Как проводить тематические беседы с дошкольниками. Готовые примеры
Учитывайте знания детей и планируйте беседы заранее
Чтобы дошкольники могли включиться в разговор с педагогом на какую-то тему, они должны хоть что-то об этом знать. Кроме того, тема беседы должна быть им интересна.
Предварительная работа. Когда педагог только планирует беседу с воспитанниками, он должен представлять примерный объем их знаний и представлений по данной теме. Например, воспитатель старшей группы запланировал беседу о профессиях. Он знает, что в средней группе дети эту тему уже изучали. Чтобы актуализировать и расширить их знания, воспитатель просит родителей рассказать детям, кто где трудится, в группе рассматривает с ними иллюстрации, играет в настольную игру «Кому что надо для работы» и др. То есть предварительную работу с детьми воспитатель проводит не накануне беседы, а отводит на подготовку достаточно времени.
Содержание беседы. Все беседы с детьми педагог должен планировать и проводить на основе программного материала. Его нужно отбирать с учетом возраста воспитанников, их личного опыта, запаса знаний и представлений. Также важно учитывать интересы детей, особенности конкретной группы.
План беседы. В плане беседы должны быть разделы: что педагог хочет уточнить или дополнить по теме беседы; о чем новом дети узнают и каких нравственных вопросов нужно коснуться. Кроме того, важно, какие задачи по развитию речи будет решать воспитатель. Например, какими словами пополнится словарный запас детей.
Выстраивать беседу нужно последовательно: сначала настроить детей на разговор по теме с помощью эмоциональных средств. Это могут быть загадка, стихотворение, иллюстрация, пословица, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы. Иногда можно начать беседу с вопроса, который вызовет у детей интерес. Дальше задача педагога – продлить этот интерес, мотивировать воспитанников самостоятельно или с родителями искать знания по теме беседы.
Типы вопросов для беседы с детьми старшего дошкольного возраста
- Вопросы на уточнение: «Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-то добавить?»
- Вопросы на поиск причин: «Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»
- Вопросы о точке зрения и подходе: «Можно ли посмотреть на эту ситуацию с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»
- Вопросы о подтексте и последствиях: «Если это произойдет, что может получиться в результате?», «Почему?»
- Вопросы о вопросах: «Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос ответить легко или сложно?», «Почему?»
Формулировка вопросов. Основные структурные элементы беседы – вопрос и ответ. Следует подбирать разные типы вопросов, при этом минимизировать прямые вопросы, которые предполагают краткий ответ «да–нет» и др.
Старшие дошкольники уже улавливают суть развернутого вопроса, ответ на который предполагает желание рассуждать, высказывать свои мнения, суждения, выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Поэтому важно создавать такие ситуации, когда дети задают вопросы, а педагог не спешит на них давать готовые ответы, а предлагает подумать.
Если ребенок ответил неправильно, а педагог делает ему замечание – это педагогическая ошибка. Задача педагога – с помощью дополнительных вопросов подвести ребенка к тому, чтобы он самостоятельно нашел верный ответ. Смотрите пример беседы на тему «Профессия парикмахера»: какие еще ошибки не должен допускать педагог.
Пример беседы: найдите фрагменты, где педагог допустил ошибку
Проводите беседы по пяти основным разделам
Согласно комплексно-тематическому планированию тематические беседы со старшими дошкольниками можно разделить на пять разделов. Каждая беседа должна иметь тему, цель, краткое содержание, вопросы к детям, основной словарь по теме и материал, который педагог планирует использовать.
Беседы о Родине и ее достопримечательностях. В ходе бесед по данному разделу педагог может поговорить с детьми о нашей стране, малой родине, природе и климате Казахстана. Сюда же войдут беседы о защитниках Республики Казахстан, государственных праздниках.
Беседы о службах, которые делают нашу жизнь безопаснее и комфортнее. Когда педагоги знакомят детей с этими службами и профессиями тех людей, которые там работают, они формируют и расширяют у них знания об окружающем мире. Предметом беседы здесь могут быть банк, почта, больница, аптека, ЧС, полиция.
Беседы об этике поведения, взаимоотношениях и дружбе. Сюда можно отнести беседы о том, как надо знакомиться; почему надо уметь мириться и договариваться; почему нужно заботиться о пожилых людях; что такое этикет и как надо вести себя во время еды; кого называют интеллигентным человеком; что такое дружба и кого можно называть другом и др. Такие беседы помогут научить детей правильно себя вести и общаться с окружающими.
Беседы для расширения кругозора ребенка. Данный раздел предусматривает такие темы как наука и техника, космос, виды транспорта для путешествий, музыка, планета Земля, Солнечная система, архитектура, театр, спорт, моря.
Беседы по основам безопасного поведения. Задача взрослых – подготовить детей к разным жизненным ситуациям. Здесь важно рассказать о правилах поведения с домашними животными, на природе, дороге, при пожаре, грозе, о ядовитых и лекарственных растениях, опасных насекомых, несъедобных грибах.
Примеры тем бесед по разделам
Познавательные беседы с детьми о службах, которые делают нашу жизнь безопасной и комфортной
Службы помощи на страже здоровья
Комментарий. Младшие дошкольники уже знают, что врачи лечат, дают лекарства. Свои представления о профессии врача они отражают в играх, берут на себя роль доктора и «лечат» своих зверушек и кукол. В старшем дошкольном возрасте знания детей о профессии врача конкретизируются и дополняются по рассказам взрослых, с помощью детской литературы. Важно обобщить знания детей и сформировать представление, что труд медицинских работников – это помощь и забота о здоровье людей.

Словарь
► врачи-специалисты
► диагноз
► скорая помощь
► аптечка
► медсестра
► медбрат
► педиатр
► стоматолог
► окулист
► лор
► терапевт
► хирург
► ветеринар
► ветеринарная клиника
► фитнес-центр
► центр здоровья и спорта
Цель беседы:
- уточнить знания детей о профессии врача, о службах помощи на страже здоровья;
- сформировать представления о специальных службах для заботы о здоровье людей в нашей стране;
- рассказать, что в поликлиниках, больницах, центрах здоровья и спорта, санаториях и домах отдыха трудятся люди разных профессий;
- подвести детей к пониманию, что их труд делает нашу жизнь комфортной и защищенной – это помощь всем другим людям.
Краткое содержание. В нашей стране существуют специальные службы: поликлиники, больницы, центры здоровья и спорта, санатории и дома отдыха. Они оснащены современным медицинским оборудованием. В них работают специалисты с медицинским образованием, которые помогают людям. Главная профессия – врач, но каждый из них имеет свою специализацию. У каждого врача есть медицинские помощники: медсестра, медбрат. В поликлинику люди могут обратиться за помощью в случае болезни, где специалисты поставят диагноз и назначат лечение. В больницах людей лечат, делают операции. В санаториях можно отдохнуть и поправить свое здоровье. Каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье, заниматься спортом, а для этого существуют фитнес-центры и центры здоровья и спорта. Если человек неожиданно заболел и так плохо себя чувствует, что не может пойти в поликлинику, к нему приезжает машина скорой помощи с врачом и медицинской сестрой.
← Нажмите, чтобы посмотреть полностью

Предшествующая работа. Предложить родителям провести дома с ребенком беседу о врачах, вспомнить случаи, когда к ребенку приходил врач домой, как он его осматривал. Напомнить ребенку о визите к врачу в поликлинику, вспомнить, как устроен его кабинет. Рассмотреть иллюстрации по теме.
Службы, которые помогают людям общаться на расстоянии
Комментарий. В современном мире ребенку доступны современные мобильные устройства, гаджеты и каналы связи. Мобильный телефон – просто необходимость. Родители стараются как можно раньше познакомить ребенка с этим устройством, чтобы в любую минуту можно было с ним связаться. Поэтому беседа с детьми старшего дошкольного возраста о средствах связи не только интересна, но и полезна.

Словарь
► корреспонденция
► почтовый индекс
► бандероль
► почтовая марка
► конверт
► посылка
► телеграмма
► телеграф
► почтовая машина
► авиапочта
► почтовый ящик
► таксофон
► Интернет
► антенна
► компьютер
► ноутбук
► интернет-кафе
Цель беседы:
- систематизировать знания детей о работе почты, средств связи;
- развивать любознательность и кругозор, вызвать желание получать новые знания;
- учить самостоятельно анализировать информацию, делать выводы и предположения;
- подвести детей к пониманию, что наука делает новые открытия и человек может пользоваться ее достижениями, что делает жизнь комфортной.
Краткое содержание. Для того чтобы люди из разных мест могли общаться на расстоянии ме-жду собой, существуют службы связи. Почта – это учреждение, откуда можно переслать, отправить кому-либо корреспонденцию: открытку, посылку, письмо, бандероль. Письма и другие отправления везут в другой город на специальной почтовой машине, поездом или самолетом – авиапочтой. Телеграммы существуют для того, чтобы быстро передать сообщение, например, поздравления. Телеграмма – это почтовый бланк с сообщением. Их передают по телеграфу – по специальной связи при помощи электрических проводов. Почтовая служба не только передает сообщения, но и распространяет журналы и газеты. Общаться с родственниками и друзьями можно по телефону. На Земле связь работает через спутники связи, которые запускают в космос на окололунную и околоземную орбиты. При помощи специальных приборов и антенн устанавливается интернет-связь.
← Нажмите, чтобы посмотреть полностью

Предварительная работа. Предложить родителям сходить с ребенком на экскурсию на почту, вместе написать письмо, заполнить бланк и отправить кому-нибудь из родственников или друзей телеграмму. Показать, где в доме находятся почтовые ящики, вместе разобрать корреспонденцию.

Новые правила организации наставничества и готовый план работы наставника на новый учебный год
Наставничество –
сложный процесс, в котором четко отражаются результаты воздействия на личность целого комплекса позитивных или негативных факторов
Школа – центральное звено, в котором обеспечивается профессиональная адаптация молодых специалистов.
Наставник должен помочь начинающему педагогу осо-знать себя способным, талантливым, сделавшим правильный профессиональный выбор человеком, способным показывать высокие результаты труда и демонстрировать лучшие профессиональные качества.
Основные направления в работе с молодыми специалистами
- Повышение научной, теоретической, психолого-педагогической, методической подготовки молодого специалиста.
- Изучение и освоение молодым специалистом учебной программы, требований к современному уроку.
- Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе, овладение методикой воспитывающего обучения.
- Освоение современных требований к внеурочной работе по предмету.
- Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности молодого специалиста.
И в этой деятельности молодому специалисту методическую помощь окажет наставник.
Согласно ст. 13 Закона РК «О статусе педагога» за педагогом, впервые приступившим к профессиональной деятельности в организации образования, на период одного учебного года закрепляется педагог (наставник), осуществляющий наставничество.
За осуществление наставничества наставнику выплачивается доплата в размере 100 % от БДО (п. 11 приложения 4 к постановлению Правительства РК от 31.12.2015 г. № 1193).
Порядок и условия установления указанной доплаты определяются уполномоченным органом в области образования. Указанная доплата устанавливается независимо от фактической нагрузки.
Порядок организации наставничества и требования к педагогам, осуществляющим наставничество, определяются приказом МОН РК от 24.04.2020 г. № 160 «Об утверждении Правил организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющим наставничество» (приложение 1).
На начало учебного года необходимо составить план работы педагога-наставника с молодым специалистом (приложение 2).
Приложение 1
Правила организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющим наставничество
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющим наставничество, разработаны в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РК от 27.12.2019 г. «О статусе педагога» и определяют порядок организации наставничества и установления требований к педагогам, осуществляющим наставничество в организациях среднего образования.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
– наставничество – деятельность педагога по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые приступившему к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования;
– педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности.
Глава 2. Порядок организации наставничества
3. За педагогом, впервые приступившим к профессиональной деятельности в организации среднего образования (далее – педагог), на период одного учебного года закрепляется педагог, осуществляющий наставничество (далее – наставник).
4. Кандидатура наставника рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается приказом руководителя организации среднего образования не позднее пяти рабочих дней со дня принятия на работу педагога.
За одним педагогом закрепляется один наставник.
5. Координацию за организацией наставничества ведет заместитель руководителя организации образования по учебной работе (далее – заместитель руководителя), которому необходимо
– представить педагога с объявлением приказа о назначении наставника;
– оказывать практическую помощь в составлении плана адаптации и обеспечивать контроль за его выполнением;
– изучать и обобщать опыт организации наставничества, вносить обоснованные предложения руководителю организации среднего образования для дальнейшего совершенствования наставничества.
6. Организация процесса наставничества включает три основных этапа.
Первый этап (вводный): наставник в течение 10 (десяти) календарных дней определяет уровень профессиональной подготовки педагога.
По итогам первого этапа наставник в течение 5 (пяти) рабочих дней проводит диагностику по определению уровня подготовки и индивидуальных потребностей педагога, а также с учетом результатов диагностики разрабатывает План наставничества на период одного учебного года (далее – План наставничества), который согласовывается с заместителем руководителя по учебной работе и утверждается руководителем организации образования.
Второй этап (основной): наставник реализует План наставничества и проводит работу по профессиональному развитию и психолого-педагогическому сопровождению в течение одного учебного года.
Третий этап (завершающий): наставник готовит отчет на заседание педагогического совета по итогам учебного года о результатах наставничества, в котором отражаются итоги реализации мероприятий Плана наставничества, и дает рекомендации для совершенствования практики в действии.
7. В период наставничества педагог
– постоянно работает над повышением своего профессионального уровня, организованности, дисциплины, овладения практическими навыками;
– перенимает у наставника эффективные формы и методы работы;
– следует рекомендациям наставника при выполнении должностных обязанностей;
– наблюдает уроки наставника и других педагогов организации среднего образования и участвует в их обсуждении;
– представляет свою работу на заседаниях методических объединений и педагогических советов для оценки промежуточных результатов сотрудничества;
– вносит на рассмотрение заместителю руководителя предложения по совершенствованию работы с наставником;
– активно участвует в общественной жизни коллектива;
– выполняет мероприятия, предусмотренные Планом наставничества.
8. План наставничества включает
– посещение уроков педагога с предоставлением обратной связи (не менее 2 раз в месяц);
– совместное оформление и заполнение документов, обязательных для ведения отдельными категориями педагогов, в том числе для классных руководителей;
– консультации педагога по вопросам профессионального становления:
– обучения работе с нормативными правовыми актами, используемыми при исполнении должностных обязанностей;
– овладения профессией педагога, практическими приемами и способами качественного проведения уроков;
– применения активных форм и методов преподавания в организации образовательного процесса;
– профессиональные беседы с педагогом и/или индивидуальный коучинг;
– участие в школьных группах по исследованию урока, методических семинаров, мастер-классов и тренингов;
– мониторинг профессионального развития педагога, моральных и деловых качеств, его отношения к работе, коллективу и обучающимся;
– промежуточный отчет (в том числе электронный) и видеоролик на заседании методических объединений организации среднего образования (за I полугодие).
9. Замена наставника производится в случаях
– увольнения наставника или перехода на другую работу;
– отсутствия на работе наставника более двух недель по уважительной причине;
– обоснованного письменного заявления наставника об освобождении его от наставничества;
– обоснованного письменного заявления педагога о замене наставника.
10. Период между освобождением наставника от наставничества и закреплением за педагогом нового наставника составляет не более пяти рабочих дней.
11. Эффективное наставничество осуществляется на условиях взаимной заинтересованности сторон, административного контроля за процессом наставничества и подведения промежуточных результатов сотрудничества.
12. За осуществление наставничества наставнику выплачивается доплата в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
13. Резерв наставников формируется педагогическим советом по представлению методических объединений из числа всех работающих педагогов, за исключением руководителя и заместителей руководителя организации среднего образования, соответствующих требованиям, установленным в пунктах 14, 15 настоящих Правил.
Глава 3. Требования к педагогам, осуществляющим наставничество
14. Наставнику, за исключением наставника в малокомплектной школе, необходимо соответствовать следующим требованиям:
– квалификационная категория «педагог-исследователь» либо «педагог-мастер»;
– соблюдающий основные принципы и нормы педагогической этики;
– качество знаний обучающихся по преподаваемому предмету не менее 60–70 % в течение последних трех лет.
15. Наставнику в малокомплектной школе необходимо соответствовать следующим требованиям:
– квалификационная категория «педагог-исследователь» либо «педагог-мастер»;
– соблюдающий основные принципы и нормы педагогической этики;
– качество знаний по преподаваемому предмету не менее 50–60 % в течение последних трех лет.
Приложение 2
План работы педагога-наставника с молодым специалистом на 20___/20___ учебный год
Сведения о молодом специалисте
Сведения о педагоге-наставнике
Мероприятия по планированию, организации и содержанию деятельности наставника с молодым педагогом

Апгрейд проектирования методической службы
Планирование работы методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации образования в целом и в соответствии с задачами перед конкретной организацией образования на начало 2021/2022 учебного года.
Деятельность методического объединения начинается, как правило, с всестороннего анализа деятельности за прошедший период. Данный анализ подразумевает изучение следующих вопросов:

Для обеспечения современного уровня методической службы в учебных заведениях организуется работа по ознакомлению методистов, заместителей директоров по НМР с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы. Также рассматриваются вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных вопросов, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.
Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо его грамотно оформить в виде методических «копилок», отчетов, публикаций, дайджестов. Ежегодно на областных конкурсах профессионального мастерства организовываются выставки творческих работ, авторских пособий, различной документации.
Большое значение в работе методического объединения имеет квалификационная помощь, наставничество в работе с молодыми специалистами.
Работа методического объединения планируется в соответствии с планом управления образования, особое внимание уделяется
- качественной реализации учебных планов и программ, разработке и совершенствованию их дидактического, материально-технического обеспечения;
- распространению положительного опыта работы педагогов-новаторов;
- методическому обеспечению учебных занятий и качественному выполнению требований нормативных документов;
- повышению квалификации;
- подготовке к конференциям, круглым столам, семинарам;
- организации внеклассной работы по предметам методических объединений;
- научно-исследовательской работе и проектной деятельности.
В целях своевременного и качественного проведения анализа, обобщения и распространения опыта работы педагогов по совершенствованию образовательного процесса представляются материалы на заседаниях областного методического объединения.
Организация научно-методической работы в организации образования на современном уровне – необходимое условие реализации инновационной деятельности педагогического коллектива, работающего в режиме развития. В связи с этим предлагаем усовершенствованную модель успеха методических служб.
Модель «5 шагов к успеху»
1
шаг
Цифровые образовательные ресурсы
Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: активизация проведения вебинаров, методических бюро, мастер-классов. Мастерские посредством ИКТ, различные платформы MIRO, Classtime, Canva, Padlet и другие становятся основной в определении содержания научно-методического семинара.
2
шаг
Научно-методические семинары, мастер-классы, коучинги
При организации работы семинара учтите информационный подход к повышению квалификации. Рассмотрите вопросы современных образовательных технологий: проектной, модульного обучения, обновленного содержания образования, кредитно-модульной формы обучения. Данная работа организуется таким образом: предлагается не руководить деятельностью коллег, а самому пройти весь путь по созданию проекта, изучить предлагаемые технологии «изнутри».
Деятельность методических служб на первых двух шагах организуется в нескольких направлениях: приобретение новых знаний, поиск новых идей, генерирование собственных идей, а последующие шаги предоставляют возможность проверки действенности своих инновационных идей.
3
шаг
Практическая деятельность
Работа на этом этапе происходит в творческой лаборатории. Для реализации деятельности проводится групповая работа, выдаются задания и осуществляется защита предложенных проектов. Для оказания методической помощи в режиме индивидуального консультирования работают модераторы, координаторы вебинаров и семинаров.
4
шаг
Формирование проектной культуры
Проектирование стимулирует к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает развивать профессиональную компетентность.
Методическим объединением представляется баскет проектной работы. Таким образом проходит реализация системы проектов, направленных на модернизацию содержания образования, управление педагогическим процессом, планирование и развитие методических служб, повышение квалификации педагогов.
Процесс реализации этих проектов позволяет решить несколько задач:
- реализовать стратегию инновационного развития организации образования;
- повысить проектную культуру педагогов;
- создать условия для использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе;
- организовать социальное партнерство между учебными заведениями.
5
шаг
Участие в семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикации и распространение своего опыта работы
Постройте работу на данном этапе на стратегической концепции: в основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность коллег в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности.
Инновационные технологии, которые используются в развитии организации образования
Образовательный консалтинг – это процесс консультирования, который включает в себя диагностику, выработку рекомендаций, содействие во внедрении проекта.
С целью внедрения модульного обучения проведите методический консалтинг в режиме экспериментальных площадок, где решите вопросы по созданию РУП, КТП, поурочного плана.
Образовательный аутсорсинг – это привлечение внешних ресурсов для оказания методических услуг.
Смысл аутсорсинга сводится к простой формуле: организация образования получает возможность сосредоточить все ресурсы на основных видах деятельности, передав остальные (поддерживающие, сопутствующие) функции надежному и профессиональному партнеру. Методический кабинет, взяв идею аутсорсинга, организовал методический семинар «Методический микс, методический мост, семинар-интерактив» и др.
Опираясь на обозначенную модель, мы строили нашу экспериментальную работу. При этом исходили из того, что инновационная методическая работа должна подчиняться модернизированной системе принципов ее организации и проводиться в формах, отвечающих требованиям разнообразия целевой направленности, адекватности тем целям и задачам, для решения которых они выбираются. В качестве основных принципов конструирования предложенной нами методической системы выбрали следующие: нацеленность на конечный результат, системно-целостный подход к выбору тематики работы всех подразделений; единство формы и содержания методической работы; обусловленность содержания и методики ее организации целями, задачами, профилю, корректирующей и развивающей направленностью; разнообразие форм и методов; исследовательская направленность; гибкое реагирование на поступающую информацию; творчески активный характер.
При таком подходе при организации этой работы она обретает целостность, системность, целенаправленность и способствует решению инновационных задач учебных заведений.
