Как планировать урок в совмещенном классе малокомплектной школы. Пошаговая инструкция

Перед планированием урока в совмещенном классе малокомплектной школы рассмотрите следующие вопросы:
- Каковы цели моего урока в каждом классе-комплекте?
- Как каждая часть урока будет способствовать достижению обучающимися совмещенных классов этой цели?
- Как я буду чередовать самостоятельную работу с работой под моим руководством в классе-комплекте?
- Какие приемы и методы целесообразнее использовать на этом уроке?
- Как я буду оценивать деятельность обучающихся в каждом классе?
- Можно ли объединить какие-то моменты урока для совместной работы в обоих классах?
- Как я узнаю, что обучение прошло эффективно?
- Что значит быть учеником во время совмещенного урока?
- Какую помощь могут получить обучающиеся класса-комплекта?
- Насколько мой план будет гибким?
- Какие проблемы могут возникнуть в ходе урока?
От того, как вы ответили на эти вопросы, зависит эффективность планирования урока. Рассмотрим пошагово планирование урока в совмещенном классе.
Определите цели обучения, возьмите их из среднесрочного или календарно-тематического плана
Составьте цели урока в совмещенных классах. Они должны быть связаны с целями обучения и могут быть сформулированы в виде дифференцированных целей: все обучающиеся будут уметь; большинство учащихся будут уметь; некоторые обучающиеся будут уметь – или в виде одной общей цели, но они обязательно должны быть конкретизированы для каждого класса. Цели урока могут быть идентичны целям обучения или адаптированы для данного урока в случае долгосрочного характера целей обучения (если для достижения цели обучения требуется несколько уроков).
Цели урока сформулируйте в формате SMART, т. е. вы должны ответить на вопрос «Что необходимо сделать обучающимся на данном уроке для достижения цели обучения?». В условиях МКШ учитель имеет возможность установить взаимосвязь тем, изучаемых в разных классах. Это дает возможность для одних повторить изученный материал, для других – увидеть перспективы развития той или иной темы.
Сформулируйте критерии оценивания в соответствии с целями обучения, которые достигаются на данном уроке
Формулируя критерии оценивания, помните, что они должны описать ожидаемые результаты обучения в плане того, что обучающиеся могут сделать в конце урока.

- Критерии должны соотноситься с целями обучения.
- Критерии должны указывать на определенный результат.
- Не используйте сложные предложения и предложения с обособленными членами.
Сформулируйте языковую цель, которая покажет, какие термины академического языка обучающиеся освоят к концу урока
В предметно-специфический словарь учитель-предметник вносит те термины, слова и словосочетания, которые будут способствовать пониманию и осмыслению темы урока, продвигать ученика к достижению цели урока. Для этого предоставьте те фразы, которые необходимы для работы в группе, для развития умений задавать вопросы, приводить аргументы, доказательства.
Проанализируйте и зафиксируйте предварительные знания обучающихся
В этом вам поможет следующий вопрос:

Предварительные знания обеспечивают непрерывность, взаимосвязь данного урока с пре- дыдущим обучением, способствуют установлению связи с последующими темами уроков.
Определите межпредметные связи, которые показывают взаимосвязь данного урока с другими дисциплинами. Они помогают установить целостное видение «всё во всем». Обновление содержания школьного образования предполагает широкое использование межпредметных связей с другими школьными предметами: «Казахский язык», «Иностранный язык», «История Казахстана», «Всемирная история», «Самопознание», «Основы права», «Искусство», «Познание мира», «Информатика» и др.
Таким образом, определить межпредметные связи помогают смежные или сквозные темы урока.
Составьте план урока
Основная часть плана для каждого совмещенного класса состоит из трех этапов урока: начало урока, середина урока и конец урока.
Далее рассмотрим рекомендуемый шаблон части краткосрочного плана.
Таблица 2. Примерный шаблон этапов урока в совмещенном классе

Часть уроков в классах-комплектах может иметь общие этапы, когда все обучающиеся выполняют одну и ту же работу. Например, общими могут быть такие задания, как работа над общим текстом, беседа, словарный диктант, работа с картиной, прогнозирование и т. д. Также учитель в совмещенном классе может организовать просмотр видеоконтента по схожим темам. После его просмотра можно предложить разные задания для каждого класса в соответствии с целями обучения урока.
Далее рассмотрим пример краткосрочного плана урока русского языка в 5/6 классе.
Листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку
Таким образом, планирование урока в совмещенных классах требует значительных усилий от учителя, дальнейшего совершенствования педагогического мастерства. И тут большие резервы скрыты в работе над планированием учебного материала, его отбором с учетом исходного уровня общеобразовательной подготовки обучающихся, посильной трудности предлагаемых заданий, а также над совершенствованием структуры урока, его организационной формы.
Логика развертывания учебной деятельности школьников должна определяться главной образовательной целью урока, его «ядром», а не соблюдением формальных требований к последовательности этапов урока.

Как составить перспективно-календарный план работы с детьми на II полугодие. Шпаргалки для воспитателей

Как планировать образовательную учебную деятельность с детьми, каждый детский сад решает самостоятельно. У воспитателей часто возникают вопросы при планировании, так как это трудоемкая и сложная работа.
Цели образовательной деятельности воспитателя по реализации содержания образовательных областей – общие согласно ГОСО, Типовым учебным планам дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан и Типовым учебным программам дошкольного воспитания и обучения.
Они позволяют педагогу представить перспективу работы в рамках непосредственно образовательной деятельности по каждой области соответственно. При этом эти цели конкретизируются в образовательной программе детского сада в соответствии с возрастом воспитанников, должны быть отражены в рабочих программах воспитателей конкретной группы детей и раскрыты в календарном плане образовательной деятельности для каждого педагогического мероприятия в отдельности.
Важно!
Максимальный объем учебной нагрузки в ДО устанавливается государственными общеобязательными стандартами образования всех уровней образования, утвержденными приказом министра образования и науки РК от 31.10.2018 г. № 604.
Шпаргалка 1-я.
Познакомьте своих воспитателей с технологией планирования
Технология регламентирована в Инструктивно-методическом письме «Об организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях и классах предшкольной подготовки РК в 2021/2022 учебном году».
Это поможет воспитателям учесть все требования ГОСО и составить перспективно-календарный план работы на II полугодие.
Данная технология – универсальная, поэтому вы сможете использовать ее в рамках реализации образовательной учебной деятельности вашего детского сада.
Шпаргалка 2-я.
Обозначьте цели и задачи плана работы воспитателя
Чтобы спланировать свою работу, воспитатели должны четко понимать, что и для чего они делают. А также уметь распределять свои ресурсы так, чтобы достигнуть поставленных целей в работе с детьми. План – это продуманная заранее система деятельности, которая предусматривает порядок, последовательность и сроки выполнения работы.
Планирование образовательной работы позволяет воспитателю решать несколько задач.
определить цели и задачи воспитания, обучения и развития дошкольников в структуре образовательного года.
последовательно раскрыть содержание образовательной работы, выбрать адекватные возрасту и контингенту детей средства, методы и приемы, формы организации педагогической деятельности.
спрогнозировать результаты образовательной учебной деятельности, скорректировать процессы развития коллектива дошкольников и каждой личности в целом.
Таким образом, от того, насколько воспитатель продумает и грамотно составит план, зависит эффективность образовательной работы в целом. При этом план работы воспитателя может быть перспективным (на длительный период: год, квартал, месяц) и календарным (на неделю, на каждый день).
Перспективный план работы позволяет педагогу обеспечить целостность образовательного процесса в соответствии с образовательными областями, спроектировать развитие собственной профессиональной компетентности и составляется воспитателем на 1–3 месяца. Точные сроки определяет администрация детского сада и сам педагог.
Календарный план – основной документ воспитателя в работе с детьми, который предусматривает планирование всех видов детской деятельности и соответствующих им форм работы на каждый день.
Без плана воспитатель не имеет права приступать к работе.
Если воспитатель составляет и перспективный, и календарный планы, это помогает ему избежать недостатков при организации образовательного процесса, но перегружает бумажной работой, так как в этом случае ему приходится вести два плана. Кроме того, воспитатели, которые работают в паре, поочередно составляют план.
Поэтому лучше выбирайте перспективно-календарную форму планирования, в которой часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание – на неделю и каждый день.
План работы воспитателя должен соответствовать
- Модели развития дошкольного воспитания и обучения;
- Санитарным правилам Санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным организациям и домам ребенка;
- Государственным общеобязательным стандартам образования всех уровней образования;
- Типовым учебным планам дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан;
- Типовым учебным программам дошкольного воспитания и обучения;
- Типовым правилам деятельности организаций образования соответствующих типов;
- отражать специфику деятельности детского сада;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, зону их ближайшего развития;
- быть лаконичным, содержательным, реальным для выполнения;
- корректироваться адекватно с меняющейся образовательной ситуацией.
Шпаргалка 3-я.
Продумайте перспективную часть плана работы
В перспективной части плана воспитатель отражает основные направления педагогической деятельности на месяц. В каждом детском саду существуют свои сложившиеся традиции перспективного планирования, их нужно учесть в данной части плана. Поэтому направления педагогической деятельности воспитатель может менять и дополнять по решению педагогического коллектива. Например, праздники, развлечения, посещения учреждений культуры воспитателю удобнее планировать в отдельном разделе.
По каждому направлению педагогической деятельности необходимо дать краткое содержание мероприятия (тему), указать форму и сроки его проведения.
Шпаргалка 4-я.
Обдумайте календарную часть плана работы
В календарную часть плана включите основные педагогические мероприятия с детьми (занятия, образовательные ситуации, другие формы организации детских видов деятельности) непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ГОСО ДО, СанПиН, ТУП, рабочей программой конкретной возрастной группы.
Данные мероприятия воспитатели конкретизируют в своих календарных планах в соответствии с содержанием авторских методических пособий, которые рекомендованы образовательной программой детского сада, или по своему усмотрению. Для каждого педагогического мероприятия в плане воспитатель указывает его тему и задачи, при необходимости делает ссылки на литературу, которую использует, и вносит дату проведения.
Также воспитатель должен включить в план адекватные возрасту воспитанников формы организации различных видов детской деятельности: игры и игровые ситуации, рассказы и беседы, трудовые поручения и упражнения, прочие формы.
Шпаргалка 5-я.
Используйте приемлемые для детей конкретного возраста формы работ
Особое внимание при этом следует обратить на задачи и содержание тех образовательных областей, которые в процессе организации непосредственно образовательной учебной деятельности не были представлены в полном объеме. Воспитателю следует использовать приемлемые для детей конкретного возраста формы организации их деятельности как совместно с педагогом, так и самостоятельно по инициативе детей.
Важно!
Календарное планирование на каждый день включает три раздела:
– образовательную деятельность в режиме дня;
– самостоятельную деятельность дошкольников;
– индивидуальную работу с детьми.
Шпаргалка 6-я.
Чередуйте в плане инвариантную и вариативную части
Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части – реализацию содержания Типовой учебной программы.
В вариативной части плана воспитатель может добавлять педагогические мероприятия с детьми, менять их по собственному усмотрению с учетом содержания части образовательной программы.
При определении вариативного компонента учитываются возрастные и индивидуальные особенности, интересы детей и направление деятельности в конкретном детском саду, наличие кабинетов и специалистов в соответствии со штатным расписанием и др.
Общий объем недельной учебной нагрузки вариативного компонента в группах с русским языком воспитания и обучения:
- для детей средней группы – 0,5 часа;
- для детей старшей группы – 1,5 часа.
Общий объем недельной учебной нагрузки вариативного компонента в группах с казахским языком воспитания и обучения:
- для детей средней группы – 1 час;
- для детей старшей группы – 2 часа.
При составлении инвариантной части воспитатель вправе добавить те формы работы, которые он будет дополнительно реализовывать каждый день. Важно не перегружать ребенка, например, только социально-коммуникативным или познавательным развитием. Не стоит забывать и о тех занятиях (образовательных ситуациях), которые проводятся в этот день. Если по вторникам воспитатель планирует занятие образовательной области «Речевое развитие», то другие формы работы этого направления в этот день стоит уменьшить.
Шпаргалка 7-я.
При планировании учтите этапы освоения детьми знаний
1-й этап. Первичное восприятие (проходит преимущественно на занятиях, в ходе познавательных бесед и рассказов, проведения опытов и экспериментов, на экскурсиях, в процессе знакомства с новыми произведениями).
2-й этап. Расширение и обобщение представлений, закрепление и повторение пройденного с постепенным усложнением материала (для этого подойдут подвижные и дидактические игры с правилами, упражнения, наблюдения, беседы, игровые ситуации, обсуждения и прочее).
3-й этап. Использование полученных компетенций на практике (в форме мастер-классов, тренингов, в ходе практико-ориентированных проектов, в процессе трудовой деятельности, в творческих играх, инсценировках и драматизациях).
Воспитателю бывает сложно заранее предвидеть, какая будет в этот день погода, сколько детей придет в детский сад, какие возникнут неотложные дела.
Структура календарного плана работы на каждый день по данной технологии не предполагает распределение педагогических мероприятий по классической схеме «утро – прогулка – вечер». Это помогает воспитателю сократить количество времени, которое он тратит на написание плана. У него есть возможность провести запланированные на день мероприятия в удобное для этого время с учетом ситуации в группе, настроения детей, их интересов.
Таким образом, обеспечивается «естественность» образовательного процесса, когда педагог – проводник ребенка в саморазвитии и самовоспитании.
Шпаргалка 8-я.
Предусмотрите в плане самостоятельную деятельность дошкольников
Самостоятельную деятельность дошкольников планируйте в свободное от организованных форм образования время: в часы приема, в перерывах между занятиями и другими педагогическими мероприятиями, на прогулке, после сна и т. д.
Чтобы эффективно использовать тот или иной отрезок времени пребывания детей в детском саду, воспитателю необходимо учитывать рекомендации по организации режимных моментов (утренний прием, утренняя гимнастика, виды детской деятельности (игровую, творческую, познавательную, экспериментальную самостоятельную и др.), прогулки, дневной сон, индивидуальную работу, оздоровительные мероприятия и др.
Самостоятельная деятельность детей актуальна в зависимости от поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, а также ранее запланированных видов детской деятельности. Это необходимо, чтобы не нарушить сбалансированность образовательного процесса. Например, во избежание излишнего увлечения двигательной или, наоборот, познавательной нагрузкой.
Традиционно планирование должно осуществляться с опорой на развивающую предметно-пространственную среду: уголки сенсорного, физического, музыкального воспитания, уголки уединения, оборудование уголков экспериментирования, атрибуты к сюжетным и другим играм. Это позволит детям самостоятельно осуществлять выбор и организовывать собственную деятельность по интересам.
Шпаргалка 9-я.
Не забывайте об индивидуальной работе с детьми
Еще один важный раздел плана – индивидуальная работа с детьми. Ее воспитатель планирует на основе тех проблем, которые были выявлены в результате мониторинга, или конкретных затруднений детей. С учетом уровня достижений каждого ребенка педагог планирует соответствующую работу с одаренными детьми, поддержку воспитанникам в освоении образовательной программы дошкольного образования, индивидуальные занятия по интересам. Данные направления плана педагоги могут учитывать при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы.
Шпаргалка 10-я.
Соблюдайте структуру перспективно-календарного плана воспитателя
Не забывайте о последовательности и систематичности в решении образовательных задач.
Учитывайте взаимосвязь всех направлений развития и образования дошкольников, а также видов детской деятельности в режиме дня, недели, месяца.
Сохраняйте преемственность задач по всем образовательным областям определенной возрастной группы.

План работы творческой группы педагогов по дистанционному взаимодействию с родителями на II полугодие 2021/2022 учебного года

План работы творческой группы педагогов по дистанционному взаимодействию с родителями на II полугодие 2021/2022 учебного года

Для эффективной организации процесса дистанционного обучения необходимо установить тесный контакт с родителями обучающихся.
2. Рекомендуется разъяснить родителям особенности дистанционного обучения и разработать инструкцию/план, где должны быть четко прописаны действия, выполняемые педагогом, родителями, обучающимися во время урока.
3. При разработке инструкции необходимо учитывать возможности обучающихся и его семьи.
4. Более подробные рекомендации по преподаванию в дистанционном режиме в условиях принятых карантинных мер можно найти в методических рекомендациях, размещенных на сайте https://nao.kz/blogs/fromorg/2/94.
Примечание. Рекомендуется применение приложения Ashyq при входе в школу для педагогов и технического персонала, родителей, сопровождающих детей младшего возраста. Дети с заболеваниями «группы риска», дети, чьи родители болеют COVID-19, и контактные дети переводятся на дистанционный формат.

