Восемь критериев, как определить уровень информационной грамотности школьников

В. А. Сухомлинский
Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества, школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и умеющих гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией.
Новая парадигма образования ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией, критически осмысливать ее и организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Для успешного образования и самообразования человек должен владеть целым рядом компетенций, в первую очередь – информационной.
Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий».
С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Овладение информационной культурой предполагает способность человека разумно строить индивидуальную информационную среду, отсеивать поток избыточной или ложной информации, оценивать информацию по количеству, уровню информационного взаимодействия, по ценности для человека.
В тему:
Формирование функциональной грамотности
Приобщение детей к книге и формирование читательской грамотности
Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств обучающегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.
Критерии информационной грамотности ученика
- Ученик должен ощущать потребность в значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации.
- Разбираться в том, что в найденных данных является фактом и «отсеивать» ненужную информацию.
- Чтобы обмениваться найденной информацией, ученик должен уметь ее организовывать и интегрировать со своими знаниями. Для этого он должен привлекать навыки критического мышления и навыки решения проблем.
- После того как ученик овладел информационной грамотностью, ему нужно научиться применять полученные знания.
- Школьник не только должен стать уверенным и заинтересованным читателем, но и уметь ценить представленную информацию, а также быть готовым представить ее с помощью различных средств.
- Оценивать процесс использования информации, достигнутые результаты, находить пути для пересмотра, улучшения или обновления своей работы.
- Быть ответственным потребителем информации, уважать принципы интеллектуальной свободы и прав на интеллектуальную собственность, указывая верные ссылки на идеи других.
- Уметь сотрудничать с другими в ходе поиска и использования информации, а затем делиться результатами своей деятельности.
Алгоритм деятельности учителя и критерии для определения уровня сформированности у учащихся учебно-информационных умений и навыков
Алгоритм деятельности учителя | Критерии сформированности у учащихся учебно-информационных умений и навыков |
---|---|
Определяет объем, вид носителей и средства воспроизведения информации, предъявляемой для изучения. Организует работу с информацией на различных этапах урока. Определяет характер познавательной деятельности при работе с носителями информации: – ознакомление; – воспроизведение; – осмысление; – применение. Проводит инструктаж для успешного выполнения домашнего задания и разнообразных заданий творческого характера. Реализует алгоритм формирования умений: – объясняет значение данного умения для успешного обучения и самообразования; – разбивает умение на составляющие компоненты; – показывает последовательность действий; – подбирает задания, задачи, упражнения для выработки умения; – осуществляет педагогическую диагностику овладения умением; – тренирует и закрепляет умение через систему самостоятельных заданий; – предлагает измененные и нестандартные задания и ситуации для применения умений; – организует взаимо-и самоконтроль за применением умений; – проводит контроль качества сформированности умения; – предъявляет творческие задания по закреплению умений | Работают с письменными текстами: – читают бегло, сознательно, выразительно, правильно, с соблюдением норм литературного произношения; – владеют различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, аналитическим, по ролям; – работают с основными компонентами учебника: оглавлением, структурными компонентами, заданиями, словарем, иллюстрациями, схемами, таблицами, сносками; – умеют пользоваться библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями; – различают научные, художественные и официально-деловые тексты; – умеют составлять простой и сложный план письменного текста; – умеют составлять на основе письменного текста таблицы, схемы, графики, диаграммы; – составляют произвольные цитированные выписки из письменного текста; – владеют различными видами изложения текста (краткое, развернутое, выборочное); – создают тексты различных типов (доклады, рефераты, курсовые работы и др.). Работают с устными текстами: – умеют выразительно излагать устный текст; – умеют слушать, задавать восполняющие и уточняющие вопросы; – умеют рецензировать выступление одноклассника; – взаимодействуют в различных организационных формах диалога и полилога (обсуждение, дискуссия, интервью). Работают с реальными объектами как с источниками информации: – используют различные виды наблюдений; – осуществляют описание наблюдаемого объекта. Умеют пользоваться техническими средствами воспроизведения информации: – работают с компьютерными каталогами, банками данных, в сети Интернет, в локальной компьютерной сети; – владеют современными информационными технологиями |
Принципы, способствующие совершенствованию учебно-информационных универсальных умений и навыков
- Принцип алгоритмизации – подразумевает сформированность у учащегося «образовательной траектории» и выражающийся в осведомленности об арсенале способов и этапах работы с информацией.
- Принцип преодоления пассивности понимания – активные формы организации учебной деятельности (по Г. Д. Чистяковой – развернутая поисково-исследовательская активность), помогающие контролировать процесс преобразования информации.
- Принцип универсальности. Для включенности материала в активную работу мышления нередко используется один и тот же информационный источник. При этом к отбору текстов предъявляются особые требования: содержание, как правило, вписано в широкий философский, социологический, культурологический, исторический контекст. Для глубокой интерпретации и понимания таких текстов учащимся необходим навык переноса информации, совмещения информации разных предметных областей при обязательном сохранении универсальности в подходе к тексту, чтобы обнаружить его «многомерность».
- Принцип включенности объекта понимания в контексте личного опыта учащихся реализуется через этап урока «присвоение смысла» или на этапе самооценки (обратная связь) и оценки на уроках-семинарах, на которых происходит защита исследовательских проектных работ.
- Принцип консолидации педагогических усилий в оказании консультативной помощи учащимся в работе над проектом, исследованием в подготовке к семинарскому занятию.
- Принцип открытости и свободы выбора – предлагаемые учащимся тренировочные и контрольные задания доступны в демоверсиях и дифференцированы по уровню сложности.
При формировании умений и навыков выделяются следующие этапы:
- ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих умения;
- тренировка в применении умения;
- проверка владения умением всеми учащимися и корректировка выполнения умения отдельными учениками при необходимости.
Эффективность формирования умений работы с учебными источниками знаний обеспечивается при
- соответствии учебного содержания, структуры и способов формирования информационных умений общим дидактическим принципам обучения и особенностям познания;
- системном проектировании процесса, формировании информационных умений в обучении в соответствии с целями развития общеучебных и специальных умений;
- тематическом целенаправленном планировании и организации поэтапного формирования умений работы с учебными источниками знаний;
- введении в учебное содержание элементарных знаний об источниках и способах работы с ними;
- обеспеченности процесса обучения такими учебными источниками знаний, которые позволяют оптимально решать задачи освоения собственно содержания и одновременно развивать информационные умения школьников;
- использовании такой методики освоения информационных умений, которая базируется на деятельностном подходе, интерактивных способах управления процессом познавательной деятельности.
Учебно-информационные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Умения | Навыки |
---|---|
Поиск и отбор необходимой информации – библиографическая грамотность | – работа с основными компонентами книги; – поиск информации в тексте; – поиск информации в литературном источнике, дополнительной и справочной литературе; – поиск информации по каталогу; – поиск информации в сети Интернет; – отбор необходимой информации; – виды чтения, темп, различение и правильное использование литературных стилей |
Первичная обработка информации. Свертывание информации | – работа с терминами; – выбор ключевых слов; – характеристика объекта; – составление вопросов; – структурирование текста; – деление текста на смысловые части; – выбор главного; – определение закономерностей; – составление плана; – составление тезисов; – подбор цитат; – выдвижение гипотезы; – составление таблицы; – составление схемы (кластер, лист опорных сигналов (ЛОС), логико-смысловая модель (ЛСМ)); – составление конспекта |
Развертывание информации | – по терминам; – ключевым словам; – характеристике объекта; – вопросам; – выпискам, пометкам; – смысловым частям; – главной мысли; – закономерностям; – плану; – таблице; – схеме (кластеру, ЛОС, ЛСМ); – конспекту; – с помощью тезисов; – цитат; – доказательство или опровержение гипотезы |
Последующая переработка и использование информации. Перевод текстовой информации в другой вид информации | – построение и чтение графика, рисунка; – построение и анализ диаграммы; – составление компьютерной презентации |
Критическое осмысление информации | критическое осмысление текста: – реконструкция текста; – составление суждения, мнения; – составление аннотации; – составление отзыва; – составление рецензии |
Творческая переработка текста | – мини-сочинение, эссе, сочинение, синквейн, стихи; – сообщение, доклад, реферат, научно- исследовательская работа; – выполнение проекта |
Переработка информации с использованием различных каналов восприятия | – восприятие, переработка информации при слушании; – навык публичного выступления; – навык работы с реальными объектами |
Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование информационной компетентности школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, всегда будет одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
за правильный ответ
