Как организовать Совет по педагогической этике
Важнейшей предпосылкой успеха учебно-воспитательной работы является профессиональная культура учителя. Педагог – ключевая фигура системы образования. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи как в этой сфере, так и в развитии общества в целом. Поэтому необходим высокий уровень профессиональной культуры педагога.
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с обучающимися, их родителями, коллегами.
Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью; профессиональная нравственность педагога.
Педагогическая этика предполагает, что при построении взаимоотношений между педагогом и учащимися необходимо опираться на такие нравственные принципы, которые помогают в развитии высоконравственного гражданина с чувством собственного достоинства.
Согласно ст. 5 Закона РК «О статусе педагога» педагогическая этика основывается на принципах законности, добросовестности, ответственности, уважения чести и достоинства личности.
Деятельность Совета по педагогической этике
В соответствии со ст. 16. Закона РК «О статусе педагога» деятельность Совета по педагогической этике осуществляется в порядке, определяемом организацией образования на основании типовых правил организации работы Совета по педагогической этике, утвер-ждаемых уполномоченным органом в области образования.
Решения Совета по педагогической этике носят рекомендательный характер.
Решение о привлечении педагога к дисциплинарной ответственности принимается актом руководителя организации образования с учетом рекомендации Совета по педагогической этике.
← Нажмите, чтобы посмотреть полностью

Разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его согласия.
Для организации в школе работы совета по педагогической этике следует опираться на приказ МОН РК от 11.05.2020 г. № 190 «О некоторых вопросах педагогической этики».
Директором организации образования утверждаются Правила педагогической этики (приложение 1) и Типовые правила организации работы Cовета по педагогической этике (приложение 2).
Правила педагогической этики
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила педагогической этики (далее – педагогическая этика) разработаны в соответствии с положениями Закона РК «Об образовании» и Закона РК «О статусе педагога», а также основаны на общепризнанных нравственных принципах, а также нормах Республики Казахстан.
2. Педагогическая этика представляет собой свод общих принципов и норм педагогической этики, которыми руководствуются педагоги организаций образования.
3. Знание и соблюдение педагогами положений педагогической этики является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.
4. Текст педагогической этики размещается в доступном для участников образовательного процесса месте.
5. Разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его письменного согласия.
Глава 2. Основные принципы педагогической этики
6. Основными принципами педагогической этики являются
– добросовестность;
– честность;
– уважение чести и достоинства личности;
– патриотизм;
– уважение общечеловеческих ценностей и толерантность;
– профессиональная солидарность;
– непрерывность профессионального развития.
Глава 3. Основные нормы педагогической этики
7. Педагоги в служебное и неслужебное время
– соблюдают основные принципы педагогической этики;
– способствуют воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;
– прививают обучающимся уважительное отношение к Родине – Республике Казахстан, вселяют дух патриотизма;
– не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагога Республики Казахстан;
– добросовестно и качественно исполняют свои служебные обязанности;
– непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием;
– неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину;
– бережно относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных целях;
– принимают меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают пример честности, беспристрастности и справедливости;
– не допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;
– личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;
– придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей;
– избегают использования статуса педагога в корыстных и иных личных целях;
– в своей деятельности неукоснительно соблюдают принципы академической честности;
– публикуют материалы в СМИ, в том числе в интернет-изданиях, выступают публично только от собственного имени как частного лица, при этом обеспечивают ведение дискуссии в корректной форме, воздерживаются от неконструктивной критики и неэтичных высказываний, не разглашают служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию, не подрывают высокого звания педагога в обществе;
– публичные выступления, публикации СМИ от имени организации образования согласовывают с руководителем данной организации;
– в социальных сетях не распространяют непроверенную и (или) недостоверную, и (или) неэтичную информацию, способствуют укреплению в обществе высокого звания педагога;
– способствуют реализации государственной политики в области образования и науки;
– обеспечивают конфиденциальность успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника, его социального положения, места работы родителей (законных представителей), и данные сведения разглашаются только с письменного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника либо с письменного согласия совершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника.
8. В отношениях с участниками образовательного процесса педагоги
– уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
– обращаются к участникам образовательного процесса по имени, в уважительной форме, а также с соблюдением общепринятых морально-этических норм, не допускают фактов произвольного искажения в написании и произношении имен участников образовательного процесса;
– не допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участникам образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;
– своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относятся к ней, используют конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности;
– оказывают профессиональную поддержку участникам образовательного процесса;
– не подвергают дискриминации лиц, обратившихся с жалобой на нарушение педагогической этики.
9. В отношениях с коллегами педагоги
– соблюдают общепринятые морально-этические нормы, вежливы и корректны;
– не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога;
– воздерживаются от голословных и бездоказательных жалоб и обращений, не принимают ответных мер против лица, обратившегося с жалобой на нарушение педагогической этики.
10. За нарушение педагогической этики педагоги в соответствии с законодательством Республики Казахстан привлекаются к ответственности.
11. Мониторинг соблюдения педагогической этики осуществляют соответствующие советы по педагогической этике организации образования в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.
Типовые правила организации работы Совета по педагогической этике
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют организацию деятельности Совета по педагогической этике.
Совет по педагогической этике (далее – Совет) является коллегиальным органом, создаваемым в организациях образования (далее – ОО), рассматривающим вопросы соблюдения педагогами педагогической этики.
В Совет организации образования могут обращаться физические и юридические лица по вопросам соблюдения педагогами педагогической этики.
2. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Законами РК «Об образовании», «О статусе педагога», настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами и руководствуется принципами объективности и справедливости, этичности.
Глава 2. Основные задачи и полномочия Совета
3. Основные задачи Совета:
– мониторинг, профилактика и предупреждение нарушений педагогической этики;
– способствование улучшению нравственно-психологического климата коллектива ОО, урегулированию конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями педагогической этики;
– всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств, необходимых и достаточных для правильного рассмотрения вопроса об ответственности педагогов;
– рассмотрение причин и условий, способствующих нарушению педагогической этики, и выработка на их основе рекомендаций руководителю ОО.
4. Совет в пределах своей компетенции
– заслушивает на своих заседаниях педагогов и лиц, причастных к рассматриваемым вопросам;
– запрашивает документы, материалы и информацию ОО, необходимые для выполнения стоящих перед ним задач;
– истребует объяснения и (или) пояснения у педагогов и лиц, причастных к рассматриваемым вопросам;
– вносит предложения руководителю ОО о проведении проверки фактов нарушения педагогической этики;
– вносит руководителю ОО рекомендации по укреплению дисциплины труда, профилактике нарушений педагогической этики;
– вносит на рассмотрение руководителю ОО, рекомендации об ответственности за нарушения педагогической этики;
– обращается к компетентным государственным органам или соответствующим должностным лицам с предложениями о рассмотрении ответственности должностных лиц ОО, не рассмотревших надлежащим образом рекомендации Совета.
– проводит работу по примирению сторон.
Глава 3. Организация деятельности Совета
5. Срок полномочий Совета составляет три года.
6. Совет состоит из председателя, секретаря и других членов Совета. Число членов Совета должно быть нечетным и составлять не менее 7 человек (без учета секретаря Совета).
7. В Совет входят следующие лица:
– представители управлений (отделов) образования, представители профсоюзов и (или) неправительственных организаций и (или) общественных объединений, осуществляющих деятельность в отрасли образования;
– не менее двух педагогов;
– педагоги, вышедшие на заслуженный отдых.
Руководитель ОО, работники управленческого, административного, вспомогательного персонала организации образования, родители обучающихся и воспитанников данной организации образования не могут быть включены в состав Совета в качестве его членов. При этом в качестве секретаря Совета допускаются работники управленческого, административного, вспомогательного персонала ОО.
8. В состав Совета не входят лица:
– признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
– лишенные судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;
– уволенные за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу;
– ранее судимые или освобожденные от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3, 4, 9, 10 и 12 части первой ст. 35 или ст. 36 Уголовно-процессуального кодекса РК;
– уволенные по отрицательным мотивам из правоохранительных органов, специальных государственных органов и судов, воинской службы, за исключением случаев увольнения лица на основании отсутствия на работе (службе) без уважительной причины в течение трех и более часов подряд.
9. Совет избирается на педагогическом совете ОО.
10. Руководитель ОО
– обеспечивает соблюдение требований законодательства при формировании Совета;
– обеспечивает проведение процедур, необходимых для своевременного избрания Совета;
– создает условия и оказывает содействие в работе Совета.
11. Состав Совета утверждается приказом руководителя ОО.
12. Председатель и секретарь Совета избираются большинством голосов из состава Совета на первом заседании.
13. Секретарь Совета не принимает участие в голосовании Совета и обсуждении вопросов, выносимых на заседание Совета.
Секретарь Совета является лицом, обеспечивающим ведение делопроизводства Совета: извещение членов и приглашенных лиц, о дате и месте проведения заседания Совета, составление проекта плана работы Совета, ведение протокола и ее хранение, прием заявлений и предложений, а также регистрацию писем, поступающих на имя Совета.
Секретарь Совета обеспечивает мониторинг исполнения решений Совета и доводит об их результатах исполнения членам Совета.
14. Председатель Совета созывает заседания Совета и определяет повестку дня.
Члены Совета
– вносят предложения по повестке дня заседания;
– участвуют в подготовке материалов к заседаниям Совета и проектов его решений;
– принимают участие в обсуждении вопросов, рассматриваемых Советом.
Внеочередное заседание Совета может быть проведено по решению председателя и (или) по предложению руководителя ОО, и (или) по инициативе более одной трети от общего числа членов Совета.
15. При рассмотрении вопроса о соблюдении педагогической этики педагог имеет право на
– получение в письменном виде информации о рассматриваемом вопросе;
– ознакомление со всеми материалами по рассматриваемому вопросу;
– защиту своих прав и законных интересов всеми не противоречащими закону способами лично или через представителя в порядке, установленном законодательством РК;
– получение решения в письменном виде;
– обжалование принятого решения в порядке, установленном законодательством РК.
16. Деятельность члена Совета прекращается в случае наступления обстоя- тельств, предусмотренных п. 8 настоящего Положения, а также в случае смерти члена Совета.
17. По решению Совета член Совета может быть выведен из его состава в случаях
– непосещения заседаний Совета более трех раз в течение года, за исключением времени нахождения в состоянии временной нетрудоспособности, освобождения от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей, нахождения в отпуске, командировке;
– подачи заявления члена Совета о выходе из состава Совета;
– в случае разглашения деталей разбирательства в отношении педагога без его письменного согласия;
– предусмотренных п. 16 настоящих Правил;
– нарушения требований п. 19 настоящих Правил.
18. Заседания Совета
– считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов Совета;
– проводятся согласно плану работы, но не реже одного раза в квартал, а также по мере поступления обращений и жалоб.
– о дате и повестке дня Совета уведомляются работники, а также заинтересованные лица секретарем Совета не позднее 7 календарных дней до его проведения.
Члены Совета участвуют на его заседаниях без права замены.
19. Член Совета не может участвовать в обсуждении и голосовании по делу, если он либо совместно проживающие с ним близкие родственники связаны с лицом, в отношении которого рассматривается дело, родственными отношениями либо находятся в служебной или иной зависимости от указанного лица. Член Совета извещает членов Совета о данных обстоятельствах до обсуждения и голосования Совета по соответствующему делу.
20. Совет принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Члены Совета не могут воздерживаться при голосовании.
21. В отсутствие председателя Совета по его поручению исполняет обязанности председателя один из членов Совета.
22. Заседание Совета оформляется в виде протокола, который подписывается председателем и секретарем Совета. Протокол заседания Совета – официальный письменный документ, отражающий ход заседания Совета и принятые на нем рекомендации. Протокол должен храниться в ОО и должен быть включен в номенклатуру дел ОО.
23. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц, рассматривается Советом в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления.
Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц, рассматривается Советом и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления.
Об итогах его рассмотрения должно быть незамедлительно сообщено заявителю на самом заседании либо по итогам его рассмотрения секретарем Совета.
24. Рассмотрение дела в отношении педагога приостанавливается на период
– временной нетрудоспособности;
– нахождения в отпуске или командировке;
– освобождения от исполнения своих должностных обязанностей на время выполнения им государственных или общественных обязанностей;
– нахождения на подготовке, переподготовке, курсах повышения квалификации и стажировке.
25. Секретарем принимаются меры по извещению лиц, привлекаемых к ответственности, о месте и времени проведения заседания Совета не позднее чем за 7 календарных дней.
Рассмотрение дела на заседании Совета может происходить без участия лиц, привлекаемых к ответственности, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте заседания Совета не менее чем за три дня до проведения заседания.
26. Надлежащим извещением в настоящих Правилах признается извещение лица письмом, заказным письмом или телеграммой, которые вручаются ему лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова.
Как организовать и провести олимпиаду в начальной школе
Что включить в систему рейтинга учителей: шесть параметров
Как реализовать методику CLIL: подсказки для учителя
27. При рассмотрении вопроса ответственности педагога на заседании Совет разрешает следующие вопросы:
– имело ли место конкретное действие (бездействие), являющееся основанием для рассмотрения ответственности педагога;
– является ли это действие (бездействие) нарушением этики;
– совершено ли это нарушение этики педагогом;
– усматривается ли вина педагога в совершении нарушения.
28. По итогам рассмотрения дела Совет рекомендует руководителю ОО налагать и (или) не налагать соответствующее взыскание на педагога.
29. Решение Совета носит рекомендательный характер.
30. Руководитель ОО при рассмотрении рекомендации Совета принимает решение в соответствии с требованиями трудового и иного законодательства.
31. Разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его письменного согласия.
Секретарь Совета письменно сообщает заявителю результаты рассмотрения его обращения в установленные законодательством сроки.
При этом заявителя информируют о необходимости соблюдения требований п. 4 ст. 16 Закона РК «О статусе педагога» и п. 31 настоящих Правил.
