Как использовать pbl (problem-based learning) на уроках в школе. Пошаговый алгоритм
Важным методическим условием усвоения и применения знаний в практике учителя является включение новых знаний в систему уже усвоенных. Развитие критического мышления и креативности также прослеживается в целях обучения. Для достижения этих целей Минпровещения рекомендует применение активных и интерактивных методов и технологий обучения, например, использования PBL.
Использование PBL (PBL, Problem-Based Learning) помогает учащимся развивать критическое мышление, навыки решения проблем, сотрудничество и самостоятельность, а также делать обучение увлекательным и значимым. Процесс обучения по этому подходу может строиться по-разному, но алгоритм занятий схож. Проблемно-ориентированное обучение – это методика, которая сфокусирована на изучении через решение реальных и значимых проблем.
В 1969 году на медицинском факультете Макмастерского университета в Канаде решили внедрить новый подход к обучению студентов младших курсов. Практикующие преподаватели прекрасно знали, насколько увлекательной может быть медицина, но – увы! – обычный лекционный формат не позволял донести это до студентов, которые скучали на лекциях. Азарт у начинающих медиков обычно просыпался, только когда они приступали к практике и работе с пациентами. Именно поэтому профессор университета, исследователь и известный ученый Говард Барроуз предложил обучение на основе решения реальных проблем – и вместе со своим коллегой Робином Тамблином стал основоположником проблемно-ориентированного обучения.
PBL можно использовать следующим образом:
1. Шаг
Определение проблемы
Выберите проблему, актуальную и значимую для учащихся. Например, экологические вопросы, социальные проблемы, технологические вызовы. Можно провести анкетирование и выявить наиболее интересующую их тему. Если ученики изучают тему «Изменение климата». Проблема будет звучать так: «Какие меры могут замедлить глобальное потепление?». Выясните, что уже известно по данной теме. Определите, какие знания и навыки необходимы для решения проблемы.
2. Шаг
Создание междисциплинарных проектов
Разработайте проекты, которые требуют знаний из нескольких предметов. Например, проект по созданию экологически чистого продукта может включать биологию, химию, экономику и технологии.
3. Шаг
Формирование групп
Разделите учащихся на группы, чтобы они могли работать вместе над решением проблемы. Это способствует развитию навыков командной работы и сотрудничества.
Класс делится на группы по 5–7 человек. В каждой группе назначаются роли, например, лидер, исследователь, аналитик, докладчик и писатель. Формируйте группы, учитывая способности и интересы учеников. Затем определите критерии оценки работы учеников. Объясните ученикам основные этапы и правила работы в PBL.
Обеспечьте эффективное взаимодействие и обмен идеями. Запланируйте регулярные встречи для обсуждения прогресса
4. Шаг
Решение проблемы
Для начала установите четкие цели и задачи для решения проблемы. Это может включать исследование проблемы, разработку решений, проведение экспериментов и презентацию результатов. Создайте возможные решения или подходы к проблеме. Оцените плюсы и минусы каждого решения. Выберите оптимальное решение.
5. Шаг
Ресурсы и поддержка
Предоставьте учащимся необходимые ресурсы (книги, интернет-ресурсы, оборудование) и поддержку (консультации, помощь экспертов). В идеале ученики должны начать учиться друг у друга и помогать друг другу в решении поставленных задач. Ученики обсуждают, что они знают о глобальном потеплении и какие факторы, по их мнению, на него влияют.
6. Шаг
Исследовательская работа
Побуждайте учащихся к активному поиску информации, проведению исследований и экспериментов. Это развивает критическое мышление и навыки самостоятельной работы. Например, ученики планируют, какие источники информации использовать (Интернет, книги, статьи), какие эксперименты или наблюдения провести, кого можно опросить, собирают данные из различных источников, проводят опросы и интервью, анализируют собранную информацию.
7. Шаг
Проведите анализ и обсуждение
Группы обсуждают полученные данные, сравнивают результаты, делают выводы о том, какие меры могут быть наиболее эффективными для замедления глобального потепления. Проводите регулярные обсуждения с группами, чтобы отслеживать их прогресс и предоставлять обратную связь. Разъясните детям, что они должны быть готовы ответить на вопросы и защитить свою точку зрения.
Например, можно составить список вопросов, которые помогут им понять проблему глубже:
• Какие основные причины глобального потепления?
• Какие страны вносят наибольший вклад в выбросы парниковых газов?
• Какие технологии могут помочь в борьбе с глобальным потеплением?
8. Шаг
Обсудите результаты и проведите рефлексию
Каждая группа готовит презентацию своих выводов и предлагает конкретные меры по борьбе с глобальным потеплением. Презентация может быть в виде доклада, постера, видеоролика или мультимедийной презентации.
После презентаций проведите обсуждение: ученики и педагог оценивают предложенные меры, обсуждают, что удалось хорошо, а что можно улучшить в будущем. Ученики также размышляют о том, что нового они узнали и как они могут применить эти знания в реальной жизни.
Затем оцените работу групп по критериям, таким как глубина исследования, креативность предложений, качество презентации, умение работать в команде и др.
Поощряйте рефлексию, чтобы учащиеся могли осмыслить свои достижения и ошибки. Соберите отзывы от учеников о их опыте и впечатлениях. Это поможет педагогу использовать полученные данные для улучшения будущих PBL-уроков.
Пример проекта «Решение проблемы загрязнения воздуха в городе»
- Учащиеся исследуют источники загрязнения воздуха, собирают данные, анализируют последствия для здоровья и окружающей среды.
- Разрабатывают возможные решения, такие как внедрение зеленых технологий, улучшение общественного транспорта, создание зеленых зон.
- Представляют свои предложения городской администрации или экологической организации.
ВАЖНО!
Преимущества проблемно-ориентированного обучения:
- в основе уже лежит аутентичная задача, с которой учащиеся столкнутся в профессиональной жизни;
- занятия в малых группах (обычно в группу входят не больше 7–10 учащихся, так проще организовать обсуждение задачи и вырабатывать совместные ее решения).

Как в новом учебном году создать хороший микроклимат для педагогов. Пошаговый алгоритм
ШАГ. 1-Й.
Чтобы выявить индивидуальные и коллективные потребности педагогов в оказании психологической поддержки; сформировать положительную установку на совместную деятельность с педагогом-психологом проведите психологическую диагностику.
Соберите учителей, настройте их на работу и проведите диагностический срез.
Для этого воспользуйтесь методиками:
Методика изучения уровня профессионализма педагога* (в адаптации)
Методика оценки стиля общения (автор Н. С. Пряжников)
Опросник «Психическое выгорание» (автор В. Г. Алямовская) (в адаптации)
Затем сделайте анализ и доведите результаты до учителей. В зависимости от результатов по итогам диагностики проведите индивидуальные беседы с учителями. Возможно понадобится второй срез.
Методы исследования на данном этапе: наблюдения, беседы, анкетирование. Они помогут составить психологический портрет педагога.
ШАГ 2-Й.
Чтобы мотивировать учителей на работу по формированию благоприятного микроклимата, приготовьте именные приглашения. Сначала вручайте их тем учителям, на помощь которых рассчитываете, с которыми сложились доброжелательные и комфортные отношения. Постепенно формируйте команду, в которую принимайте новых участников.
При таком подходе учителя не просто тратят время, а приходят в психологическую гостиную добровольно. Не просто приходят по приглашению, а испытывают в этих встречах потребность, спрашивают: «Когда у нас будет гостиная?».
ШАГ 3-Й.
Разъясните цель психологической гостиной, подберите темы, распределите функциональные обязанности среди ее участников, подготовьте дидактические материалы и необходимое оборудование к занятиям. Поприветствуйте участников.
Объясните цели психологической гостиной, направленной на предотвращение профессионального выгорания и улучшение климата в коллективе. Это требует дополнительного времени, тщательного планирования и учета потребностей всех участников.
Цель: обучить участников простым и эффективным методам расслабления, которые они могут применять в повседневной жизни для снижения уровня стресса и улучшения общего самочувствия.
Продолжительность каждого занятия: 1,5–2 часа
В конце каждого занятия обсудите занятие: что им понравилось, что они хотели бы улучшить. Дайте рекомендации по внедрению техник релаксации в повседневную жизнь. Например, научите простому, но очень эффективному упражнению «4-7-8» (вдох на 4 счета, задержка дыхания на 7 счетов, выдох на 8 счетов).
Ответьте на вопросы участников. Практикуйте свободное общение, обмен впечатлениями и контактами. Угостите участников чаем и легкими закусками для завершения мероприятия в расслабляющей атмосфере.
Далее даем программу с темами для психологической гостиной на весь учебный год.
Программа направлена на предотвращение профессионального выгорания и улучшение климата в коллективе, требует тщательного планирования и учета потребностей участников. Она рассчитана на ежемесячные встречи с сентября по май. Представьте темы занятий практикумов, которые будут пройдены в течение учебного года и ознакомьте с ними учителей.
Темы занятий-практикумов психологической гостиной
Предложите учителям дополнительные темы занятий-практикумов психологической гостиной
Таблица 1. Игры на знакомство.
Таблица 2. Опросник обратной связи
Мастер-класс по техникам релаксации
Цель: обучить участников простым и эффективным методам расслабления, которые они могут применять в повседневной жизни для снижения уровня стресса и улучшения общего самочувствия.
Продолжительность: 1,5–2 часа
Материалы: коврики для йоги или мягкие коврики; удобная одежда для участников; проектор и экран (для демонстрации видео или слайдов); аудиосистема (для музыки и медитаций); сладкий стол с чаем и легкими закусками.
ВАЖНО!
Запланируйте заранее выступления на занятиях психологической гостиной различных специалистов. Возможно, это будут специалисты МЧС, ОВД и др.
Программа мастер-класса
1. Введение (10 минут)*
Приветствие участников.
Объяснение целей мастер-класса и важности релаксации.
Краткий обзор техник релаксации, которые будут изучены.
2. Теоретическая часть (15 минут)*
Обзор стресса и его влияния на физическое и психическое здоровье.
Объяснение принципов релаксации и её физиологических эффектов.
Краткий обзор различных техник релаксации (дыхательные упражнения, прогрессивная мышечная релаксация, медитация, визуализация и т. д.).
3. Практическая часть (1 час)
Дыхательные упражнения (15 минут)*
Упражнение «4-7-8» (вдох на 4 счета, задержка дыхания на 7 счетов, выдох на 8 счетов).
Диафрагмальное дыхание: глубокое дыхание с участием диафрагмы.
Прогрессивная мышечная релаксация (15 минут)
Поочередное напряжение и расслабление мышечных групп для снятия физического напряжения.
Инструкции по выполнению и демонстрация.
Медитация и внимательность (15 минут)*
Короткая медитация на осознанное дыхание.
Введение в практики осознанности и медитации.
Медитация на внимание к телу (сканирование тела).
Визуализация (15 минут)*
Введение в технику визуализации: создание ментальных образов для расслабления.
Практика: представление «безопасного места» или «места покоя».

Учим педагогов всё делать в срок. Сценарий тренинга
Для кого: педагоги.
Зачем: помочь педагогам выполнять задачи вовремя, снять эмоциональное напряжение из-за большого количества тематических вебинаров и конференций, научить грамотно распределять рабочее время.
Как: оцените рабочий день работников – кто справляется со своими обязанностями, а кому нужна помощь.
Тренинги нужно проводить со всеми педагогами, чтобы не выделять тех, кому стоит скорректировать работу со временем. Для себя отметьте работников, кому необходимо уделить особое внимание. Упражнений несколько – что подходит одному, может ничего не дать другому, поэтому используйте в тренинге все задания.

ВАЖНО!