Рисуем «теплые» картины: пошаговый мастер-класс для воспитателей

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский
Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности является рисование. Оно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств.
Специфика совместной деятельности педагога с детьми изобразительным творчеством дает широкие возможности для развития у них эмоционально-эстетического отношения к действительности.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности у дошкольников. Она имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Сейчас всё чаще педагоги стали использовать в работе различные виды нетрадиционной техники изобразительной деятельности.
К сведению
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, их использовании, свойствах, способах применения. Это дает толчок к развитию воображения, творчества.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь нет слова «нельзя». Можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже придумать свою необычную технику. Дети испытывают незабываемые положительные эмоции, по которым можно судить о настроении ребенка и его психологическом состоянии.
Одной из таких нетрадиционных технологий является рисование шерстью. Оказывается, шерсть можно использовать не только для вязания, но и для создания картин. Они получаются удивительно нежными, теплыми, уютными. Такие картины называют еще «теплыми»: это слово весьма точно отражает впечатление, которое они производят.
Живопись шерстью способствует развитию
- мелкой моторики рук;
- глазомера;
- творческих способностей;
- усидчивости;
- пространственного мышления;
- чувства фактурности и объемности;
- координации общих движений;
а также
способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает к творческим поискам и решениям;
- учит работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.
Живопись шерстью – уникальная техника многослойного выкладывания картин на основе, без валяния. Существует большой выбор цветов из натуральной шерсти. С ее помощью можно создать настоящие картины: пейзажи, портреты, натюрморты, абстрактные рисунки. Непряденая овечья шерсть различных цветов и оттенков раскладывается слой за слоем на ткань под стекло. Цвета не смешиваются между собой, как краски, а богатую палитру можно получить путем наслоения их друг на друга.
К сведению
Картины из шерсти очень напоминают акварельные, но им не страшны температурные перепады, яркое освещение и влажность.
Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер. Он выбрал шерсть как наиболее распространенный и дешевый в провинциальной местности материал.
Зная о способности шерсти сваливаться, он нашел способ, как окрашенную шерсть применять в качестве материала для рисования картин. В ходе наблюдения за детьми, регулярно использующими шерсть как краски, он заметил, что дети расслабляются психологически, становятся более уравновешенными, личность их приобретает более целостный статус.
Для работы не нужны ни краски, ни кисти, ни вода. Только шерсть, рамка для фотографий и желание творить.
Приемы в «шерстяной акварели» очень сходны с используемыми в живописи. Шерсть позволяет делать тонкие цветовые переходы, насыщенные пятна и едва заметную дымку. С первого раза понять, из чего созданы картины, не у каждого получится, особенно если вы никогда не держали в руках теплую и яркую непряденую шерсть. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка – это как мазок кистью. Такие работы выглядят «живыми» и радуют долгие годы.
Как создать «теплую» картину
Для рисования картины цветной шерстью вам потребуется
рамка любого размера, состоящая из плотного картона, стекла, кляймеров-зажимов;
- подложка;
- клей-карандаш для приклеивания подложки;
- ножницы разных размеров чтобы резать шерсть;
- пинцет для выкладывания мелких деталей;
- шерсть разных цветов: голубого, синего, белого, зеленого, салатового, оранжевого, желтого, сиреневого, розового, коричневого.
Пошаговый алгоритм
План мероприятий научного студенческого общества
План работы Школы передового опыта
Опорная таблица для знакомства детей с вопросительными словами
Важно
Начинайте выкладывать рисунок сверху.
- Шаг первый – подберите изображение. Как правило, картины создаются по образцу. Это может быть уже готовая картина из шерсти или любая другая картинка, и даже фотография.
- Шаг второй – выньте из рамки картонный задник.
- Шаг третий – подготовьте подложку. В качестве основы часто используют флизелин. Это превосходный материал, похожий по своим качествам на ткань. Нередко для этой цели используют однотонную, чаще белую, фланель, фетр или даже хозяйственную салфетку. Подложку вырезайте по формату фоторамки.
- Шаг четвертый – приклейте основу клеем-карандашом к заднику.
- Шаг пятый – начинайте «рисовать». Шерсть отрывайте небольшими, ровными по толщине прядками, выкладывая слои так, чтобы не было видно дырочек и просветов. Сначала вертикальными «мазками» выкладывайте фон и задний план.
Далее выкладывайте второй слой шерсти горизонтально. Третий слой выкладывайте так же, как и первый – вертикально. Эффект акварельной живописи достигается в результате послойного наложения разных оттенков шерсти на ткань. Когда выложен фон, можно приступить к выкладке рисунка. Для этого используйте различные техники: скручивание шерсти (для выкладывания, например, ствола дерева), рубка шерсти (для выкладывания инея на ветвях) и т. д.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше использовать готовый контурный рисунок. Бархатная бумага в этом случае – идеальная основа для работы.
Для детей трех лет используйте только один цвет шерсти, чтобы они приобрели навык техники. А затем можно создавать и комбинированные цветовые аппликации из шерсти разного цвета.
Дети старшего дошкольного возраста могут проявить самостоятельное творчество, выбрать рисунок и создать самостоятельную картину. Можно ребенку дать совет, что крупные фрагменты будут выглядеть выразительнее.
- Шаг шестой – покройте картину стеклом.
При создании картин из шерсти не бойтесь, что сделаете что-то не так. Эта техника уникальна еще и тем, что всегда можно исправить, переделать и в итоге добиться желаемого результата.
Основные техники рисования шерстью
Вытягивание
Из гребенной ленты можно вытягивать пряди разной толщины: тонкие, сквозь которые будут просвечивать предыдущие цветные слои, или более плотные, с хорошей кроющей способностью. С последних удобно начинать процесс выкладывания картины, когда требуется быстро сформировать первый плотный слой-основу.
К сведению
Гребенная лента или топс – расчесанная шерсть, в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту.
Вытягивайте шерсть так: в левой руке гребенная лента, правой рукой вытягиваем прядь нужного размера.
Реже, в основном при прорисовке предметов переднего плана (деталей), пригодится умение с некоторым усилием выщипывать короткие мелкие прядки.
Из гребенной ленты можно вытягивать «стебельки», «травинки» и «веточки», а также «ниточки» для рисования контуров предметов. Захватываем самый кончик пряди и вытягиваем волокна, одновременно подкручивая их. Чем больше волокон захватили, тем толще ниточку получите.
Щипание
В результате щипания получаются пушистые комочки-паутинки, в которых все волокна спутаны (изогнуты и направлены в разные стороны). Такими «пушистиками» легко добиться мягких переходов от одного цвета к другому. Фон, выложенный таким способом, выглядит пушистым, акварельным.
Реализуется щипание таким образом: в левой руке (если вы правша) держите гребенную ленту так, чтобы образовывался сгиб. Пальцами правой руки частыми и быстрыми движениями щипайте с поверхности гребенной ленты (на сгибе) выбивающиеся волоски.
На фото показаны два разных по плотности варианта «пушистиков». Кроющая способность у них различная.
Внимание
При щипании нужно стремиться получать однородные пушистые комочки без петелек. Со временем это получается у всех.
Нарезание шерсти ножницами
Часто при рисовании картины шерсть приходится нарезать. Здесь на помощь приходят ножницы. Шерсть нарезается (стрижется) прямо на картину в нужном месте. При этом нужно понимать, что полученный пух может иметь разный размер и форму.
Руками или пинцетом можно как угодно расположить настриженную шерсть на поверхности картины. Из нарезанных шерстяных «опилочек», например, можно сформировать крону дерева (листву).
Шерсть можно и нужно смешивать, т. е. можно взять два-три цвета шерсти и сформировать из них одну неоднородную по цвету прядь. Степень однородности можно получить разную, поэтому нужно учитывать тот изобразительный эффект, которого вы хотите достичь. Например, для формирования кроны дерева одного цвета шерсти недостаточно: крона получится плоской, без объема.
Есть также много разных приемов, применяемых при выкладывании картин, но они представляют собой чаще всего комбинации этих трех основных техник работы с шер-стью и хороши в конкретных случаях, обусловленных спецификой сюжета.
К сведению
Как правило, со стеклом и без него всё выглядит иначе. Шерсть объемна, поэтому когда она прижимается стеклом, детали картины «сплющиваются» и увеличиваются за счет этого в размерах.
Совет. Прикладывайте стекло к картине как можно чаще. Так вы своевременно сможете обнаружить огрехи в работе и быстро их исправить. Ведь конечный результат – это картина под стеклом, следовательно, и ориентироваться в процессе работы с шерстью нужно именно на то изображение, которое вы видите под стеклом. Оно служит своеобразным индикатором.
Приложив стекло к уже выложенным слоям, вы увидите, насколько хорошо лежат эти слои шерсти. Можно увидеть, например, что слой недостаточно плотный и плохо укрывает рабочую поверхность, или вы можете посмотреть, как выглядят мелкие детали под стеклом.
Чем полезно рисование цветной шерстью для детей
Рисуя картины шерстью, ребенок создает удивительный цветной мир, развивая фантазию и воображение. Этот вид творчества задействует мелкую моторику и улучшает координацию движений, так как накладывать один слой на другой нужно «прицельно» и аккуратно. Ребенок становится внимательнее и аккуратнее, понимая, что от этого зависит качество его творения.
Мотивацией успешности в «шерстяной акварели» является быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, ее приближенность к реально существующим образам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания. Ведь только при помощи шерсти можно достигнуть необычного эффекта 3D, свечения, дымки, которого не дают ни масло, ни акварель, ни другие живописные техники.
Работы детей вы можете использовать в оформлении групп, поздравительных открыток, для участия в тематических выставках или в качестве подарков родителям.
за правильный ответ

Работа научного студенческого общества: готовый план
Научно-исследовательская работа – одна из ведущих форм активизации учебного процесса в колледже.
Исследовательской работой занимаются все студенты. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения даже самых простых исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых.
Перспективной формой привлечения студентов к исследовательской деятельности является участие в работе научного студенческого общества, которое объединяет коллективы студентов на добровольной основе.
Научное общество позволяет студенту проводить полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Работа в НСО развивает такие важные качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Активное участие студентов колледжа в научно-исследовательской деятельности обеспечивает адаптацию личности к процессу обучения, повышает качество подготовки компетентных специалистов.
Студенческие научные объединения часто становятся кузницей молодых кадров. Уже в трудах М. В. Ломоносова мы встречаем слова о необходимости поощрения молодых студентов, изъявивших желание заниматься собственными исследованиями во внеаудиторные часы.
Задачи научного студенческого общества:
- содействие в повышении уровня научной подготовки студентов;
- создание условий для формирования творческой активности;
- помощь студентам в самостоятельном научном поиске и организационное обеспечение их научной работы;
- своевременное информирование студентов о запланированных научных конференциях, конкурсах, выставках и возможности участия в них;
- проведение научно-практических исследований и научно-практических мероприятий по тематике научно-исследовательской работы;
- организация студенческих научно-просветительских мероприятий: экспедиций, конференций, конкурсов.
№ | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные | Примечание |
---|---|---|---|---|
Организация деятельности | ||||
1 | Утверждение плана работы НСО на 2019/2020 учебный год | Сентябрь | Председатель НСО | Представляется в виде таблицы по образцу |
2 | Организация совета НСО. Выбор председателя | Сентябрь | Представители, председатель НСО | Совместно с представителями |
3 | Проведение организационного собрания студентов 1-х курсов (ознакомление с работой НСО) | Сентябрь | Заместитель директора по НМР, председатель НСО | Протокол |
4 | Организация и определение тем научно-исследовательской группы (далее – НИГ) | Октябрь | Заместитель директора по НМР, председатель НСО | Пополнение электронного банка данных |
5 | Организация школы «Студент-исследователь» | Октябрь –февраль | Заместитель директора по НМР, председатель НСО | Цикл лекций по методикам исследования |
6 | Подготовка научно-практических конференций студентов и преподавателей | В течение года | Руководители и студенты НИГ и председатель НСО | Разработка рекомендаций для написания научных работ |
7 | Участие в научных форумах | В течение года | Руководители и студенты НИГ и председатель НСО | Публикации |
8 | Организация встречи студентов | Февраль | Руководитель НСО | Протокол встречи |
Информационно-библиографическая работа | ||||
1 | Отражение информации НСО на сайте колледжа | В течение года | Актив НСО | Рекомендации, работы, победители |
2 | Подбор материала НСО других заведений (по материалам периодической печати и СМИ) | В течение года | Руководители и студенты НИГ и председатель НСО | Банк данных |
3 | Создание электронного банка научных исследований, проводимых на кафедрах: – список базовых организаций образования, в которых организуется и проводится научно-исследовательская работа; – список преподавателей, оказывающих организационно-методическую помощь в проведении научного исследования в базовых организациях образования; – список тем научно-исследовательских работ с указанием студентов и научных руководителей; – библиография с краткой аннотацией по направлениям научных исследований НСО; – список новых поступлений в библиотеку колледжа | В течение года | Руководитель НСО | Банк данных в программе HTML |
4 | Информирование студентов о новых исследованиях в области педагогической науки | Март | Заместитель директора по НМР, председатель НСО, студенты | Банк данных |
5 | Разработка и выпуск диска по результатам научно-исследовательской работы студентов (далее – НИРС) | Май | Руководитель НСО | Диск |
Научно-исследовательская работа | ||||
1 | Участие в педагогических чтениях | Ноябрь | Заместитель директора по НМР, руководитель НСО | Статьи |
2 | Выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ под руководством преподавателей | В течение года | Руководитель НСО, преподаватели, студенты | Подготовка научной работы с презентацией совместно с преподавателями |
3 | Организация проектной деятельности студентов | В течение года | Руководители проектов, студенты | Проекты на бумажных и электронных носителях |
4 | Заочный конкурс творческих проектов и научно-исследовательских работ студентов | Март (1-й тур на цикловой методической комиссии (далее – ЦМК); Май (2-й тур в колледже) | Заместитель директора по НМР, председатель НСО, студенты | Награждение |
5 | Организация и проведение предметной олимпиады по общеобразовательным дисциплинам | Ноябрь –1-й тур Февраль – 2-й тур | Руководители проблемных групп | Награждение |
6 | Организация и проведение педагогической олимпиады | Ноябрь | Заместитель директора по НМР, председатель НСО, студенты | Награждение |
Контрольно-диагностическая деятельность | ||||
1 | Ведение мониторинга по работе НСО: – отслеживание проведения олимпиад и их результатов; – выявление рейтинга группы (участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, мероприятиях КГК и города); – поощрение наиболее успешных обучающихся и их педагогов | Март В течение года Май | Заместитель директора по НМР, руководитель НСО | Предоставляется в виде таблицы, совместно с преподавателями, кураторами и заведующими кафедрами |
2 | Подведение итогов работы НСО, задачи на новый учебный год | Май | Заместитель директора НМР, руководитель НСО | Проект плана на следующий учебный год |
Примерная тематика заседаний НСО
Месяц | Тематика | Исполнители | Отметка о выполнении |
---|---|---|---|
Сентябрь | Организационное заседание – Ознакомление с планом работы на учебный год. – Создание актива НСО, выбор председателя НСО среди студентов, распределение обязанностей членов НСО. – Формирование предметно-цикловых секций и закрепление научных руководителей вновь созданных НИГ, выбор темы. – Ознакомление с планом работы секции «Студент-исследователь». – Организационное собрание для первокурсников. – Секция «Студент-исследователь»: основные этапы и логика построения научного исследования, составление плана-графика исследования | Руководители НИГ, члены НСО Руководитель НСО | |
Октябрь | – Посвящение вступивших в члены НСО. – Ознакомление с положением о конкурсе научных студенческих работ. – Работа с научной литературой «Библиотека – твой помощник». – Секция «Студент-исследователь»: Методы исследования. Источники научной информации. Правила работы в библиотеке. Различные приемы чтения. – Поиск материалов по исследовательской деятельности в электронных ресурсах. Использование современных информационных технологий в научном исследовании | Руководители НИГ, члены НСО Заведующий библиотекой | |
Ноябрь | – Педагогическая олимпиада, посвященная педагогическому наследию казахских просветителей. – Предметная олимпиада по общеобразовательным дисциплинам (1-й тур). – Секция «Студент-исследователь»: Сбор материалов к исследованию. Методические рекомендации по работе в архивах, с населением. Интервьюирование. Анкетирование | Члены НСО, научные руководители | |
Декабрь | – Интеллектуальная игра среди студентов – членов НСО «Что? Где? Когда?» – Анализ по итогам педагогической и 1-го тура предметной олимпиад. – Отчет о состоянии научно-исследовательских работ и проектов студентов. – Секция «Студент-исследователь»: Методика написания чернового варианта работы по требованиям НПК разного уровня. Композиция реферата, язык и стиль исследовательского реферата | Руководители НИГ | |
Январь | – Мониторинг участия студентов в научно-исследовательских конференциях разного уровня (за I полугодие). – Информация об отражении деятельности НСО на сайте колледжа. – Секция «Студент-исследователь»: Доклад о работе. Составление тезисов доклада. – Заслушивание научных работ НИГ | Руководитель НИГ | |
Февраль | – Организация встречи студентов с преподавателями, имеющими высокие результаты в научной и научно-исследовательской деятельности. – Предметная олимпиада по общеобразовательным дисциплинам (2-й тур). – Заслушивание работы НИГ. – Секция «Студент-исследователь»: Оформление работы в соответствии с положением «Основные требования к оформлению научных работ». – Составление электронной презентации к исследованию | Руководители НИГ Председатель НСО | |
Март | – Итоги 2-го тура предметной олимпиады по общеобразовательным дисциплинам. – Подготовка к научно-практической конференции. Отбор и заслушивание докладов, представляемых студентами на научно-практическую конференцию. – Заслушивание работ НИГ | Руководитель НСО, председатель НСО, руководители НИГ, члены НСО | |
Апрель | Тематический вечер для участников НСО «О науке в шутку и всерьез!» | Руководители НИГ | |
Май | День науки «Шаги будущего специалиста в науке» (по отдельному графику) – Круглый стол (по итогам проведения Дня науки). – Мониторинг участия студентов в научно-исследовательских конференциях разного уровня ( за II полугодие и год). – Информация «Новые исследования в области педагогической науки». – Итоги работы за 2019/2020 учебный год | Руководители НИГ |

Что включить в план работы школы: 20 мероприятий на год
Цель работы: раскрыть систему и стиль мастерства работы преподавателей, средства достижения высоких конечных результатов, предоставить возможность использования этого опыта другими преподавателями.
Состав комиссии по обобщению опыта:
- председатель ________________________________________________________________________________;
- заместители председателя: председатели цикловых методических комиссий;
- члены комиссии: преподаватели высшей категории.
В тему:
Требования к подготовке и проведению открытых уроков
Какие требования к поурочному плану необходимо соблюдать педагогу колледжа
Сроки обобщения опыта
Обобщение передового опыта проводится в три этапа (по срокам – это три учебных года):
- 1-й этап: осмысление и описание передового опыта самим преподавателем;
- 2-й этап: изучение и обобщение цикловой комиссией передового опыта преподавателей;
- 3-й этап: распространение передового опыта.
Информация о преподавателях, чей опыт обобщается
№ | Ф. И. О. | Те- ма | Пре- подавае- мые дисцип- лины | Цик- ловая комис- сия | Этап обоб- щения опыта | Форма пред- ставле- ния на этапе | Основание |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Приказ № __ ЦМК СЭПД (Цикловая методическая комиссия социально-экономической предметной дисциплины) от __.__. 20__г. | ||||||
2 | Приказ №__ ПЦК ООД от __.__.20__г. | ||||||
3 | Приказ №__ ПЦК ООД от __.__.20__г. |
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные исполнители |
---|---|---|---|
1 | Изучение рейтинга преподавателей, проведение диагностического анкетирования на выявление передового опыта преподавателей и утверждение на заседании цикловой комиссии кандидатуры преподавателя, чей опыт будет обобщаться | Сентябрь 1-го года обобщения опыта | Председатели циклов |
2 | Определение преподавателем темы для обобщения опыта и ее утверждение на заседании цикловой комиссии | Сентябрь 1-го года обобщения опыта | Преподаватели, чей опыт обобщается (далее – ПОО), председатели циклов |
3 | Ознакомление с памяткой по обобщению передового опыта, подбор литературы по избранной теме и составление плана работы | Сентябрь 1-го года обобщения опыта | ПОО |
4 | Изучение литературы по избранной теме, осмысление темы и сопоставление своего опыта с опытом, отраженным в литературе | Октябрь–ноябрь 1-го года обобщения опыта | ПОО |
5 | Сбор и обработка материала для обобщения своего опыта | Декабрь–февраль 1-го года обобщения опыта | ПОО |
6 | Анализ и обобщение материала, накопленного по теме опыта | Март–май 1-го года обобщения опыта | ПОО |
7 | Оформление результатов обобщения собственного опыта и представление на рассмотрение предметной цикловой комиссии | Июнь 1-го года обобщения опыта | ПОО, председатели циклов |
8 | Изучение учебной документации преподавателя, чей опыт обобщается: - рабочие учебные программы; - календарно-тематические планы; - поурочные планы; - журналы учебных занятий; - планы самообразования; - протоколы заседаний ЦК с анализом открытых, посещенных уроков и воспитательных мероприятий | Сентябрь–май 2-го года обобщения опыта | Председатели циклов, комиссия из числа опытных преподавателей цикла (далее – КОПЦ) |
9 | Мониторинг результатов работы преподавателя за три года обучения по итогам - контрольных работ; - тематических контролей; - срезов знаний; - семестра; - ОУПП; - ГЭК | Июнь 2-го года обобщения опыта | Председатели циклов |
10 | Посещение уроков и внеклассных мероприятий преподавателя, чей опыт обобщается, с последующим анализом | Сентябрь–май 2-го года обобщения опыта | КОПЦ |
11 | Видеозапись элементов уроков преподавателя, чей опыт обобщается (по мере необходимости) | Сентябрь–май 2-го года обобщения опыта | Председатели циклов |
12 | Изучение учебно-методического обеспечения предметов преподавателя, чей опыт обобщается | Сентябрь–май 2-го года обобщения опыта | КОПЦ |
13 | Изучение методических разработок уроков и внеклассных мероприятий преподавателя, чей опыт обобщается | Сентябрь–май 2-го года обобщения опыта | КОПЦ |
14 | Изучение научных работ обучающихся, выполненных под руководством преподавателя, чей опыт обобщается | Сентябрь–май 2-го года обобщения опыта | КОПЦ |
15 | Тестирование знаний в группах, где работает преподаватель, чей опыт обобщается | Декабрь, апрель 2-го года обобщения опыта | Председатели циклов |
16 | Анкетирование обучающихся, где работает преподаватель, чей опыт обобщается | Сентябрь–май 2-го года обобщения опыта | КОПЦ |
17 | Творческий отчет преподавателя, чей опыт обобщается, на заседании ПЦК | Май 2-го года обобщения опыта | ПОО, председатели циклов |
18 | Рассмотрение заключения комиссии по результатам изучения и обобщения материалов опыта преподавателя на заседании цикла | Июнь 2-го года обобщения опыта | Председатели циклов |
19 | Оформление методических материалов по итогам изучения и обобщения передового опыта преподавателя | Июнь 3-го года обобщения опыта | ПОО, председатели циклов |
20 | Распространение передового опыта преподавателя посредством публикаций в СМИ, выступлений на заседаниях педагогического и методического советов, семинарах и конференциях областного и республиканского уровней | Сентябрь–июнь 3-го года обобщения опыта | ПОО, председатели цикло |
Список сокращений:
