ещё
свернуть
Все статьи номера
№5, 2025
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Циклограмма работы методиста детского сада на май и итоговые мероприятия

Главное в мае

  • «Анализ результатов работы дошкольной организации за 2024/2025 учебный год. Подготовка к летнему оздоровительному периоду».
  • Итоговый педагогический совет.

Основные вопросы

  • Отчеты педагогов-специалистов.
  • Анализ положительных и отрицательных сторон реализации годового плана.
  • Ознакомление с итогами диагностики детей предшкольной группы.
  • Утверждение перспективного планирования на летний оздоровительный период.
  • Подготовка годового отчета

Методист дошкольной организации должен

  • собрать годовые отчеты воспитательно-образовательной работы от всех педагогов;
  • провести анализ проведенных и запланированных мероприятий.

В конце учебного года методисту важно систематизировать накопленный педагогический опыт, создать условия для его анализа и передачи, а также мотивировать педагогов к дальнейшему профессиональному росту.

В мае проводится итоговая диагностика и мониторинг:

  • итоговая диагностика с педагогом-психологом;
  • мониторинг развития детей воспитателями групп.

В этом же месяце необходимо провести консультации с педагогами для обсуждения текущих вопросов.

В целях обобщения передового опыта и ознакомления с инновационными технологиями завершаются открытые мероприятия и консультации, запланированные методистом.

Итоговый анализ работы позволяет выявить успехи и зоны роста, скорректировать дальнейшую деятельность и подготовиться к летнему оздоровительному периоду.
 

Циклограмма методиста детского сада на май

Просматривайте таблицу, кликая на стрелочки сбоку

 

№5, 2025
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

Циклограмма замдиректора школы на май и итоговые рекомендации

В преддверии экзаменационного периода учителям необходимо заранее подготовиться к проведению консультаций для выпускников, а также организовать мониторинг образовательного процесса. Отдельное внимание уделено мониторингу учебно-воспитательного процесса в школе как инструменту повышения качества образования. в тексте подробно описаны этапы мониторинга, его методы, объекты и направления, а также роль администрации школы, педагогов и других работников в его реализации.

Кроме того, даем рекомендации по составлению аналитического отчета по организации методической работы, критерии оценки ее эффективности и способы выявления проблемных зон. Практические советы помогут заместителю директора не только оценить текущее состояние учебного процесса, но и спланировать дальнейшую работу для достижения наилучших результатов.
 

Основные мероприятия, которые необходимо провести замдиректора школы в мае

Циклограмма работы на май

Рекомендации
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПОДГОТОВКУ к ЭКЗАМЕНАМ

Организация подготовки к итоговой аттестации – одна из ключевых задач методиста школы (заместителя директора по научно-методической работе). Подготовительный процесс должен быть системным, начинаясь задолго до самих экзаменов, чтобы обеспечить учащимся максимальные возможности для успешной сдачи. Системный подход к подготовке итоговой аттестации обеспечит высокие результаты и минимизирует стресс у учащихся, родителей и учителей.

Напомните педагогам действующие нормативные акты: приказы министра образования и науки РК. Это приказ министра образования и науки РК от 18.03.2008 г. № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования».

Проведите заседание методического совета школы, где обсуждаются вопросы подготовки к экзаменам, разрабатываются рекомендации для учителей. Организуйте консультации для педагогов по требованиям к экзаменационным работам и критериям оценивания.

Составьте график консультаций для выпускников с учетом нагрузки учителей.

При составлении графика консультаций для учащихся выпускных 9, 11-х классов, учитывайте занятость и нагрузку учителей предметников. к консультациям можно привлекать учителей-предметников, не работающих в классе. Консультации нужны для того, чтобы еще раз в доступной форме напомнить учащимся о требованиях к оформлению письменных работ и требованиях к устному ответу. При составлении расписания консультаций и промежуточных экзаменов в 5–8, 10-х классах по казахскому языку, необходимо помнить, что экзамен по казахскому языку состоит из двух частей: письменной и устной. Учащимся предстоит выполнить письменное задание, а также продемонстрировать свои навыки в чтении, разговорной речи и понимании текста при аудировании.

Практикуйте поведение пробных экзаменов по основным предметам, а затем проведите анализ их результатов и работу над ошибками.

Проведите консультации по подготовке к экзаменам. Ознакомьте учителей с новыми требованиями к экзаменационным работам и ответам, с критериями оценивания.

Дайте разъяснения по вопросам экзаменационного материала по предметам «Родной язык и литература», «Алгебра и начала анализа», «История Казахстана».

Организуйте проведите родительских собраний с разъяснением правил итоговой аттестации и рекомендациями по психологической поддержке детей.

Дополнительные рекомендации:

  • Вести мониторинг подготовки (промежуточные тестирования, анкетирование учащихся и учителей).
  • Использовать разные формы подготовки (групповые занятия, индивидуальные консультации, онлайн-ресурсы).
  • Организовать сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями.
     

Как составить аналитический отчет по организации методической работы

Мониторинг – это технология управления качеством обучения. Содержание образования в школе не только строится на условиях свободного выбора учащимися его конкретных форм, но и предусматривает обязательную обратную связь в ходе образовательного процесса. Это требует системы внутришкольной информации о текущем состоянии учебного процесса. Создать ее можно только на основе мониторинговых исследований.

Созданию системы мониторинга придается большое значение, так как без специального отслеживания учебно- воспитательного процесса трудно представить результаты работы учителя, а также успешность усвоения учебных предметов учащимися.

Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива, в школе должно быть Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.

Задачи мониторинга:

  • сбор и накопление фактического материала о реально протекающих процессах в учебно-воспитательном процессе и разработка планов работы администрации и учителей школы.
  • своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;
  • предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;
  • осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне школы;
  • оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Объект мониторинга

Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса.

Внутришкольный мониторинг является системой, включающей

  • дидактический мониторинг – непрерывное, научно обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса;
  • воспитательный мониторинг – непрерывное, научно обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса;

Психолого-педагогический мониторинг – непрерывное, научно обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей;

  • медицинский мониторинг – непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников.

В настоящее время в педагогической литературе, несмотря на широкое использование понятия «мониторинг», не выработано единого мнения о содержании и основных задачах мониторинга учебно-воспитательного процесса в школе и организации методической работы в школе.

Ответственность

За уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков несет ответственность заместитель директора по учебной работе.

За состояние воспитательного мониторинга несет ответственность заместитель директора по воспитательной работе.

За состояние психолого-педагогического мониторинга несет ответственность психолог.

За состояние медицинского мониторинга несет ответственность врач или школьная медицинская сестра.

Мониторинг направлен на достижение главной задачи – повышение эффективности работы школы. Конечно, эффективность обучения может быть оценена по сохранности его качества. Под эффективностью обучения понимается сохранность плюс рост качества обучения. не всегда этот термин равнозначен сохранности и поэтому понятия «эффективность», «надежность» рассматриваются как синонимы.
 

ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА

1

этап

На первом этапе (подготовительном) определяем цель, объект, направление исследования, критерии оценки (ими является не только предметное содержание, но и общеучебные умения, которые входят в компетентность учащегося).
 

2

этап

Второй этап – основной (практический).

МЕТОДЫ СБОРА И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ РАЗНООБРАЗНЫ:

  • наблюдения;
  • анализ документов;
  • посещение уроков;
  • контрольные срезы;
  • анкетирования;
  • тестирование;
  • самооценка и т. д.

3

этап

Третий этап – аналитический. Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения.

Исследования по объектам «класс» и «учащиеся» характеризуется самым большим и трудоемким объемом работы, но они дают большой материал для планирования.

По данному направлению следует вести долгосрочный мониторинг и текущий.

Долгосрочное наблюдение за изменением в образовательном мониторинге с течением времени – отслеживание творческого уровня (количество медалистов, участие в олимпиадах всех уровней, участие в конференциях, дистанционных проектах, поступление выпускников в вузы, ЦТ и т. д.). Данные оформите в виде таблиц, графиков, диаграмм.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА – это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы и учителями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроке и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Цель анализа: определить уровень продуктивности методической работы и ее роль в процессе включения педагогического коллектива в режим развития; составить представление о научном уровне, системности, действенности инновационной работы как основном инструменте включения школы в режим развития, о ее влиянии на развитие личности педагога и обучающихся, на формирование конечных показателей функционирования школы.

Задачи:

– проанализировать (сопоставить, сравнить, оценить) результаты методической работы в школе;

– определить условия, обеспечивающие успех;

– выявить проблемы, снижающие уровень продуктивности методической работы;

– определить возможные пути и средства решения обозначенных проблем;

– сформулировать цели и задачи на новый учебный год.

Объекты анализа:

  • содержание основных направлений деятельности;
  • работа над методической темой школы;
  • работа методического совета;
  • работа методических объединений;
  • формы работы с педагогическими кадрами;
  • участие учителей в работе педсоветов, семинаров, смотров, конкурсов, предметных недель, мероприятиях;
  • использование педагогами современных образовательных технологий;
  • практическое использование учителями опыта своих коллег, педагогов района, города, области, страны.

Нормативный акт для организации методической работы школы . Приказ министра науки и высшего образования РК от 08.06.2023 г. № 263. о внесении изменений в приказ министра образования и науки РК от 29.11.2007 г. № 583 «Об утверждении Правил организации и осуществления учебно-методической работы».

При составлении аналитического отчета необходимо помнить, что реализация поставленных целей в рамках методической работы обычно организуется через следующие формы (направления) работы:

После анализа каждого направления работ, обязательно пишут выводы и рекомендации на следующий учебный год.

  • Работа педагогического совета.
  • Работа методического совета школы.
  • Работа методических объединений, творческих групп.
  • Работа по самообразованию.
  • Обобщение передового педагогического опыта, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.
  • Работа Школы молодого учителя.
  • Организация и контроль курсовой переподготовки учителей.
  • Аттестация педагогических кадров.

Проанализировать (сопоставить, сравнить, оценить) результаты методической работы в школе, помогут таблицы и графики.
 

Оценка учебно-воспитательной работы за учебный год (1-10 баллов)


 

Оценка профессионального развития

Для проведения анализа необходимо провести опрос среди учителей «Принимали ли вы участие в одном из нижеследующих видов профессионального развития в течение учебного года, как полученные знания повлияли на вашу педагогическую деятельность», а затем внести общие данные в таблицу.


 

Оценка организации методической работы в школе

  • Гистограмма организации методической работы.
  • Наличие условий для творческой работы учителей.
  • Работа методического кабинета.
  • Организация работы по реализации ПРШ.
  • Работа школьных методических объединений.
  • Деятельность школы педагогического мастерства, наставничество.
  • Уровень коллективных форм работы постоянно действующих семинаров и коучингов.
  • Деятельность школы молодого учителя.
  • Индивидуальные формы повышения квалификации.
  • Посещение и анализ уроков руководителями школы.
  • Деятельность школьного методического совета.
  • Деятельность по изучению, обобщению и распространению положительного опыта работы.
     

Оценка деятельности методических объединений

Диагностическая карта работы методических объединений

Планирование.

Наличие творчески работающих учителей.

Уровень исследовательской работы.

Курсы повышения квалификации.

Взаимоотношения.

Качество анализа посещенного урока.

Самоанализ урока.

Изучение, обобщение и распространение положительного опыта.

Аттестация. Работа с учителями по рекомендации аттестационной комиссии.

Открытые и показательные уроки, семинары и т. д.

Олимпиады по предметам.

Самообразование.

Наставничество.

Оценка удовлетворенности участников учебного процесса качеством образования

Мониторинг удовлетворенности учащихся, родительской общественности качеством предоставления образовательных услуг достаточно ярко характеризует личностно-ориентированную направленность деятельности школы. (формы сбора информации: анкетирование, интервьюирование, беседы). При обработке каждый показатель выражается в числовых показателях: 4 – 3 балла – высокий уровень удовлетворенности, 2,9 – 2 балла – средняя степень удовлетворенности; 1,9 – 1 – низкая степень удовлетворенности, меньше 1 балла – полная неудовлетворенность. По итогам опроса выстраивается гистограмма по каждому блоку мониторинга.
 

Мониторинг степени удовлетворенности обучающихся

Цель исследования: изучение удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образовательных услуг; выявление сильных и слабых мест в деятельности школы.

Метод исследования: социологический метод анкетного опроса.

Учащимся предлагается ответить на 36 вопросов, которые позволили выявить следующие показатели:

Удовлетворенность организацией школьного быта.

Удовлетворенность организацией учебно-воспитательного процесса.

Удовлетворенность организацией воспитательного процесса и дополнительного образования.

Удовлетворенность психологическим климатом.

Удовлетворенность результатами своей учебной деятельности, развитием.

Удовлетворенность организационной структурой.

В анкетировании принимают учащиеся 5–11-х классов.

Мониторинг степени удовлетворенности родителей

Качество образования представляет собой широкий комплекс условий обучения. Для измерения качества образования недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество образования – это объективно-субъективная характеристика условий обучения человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своего обучения.

В анкету включены вопросы, которые можно разбить на несколько критериев, отражающих удовлетворенность образовательным процессом:

  • Удовлетворенность организацией школьного быта.
  • Удовлетворенность организацией учебно-воспитательного процесса.
  • Удовлетворенность организацией воспитательного процесса и дополнительного образования.
  • Психологический климат в школе.
  • Удовлетворенность родителей государственно – общественным управлением в школе.

В анкетировании принимают участие родители учащихся 1–10-х классов.

Мониторинг степени удовлетворенности учителей

  • Учителям предлагается ответить на 62 вопроса, которые позволяют выявить следующие показатели:
  • Удовлетворенность организацией школьного быта.
  • Удовлетворенность организацией учебно-воспитательного процесса
  • Удовлетворенность организацией воспитательного процесса и дополнительного образования
  • Удовлетворенность психологическим климатом
  • Удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, результатами своей профессиональной деятельности, готовностью к инновационной деятельности.
  • Удовлетворенность системой требований, санкций и поощрений к участникам учебно-воспитательного процесса
  • Удовлетворенность помощью, оказываемой администрацией, оценкой вашего труда
  • Удовлетворенность организационной структурой.
  • В анкетировании принимают участие учителя школы.

По итогам мониторинга выполняется SWOT-анализ оценки удовлетворенности учащихся, родителей и учителей образовательным процессом в школе.
 

№5, 2025
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Итоговый педсовет № 5. Сценарий педсовета в нетрадиционном формате и новые вопросы повестки