Пошаговая инструкция для методиста: как педагогам за 8 шагов написать научно-методическую статью
Далее читайте статью в обычном формате 
По новым требованиям МОН педагоги должны владеть навыками написания научно-методических статей для участия в семинарах и конференциях.
Предлагаем педагогам четкий алгоритм и конкретные рекомендации, как правильно написать статью, чтобы ее приняли для участия в любой научно-практической конференции или семинаре.
1
шаг
Внимательно изучите технические требования к оформлению статьи
Каждый оргкомитет конференции выдвигает свои требования к оформлению статей. Далее сборники формируются путем прямого копирования с вашего документа. И если вы выберете не тот размер шрифта, укажете не те параметры полей или абзацный отступ, то независимо от того, насколько качественно содержание вашей статьи, вам, скорее всего, откажут в публикации.
2
шаг
Выбрать актуальное, емкое название статьи, отражающее суть проблемы
Приведем пример.
3
шаг
Сформулировать краткую аннотацию
Большинство педагогов при написании допускают множество ошибок: указывают общие сведения о проблеме, дают пространное описание содержания статьи, указывают отсутствующую в статье информацию.
4
шаг
Обосновать актуальность темы
Это один из самых сложных моментов для большинства педагогов. Основная ошибка, которую допускают педагоги при обосновании актуальности, – опора на свое личное мнение и видение проблемы, выражение эмоциональных суждений, в то время как обоснование актуальности темы должно опираться на анализ нормативных документов, международных исследований, запросы государства и общества.
5.1
шаг
Анализ текущего состояния проблемы на основе раскрытия современных казахстанских и зарубежных источников
Данный раздел статьи позволяет показать автору его осведомленность, научный кругозор и глубину проработки изучаемого вопроса.
Частой ошибкой на данном этапе является либо полное отсутствие какого-либо анализа, либо ссылка на утратившие силу документы, устаревшие научные исследования, либо ссылка только на российские труды многолетней давности, таких как В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Ш. Амонашвили и др.
При этом анализом современного состояния проблемы является рассмотрение исследований за последние 3–5 лет, в том числе с зарубежных ресурсов.
Для оперативного поиска современных источников и исследований рекомендуем использовать
Как педагогам использовать канбан-доску, чтобы визуализировать работу
Какие требования выдвигает РУМС к инновационным разработкам педагогов
- национальные отчеты о системе образования в Казахстане, представленные информационно-аналитическим центром при МОН РК (https://iac.kz/ru, разделы «Нацдоклад», «Международные исследования»);
- статьи из базы научной электронной библиотеки https://cyberleninka.ru/;
- статьи из базы научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru (требуется регистрация);
- материалы бесплатной поисковой системы по полным текстам научных публикаций всех форматов и дисциплин https://scholar.google.ru/ (в том числе материалы на казахском языке);
- материалы бесплатной социальной сети по сотрудничеству ученых всех научных дисциплин https://www.researchgate.net/;
- материалы одного из крупнейших научных издательских домов мира https://www.elsevier.com/ (требуется регистрация).
Представленные сайты и базы данных отличаются достоверностью информации, открытым доступом к большинству материалов и статей, в том числе на казахском языке.
Для перевода текстов документов с английского языка рекомендуем использовать бесплатные сайты-переводчики:
- https://www.onlinedoctranslator.com/ru/translationform;
- https://translate.yandex.ru/doc.
В целом обзор литературных источников в статье обычно занимает небольшой объем (0,5–1 стр.) и преследует цель уточнить какие-то важные для автора понятия, направления исследования.
C. B. Воробьева, А. П. Тряпицына рассматривают индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, которая определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося, а также стандартами образования. При этом существует понятие «индивидуальная образовательная траектория», которое Г. А. Бордовский, Е. А. Климов, B. C. Мерлин, H. H. Суртаева наделяют более широким значением и указывают несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
5.2
шаг
Описание практической работы с конкретными примерами из вашей педагогической практики (описание методических приемов, находок, фрагментов урока)
Этот раздел в статье является самым важным и самым объемным по количеству страниц (2,5–3 стр.). Именно содержание данного раздела нацелено на трансляцию вашего опыта работы.
Частая ошибка при описании практического опыта – написание общих теоретических положений известных технологий и методик. Чем точнее и конкретнее вы приведете примеры из собственной работы, тем лучше.
В этом разделе целесообразно описывать названия тем уроков, разделов, описывать содержание реально проводимых заданий и упражнений. Таких примеров должно быть несколько, чтобы показать системность использования метода или технологии.
6
шаг
Описание реальных результатов в продвижении учащихся (описание результатов деятельности учеников, учителя, эксперимента в целом – диагностики, результаты тестов)
Раздел является не менее важным, чем предыдущий, но обычно занимает небольшой объем (0,5–1 стр.). Целью раздела является доказательство эффективности предлагаемого вами метода, заданий, упражнений, форм работы.
Наиболее частая ошибка – описание результатов через личные наблюдения без использования научно обоснованных диагностик и предоставления конкретных цифровых данных.
Поэтому результаты данных обязательно обосновывайте и предоставляйте конкретные данные, а не примерные.
7
шаг
Короткие и четкие выводы
Основной ошибкой в данной части статьи является появление новой информации, которую педагог ни в теме, ни в содержании статьи не указывал. В то время как выводы лишь подытоживают результаты работы, фокусируют внимание на определенных положениях.
8
шаг
Оформите список литературы согласно требованиям, включающий свежие исследования и документы нормативной правовой базы
Если организаторы конференции или журнала, куда вы планируете подать статью, не дают конкретных требований к оформлению списка литературы, придерживайтесь общепринятых требований.
Как оформлять литературные источники из разных изданий
Приведем примеры оформления литературных источников из разных изданий
Книги:
Ильяшенко С. Н. Маркетинг в примерах и задачах: учеб. пос. – Сумы: СумГУ, 2006. – 108 с.
Книги без автора:
Маркетинг: стратегии, с которыми побеждают/под ред. А. Мальцевой. – К.: ИД «Максимум», 2006. – 314 с.
Периодические издания (статьи из журналов и сборников):
Ильяшенко С. Н. Применение методов и инструментов маркетинга в управлении знаниями//Маркетинг и менеджмент инноваций. – 2013. – № 2. – С. 13–23.
Нормативные документы в интернет-источниках:
Об утверждении национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000726
Электронные ресурсы:
Ильяшенко С. Н. Маркетинг в примерах и задачах: учеб. пос. [Электронный ресурс]. – Сумы: СумГУ, 2006. – 108 с. – Режим доступа: ftp://lib.sumdu.edu.ua/rio/2006/k425253.doc.
Зарубежные издания:
Costaa L., M., Pintoa, H., Martinsbd & H. Vieirac, A. (2021). Developing psychological capital and emotional intelligence in higher education: A field experiment with economics and management students. The International Journal of Management Education. Vol. 19, 3, 100516

Как реализовать 4К-модель в детском саду: практические примеры
Модель 4К – одна из самых молодых и актуальных в современном образовании. Многие считают, что она берет свое начало в 2016 году, когда президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил, что началась Четвертая технологическая революция, и обозначил ТОП-10 навыков, которые будут актуальны в 20-х годах XXI века. Это умения
- решать комплексные задачи;
- думать критически;
- творчески мыслить;
- управлять людьми;
- работать в команде;
- распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими;
- формировать суждения и принимать решения;
- ориентироваться на клиента;
- вести переговоры;
- быстро переключаться с одной задачи на другую.
Нажмите, чтобы посмотреть полностью

Анализ развития системы образования в мире показывает, что на самом деле 4К-модель начала зарождаться гораздо раньше. Так К. Зайцева отмечает, что в России процесс становления концепции «4К» начался с 2010 года, но активно заговорили о ней примерно с 2014 года на научных и образовательных конференциях.
Т. Фещенко отмечает, что в США еще в 50-х годах концепция «4К» использовалась специалистами, которые занимались подготовкой кадров для вооруженных сил.
Так или иначе именно после выступления Клауса Шваба 4К-модель стала активно внедряться в организациях образования, в том числе и детских садах.
Современное образование прагматично и четко обозначает итоговую цель: подготовка ребенка к самостоятельной взрослой жизни, умение адаптироваться в постоянно меняющемся мире, умение самообучаться и даже переучиваться в поисках актуальной профессии, успешность в обществе. Всё это невозможно без развития названных 4 мягких навыков (Soft Skills).
Таким образом, говоря о внедрении 4К-модели в организацию образования необходимо определиться с содержанием терминов «креативность», «критическое мышление», «коммуникация» и «кооперация».
Мы приведем 4 классических определения данных понятий.
Критическое мышление – последовательность мыслительных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям (В. Н. Брюшинкина и В. И. Маркова).
Креативность – способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем (в том числе и профессиональных), ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания (Lucas B., Claxton G., Spencer E. P.).
Коммуникация – передача сообщения, сознательное, построенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе (Н. И. Козлов).
Кооперация – умение и готовность обращаться за помощью, выслушивать чужое мнение и соглашаться с другими предложениями даже в ущерб собственным. В ходе работы команды над заданием встраивать свою индивидуальную часть работы в общую работу группы, а также определять свой вклад и оценивать коллективный результат как свой собственный (К. Зайцева).
Опираясь на эти определения, каждый детский сад сам определяет, на основе чего будет внедрять модель 4К. Это может быть метод проектов, кейс-технология, геймификация образовательного процесса, использование активных стратегий обучения, а может и синтез всех этих технологий. Именно последнее, т. е. синтез элементов разных технологий и используют большинство дошкольных организаций в Казахстане.
Таким образом, об использовании 4К-модели можно говорить даже в том случае, когда педагог систематически, пусть даже интуитивно на занятиях и в свободной игровой деятельности создает ситуации для развития критического мышления, креативности, общения и взаимодействия между детьми. То есть, по сути, 4К-модель опирается на Soft Skills самого педагога, который эти самые мягкие навыки развивает у детей.
В качестве примера реализации 4К-модели в детском саду приведем опыт детского сада «Нұр бөбек» г. Петропавловска.
Таблица 1 – Пример реализации 4К-модели
Далее приведем примеры упражнений и заданий на развитие 4К-навыков у дошкольников в ОУД и свободной деятельности.
Примеры упражнений и заданий на развитие 4К-навыков у дошкольников в ОУД и свободной деятельности
«Креативность»
Как можно чаще предлагайте детям использовать знакомые предметы в новой ситуации. Например, предложите дошкольникам придумать 3, 5 или 10 способов использования самой обычной вещи: простого карандаша, стакана, шляпы.
На занятиях в образовательных областях «Коммуникация» и «Познание» целесообразно включать задания на дорисовывание фигур. Например, нарисуйте две палочки или круг и предложите ребенку дорисовать фигуру, а потом объяснить, что он нарисовал и почему.
Используйте задания по типу ТРИЗ:
- агглютинация – «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, кентавр, избушка на курьих ножках, танк-амфибия); предложите детям также создать своих героев или предметы путем соединения двух других;
- гиперболизация – преобразование предметов (увеличение или уменьшение, изменение количества частей предмета и их смешение (Гулливер, драконы с семью головами и т. д.)). Дети могут попробовать «увеличить» или «уменьшить» сумку или стол и подумать, как и где их можно использовать;
- акцентирование – заострение, подчеркивание каких-либо признаков предмета или субъекта; при помощи этого приема создаются дружеские шаржи или карикатуры (нос Бабы Яги, уши эльфа);
- схематизация – черты сходства предмета или субъекта сливаются, различия сглаживаются (орнамент, пиктограмма).
«Критическое мышление»
Игра «Да-нет», когда педагог, отвечая на вопросы только «да» или «нет», помогает им самостоятельно определить загаданный предмет или событие. Например: «Я загадала животное, которое живет в степи. За десять вопросов определите животное, которое я загадала».
Игра «Картинки-загадки». Ребенок выбирает одну из заготовленных педагогом картинок и, не показывая ее другим детям, пытается объяснить, что на ней изображено, не называя сам предмет.
Игра «Лишний предмет». Вообще все задания, связанные с определением лишнего предмета в ряду, очень хорошо развивают критическое мышление.
Рисование ментальных карт.
«Коммуникация»
«Мозговой штурм». Этот метод помогает в принятии правильных решений и учит работать в коллективе. Перед дошкольниками можно ставить как учебные, так и бытовые задачи, например, как организовать порядок в группе (решение: выбирать дежурных, убирать по очереди, не разбрасывать игрушки), чем украсить площадку и т. д.
Участие в социальных и волонтерских проектах. Посещение приютов для животных, участие в субботниках и благотворительных концертах.
Игра «Лучший вопрос». Предложите детям задать как можно больше вопросов на определенную тематику. Каждый участник придумывает вопросы и по очереди их озвучивает, а потом все участники выбирают лучший вопрос.
«Кооперация»
Игра «Иголочка и ниточка» отлично развивает межличностное доверие, ответственность за других. Среди детей выбирается водящий. Он будет «иголочкой», а остальные дети держатся одной рукой за плечо впереди стоящего с закрытыми глазами – «ниточки». «Иголочка» бегает по комнате, «петляет», «ниточка» – за ней, стараясь не «порваться» и «не запутаться». Игра проводится 2–3 раза. Хорошо, если роль иголочки исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.
Игра «Карандаш» (для детей с 5 лет) помогает развитию навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества в паре, развитие произвольности. Детей необходимо разделить на пары. Перед каждой парой на полу лежит карандаш. Задача игроков – взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили карандаш и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями.
Игра «Тень» (для детей с 5 лет). Детей также делят на пары, выбираются основной игрок и его тень. Основной игрок выполняет любые движения, тень как можно быстрее и точнее повторяет. Также можно проводить эту игру и со всей группой. Для этого все дети встают в линию за основным игроком на небольшом расстоянии, и также все вместе повторяют его движения.
Таким образом, 4К-модель – это не какая-то готовая система или шаблон действий. Это целостный подход к организации образовательного процесса, предполагающий внедрение и синтез различных методов, средств, стратегий, направленных на развитие всех 4 компонентов («Креативность», «Критическое мышление», «Коммуникация» и «Кооперация») у детей. Все 4 компонента должны развиваться постоянно на всех этапах ОУД и в свободной деятельности дошкольников. Любой режимный момент также можно и даже нужно подчинить идее развития 4К.
Также необходимо отметить огромную роль самого педагога, реализующего 4К, так как он и сам должен быть личностью с развитыми на высоком уровне 4К-навыками.
Для собственного профессионального развития, рекомендуем прочитать серию из 4 книг по использованию 4К в образовании:
- Н. Непряхин, Т. Пащенко. Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни. Издательство «Альпина. Дети» – 2022
- В. Шиманская, Н. Карпов. Командная работа. Запуск проекта любой сложности. Издательство «Альпина. Дети» – 2022, 176 с.
- В. Шиманская. Коммуникация. Найди общий язык с кем угодно Издательство «Альпина. Дети» – 2022, 152 с.
- И. Намаконов. Креативность. 31 способ заставить мозг работать. Издательство «Альпина. Дети» – 2022, 256 с.

Учителей Казахстана начали обучать новым методикам через Kundelik.kz
а платформе Kundelik.kz стали доступны новые методики обучения, разработанные в рамках проекта "Тәлімгер" благотворительного фонда Halyk. Теперь учителя смогут применять практики развития навыков XXI века, предпринимательского мышления и командной работы, которые уже успешно прошли апробацию в 11 пилотных школах 7 регионов страны.
Современные методики стали доступны школам Казахстана
Проект "Тәлімгер" благотворительного фонда Halyk Тимура Кулибаева видит свою миссию во внедрении современных образовательных практик во всех общеобразовательных школах Казахстана. Активно сотрудничает с государственной системой образования для интеграции новых методик в школьную программу, анализирует международный опыт и адаптирует лучшие мировые практики под казахстанские реалии.
Практические навыки, предпринимательство и креативность в школе
Проектом "Тәлімгер" разработаны три обширных методических руководства для учителей: методика развития навыков XXI века у школьников, включающая 13 практических методик, а также руководство по основам предпринимательства и бизнеса для 10-11-х классов, охватывающие 27 тем и 33 темы соответственно.
Итоги работы были успешно апробированы в 11 пилотных школах и колледжах 7 регионов (Астана, Алматы, Актобе, Экибастуз, Караганда, Семей и СКО). Данные методические материалы прошли научную и педагогическую экспертизы в Центре экспертизы содержания образования Министерства просвещения РК и получили гриф "рекомендованы к использованию в учебном процессе", а также одобрены Национальной академией образования имени Ы. Алтынсарина.
Эти материалы доступны на платформе Kundelik.kz на русском и казахском языках и призваны не только обновить образовательный процесс, но и существенно повысить квалификацию педагогов. Учителя получают инструменты для проведения интерактивных уроков, где теория сменяется практическими заданиями, бизнес-кейсами и проектной деятельностью. Кроме того, разработан сборник бизнес-кейсов на основе реальных бизнес-процессов Halyk Bank и предложен учительскому сообществу также на платформе Kundelik.kz.
Для школьников это означает возможность развивать креативное и критическое мышление, приобретать навыки работы в команде и решения реальных жизненных задач, формировать предпринимательскую культуру с ранних лет, что является залогом успеха в будущем.
Образование будущего: как "Тәлімгер" меняет школу уже сегодня
Современный мир требует новых подходов в образовании. Предпринимательское мышление помогает не только в создании собственных бизнес-проектов, но и в формировании активной гражданской позиции. Фонд Halyk и "Тәлімгер" уверены, что именно через образование можно заложить фундамент устойчивого развития Казахстана, где каждый школьник получит шанс стать творцом своего будущего.
Проект "Тәлімгер" продолжает активно работать над расширением программы, обучая учителей, совершенствуя методики и обеспечивая доступ к лучшим мировым практикам. Такой системный подход делает образование более практичным и ориентированным на будущее, обеспечивая казахстанцам необходимые навыки для успешной жизни в динамично меняющемся мире.
Те, кто хочет узнать больше о новой образовательной парадигме и присоединиться к процессу перемен, могут обратиться к материалам на платформе Kundelik.kz.
Источник: tengrinews.kz

Пример обзора источников по теме «Проектирование будущими педагогами профессионально-ориентированной образовательной траектории для профессионального становления в вузе»