ещё
свернуть
Все статьи номера
№6, 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Технология продуктивного чтения-слушания для дошкольников

Технология продуктивного чтения – довольно частое явление в детских библиотеках. В работе с дошкольниками такая технология заменяет чтение и активно способствует знакомству с литературным произведением через восприятие текста на слух.

У ребенка-дошкольника во время слушания произведения включаются эмоции, воображение и реакции на содержание прочитанного. В своей работе библиотекари применяют такие приемы продуктивного чтения-слушания как диалог и комментированное чтение, во время которых задача взрослого – научить детей задавать вопросы по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения, например: «Что сейчас случится?», «Почему именно так?», «Интересно, какой это герой?». Используя технологию продуктивного чтения-слушания вместе с детьми, мы и сами задумываемся над содержанием, предполагаем конец истории.

Можно смело утверждать, что технология продуктивного чтения-слушания развивает читательский интерес у детей, который способствует формированию грамотного, эрудированного, духовно развитого человека.

Чтение-слушание – один из способов общения между взрослыми и детьми в библиотеке. В нашей библиотеке в воскресные дни дважды в месяц для активных читателей-дошкольников и их родителей проводятся громкие чтения. Библиотекари организовывают удобную площадку, предлагают интересные, познавательные книги родителям для чтения. Один из родителей, будь то папа или мама, читают книгу вслух, обсуждают услышанное с детьми, оценивают произведение. Здесь мы имеем универсальную возможность помочь юным читателям раскрыть всю глубину текста, но выводы предоставить делать им самим.

Для чтения-слушания предлагаем родителям самые интересные детские произведения: рассказы Н. Носова, сказки народов мира, стихотворения М. Алимбаева, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова. Ребенок, познакомившись с интересным произведением, непременно захочет услышать его вновь, а родители обязательно возьмут понравившуюся книгу для чтения дома.

Использовать технологии продуктивного чтения-слушания можно не только в стенах библиотеки. Сейчас очень действенными являются мероприятия на свежем воздухе в летний период. Организация летних площадок, читальных залов под открытым небом, летних программ чтения с громкими чтениями привлекают юных читателей в библиотеку. Наша библиотека проводит работу в рамках долгосрочного проекта «Лето. Дети. Книга» с использованием технологии чтения-слушания для ребят на площадках города (на территории центрального парка, в зоопарке, возле библиотеки). Дети и родители могут не только заочно познакомиться с интересным автором и его произведением, но и поиграть в настольные игры, порисовать. Такие площадки с удовольствием посещают воспитанники детских садов, для которых технология чтения-слушания – одна из привлекательных форм проведения досуга.

Развитие темы продуктивного чтения продолжилось библиотекой на международной арене. В рамках Международной акции «Книжка на ладошке», организованной Краснодарской краевой юношеской библиотекой им. И. Ф. Вараввы, для ребят старшей группы одного детского сада прошло чтение-слушание стихотворений детского писателя Казахстана Ескена Елубаева.

Цель мероприятия: популяризация детской казахстанской литературы современных писателей; привлечение детей дошкольного возраста и их родителей к чтению современной детской литературы. Ребята узнали биографию автора, с интересом послушали стихотворения «Зуб мудрости», «Самый богатый человек», «Арбузоед», «Ириски» и другие, поиграли в стихотворение-упражнение «Единица за ответ». За активное участие библиотека была награждена дипломом от организаторов акции.

Технология продуктивного чтения-слушания также способствует развитию речи ребенка. Сегодня многие семьи сталкиваются с проблемой нарушения письма и чтения. Дисграфия и дислексия – именно так называются нарушения письма и чтения, которые довольно часто встречаются у учащихся школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка. Наша библиотека тесно сотрудничает со специалистами узкого профиля: логопедом, дефектологом, психологом и др.

Для ознакомления с проблемами речи у дошкольников и способами активного речевого развития для родителей в библиотеке прошла встреча со специалистом-логопедом, которая рассказала о пользе продуктивного чтения-слушания в рамках семьи и провела мастер-класс «Артикуляционная гимнастика дома» с практическими занятиями с использованием дыхательных упражнений. В ходе встречи родители ознакомились с интернет-каналом «Читалкин», на котором популярные российские актеры и просто родители читают детскую классическую и современную литературу.

Библиотечная деятельность с использованием технологии чтения-слушания осуществляется и в библиотеках Карагандинской области. В городской библиотеке-филиале № 11 ЦБС г. Караганды используется метод работы в библиотеке STORYSACK («Сторисек» – «истории из мешка»), задачи которого – чтение-слушание хороших книг, расширение кругозора, пополнение и расширение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков, формирование чувства уверенности в себе и стимулирование интереса к книге.

Во время совместного громкого чтения взрослые «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (игрушек, аудиокассет и др.). Библиотека предлагает родителям практические пособия по вопросам отбора книг и правил совместного прочтения книг с детьми, DVD-диски с презентацией и видеофайлами по теме, DVD-диски с мультфильмами/сказками по произведению (при наличии) или по теме встречи.

Многократное прослушивание и проговаривание развивают навыки осмысления звучащей речи, пересказа и рассказывания. Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги и не только развивают новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляют удовольствие.

Результат использования технологии продуктивного чтения-слушания в библиотечной деятельности – это интерес к библиотеке и детскому чтению со стороны родителей, дети которых становятся активными читателями; интерес к книге со стороны дошкольников; увеличение числа читателей и книговыдачи в библиотеке.

Читатели-дошкольники познают книгу благодаря взрослым – наш пример и наше желание читать побуждают ребенка брать в руки книгу. Совместное чтение-слушание в семье – тоже очень важный аспект, о котором в первую очередь должны знать родители.

Чтобы чтение-слушание состоялось и было интересным, рекомендуем читать с выражением, правдиво и искренне. У читающего должен присутствовать определенный набор навыков, связанных с произносительной культурой речи. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях. Беседуйте о прочитанном и демонстрируйте ребенку уважение к книге.

№6, 2018
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы

Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя
К. Д. Ушинский

Одним из важных условий эффективности процесса обу- чения на уроках русского языка и литературы в рамках обновления содержания образования является личностно ориентированный подход. Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

Основы целей личностно ориентированного обучения – заложить в ребенке механизмы саморазвития, самоанализа, самоорганизации и самоконтроля, формирование Я-концепции: я могу, я способен, я нужен, я творю, я свободен, я выбираю, я оцениваю, гуманное отношение к обучающемуся:

  • право ученика на ошибку;
  • право на свободный выбор;
  • ставка на самостоятельность и самодеятельность;
  • гласность успеха каждого;
  • бесконфликтность в любой ситуации;
  • сотрудничество, мастерство общения;
  • демократизация отношений;
  • терпимость к недостаткам;
  • сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне.

Позиция учителя – режиссер поиска, а не информатор истины в последней инстанции. Стиль отношений – не запрещать, а направлять. Не управлять, а соуправлять. Не принуждать, а убеждать. Не командовать, а организовывать. Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Как гласит восточная мудрость «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я запомню. Дай мне сделать самому – я пойму».

Критерии личностно ориентированного урока:

  • сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности, создание положительного эмоционального настроя;
  • создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником;
  • повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности;
  • ориентация деятельности учащихся на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности. Обсуждение в конце урока, что нового узнали, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому. Оценка определяется по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

Направления личностных педагогических технологий: обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению.

Придать уроку личностно ориентированную направленность поможет и правильная формулировка исследовательского вопроса с помощью самих же учащихся в начале урока, ответ на который они должны будут найти к концу занятия. Например, на уроке литературы в 8 классе по теме «Сравнительный анализ кинофрагмента и эпизода художественного текста повести «Станционный смотритель» я предлагаю учащимся ответить на вопрос: «Что воздействует сильнее: художественное слово или кинофильм?» Чтобы ответить на него, восьмиклассники должны будут сопоставить эпизод художественного произведения с кинофрагментом, на основе чего сделать выводы – и это будет целое исследование, которое поможет ответить на сформулированный в начале урока вопрос.

С целью развития творческих способностей, поддержки одаренных детей предлагаю учащимся принять участие в различных литературных конкурсах.

Таким образом, обучение с личностно ориентированным подходом способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, повышает у ребенка мотивацию к обучению, являясь тем самым важным условием эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения обновленной программы образования.

Учителя на своих уроках стараются поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, осуществляя личностно ориентированный подход, в основе которого заложены следующие принципы:

  • вариативность – использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
  • синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обу- чения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
  • приоритетный стандарт – вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.

Данные принципы лежат в основе следующих методов обучения, которые зависят от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала.

Методические приемы

  • Внутренний диалог
  • Деловая игра
  • Лингвистическое моделирование
  • Сочинение-миниатюра
  • Проектная деятельность
  • Сочинение на лингвистическую тему
  • Тематический анализ
  • Прием дискуссии
  • «Мозговой штурм»
  • Метод группового принятия решений
  • Прием беседы
  • Постановка риторических вопросов

В условиях личностно ориентированного подхода учителя русского языка и литературы на своих уроках используют следующие виды деятельности учащихся:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная.

Самостоятельная работа над учебным лингвистическим текстом или литературоведческой статьей особенно важна. Исследования психологов показали, что только 0,3 % учащихся владеют элементарными приемами работы с книгой.

Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. А для этого необходимо знать основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного процесса.

Для осуществления личностно ориентированного подхода в преподавании русского языка и литературы, учитель ставит перед собой следующие задачи:

Как сделать урок радостным и интересным?

Как активизировать деятельность учащихся на уроке?

Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать всё больше и больше?

Повышение эффективности учебного процесса видится в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

Свою работу выстраиваю следующим образом:

  • выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;
  • дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.

Организационную деятельность с учениками для достижения цели можно проводить по-разному. Вести работу со всем коллективом одновременно, единым темпом, т. е. фронтальную форму учебной работы, или проводить работу учащихся над учебным материалом микрогруппами. Иногда оправдывается и такая организация учеников, при которой звенья работают над выполнением разных заданий по одному и тому же учебному материалу. Можно дать специальные домашние групповые и индивидуальные задания.

Ценность применения уровневых заданий в том, что выбор способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Учитель осуществляет диагностику и следит за динамикой интеллектуального развития учащихся. Выбор задания способствует реализации возможностей каждого ребенка. Применение уровневых заданий эффективно вместе с другими вариантами заданий. При систематичности применения достигаются высокие результаты в обучении.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, и этому в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

Провожу сюжетные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим предикатом (игровым сюжетом урока). Например: урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование, урок-фестиваль. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности – это «проводники», «ассистенты», «детективы». В-третьих, это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные мнемонические центры. Кроме того, проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнуты самостоятельно.

На уроках русского языка провожу работу с опорными конспектами, даю творческие задания по их составлению, что способствует эффективному использованию опорных сигналов в учебном процессе.

На начальном этапе обучения, т. е. в 5–6 классе, важным становится развитие мотивации в изучении предмета. Этому способствуют сюжетные уроки: урок-путешествие, урок-игра, урок-расследование. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это позволяет обратиться к индивидуальным формам учебной деятельности – учащиеся становятся «проводниками», «детективами», «ассистентами».

Постепенно – от класса к классу – увеличивается и усложняется доля индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся, что позволяет подготовить школьника к самостоятельному анализу учебного материала.

Огромное место в системе воспитания личности школьника занимает внеклассная работа по предмету: участие в различных конкурсах, предметных олимпиадах, литературных гостиных, конференциях. Всё это дает учащимся возможность проявить все свои лучшие личностные качества.

Осуществление личностно ориентированного обучения обеспечивает качество образования по предмету. Все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса к урокам русского языка и литературы, достижению стабильных положительных результатов. Отследить результативность труда позволяет работа по ведению портфолио ученика, которая помогает сделать вывод об уровне и динамике усвоения ЗУН учащихся и их личностном развитии.

Портфолио характеризуется как коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению. Как результат – портфолио способствует повышению качества образования в целом. Функции портфолио – диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени, целеполагания – поддерживает учебные цели, мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей, содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ, развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио помогает решать важнейшие педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся. В условиях личностно ориентированного подхода формируется умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, содействовать индивидуализации образования, закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

№6, 2018
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Проведение декады предметно-методических комиссий

У нас в колледже есть традиция – проводить декады предметно-методических комиссий (далее – ПМК). В колледже проходила декада ПМК специальных дисциплин под девизом «Мы – алматинцы! И этим мы гордимся!». Цель, которую ставили перед собой преподаватели ПМК, была направлена на

  • совершенствование профессиональной компетентности преподавателей ПМК специальных дисциплин;
  • создание эффективной системы взаимодействия обучающихся и преподавателей, направленного на развитие познавательных и творческих способностей обучающихся и пропаганду престижа знаний, повышение интереса обучающихся к дисциплинам ПМК.

Преподаватели ПМК специальных дисциплин работают над повышением качества знаний и успеваемости обучающихся через активизацию работы по применению инновационных педагогических технологий обучения и на уроках внеклассной деятельности, посредством участия в подготовке, организации и проведении открытых уроков, мастер-классов и внеклассных мероприятий совершенствуют свое профессиональное мастерство.

Предметно-методическая комиссия активно занимается воспитательной работой, которая направлена на формирование творчески развитой, целостной личности, умеющей самостоятельно формулировать проблемы и практически решать их с высоких гражданских позиций.

Декада ПМК специальных дисциплин принесла много интересных встреч, а обучающиеся имели возможность проявить свои творческие способности в увлекательно-познавательных мероприятиях. Флешмоб музыкально-литературной композиции «Мы – алматинцы! И этим мы гордимся!» стал девизом всех мероприятий декады. А музей колледжа для всех обучающихся открыл неделю музея «История в лицах: знакомство с колледжем». Через музейные артефакты, свидетельствующие о первоначальном представлении о колледже в целом, о его духовно-нравственных ценностях, о героическом прошлом своего родного города Алматы, провели экскурсию обучающиеся 3 курса школьного отделения. Материал экскурсии был подготовлен грамотно. Богатая экспозиция и эмоциональный рассказ экскурсоводов способствовали воспитанию уважения и чувства гордости за свой колледж, за выбранную профессию. Своими впечатлениями об экскурсии обучающиеся поделились в беседе за «круглым столом». В завершении встречи обучающиеся поучаствовали в викторине «Знаешь ли ты историю своего города?». В рамках декады были проведены различные мероприятия: творческая выставка открыток, математическая викторина «Умники и умницы» для обучающихся и преподавателей колледжа, проходили «Музыкальные встречи» с преподавателями и обучающимися 1–3 курсов и многое другое.

Прошедшая декада предметной комиссии специальных дисциплин еще раз подтвердила, что у нас в колледже трудятся инициативные и креативные, легкие на подъем преподаватели, а получают образование эрудированные и творческие обучающиеся.

Программа проведения предметной декады ПМК специальных дисциплин

Тема: «Развитие профессионализма преподавателей ПМК специальных дисциплин в условиях современной образовательной политики РК».

Цель:

  • совершенствование профессиональной компетентности преподавателей ПМК специальных дисциплин;
  • создание эффективной системы взаимодействия обучающихся и преподавателей, направленного на развитие познавательных и творческих способностей обучающихся и пропаганду престижа знаний;
  • повышение интереса обучающихся к дисциплинам ПМК.

Участники внеклассных мероприятий декады

Задачи декады:

  • совершенствование работы по повышению качества знаний и успеваемости обучающихся по специальным дисциплинам ПМК через активизацию работы по применению инновационных педагогических технологий обучения на уроках и внеклассной деятельности;
  • совершенствование профессионального мастерства преподавателей посредством участия в подготовке, организации и проведении открытых уроков, мастер-классов и внеклассных мероприятий;
  • вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, развитие интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
  • привитие любви к профессии;
  • воспитание патриотизма посредством изучения истории города; воспитание любви к малой родине, ее культуре, обычаям, традициям.

Сроки проведения: «______» ____________20______ г. – «______» ____________20______ г.

Оборудование и инвентарь: учебная и методическая литература, использование ТСО; стенды; музыкальное и видеосопровождение, наглядные материалы.

План проведения
ДатаМероприятияФ. И. О. преподавателяВремяГруппаКабинет
1Открытие декадыМузыкально-литературная композиция «Мы – алматинцы! И этим мы гордимся!» Флешмоб    
Внеклассное мероприятие на дошкольном отделении, посвященное Дню языков «Язык – живая душа народа!»    
2Неделя музея «История в лицах»Встреча за круглым столом «Знакомство с колледжем»    
Экскурсия на Международный фестиваль «Восточный базар»    
3День художественного творчества «Преподавателям родного колледжа посвящается…»Выставка открыток «Осенняя фантазия»    
Открытый урок по дисциплине «Технология и методика обучения». Тема «Пособие в помощь учителю»    
Экскурсия на Международный фестиваль «Восточный базар»    
4День математики «Умники и умницы»Открытый урок по дисциплине «ТОМ и методика обучения математике в начальных классах» Тема «Многозначные числа»    
Олимпиада по математике    
5День воспитателя «Мы – алматинцы!»Внеклассное мероприятие на дошкольном отделении, посвященное Дню воспитателя и Дню города    
6День музыки «Музыкальный калейдоскоп»Открытый урок по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания». Тема «Ритм и метр»    
Позитивный музыкальный настрой на уроках обучающихся 1–3 курсов «Музыкальные встречи»    
7День экологии «Экология Земли – экология души!»Бинарный урок по дисциплинам «Педагогика» и «Методика ознакомления детей с природой и основами экологии». Тема «Экология Земли – экология души!»    
Викторина «Сохраним нашу планету голубой и зеленой»    
8Закрытие декадыОбщеколледжная линейка. Просмотр видеоролика «Особым смыслом наполняя, хотим о многом рассказать…» Награждение активных участников декады