6 готовых образцов планов работы на 2021/2022 учебный год, за которые отвечает зам по методической работе
Методическая работа способствует развитию профессионализма отдельного учителя и всего педагогического коллектива.
Целью методической работы является повышение уровня профессиональной компетентности педагога, становление его как профессионала.
Функциональные обязанности заместителя директора по НМР
- Направляет и руководит научно-поисковой работой учителей, создает стимулирующие и благоприятные условия для творческой работы учителей.
- Направляет и руководит работой методсовета (приложение 1) и методических объединений учителей.
- Организует работу педагогических кадров по гимназической программе и программе профильных классов.
- Осуществляет пропаганду научно-теоретических знаний учащихся.
- Контролирует и организует повышение квалификации учителей через семинары, курсы, творческие командировки, конкурсы и т. д.
- Организует работу НОУ (приложение 2);
- Контролирует качество работы учителей гимназических классов, подготовку учителей к аттестации.
- Организует работу со слабоуспевающими (приложение 3) и одаренными учащимися (приложение 4);
- Контролирует и оказывает научно-методическую помощь в применении учителями нетрадиционных форм обучения.
- Содействует и контролирует разработку научно-методических пособий и учебников, индивидуальных учебных планов, организует защиту авторских прав учителей.
- Осуществляет контроль за качеством знаний учащихся в соответствии со стандартами образования РК.
- Несет ответственность за все виды отчетности по методической работе, профильным предметам, кадрам, учебным планам.
- Организует преемственность перехода учащихся из начальной школы в среднее звено (приложение 5);
- Составляет план НМР (приложение 6), расписание курсов по выбору.
- Организует проведение предметных олимпиад, награждение учителей и учащихся.
- Оказывает содействие общешкольному родительскому комитету.
Директор КГУ __________________________
__________________ / __________________
«____» ______________________ 20____ г.
План заседаний методического совета на 2021/2022 учебный год
Директор КГУ _____________________
_________________ / __________________
«____» ______________________ 20____ г.
План работы НОУ
Директор КГУ _____________________
_________________ / __________________
«____» ______________________ 20____ г.
План работы школы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на 2021/2022 учебный год
Директор КГУ _____________________
_________________ / __________________
«____» ______________________ 20____ г.
План работы с одаренными учащимися на 2021/2022 учебный год
План работы по решению проблемы преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено
Директор КГУ _____________________
_________________ / __________________
«____» ______________________ 20____ г.
План работы по решению проблемы преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено
Директор КГУ _____________________
_________________ / __________________
«____» ______________________ 20____ г.
План научно-методической работы КГУ ______________________________ на 20___/20___ учебный год
Листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку

Знакомая ТРИЗ по-новому
теория решения изобретательских задач
Сегодня старая, всем знакомая ТРИЗ обрела второе дыхание и имеет широкое признание во всем мире. Ведущие производственные компании используют методы и инструменты ТРИЗ в своей работе: Samsung, LG, Gillette, HP, Intel, Boeing, Xerox, Ford, Toyota, Kodak, Johnson&Johnson и др.
Педагоги дошкольных организаций также сумели адаптировать данную технологию и активно используют ее в образовательном процессе.
Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это возможность самим детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ можно применять для детей с 2–3 лет, когда ребенок начинает осознавать свои мысли и учится их формулировать посредством жестов или слов.
Дошкольная ТРИЗ направлена на то, чтобы обратить внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться всё на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты.
Принципы организации учебной деятельности
- При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений.
- Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.
- Использование приемов активизации творческого воображения.
- Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов.
Чаще всего педагоги используют не весь ассортимент методов и приемов, которые предлагаются в ТРИЗ, а только отдельные из них в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников либо комбинируют разные приемы для достижения поставленных целей.
Наиболее эффективные приемы ТРИЗ в ДО
Метод каталога. Составление нового, зачастую непредсказуемого сказочного сюжета из случайных, выбранных наугад из книги слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д.
Если дети умеют читать, то педагог предлагает открыть любую книгу на первой попавшейся странице и наугад выбрать слово. Так нужно сделать несколько раз и из выбранных слов составить рассказ. Если дети читать не умеют, педагог прочитывает слова сам.
Метод фокальных объектов или перенос свойств одного объекта на другой. Используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы. Например, педагог показывает карточку с изображением дерева, и дети его описывают: высокое, зеленое, крепкое, плодоносное и т. д. Затем педагог показывает другую карточку, на которой изображен другой предмет, например, автомобиль. И описание первого предмета (дерева) нужно перенести на автомобиль и объяснить, в каких условиях так может быть. Например, автомобиль высокий, если его сконструировали двухэтажным. Или автомобиль может быть плодоносным, если он везет плоды растений.
Системный анализатор (системный оператор). Данный метод помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют. Кроме того, системный анализатор способствует формированию способности анализировать действия объекта с учетом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы.
Знакомство с тем или иным предметом предлагается после заполнения таблицы (устно). В центре таблицы размещается объект анализа (любой предмет).
В верхней строке слева направо дается изображение предмета в прошлом, настоящем и будущем в рамках системы, в которой он существовал.
В центральной строке дается изображение предмета как единичного экземпляра в прошлом, настоящем и будущем. В нижней строке – изображение частей предмета.
Например, системный анализатор музыкального инструмента «скрипка» будет выглядеть следующим образом:
Таким образом, вместе с воспитателем дети анализируют, из чего делается скрипка, из каких деталей состоит, для чего используется, как в будущем можно будет ее переработать и т. д.
Морфологический анализ – комбинаторный метод, суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путем системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта.
Для его использования создается таблица из двух осей координат: горизонтальной (объект) и вертикальной (признаки). Путем выбора объекта и комбинации возможных признаков дети придумывают новое блюдо, дизайн одежды, сочиняют сказки и др.
Моделирование маленькими человечками – метод, позволяющий на примере взаимодействия людей показать физическое состояние различных тел. Так, например, можно провести игру «Свойства предметов». Воспитатель говорит дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета. В твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить, какой он: твердый, жидкий или газообразный, и стоять рядышком, покачиваясь или бегая по комнате. Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и др.
Впоследствии дети учатся моделировать различные процессы и состояния предметов с помощью символов:
Например, моделирование мяча на воде можно изобразить следующим образом:
Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твердых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких – находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных – очень шаловливые и постоянно двигаются. Следовательно, путем экспериментирования дети приходят к выводу о том, что когда вода превращается в лед, человечки меняют свой характер и поведение.
Кроме названных методов, также рекомендуем чаще использовать на занятиях ТРИЗ-вопросы. Они заставляют детей мыслить творчески и подходить к решению вопроса критически.
Например:
- Кого больше на Земле: мужчин или пап?
- Чего больше на свете: квадратов или четырехугольников?
- Почему деревья сбрасывают листья?
- Какие птицы не летают?
- Все ли елки зеленые?
- Как может пригодиться обычная палка в лесу?
Также с помощью ТРИЗ можно легко научить детей самим составлять загадки. Для этого воспитатель показывает им 3 модели, по которым можно сочинить свою авторскую загадку.
1. Выделение свойств (Какой? Что бывает таким же?)
Ребенок должен выделить свойства загадываемого предмета по цвету, форме и действию, затем подобрать к каждому свойству похожий объект – сформулировать загадку.
Пример. Составляем загадку про радугу. Вспоминаем, какая она по цвету, форме и действию: цветная, изогнутая, стоящая или парящая (стоит, парит, висит). Теперь думаем, какие предметы похожи по этим признакам:
Цветная – бумага.
Изогнутая – коромысло.
Висит в небе – солнце.
Получаем загадку: Цветная, но не бумага, изогнутая, но не коромысло, висит в небе, но не солнце. Ответ – радуга.
2. Обозначение действий (Что делает? Что (кто) делает так же?)
Здесь важно не то, какой предмет по форме или по цвету, а какие действия он может выполнять.
Итак, объект загадки – гусь.
Обозначим его действия: плавает, летает, ходит. Подбираем объекты, выполняющие схожие действия:
Плавает – рыба, летает – самолет, ходит – человек.
Получается загадка:
Плавает, но не рыба.
Летает, но не самолет.
Ходит, но не человек.
3. Сходства и различия (На что похоже? Чем отличается?)
Здесь нужно найти не только отличия от предметов, но и подметить сходства.
Также сначала выбираем объект – например, корабль. Ищем сходства с другими предметами: корабль похож на кита, на большую машину, на дом. Далее ищем отличия от названных предметов: в отличие от кита – не дышит, в отличие от машины – не едет, в отличие от дома – не стоит на месте. Получаем загадку:
Как кит, но не дышит.
Как большая машина, но не едет,
Как дом, но не стоит на месте.
Кроме загадок, в образовательном процессе получили распространение и ТРИЗ-игры. Приведем примеры некоторых из них.
Составление цепочек ассоциаций. Дети сидят по кругу. Воспитатель просит назвать ребенка любое слово, следующий ребенок называет слово-ассоциацию . И так по кругу:
Дождь, зонт, круг, мяч, прыгать, батут, парк и т. д.
Для детей постарше задание усложняется, дают два готовых слова и нужно путем цепочки ассоциаций прийти от одного к другому. Например: машина и грязь. Цепочка ассоциаций: машина, колеса, лужа, грязь.
Игра «Хорошо–плохо». Одна из основных игр и идей ТРИЗ – учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Ребенок начинает понимать, что в мире нет однозначно плохих или хороших людей или явлений, всегда есть совокупность свойств. Например, воспитатель спрашивает: «Солнце – это хорошо или плохо?».
- Хорошо, потому что без него невозможна жизнь на Земле, оно греет.
- Плохо, потому что оно может обжечь, вызывать пожар, высушить водоемы.
Игра «Перевирание сказки». Развивает внимание и память. Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку, путая героев или события.
Например:
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка.
- Не Желтая, а Красная. (Дети должны исправить.)
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и…
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: «Сходи-ка к тете Марине и отнеси ей…»
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете.
Еще одна игра со сказками называется «Сказка наизнанку». Детям предлагают пересочинить известные сказки, перевернув некоторые события или характеры персонажей. Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый; Алдар косе глупый; Колобок остался у бабушки и стал помогать и т. д.
Таких игр в ТРИЗ очень много, и каждый педагог самостоятельно может их видоизменять и адаптировать под индивидуальные особенности детей группы, вносить свои коррективы в зависимости от педагогических задач.
ТРИЗ показывает высокую эффективность в развитии логики, креативности, памяти, речи, внимания, смекалки, вызывает интерес у детей дошкольного возраста.

Кейс для методиста: родители жалуются, что ребенок не хочет идти в сад из-за отдельного воспитателя
Когда ребенок начинает ходить в детский сад и новую возрастную группу, родители часто замечают, что с одним воспитателем ребенок ладит, а к другому не хочет идти. Если воспитатель не нравится ребенку или его родителям, сложностей не избежать. Дети в таком случае сопротивляются посещению группы, а родители ищут и находят поводы, чтобы подловить педагога на ошибке, обвинить в непрофессионализме, раздуть скандал.
Какие возможны негативные последствия конфликта, если его вовремя не решить
- Ребенок демотивируется, будет постоянно испытывать негативные эмоции в детском саду, а также прямо (скандалами, плачем, просьбами) и косвенно (болезнями, травмами, неспособностью адаптироваться) избегать посещения группы.
- Родитель будет испытывать нарастающий стресс, злиться на воспитателя, а часто и на ребенка, и искать способы повлиять на ситуацию с помощью заведующего или методиста.
- Воспитатель будет нервничать, начнет настороженно или негативно относиться к ребенку и его родителям, срываться и терять профессиональную мотивацию.
«Мой ребенок не хочет к вам идти» – начало конфликта с родителями, знакомое многим воспитателям. Если эти слова прозвучали, нужно незамедлительно принимать меры. Это сигнал эмоционального конфликта между ребенком, воспитателем и родителями, когда внимание с сути противоречий переносится на личности участников. Фоном в отношениях становится личная неприязнь. Такой конфликт часто выходит за пределы группы: родители привлекают методиста, других родителей, заведующего, отдел образования, а иногда и широкую аудиторию в Интернете. Все участники конфликта страдают, проблема не решается. Чтобы избежать негативных последствий, учитывайте все возможные причины.
Пять причин, почему ребенок может быть негативно настроен к воспитателю
1. Потребность быть с родителями
Любому ребенку нужно приспособиться не просто к новым условиям в группе и к отсутствию мамы, а к тому, что требования, тон, темп во взаимодействии с ним отличаются от домашних. Каждое различие (мама разрешает, а воспитатель нет) может вызвать дискомфорт и нежелание контактировать с педагогом.
2. Эмоциональные трудности
Это страхи, повышенная тревожность, невротизированность, травматический опыт ребенка в связи с пережитым от взрослых насилием. В этом случае ребенок будет воспринимать взрослого как опасного или плохого в ответ на самые незначительные требования и запреты.
3. Волевые сложности
Это избалованность, воспитание в условиях потворствующей опеки, когда всё можно, все действия ребенка вызывают дома умиление. Такому ребенку будет сложно, даже если педагог мягко предъявит к нему требования.
4. Эффект ореола
Влияние общего впечатления на восприятие частных особенностей. Если воспитатель сразу показался ребенку чужим, страшным (например, заговорил громким, строгим тоном), то и замечать ребенок будет только недостатки. Эффект ореола может быть усилен действиями других взрослых: например, этой воспитательницей другая пугала детей, или родители при ребенке обменялись негативными мнениями.
5. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков
Если ребенок еще не умеет строить отношения с ровесниками и взрослыми, проявляет агрессию, его пребывание в группе превратится для него в постоянный источник недовольства. Тот из воспитателей, кто меньше уделяет внимания разрешению его конфликтов и реже защищает, может стать нелюбимым.
Предложите решить этот кейс-ситуацию вашим воспитателям
Кейс-ситуация № 1
Ситуация. Родители пятилетнего Арслана развелись со скандалами, попытками спрятать ребенка друг от друга, дома долго была крайне напряженная обстановка. У Арслана появились страхи, энурез, он стал плаксивым, постоянно встревоженным. Стал бояться одну из воспитательниц, опытную, сдержанную, но требующую организованно и вместе со всеми выполнять задания, которые она дает. Мальчик стал плакать по утрам, говорить маме, что не хочет к этой воспитательнице, она злая, всё время что-то хочет от него, заставляет делать быстро. Мать пришла к педагогу взвинченная, недовольная, с упреками, что мальчику и так тяжело, что она не рассчитывала на такое отношение, ведь она всегда помогала воспитательнице. Ребенок у нее развитый, послушный, надо дать ему время справиться с эмоциями, а не давить.
Решение. Необходимо эмоционально поддержать мать и ребенка, выслушать и сказать о своем теплом отношении к ним, похвалить. Например: «Вы вовлеченная мама и действительно любите и уважаете своего ребенка», «Я всегда могла рассчитывать на вашу помощь». Затем важно рассказать о тех ситуациях, на которые жалуется ребенок: «Когда мы собираемся гулять, я за 5 минут предупреждаю детей. Потом прошу всех прервать игры и вспомнить правила одевания. Если Арслан не слушает, я повторяю ему еще раз и говорю, что мы все не можем его ждать». После этого следует спросить мать, что именно она хотела бы, чтобы вы делали в таких ситуациях. Тон при этом должен быть спокойным. Затем нужно обсудить варианты, когда вы можете реализовать пожелания матери.
Пять причин, по которым родители винят воспитателя
1. Родители слышат от ребенка, что воспитатель ему не нравится
Ребенок жалуется или изменился в негативную сторону: стал боязливым, конфликтным. Даже если родители не отреагируют сразу, при первых же проблемах в детском саду эту информацию они используют против воспитателя.
2. Неприязнь к воспитателю
Может возникнуть на основе серьезной ситуации (педагог конфликтует, кричит на детей) и субъективного восприятия: не нравится такой тип внешности, слишком молодая/старая, слышали плохие отзывы, не устраивает образование/национальность. Даже помада на губах и дорогой телефон могут вызвать неприязнь, которую родители намеренно или неосознанно транслируют ребенку.
3. Несоответствие действий воспитателя представлениям родителей, как надо обращаться с детьми
Большинство семей имеют систему убеждений, а реже – знаний о том, как надо общаться с ребенком. Сложности возникают, если у них есть нетипичные воспитательные установки и если педагог нарушает очевидные профессиональные нормы, например, грубит детям.
4. Задетая самооценка
Воспитатель не признал ребенка талантливым, обладателем лидерских качеств, вольно или невольно занизил воспитательную компетентность родителей (сравнил с другими, дал совет). Эти действия задевают самооценку родителей.
5. Перенос собственных детских переживаний на воспитателя и ребенка
Родитель, который сам был психологически травмирован в детском саду, бессознательно оценивает происходящее в группе ребенка с позиции маленькой жертвы, которой всё еще больно. Перенос могут вызвать действия воспитателя (такая же недовольная, как педагог из детства) и пустяк: тоже зовут Наталья Петровна.
Предложите решить этот кейс-ситуацию вашим воспитателям
Кейс-ситуация № 2
Ситуация. Мама трехлетней Наташи при первом знакомстве сказала воспитательнице, что ее дочь очень ранимая и ей нельзя ничего запрещать. Пожилая воспитательница спросила, как же остановить Наташу, не запрещая, если она будет делать что-то не то. Мама ответила, что нужно договариваться, и уже скептически добавила, что странно, что такой опытный педагог этого не понимает. В течение ближайших месяцев мама говорила воспитательнице, что Наташа часто жалуется, что в садике ничего нельзя, ей скучно, плохо. Воспитательница ответила, что дело тут не в ранимости девочки, а в отсутствии запретов в воспитании. Мать обвинила педагога, что та не умеет запрещать так, чтобы не ранить ребенка. Воспитатель сказала, что других детей ее запреты не ранят. Мать пожаловалась заведующему на грубость педагога.
Решение. Необходимо расспросить мать о дочери. Например, какой характер у девочки, какой она родилась, с кем из членов семьи она особенно близка, чем увлекается, чем занимается в выходные дни и в свободное время. При этом важно не искать проблемы, а задавать вопросы с интересом, чтобы лучше узнать мать и ребенка. Затем нужно выяснить, что делает мама, если дочь нарушает какое-то правило, шалит или подвергает себя риску. Следует попросить ее привести несколько простых примеров, как ей удается в сложных ситуациях следовать ее установке – обходиться без запретов. Во взаимодействии с девочкой важно следовать правилу «действую, как будто люблю». Как бы вы ни относились к девочке, необходимо говорить с ней доброжелательно, не давить, обращать внимание на ее достижения и хорошие, с вашей точки зрения, действия. Можно попросить девочку самостоятельно или вместе с мамой составить правила, которым нужно следовать в жизни и в детском саду. Также можно использовать прием «выбор вместо запрета»: не «тут нельзя бегать», а «здесь можно рисовать или взять что-то из игрушек».
Пять особенностей воспитателя, из-за которых ребенок
не хочет ходить к нему в группу
1. Стрессовые педагогические тактики
Воспитатель постоянно кричит, взвинчен, имеет привычку «сливать» на детей негативные эмоции, выбирает любимчиков и отверженных, контролирует каждую мелочь.
2. Предвзятое отношение к ребенку
Может быть следствием множества причин, от предубеждений в отношении пола («мальчики утомляют»), национальности, профессии родителей до накопившихся негативных эмоций из-за конфликтов с воспитанником.
3. Негативное отношение к родителям, которое воспитатель переносит на ребенка
Проблемные родители, которые постоянно критикуют воспитателя, жалуются, опаздывают в детский сад, асоциальные, с низкой культурой, фамильярные, со странностями – всё это может сформировать у педагога негативное отношение и к ребенку
4. Профессиональное выгорание
Утрата положительных эмоций от работы, постоянное переживание скуки, усталости, раздражения, деперсонализация детей («все одинаковые»), желание просто побыть в тишине, чтобы никто не болтал, не мельтешил, ничего не просил, – типичные симптомы профессионального выгорания воспитателя. С таким взрослым ребенку скучно и дискомфортно общаться и находиться рядом.
5. Внешний облик и манеры
Иногда детей отталкивает некрасивая, с их точки зрения, одежда или прическа (слишком короткие волосы, серая кофта), длинные острые ногти, толстые очки, визгливый голос воспитателя. Но внешность не бывает единственной причиной, всегда есть какая-то причина, которая усиливает негативный эффект.
Решите этот кейс-ситуацию самостоятельно
Кейс-ситуация № 3
Ситуация. Несколько родителей четырехлеток обратились к методисту с жалобами на нежелание детей идти в детский сад в те дни, когда с группой работает воспитательница Марина Сергеевна. Все родители говорят, что дети жалуются на то, что воспитательница злая, боятся ее, она угрожает детям, что отдаст их в ясельную группу, не отпустит вечером домой, пока они не сложат игрушки и т. п. Воспитательница немолодая, разведенная, у нее взрослая дочь, которая живет отдельно. С коллегами Марина Сергеевна общается охотно, но часто в разговоре начинает жаловаться на неурядицы в работе и сплетничать о родителях воспитанников своей и других групп, некоторых коллегах, в том числе руководителе.
Решение. В этой ситуации воспитатель должен изменить способ взаимодействия с детьми и взрослыми. Для этого педагогу необходимо эмоционально и физически отдохнуть и сбросить агрессию. Методист должен поговорить с воспитателем и рассказать о жалобах родителей. При этом важно не оценивать действия воспитателя и напомнить, что дети принимают угрозы взрослого за чистую монету и боятся и содержания угрозы, и самого факта угроз. Они думают, что этот человек (воспитатель) сделает им что-то плохое. Важно твердо сказать воспитателю, что так делать нельзя (угрожать, пугать). Затем необходимо спросить, что воспитатель пробовал делать до угроз или вместо них, и помочь найти способ иначе влиять на детей. В ходе беседы важно выслушать воспитателя, дать ему возможность выговориться и снова напомнить об этических нормах. В беседе с родителями следует придерживаться тех же правил, что и в случае, если причина нежелания ребенка идти в детский сад в родителях.
