ещё
свернуть
Все статьи номера
№2, 2020
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Восемь критериев, как определить уровень информационной грамотности школьников

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.
В. А. Сухомлинский

Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества, школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и умеющих гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией.

Новая парадигма образования ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией, критически осмысливать ее и организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Для успешного образования и самообразования человек должен владеть целым рядом компетенций, в первую очередь – информационной.

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий».

С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Овладение информационной культурой предполагает способность человека разумно строить индивидуальную информационную среду, отсеивать поток избыточной или ложной информации, оценивать информацию по количеству, уровню информационного взаимодействия, по ценности для человека.

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств обучающегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

Критерии информационной грамотности ученика

  • Ученик должен ощущать потребность в значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации.
  • Разбираться в том, что в найденных данных является фактом и «отсеивать» ненужную информацию.
  • Чтобы обмениваться найденной информацией, ученик должен уметь ее организовывать и интегрировать со своими знаниями. Для этого он должен привлекать навыки критического мышления и навыки решения проблем.
  • После того как ученик овладел информационной грамотностью, ему нужно научиться применять полученные знания.
  • Школьник не только должен стать уверенным и заинтересованным читателем, но и уметь ценить представленную информацию, а также быть готовым представить ее с помощью различных средств.
  • Оценивать процесс использования информации, достигнутые результаты, находить пути для пересмотра, улучшения или обновления своей работы.
  • Быть ответственным потребителем информации, уважать принципы интеллектуальной свободы и прав на интеллектуальную собственность, указывая верные ссылки на идеи других.
  • Уметь сотрудничать с другими в ходе поиска и использования информации, а затем делиться результатами своей деятельности.
Алгоритм деятельности учителя и критерии для определения уровня сформированности у учащихся учебно-информационных умений и навыков
Алгоритм деятельности учителяКритерии сформированности у учащихся учебно-информационных умений и навыков
Определяет объем, вид носителей и средства воспроизведения информации, предъявляемой для изучения.
Организует работу с информацией на различных этапах урока.
Определяет характер познавательной деятельности при работе с носителями информации:
– ознакомление;
– воспроизведение;
– осмысление;
– применение.
Проводит инструктаж для успешного выполнения домашнего задания и разнообразных заданий творческого характера.
Реализует алгоритм формирования умений:
– объясняет значение данного умения для успешного обучения и самообразования;
– разбивает умение на составляющие компоненты;
– показывает последовательность действий;
– подбирает задания, задачи, упражнения для выработки умения;
– осуществляет педагогическую диагностику овладения умением;
– тренирует и закрепляет умение через систему самостоятельных заданий;
– предлагает измененные и нестандартные задания и ситуации для применения умений;
– организует взаимо-и самоконтроль за применением умений;
– проводит контроль качества сформированности умения;
– предъявляет творческие задания по закреплению умений
Работают с письменными текстами:
– читают бегло, сознательно, выразительно, правильно, с соблюдением норм литературного произношения;
– владеют различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, аналитическим, по ролям;
– работают с основными компонентами учебника: оглавлением, структурными компонентами, заданиями, словарем, иллюстрациями, схемами, таблицами, сносками;
– умеют пользоваться библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями;
– различают научные, художественные и официально-деловые тексты;
– умеют составлять простой и сложный план письменного текста;
– умеют составлять на основе письменного текста таблицы, схемы, графики, диаграммы;
– составляют произвольные цитированные выписки из письменного текста;
– владеют различными видами изложения текста (краткое, развернутое, выборочное);
– создают тексты различных типов (доклады, рефераты, курсовые работы и др.).
Работают с устными текстами:
– умеют выразительно излагать устный текст;
– умеют слушать, задавать восполняющие и уточняющие вопросы;
– умеют рецензировать выступление одноклассника;
– взаимодействуют в различных организационных формах диалога и полилога (обсуждение, дискуссия, интервью).
Работают с реальными объектами как с источниками информации:
– используют различные виды наблюдений;
– осуществляют описание наблюдаемого объекта.
Умеют пользоваться техническими средствами воспроизведения информации:
– работают с компьютерными каталогами, банками данных, в сети Интернет, в локальной компьютерной сети;
– владеют современными информационными технологиями

Принципы, способствующие совершенствованию учебно-информационных универсальных умений и навыков

  • Принцип алгоритмизации – подразумевает сформированность у учащегося «образовательной траектории» и выражающийся в осведомленности об арсенале способов и этапах работы с информацией.
  • Принцип преодоления пассивности понимания – активные формы организации учебной деятельности (по Г. Д. Чистяковой – развернутая поисково-исследовательская активность), помогающие контролировать процесс преобразования информации.
  • Принцип универсальности. Для включенности материала в активную работу мышления нередко используется один и тот же информационный источник. При этом к отбору текстов предъявляются особые требования: содержание, как правило, вписано в широкий философский, социологический, культурологический, исторический контекст. Для глубокой интерпретации и понимания таких текстов учащимся необходим навык переноса информации, совмещения информации разных предметных областей при обязательном сохранении универсальности в подходе к тексту, чтобы обнаружить его «многомерность».
  • Принцип включенности объекта понимания в контексте личного опыта учащихся реализуется через этап урока «присвоение смысла» или на этапе самооценки (обратная связь) и оценки на уроках-семинарах, на которых происходит защита исследовательских проектных работ.
  • Принцип консолидации педагогических усилий в оказании консультативной помощи учащимся в работе над проектом, исследованием в подготовке к семинарскому занятию.
  • Принцип открытости и свободы выбора – предлагаемые учащимся тренировочные и контрольные задания доступны в демоверсиях и дифференцированы по уровню сложности.

При формировании умений и навыков выделяются следующие этапы:

  • ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих умения;
  • тренировка в применении умения;
  • проверка владения умением всеми учащимися и корректировка выполнения умения отдельными учениками при необходимости.

Эффективность формирования умений работы с учебными источниками знаний обеспечивается при

  • соответствии учебного содержания, структуры и способов формирования информационных умений общим дидактическим принципам обучения и особенностям познания;
  • системном проектировании процесса, формировании информационных умений в обучении в соответствии с целями развития общеучебных и специальных умений;
  • тематическом целенаправленном планировании и организации поэтапного формирования умений работы с учебными источниками знаний;
  • введении в учебное содержание элементарных знаний об источниках и способах работы с ними;
  • обеспеченности процесса обучения такими учебными источниками знаний, которые позволяют оптимально решать задачи освоения собственно содержания и одновременно развивать информационные умения школьников;
  • использовании такой методики освоения информационных умений, которая базируется на деятельностном подходе, интерактивных способах управления процессом познавательной деятельности.

Учебно-информационные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

УменияНавыки
Поиск и отбор необходимой информации – библиографическая грамотность– работа с основными компонентами книги;
– поиск информации в тексте;
– поиск информации в литературном источнике, дополнительной и справочной литературе;
– поиск информации по каталогу;
– поиск информации в сети Интернет;
– отбор необходимой информации;
– виды чтения, темп, различение и правильное использование литературных стилей
Первичная обработка информации. Свертывание информации – работа с терминами;
– выбор ключевых слов;
– характеристика объекта;
– составление вопросов;
– структурирование текста;
– деление текста на смысловые части;
– выбор главного;
– определение закономерностей;
– составление плана;
– составление тезисов;
– подбор цитат;
– выдвижение гипотезы;
– составление таблицы;
– составление схемы (кластер, лист опорных сигналов (ЛОС), логико-смысловая модель (ЛСМ));
– составление конспекта
Развертывание информации– по терминам;
– ключевым словам;
– характеристике объекта;
– вопросам;
– выпискам, пометкам;
– смысловым частям;
– главной мысли;
– закономерностям;
– плану;
– таблице;
– схеме (кластеру, ЛОС, ЛСМ);
– конспекту;
– с помощью тезисов;
– цитат;
– доказательство или опровержение гипотезы
Последующая переработка и использование информации. Перевод текстовой информации в другой вид информации– построение и чтение графика, рисунка;
– построение и анализ диаграммы;
– составление компьютерной презентации
Критическое осмысление информациикритическое осмысление текста:
– реконструкция текста;
– составление суждения, мнения;
– составление аннотации;
– составление отзыва;
– составление рецензии
Творческая переработка текста– мини-сочинение, эссе, сочинение, синквейн, стихи;
– сообщение, доклад, реферат, научно- исследовательская работа;
– выполнение проекта
Переработка информации с использованием различных каналов восприятия– восприятие, переработка информации при слушании;
– навык публичного выступления;
– навык работы с реальными объектами

Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование информационной компетентности школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, всегда будет одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
 

 
Звезда
за правильный ответ
Проверь себя!
Неправильно
Правильно!
Что означает термин «информационная культура»?
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы
Умение целенаправленно работать с информацией, используя современные технические средства
Способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных информационных технологий
Совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств обучающегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию