ещё
свернуть
Все статьи номера
№8, 2025
НОВОСТИ

Минпросвещения Казахстана: определены сроки обучения и каникул для школьников

Министерством просвещения Республики Казахстан определены даты начала, продолжительности и каникулярных периодов 2025 - 2026 учебного года в организациях среднего образования.

Учебный процесс начинается со 2 сентября и завершится 25 мая. Дата и время проведения торжественной линейки, посвященной Дню знаний, определяются по решению педсовета школы.

В первой четверти на обучение отводится 8 недель. Осенние каникулы продлятся 7 календарных дней с 27 октября по 2 ноября включительно.

Во второй четверти - 8 учебных недель. Зимние каникулы составят 10 календарных дней с 29 декабря 2025 года до 7 января 2026 года включительно.

В первых классах дополнительные каникулы составят 7 календарных дней с 9 по 15 февраля 2026 года включительно.

Третья четверть будет состоять из 10 учебных недель. Весенние каникулы составят 11 календарных дней с 19 по 29 марта 2026 года включительно.

Четвертая четверть продлится 8 учебных недель с завершением 25 мая 2026 года.

Источник: gov.kz

№8, 2025
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

На пути к успеху, или Как повысить внутреннюю мотивацию педагогов

 

Метафора – точный датчик того, что происходит в вашей жизни.
Энтони Роббинс

Занятие-тренинг

Цель: повысить у педагогов внутреннюю мотивацию к профессиональному и личностному росту с помощью метода «Метафора».

Задачи 

  • Познакомить педагогов с методом «Метафора».
  • Создать условия для совместного обсуждения мнений по вопросам использования метафор в личной сфере и профессиональной деятельности.
  • Помочь формированию позиции учителя в использовании методов мотивации.

Ожидаемые результаты

  • Узнают о методе «Метафора» для создания внутренней мотивации.
  • Научатся использовать готовые метафоры в работе с коллегами и учениками.
  • Смогут сами создавать метафоры.

Этапы работы
Содержание этапаВремяРабота ведущего тренингаДеятельность учителейОборудование
1. Знакомство и создание позитивной и доверительной атмосферы. Использование упражнения «Ледокол»2 мин.Приветствует участников, знакомится и предлагает произвольно выбрать бейджиУчастники тренинга наугад выбирают из предложенных картинок бейдж, а затем вписывают в него свое имяКартинки с изображениями в виде бейджа (чтобы было место для имени); презентация (слайд 1)
2. Опора на имеющийся жизненный опыт, расширение знаний о способности метафоры служить средством внутренней мотивации2 мин.Обращается к личному опыту учителей, актуализирует понятие «мотиваторы»- Слушают и смотрят ролик-мотиватор «Десять тысяч часов…».
- Объясняют назначение мотиваторов
Фрагмент мотиватора «Десять тысяч часов…» (слайд 2); коллаж из мотиваторов «Доброе утро» (слайд 3)
3. Определение темы тренинга. Применение стратегии «Собери слово» Определение цели и наилучшего результата тренинга2 мин.Предлагает собрать ключевое слово занятия и записать в проформу.
Напоминает значение термина «троп», приводит примеры.
Разговор о метафоре как об особом инструменте для саморегуляции
Учителя
- собирают «рассыпавшееся» слово метафора;
- слушают, определяют цели занятия;
- узнают новые приемы.
Полученная информация позволит педагогу самосовершенствоваться; способствовать эффективности обучения; работать на самораскрытие ребенка
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
4. Упражнение «Кластер», заполнение таблицы на фоне музыки10 мин.Предлагает
- перейти к теоретическому блоку и познакомиться со статьей;
- заполнить проформу;
- обратиться к эпиграфу на проформах и выделить ключевые слова;
- обсудить материалы статьи и ответить на вопросы:
- Что такое метафора?
- Как действуют метафоры на человека?
Приводит примеры отрицательных и положительных метафор.
Говорит, что учителям нужно знать все виды метафор и уметь ими пользоваться
Знакомятся со статьей, заполняют кластеры и таблицы в проформе
Спикеры отвечают на вопросы ведущего
Слушают ответы и ведущего
Участники 2-й группы отвечают на вопрос ведущего «Какие виды метафор создаются людьми?»
Участники 3-й группы отвечают на вопрос «Где и как используются метафоры?»
Слайд 7, 8, 9
Тексты № 1, 2
На слайдах 8, 9 по мере того как спикеры произносят информацию, появляются ключевые слова для 1-й, 2-й и 3-й групп
Слайд 8, 9, 10, 11, 12
Слайд 13
5. Упражнение «Метафора» Образец метафоры «Озеро»6 мин.Объявляет о начале практической части: создании ситуативных метафор, положительных и отрицательных.
Дает образец: метафора к фразе «Новые условия аттестации»
Выясняет, что было трудным в работе и почему, какую метафору было легче создавать: позитивную или отрицательную
Придумывают содержание метафоры:
«Школа – это…» (1-я и 2-я группы); «НПК –это…» (3-я группа).
Одной группе предлагается создать «стрессовые» мета- форы, а другой – положительные – «конструктивные».
Группы озвучивают свои метафоры, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Группы могут предложить свой вариант исправления метафоры
Карточки-иллюстрации «Дельтаплан», «Лес», «Гора», «Лодка», «Пустыня»
Слайд 14
Слайд 15
6. Рефлексия3 мин.Задает вопросы:
- Что для вас было ценным и важным в работе сегодня?
- О чем вы узнали?
- Что понравилось?
- Что возьмете в свою практику?
Делятся впечатлениями о методе «Метафора».
Говорят о воздействии метафор на эмоциональную и бессознательную сферу человека
Слайд 16
Вручение подарков-мотиваторов Просит посмотреть на выбранные в начале занятия бейджи и поделиться впечатлением от той метафоры, которую они представляют.
Выясняет, достигло ли занятие своей цели
Обсуждают метафоры-бейджи.
Объясняют, что в метафоре соответствует/не соответствует внутреннему состоянию участников.
Обращаются снова к эпиграфу и обсуждают возможность поменять картинку на другую
Слайд 17 Слайд 18
№8, 2025
СЛОВО РЕДАКТОРА

Для тех, кто готовит других: августовский план методической работы

Дорогие читатели!

Уважаемые коллеги!

В этом выпуске мы собрали материалы, которые помогут вам уверенно войти в новый учебный год: с четким планом, свежими идеями и необходимыми разработками. Методистам дошкольных организаций пригодится циклограмма на август с конкретными рекомендациями по организации работы, подведением итогов лета и подготовке к установочному педсовету.

Для методистов и заместителей директора по научно-методической работе мы открываем новую рубрику – «Циклограмма заместителя по НМР». В первом выпуске – готовый план на сентябрь, советы по мягкому запуску обновлений и поддержке педагогов на старте года. Вы узнаете, как по-новому спланировать работу методической службы: от цифровых инструментов до гибкой поддержки педагогов. 

Также читайте заключительную статью цикла о подготовке методических разработок для ГЭС и ОУМС: требования, сроки, критерии и полезные советы от практиков.

Для классных руководителей и учителей начальной школы мы подготовили сценарии классного часа и первого урока, чтобы помочь первоклассникам адаптироваться. 

А еще – разбор ошибок, которые совершаются летом при подготовке к школе, и рекомендации, как их избежать.
Надеемся, этот выпуск станет вашим помощником и вдохновением на весь учебный год

Назгуль Есболова,
главный редактор, e-mail: moo@mcfr.kz