преподаватель вуза), а также несколько рецензий от педагогов-практиков.
Важно помнить, что для педагогов-исследователей и педагогов-мастеров авторская программа должна быть апробирована помимо организации образования, в которой преподает сам автор, еще в 3 организациях образования области (педагог-исследователь) или в трех организациях образования Казахстана (педагог-мастер). Для этого необходимо разослать официальные письма в организации образования с предложением о возможности реализации. Для ускорения ответа и повышения интереса со стороны коллег результаты реализации программы в вашей организации образования, а также объективная оценка ее эффективности, должны быть представлены в виде обоснованного отчета, демонстрирующего практическую значимость и методическую ценность авторской разработки.
Таким образом, разработка авторской программы является важным и комплексным этапом в профессиональной деятельности педагога, направленным на модернизацию содержания учебного предмета и повышение качества образовательного процесса. Системный подход, включающий выбор актуальной тематики, формулирование конкретных и измеримых целей и задач, детальную разработку содержания и тщательную апробацию, позволяет создать инновационный образовательный продукт, способный развивать критическое мышление, творческий потенциал и исследовательские навыки учащихся.
