ещё
свернуть
Все статьи номера
№4, 2021
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Методики раннего развития детей по Масару Ибука, Глену Доману и Никитиным: как применять на практике

Исследования Колумбийского университета показали, что дети, которые обучались по программам раннего развития, более успешны в жизни: легче трудоустраиваются и больше зарабатывают. Кроме того, ученые доказали критическое значение первых трех лет жизни для развития человеческого мозга. Поэтому раннее развитие детей становится одной из приоритетных задач дошкольного образования. В статье рассмотрим три авторские методики, по которым можно работать с детьми раннего возраста, и научим применять их в своей работе.

Методика раннего развития Глена Домана

Глен Доман — врач-нейрофизиолог. Он доказал, что до 6-летнего возраста человек воспринимает в три раза больше информации, чем в последующие годы. Поэтому его методика разработана для младенцев с 3 месяцев. В этот период тренируют зрительную память и развивают физические навыки. В теории методику применяют до 7 лет, поскольку до этого возраста происходит активное развитие головного мозга.

В основе методики – интеллектуальное развитие и физическое воспитание детей. Физическое воспитание заключается в ранней тренировке всех групп мышц с самого рождения: от переворачивания и ползания до серьезных спортивных занятий, ведь умственный потенциал напрямую зависит от физических возможностей тела.

Основой интеллектуального развития является информация. Минимальную единицу информации Глен Доман называет битом. Если обучаете ребенка чтению, то бит представляет собой точную картинку или фотографию какого-то слова, если обучаете математике, то бит – это скопление точек, соответствующих определенной цифре. Биты объединяются в категорию по десять или более картинок.

Как работать по методике

Покажите ребенку картинку и громко произнесите ее название. Карточки показывайте на расстоянии 45 см от лица ребенка. В течение 15 секунд покажите 15 карточек, т. е. на каждую карточку отводите не более 1 секунды. Через некоторое время занятие повторите, но уже с новыми карточками. Основное правило: показывайте каждый бит 30 раз – три раза в день в течение 10 дней.

Занятия организовывайте в утренние часы, когда детский мозг лучше всего воспринимает новую информацию.

Методика, по которой Доман предлагает учить ребенка чтению, основывается на механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу. По мнению Глена Домана, со временем ребенок сам постигнет законы, по которым письмо передает устную речь. Важно в момент занятий не перегружать ребенка лишней информацией. Если вы показываете карточку с изображением мамы, то достаточно лишь громко сказать «мама», избегая дополнительных комментариев или дополнений. От карточек со словами переходят к карточкам со словосочетаниями и целыми предложениями.

Завершающий этап – чтение книги. На протяжении нескольких дней ребенку читают одну и ту же книгу. На определенном этапе ребенок захочет ее самостоятельно прочитать. 

Обучение математике по Доману заключается в работе с точками, которые обозначают количество предметов. Например, чтобы ребенку объяснить, что такое 1+3, разложите три карточки в следующей последовательности: с одной точкой, с двумя точками, с тремя точками. Показываете на первую карточку и произносите: «Один». Далее добавляете: «Плюс» – и показываете на вторую карточку с двумя точками: «Два». Подытоживаете сказанное: «Равняется три» – и показываете на третью карточку.

Чтобы начать действия с примерами, дети сначала визуально должны запомнить все карточки с количеством точек.

Изготовить карточки по методике Глена Домана можете самостоятельно: возьмите белый двухсторонний картон размером 28х28 см и сделайте нужные надписи красным маркером. При этом высота букв должна быть не меньше 2,5 см. Если бит представляет картинку, с внутренней стороны карточки напишите его название. Если выбранный объект расположен на фоне или ему соответствует надпись, вырежьте и приклейте его к белому картону.

Систематизируйте карточки битов по принципу от общего к частному. Например, вначале поделите животный мир на категории «Насекомые», «Животные», «Птицы», затем постепенно детализируйте.

Несмотря на высокую эффективность методики Домана и феноменальные показатели детей, которые по ней занимались, педагоги выделяют в ней существенные недостатки:

  • отсутствие игровой составляющей: работа идет путем постоянного показа карточек;
  • информация дается в готовом виде – нет развития аналитического и критического мышления;
  • отсутствуют задания для развития творческого потенциала.

Чтобы ребенок получил всестороннее развитие, используйте эту методику в сочетании с другими, где предусмотрено развитие креативных способностей детей.

Методика Масару Ибука

Взгляды японского инженера и изобретателя Масару Ибука на развитие детей методикой называют условно. По сути это не методика обучения, а действенные рекомендации для воспитания всесторонне развитой личности.

Свои рекомендации он описал в книге «После трех уже поздно», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. В отличие от заумных учебников простым и понятным языком основатель компании Sony объяснял, как сделать так, чтобы ребенок легко играл на скрипке в 3 года, решал сложные примеры и читал серьезные произведения.

Мотивом создания книги стало заболевание его сына в раннем детстве, в результате которого тот заметно умственно отставал от других детей. Чтобы преодолеть эту трагедию, Масару Ибука стал ежедневно заниматься с сыном. Именно этот опыт он и описал в своем бестселлере.

Рекомендации Масару Ибука

  • Учите с ребенком как можно больше стихов: его мозг может удержать в памяти огромное количество коротких стихотворений. Чем интенсивнее используете память ребенка, тем лучше она развивается и функционирует. Идеально для этого подойдут стихо-творения А. Барто и К. Чуковского.
  • Вносите разнообразие в занятия: ребенку полезно постоянно пробовать свои силы.
  • Практикуйте телесный контакт ребенка и родителей. Это положительно сказывается на интеллекте ребенка и способствует воспитанию чуткого и восприимчивого человека.
  • Не стремитесь окружить ребенка большим количеством игрушек: это не только рассеивает его внимание, но и отрицательно влияет на развитие нестандартного мышления, фантазии и изобретательности.
  • Как можно раньше дайте малышу карандаши, краски, фломастер, ножницы. Всё, что ребенок делает своими руками: рисует, рвет бумагу или разбрасывает игрушки – развивает его творческие способности и интеллект.
  • Больше двигайтесь: пешие прогулки стимулируют мыслительный процесс.

Задача воспитателя – ознакомить родителей с этими рекомендациями, проводить семинары, беседы. Это поможет выстроить тесный контакт между семьей и детским садом и развить всесторонне развитого ребенка.

Методика семьи Никитиных

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – педагоги и многодетные родители. В 60–70-е годы они прославились тем, что воспитывали своих семерых детей по необычной методике. В одном из последних интервью Елена Никитина отмечала, что «... у всех народов в принципе была эта самая методика раннего развития. Монголы, например, ребенка, который еще и ходить-то не ходил, уже сажали на коня. А как было в русской крестьянской семье? Ребенок рождался, подрастал и уже в пять-шесть лет и пол в избе мел, и печку топил. Ребенок жил, наблюдая за взрослыми, за природой. А главная опасность нынешней моды на раннее образование (не развитие!) как раз в том, что в итоге получаются книжные, неумелые, неслышащие и невидящие настоящей жизни люди».

Принципы методики Никитиных

Основные принципы своей методики авторы определяют следующим образом. Во-первых, необходима свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, обязательны родительское неравнодушие к тому, что и как у детей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще в самой жизни детей.

У родителей и воспитателей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка.

Для эффективного интеллектуального развития детей Борис Никитин разработал целую серию игр, которая и легла в основу методики обучения. Главное отличие никитинских игр – их многофункциональность и безграничный простор для творчества. Одна и та же игра подходит и для ребенка 3 лет, и для взрослого человека. Именно поэтому игры Никитиных получили популярность среди воспитателей дошкольных организаций.

Каждая игра – это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции – и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.

Принципы игр

  • Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач, а также подсказывать. Осуществляя решение практически, ребенок учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  • Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки.

По мере освоения игры ребенок сам придумывает задания, узор, фигуру и т. д. Далее – пример игры Никитиных «Уникуб».

«Уникуб» – это универсальные кубики, которые знакомят ребенка с трехмерным пространством. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом, чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Используют всего три цвета. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1,5–3 лет, а самые сложные доступны далеко не всем взрослым.

Кроме того, популярность получили такие игры, как «Дроби», «Рамки и вкладыши», «Сложи квадрат», «Сложи узор». Использование этих игр в образовательном процессе способствует развитию логического, пространственного мышления, сообразительности, цветовосприятия, художественных и конструкторских способностей, а также фантазии и внимания.

Как и любая другая методика раннего развития система Никитиных не может в полном объеме быть внедрена в образовательный процесс дошкольной организации. Но каждый воспитатель может адаптировать ее в зависимости от индивидуальных особенностей детей группы.

Авторы всех трех рассмотренных методик настаивают на том, что раннее развитие направлено не на воспитание гениев, а на своевременное раскрытие истинных способностей человека.