Как обобщить свой опыт работы: рекомендации и требования
Этапы работы учителя над обобщением собственного опыта
1. Выбор темы для обобщения собственного опыта. Осуществление дифференцированного подхода учителя к своему опыту, отбор для методической обработки определенной части своего опыта, представляющей наибольший интерес и актуальность.
2. Ознакомление с литературой по избранной теме. Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с опытом других учителей по данной проблеме, отраженным в литературе.
3. Планирование работы над описанием собственного опыта по избранной теме.
4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т. е. включение в работу элементов экспериментального характера.
5. Анализ и обобщение материала, накопленного по теме. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов.
6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей включает освещение принципиальных положений, исходя из которых учитель решил обобщать свой опыт; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся опытом.
Требования к педагогам, обобщающим свой опыт
- Глубокие и разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.
- Знание современных методик преподавания; владение методиками анализа учебно-методической работы по предмету; умение корректировать и адаптировать базовые программы и методики, а также разрабатывать авторские образовательные программы.
- Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника, использование в работе различных форм психолого-педагогической диагностики.
- Владение способами индивидуализации обучения, умение использовать элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей учащихся при реализации дифференцированного подхода.
- Умение анализировать свою деятельность (видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе; понимает их причины и исправляет недостатки; усиливает позитивные моменты в своей работе и находит эффективные решения).
- Умение активизировать познавательную деятельность учащихся, которая включает в себя создание условий, способствующих формированию положительной мотивации учения; умение интересно преподавать учебный материал, активизировать учащихся через использование поисковых и проектно-исследовательских методик.
- Обеспечение высоких учебных результатов (учащиеся показывают хорошие, близкие к максимально соответствующим их возможностям, результаты по итогам проверочных работ, экзаменов; демонстрируют знания теоретических и практических основ предмета; учащиеся являются призерами олимпиад, турниров различных уровней).
- Подтверждение устойчивых и постоянных успехов (учащиеся показывают положительную динамику по результатам учебно-воспитательной работы).
Памятка учителю, обобщающему свой опыт
- Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.
- Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
- Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографические списки по интересующим вас вопросам.
- Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.
- Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
- Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации.
- Набросайте краткий план темы (3–4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план. В нем должна быть заложена основная идея и логика изложения темы.
- Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.
- Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.
- Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.
- При оформлении доклада или статьи тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связностью и правильностью речи. Проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в тексте, описывающем ваш опыт.
- Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.).
- Работая над обобщением собственного опыта, старайтесь поддерживать связь с учреждениями повышения квалификации (институтом повышения квалификации, институтом усовершенствования учителей, институтом развития образования), обращайтесь к руководителю школьного или районного (городского) методического объединения, а также к руководителям вашей организации образования и методистам отдела (управления) образования.
- Представляйте материалы для обобщения вашего педагогического опыта заранее, одновременно с заявлением в аттестационную комиссию. Помните, что результативность вашей аттестации на квалификационную категорию напрямую зависит от содержания и качества представления вашего индивидуального педагогического опыта.
Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
1. Титульный лист: название организации образования, в которой работает педагог, адрес, рабочий телефон.
2. Творческая визитка педагога: Ф. И. О. педагога, образование, специальность, стаж работы по специальности, категория, курсы повышения квалификации по специальности, профессионально-педагогическое кредо.
3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
- название темы по самообразованию, цель, задачи;
- предполагаемый результат, этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
4. Оценка профессиональной деятельности:
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
При оформлении работы следует учитывать
- творческий подход;
- степень обоснованности содержащегося материала;
- глубину и практическую значимость материала;
- наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
- способ подачи материала.
Структура папки по самообразованию
- Титульный лист
- Содержание
- Пояснительная записка
- Технологический план-график самообразования
- Оценка эффективности самообразовательной работы
- Механизм презентации достигнутых результатов
- Список использованных источников (литература, ресурсы Интернета и др.)
- Приложения
Рекомендации по разработке самообразовательной темы (программы)
1. Оформление титульного листа (в верхней части страницы укажите организацию образования; по центру – тему самообразования; ниже справа – Ф. И. О. и должность; в нижней части по центру – место и год выполнения работы).
2. Название темы должно исходить из профессиональной проблемы учителя. Ее формулировка должна быть короткой, емкой, отражающей содержание предстоящей самообразовательной деятельности, например: «Технология обучения школьников культуре речевого общения».
3. Пояснительная записка:
- тема самообразования;
- обоснование выбора темы (проблемы), уровень ее решенности на момент создания программы, актуальность ее решения, новизна работы для самообразующегося и для всего образования;
- цель;
- задачи;
- теоретический базис;
- ценностный блок;
- принципы работы по самообразованию;
- тезаурус (словарь основных понятий по теме самообразования).
4. Цель:
- в глобальном масштабе;
- в общепедагогическом плане;
- в дидактическом плане.
← Нажмите, чтобы посмотреть полностью


5. Задачи (должны ответить на вопрос «Как достичь цели?»):
- познавательные;
- развивающие;
- мотивационные;
- социально-педагогические;
- обучающие;
- эстетические;
- оздоровительные.
Ключевые слова для формулировки задачи: оказать, отработать, освоить, организовать, создать, внедрить и т. д.
6. Теоретический базис программы представляет собой указание изученных трудов и их основных положений, т. е. создание тезисной картотеки изученной литературы.
7. Ценностный блок содержит информацию о том, что было для самообразующегося важным, и прогнозируемые результаты.
8. Технологический план-график самообразования
9. Механизм презентации достигнутых результатов: выступления на заседаниях МО, форумах, семинарах, педсоветах, сообщения, доклады, участие в конкурсах, открытые мероприятия, собеседования и др.
10. Приложения
1. Аналитическая статья (доклад), написанная на основе изучения ряда теоретических и практических источников.
2. Практико-методические материалы, разработанные или обнаруженные в литературе (таблицы, планы, методические рекомендации, практические разработки и др.)
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ
Ф. И. О.
Дата рождения
Домашний адрес:
Домашний телефон
Образование
Название учебного заведения, факультет
Специальность по диплому
Квалификация по диплому
Должность в школе
Преподаваемый предмет
Квалификационная категория
Дата последней аттестации __________________________________ (по аттестационному листу)
Приказ (по аттестационному листу: номер и кем издан)
Общий стаж ____________. Педагогический стаж ________________________________________________
Стаж работы в данной должности
Непрерывный стаж работы в школе
Присвоенное звание
Учебная нагрузка в неделю
Дополнительное образование
Классное руководство____________ Заведование кабинетом __________________________________
Заведование методическим объединением
Руководство творческой группой
Тема самообразования
Обобщение опыта
Дата заполнения ______________________ Подпись учителя ______________________________________
Повышение квалификации
Публикации (печатные, в Интернете)
Участие в конкурсах профессионального мастерства
Представление разработок в интернет-сообществах
Обмен опытом
Открытые уроки, мероприятия
Награды, поощрения
Взаимное посещение уроков и внеклассных мероприятий
Участие школьников в предметных олимпиадах
Участие школьников в конкурсах

Вопросы о Национальном квалификационном тестировании

Снижение квалификационной категории на один уровень предусмотрено для работников пенсионного возраста, продолжающих осуществлять педагогическую деятельность после выхода на пенсию, в том случае, если они отказываются проходить аттестацию на общих основаниях (п. 27 приказа МОН РК от 11.05.2020 г. № 192).
Для других категорий лиц педагогических работников, в случае непрохождения аттестации на заявленную им категорию, снижение имеющейся квалификационной категории на один уровень действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, если педагог не прошел НКТ, должностной оклад педагогического работника определяется как «без категории».

В приказе МОН РК от 27.01.2016 г. № 83 с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.05.2020 г. уже нет такой формулировки: «За аттестуемыми на очередную аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий, не прошедшими повторно квалификационное тестирование, действие имеющейся квалификационной категории снижается на одну квалификационную категорию на основании решения аттестационной комиссии соответствующего уровня».
Снижение квалификационной категории на один уровень предусмотрено для работников пенсионного возраста, продолжающих осуществлять педагогическую деятельность после выхода на пенсию, в том случае, если они отказываются проходить аттестацию на общих основаниях (п.27 приказа МОН РК от 11.05.2020 г. № 192).
Для других категорий лиц педагогических работников, в случае непрохождения аттестации на заявленную им категорию, снижение имеющейся квалификационной категории на один уровень действующим законодательством не предусмотрено.
Поэтому, если срок действия категории истек, должностной оклад педагогического работника определяется как «без категории».
Согласно п. 25 приказа МОН РК от 27.01.2016 г. № 83 результат тестирования отображается в справке о прохождении НКТ по форме согласно приложению 5 настоящих Правил, которая отображается в личном кабинете педагога. В данной справке указывается квалификационная категория, по которой было подано заявление от педагога, согласно которой и проходило НКТ.
В соответствии с п. 36 Правил аттестуемые, показавшие отрицательный результат тестирования, не допускаются ко второму этапу аттестации.
Полагаю, что данный работник не вправе участвовать во втором этапе аттестации, и при истечении срока действия имеющейся категории должностной оклад воспитателя будет исчисляться как «без категории».

Согласно п. 9 приказа МОН РК от 27.01.2016 г. № 83 НКТ проходит
– 1 (один) раз – бесплатно;
– повторно 1 раз и пробные (по желанию педагога) – на платной основе в течение календарного года.
Таким образом, в одном календарном году педагог вправе пройти НКТ два раза. Больше двух раз педагог не вправе проходить НКТ.
См также: ответ министра образования и науки РК на официальном сайте dialog.egov.kz от 6 января 2021 года на похожий вопрос от 23 декабря 2020 года № 658681.
Снижение квалификационной категории на один уровень предусмотрено для работников пенсионного возраста, продолжающих осуществлять педагогическую деятельность после выхода на пенсию, в том случае, если они отказываются проходить аттестацию на общих основаниях (п. 27 приказа МОН РК от 11.05.2020 г. № 192). Для других категорий лиц педагогических работников в случае непрохождения аттестации на заявленную им категорию, снижение имеющейся квалификационной категории на один уровень действующим законодательством не предусмотрено.
Если срок действия категории истек, должностной оклад педагогического работника с 1 сентября 2021 года будет определяться как «без категории».

П. 4 приказа МОН РК от 27.01.2016 г. № 83 определено, что аттестация педагогов проводится не реже одного раза в пять лет, т. е. срок действия квалификационной категории составляет пять лет.
В соответствии с п. 5-7 Правил для прохождения аттестации педагоги сдают Национальное квалификационное тестирование путем подачи заявления по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам в организацию, определяемую уполномоченным органом в области образования, и проходят Национальное квалификационное тестирование в электронном формате.
Национальное квалификационное тестирование проводится в сроки, указанные в заявлении педагога. Прием заявлений педагогов проводится не менее чем за 15 календарных дней, руководителей организаций образования – не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения тестирования.
Согласно п. 37 Правил при наличии положительного результата Национального квалификационного тестирования на основании заявления педагога (до истечения срока действующей категории) проводится процедура дальнейшей аттестации.
Таким образом, педагогам, которые должны подтверждать имеющуюся категорию, или повышать, необходимо в установленные указанными выше Правилами сроки подать заявления до истечения срока действующей категории. Если педагог получил отрицательный результат НКТ, имеющаяся категория сохраняется до истечения срока действия, а после данный учитель числится как «без категории».
Согласно п. 17 приказа МОН РК от 11.05.2020 г. № 192 решение Комиссии о продлении срока действия квалификационной категории педагогам оформляется по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам. Ниже приведено приложение 17: категория учитывается до даты, указанной в данном приложении (выделено красным). То есть если указана определенная дата декабря, начисление будет осуществляться с 1 января. В другом случае начисление должностного оклада «без категории» будет производиться с 1 сентября.

В приказе МОН РК № 83 с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.05.2020г. уже нет такой формулировки: «За аттестуемыми на очередную аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий, не прошедшими повторно квалификационное тестирование, действие имеющейся квалификационной категории снижается на одну квалификационную категорию на основании решения аттестационной комиссии соответствующего уровня».
Снижение квалификационной категории на один уровень предусмотрено для работников пенсионного возраста, продолжающих осуществлять педагогическую деятельность после выхода на пенсию, в том случае, если они отказываются проходить аттестацию на общих основаниях (п. 27 приказа МОН РК от 11.05.2020 г. № 192).
Для других категорий лиц педагогических работников в случае непрохождения аттестации на заявленную им категорию снижение имеющейся квалификационной категории на один уровень действующим законодательством не предусмотрено.
Если срок действия категории истек, должностной оклад педагогического работника определяется как «без категории».
В п. 25 приказа МОН РК от 27.01.2016 г. № 83 результат тестирования отображается в справке о прохождении НКТ по форме, согласно приложению 5 настоящих Правил, которая отображается в личном кабинете педагога. В данной справке указывается квалификационная категория, по которой было подано заявление от педагога, согласно которой и проходило НКТ.
Педагогом было подано заявление на участие в НКТ по категории «педагог-эксперт», по которому он показал отрицательный результат, подтверждением чего является указанная справка.
В соответствии с п. 36 Правил № 83 аттестуемые, показавшие отрицательный результат тестирования, не допускаются ко второму этапу аттестации.
Полагаю, что данный работник не вправе участвовать во втором этапе аттестации на присвоение категории «педагог-модератор». При этом, при истечении срока действия имеющейся категории должностной оклад педагога будет исчисляться как «без категории».

Что нужно знать педагогу предпенсионного возраста или педагогу-пенсионеру о трудовых отношениях

В соответствии с п. 1 ст. 51 Трудового кодекса РК трудовой договор, заключенный на определенный срок, прекращается в связи с истечением его срока.
Поскольку трудовой договор с педагогом-пенсионером заключен на определенный срок, договор расторгается датой, указанной в трудовом договоре. То есть в этом случае отпуск не предоставляется, и при прекращении трудового договора ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом пособие на оздоровление не выплачивается.

Согласно п. 26 приказа МОН РК от 11.05.2020 г. № 192 (далее – Правила) в случае истечения срока действия квалификационной категории педагогам, которым до пенсии по возрасту остается не более четырех лет, имеющиеся у них квалификационные категории сохраняются до наступления пенсионного возраста согласно заявлению об освобождении от очередного присвоения (подтверждения) квалификационной категории (произвольная форма). Приказ о продлении срока действия квалификационной категории издает руководитель организации образования.
Следует отметить, что согласно п. 27 Правил педагогам пенсионного возраста, продолжающим осуществлять педагогическую деятельность после выхода на пенсию, процедура присвоения (подтверждения) квалификационной категории проводится на общих основаниях. В случае отказа от процедуры присвоения (подтверждения) квалификационной категории на общих основаниях, квалификационная категория снижается на один уровень.
Действующими Правилами не предусмотрена выдача удостоверения при продлении категории. На основании п. 26 Правил и заявления работника руководитель организации образования издает приказ о продлении категории. Бухгалтерия производит начисление должностного оклада и доплаты с учетом продленной категории, руководствуясь приказом.

С работниками, достигшими пенсионного возраста, работодатель заключает трудовой договор, поэтому он обязан предоставить работнику все гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РК.
Работающий пенсионер, который относится к гражданским служащим, имеет право на получение пособия на оздоровление к отпуску.

На основании пп. 24) п. 1 ст. 52 Трудового кодекса РК работодатель может заключать трудовые договоры с пенсионерами, если соблюдается условие п. 5 ст. 30 ТК, т. е. пенсионер обладает высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности.
Срок заключения трудового договора: первоначально – на 1 год, а затем каждый год продлевать сроком на 1 год в течение срока, который будет согласован между работодателем и работником.

Согласно пп. 24) п. 1 ст. 52 Трудового кодекса РК (далее – ТК) трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае достижения работником пенсионного возраста, установленного п. 1 ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» с правом ежегодного продления срока трудового договора по взаимному согласию сторон.
На основании п. 5 ст. 30 ТК с работником, достигшим пенсионного возраста, в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности трудовой договор может продлеваться ежегодно без ограничения, предусмотренного частью четвертой пп. 2 п. 1 настоящей статьи.
Исходя из пп. 2) п. 1 ст. 30 ТК трудовой договор заключается на определенный срок не менее одного года, кроме следующих случаев: на время выполнения определенной работы; на время замещения временно отсутствующего работника; на время выполнения сезонной работы.
При истечении срока трудового договора стороны вправе продлить его на неопределенный или определенный срок не менее одного года.
В случае истечения срока действия трудового договора, если ни одна из сторон в течение последнего рабочего дня (смены) письменно не уведомила о прекращении трудовых отношений, он считается продленным на тот же срок, на который был ранее заключен, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 51 ТК.
Количество продлений срока трудового договора, заключенного на определенный срок не менее одного года, не может превышать двух раз.
Таким образом, трудовой договор с лицами пенсионного возраста заключается сроком на один год.
В то же время согласно п. 9 ст. 53 ТК расторжение трудового договора вследствие достижения работником пенсионного возраста допускается по достижении работником пенсионного возраста с уведомлением работника не менее чем за один месяц до даты расторжения трудового договора, с выплатой компенсации в размере, определяемом трудовым, коллективным договорами и (или) актом работодателя.
Кроме того, необходимо отметить, что расторжение договора в связи с достижением пенсионного возраста является правом, а не обязанностью работодателя. Также нормы Трудового кодекса не устанавливают запрет в приеме на работу лиц, достигших пенсионного возраста.

Согласно пп. 24) п. 1 ст. 52 Трудового кодекса РК (далее – ТК), работодатель имеет право (а не обязан) расторгнуть трудовой договор по своей инициативе при достижении работником пенсионного возраста, установленного п. 1 ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», с правом ежегодного продления срока трудового договора по взаимному согласию сторон. Если трудовой договор расторгнут, то после расторжения бессрочного трудового договора с работником-пенсионером заключается срочный договор на 1 год, который можно продлевать неограниченное количество раз по взаимному согласию сторон, если работник обладает высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности (п. 5 ст. 30 ТК).
