ещё
свернуть
Все статьи номера
№6, 2021
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Научите воспитателей разрабатывать образовательные квесты: рекомендации и готовая разработка

В процесс обучения педагоги активно внедряют интерактивные формы работы. Одна из них – квест-технологии. В статье расскажем, как воспитателям разрабатывать обучающие квест-игры в онлайн- и офлайн-форматах. Дадим подробный алгоритм действий, подскажем идеи оформления маршрутных листов. В качестве примера скачайте в конце статьи готовую разработку квеста для старших дошкольников, которая завоевала 1 место на VI международном конкурсе профессионального мастерства «Паруса мечты» в г. Челябинске.

Для чего использовать квест-технологии в саду

В квесты могут входить различные виды онлайн- и офлайн-игр, которые разворачиваются в виртуальном или реальном пространстве. Это специфическая форма игровой интеллектуальной деятельности, которая требует от участников поиска решения поставленных задач. Поэтому квесты особенно интересны старшим дошкольникам.

В основе образовательного квеста лежит идея организации самостоятельной деятельности детей. Такие задания способствуют их личностному развитию, учат работать в команде, решая главную проблему квеста. Дополнительные задания учат использовать навигаторы, подсказки, информационные ресурсы. Дети узнают новое в ходе игры, решая поставленные игровые задачи.

Квест-технологии мотивируют участников к обучению и повышают познавательный интерес. В ходе игр воспитатели могут интегрировать образовательные области, совмещать и группировать разные виды детской деятельности, расширять формы работы с детьми. В квесты вводят разнообразные задания, что позволяет не только решать большое количество интеллектуальных и творческих задач, но и делает каждый квест уникальным продуктом.

Поисково-познавательный опыт, который дошколята приобретут благодаря участию в квестах, они смогут использовать для обучения в школе и повышать свой уровень знаний.

Квесты в онлайн-формате

Если санитарная обстановка не позволяет провести квест-игру в традиционном офлайн-формате, можно организовать ее и дистанционно. Для этого воспитатели используют специальные сервисы и онлайн-конструкторы игр. Чтобы они не тратили много времени на изучение и подбор сайтов, раздайте им готовые списки с подборками.

Сайты, которые помогут воспитателям разрабатывать интерактивные задания для ОУД и квестов

https://learningapps.org/ – бесплатный сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений. С помощью шаблонов сервиса можно создать более 20 видов игровых упражнений и онлайн-игр.

https://childdevelop.ru/generator/ – бесплатный генератор, который помогает создавать практические задания для детей. На сайте есть 19 шаблонов заданий, среди которых «Найди слово», «Анаграммы», «Задания на арифметические действия», «Скорочтение», «Единицы измерения» и др. Кроме того, на сайте в рубрике «Практические задания» найдете готовые задания для дошкольников и учителей начальных классов.

https://etreniki.ru/ – российский онлайн-конструктор учебных тренажеров. Например, «Криптон» – тренажер по составлению исходного слова из перепутанных букв. Или тренажер НЛО – поиск и удаление лишних объектов из группы. В тренажере можно записывать как слова, так и составлять примеры.

http://puzzing.ru/create/ – онлайн-конструктор для создания пазлов.

Подробнее обзор сервисов читайте в статье

Подобные онлайн-игры особенно помогут в период дистанционной работы с детьми. Дети будут учиться применять навыки поиска и анализа информации и использовать полученные знания. В онлайн-квесты, особенно в первое время, придется включать и родителей.

Алгоритм, как разработать квест-игру

Чтобы создать квест-игру, следуйте алгоритму.

1. Определите цель игры. На этом этапе важно понимать, чего вы хотите достичь в итоге.

2. Разработайте инструкцию к игре. Вначале обрисуйте всё в общих чертах, постепенно приближаясь к ответу на вопрос: «Что нужно делать участникам, чтобы достигнуть цели игры?».

3. Продумайте, какая интрига будет в вашем квесте.

4. Исходя из интриги подберите подходящее название.

5. Мысленно пройдите все этапы игры и запишите важные показатели: сколько времени она может занять, когда и где ее лучше проводить, какие материалы могут понадобиться.

6. Напишите сценарий квеста и составьте его паспорт.

7. Подготовьте реквизит: карточки с заданиями, предметы, которые дети в итоге дол-жны отыскать. Это может быть клад, грамоты, карта сокровищ, подсказки и т. д.

8. Выберите маршрут для игры. Пусть это будет какой-то непривычный для детей путь.

9. Оформите остановки маршрута в тематике квеста. Помните, что каждая такая остановка должна подсказывать детям дальнейшее направление, в котором им следует двигаться для продолжения игры.

10. Подготовьте реквизит, который понадобится в ходе квеста. Каждое задание – отдельный реквизит.

Как оформить маршрут квест-игры

Маршрут квеста можно представить в различных формах. Вот некоторые из них.

  • Маршрутный лист – на нем можно просто написать последовательно станции и места их расположения, а можно расположить загадки, ребусы, зашифрованные слова, ответом на которые и будет следующая точка маршрута.
  • «Волшебный клубок» – на клубке ниток последовательно прикрепите записки с названием того места, куда нужно отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети будут перемещаться от станции к станции.
  • Карта – схематически изобразите маршрут.
  • «Волшебный экран» – на планшете последовательно расположите фотографии тех мест, куда должны последовать участники.
  • Пазл или части карты – участники собирают части картинки, чтобы узнать, где спрятан клад.

Рекомендации для воспитателей

Следуйте структуре квест-игры. Ее условно можно поделить на шесть составляю- щих.

  • Введение – в нем четко и понятно опишите, какие роли приготовлены для участников. Сюда же входят сценарий, предварительный план работы и обзор игры.
  • Задание, вопрос или постановка проблемы – здесь озвучьте проблему, которую нужно решить, и уточните формат и детали продукта, который ждете от участников по итогам игры.
  • Процесс – эта часть игры содержит пошаговую инструкцию, чтобы участники смогли пройти все задания. Шаги описывайте подробно.
  • Оценивание – эту часть квеста посвятите описанию требований к конечному продукту. Чем яснее и подробнее опишете модель, по которой будет оцениваться результат, тем меньше вопросов будет возникать у участников. Обязательно расскажите про критерии и разбалловку.
  • Заключение – в нем обобщите итоги игры, расскажите о том, какие знания получат дети после квеста. Поделитесь идеями, как можно продолжить тему игры, и дайте обратную связь.
  • Формы отчета – после проведения квеста представьте результаты. Сделать это можно при помощи фотоотчета, детских рисунков, видеоролика. Можно представить его в форме виртуальной экскурсии или отчетного фотоальбома и т. д.

Совмещайте разные виды деятельности. В каждом квесте для детей обязательно со- вмещайте элементы обучения и отдыха. Включайте ряд разнообразных заданий на мышление, логику, сообразительность, воображение, смекалку и т. д.

Не забудьте про подвижные игры. Они способствуют физической активности детей. Это могут быть игры на скорость, движение, танцы, переодевания, включающие веселые и смешные задания. Как итог – живое общение, командная работа и отличное настроение.

Продумайте локации. Квесты не обязательно проводить только в помещении группы. Интересно будет провести квест в здании детского сада и даже на его территории.

Тематика квестов может быть разнообразной, а задания – отличаться степенью сложности. Квест-игры в детском саду можно использовать в обучающих целях, а можно – для стимулирования общения, создания дружеской атмосферы, сплочения детей. Это могут быть приключенческие игры, в которых необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Достижение цели происходит путем последовательного разгадывания загадок. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. Задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.

← Нажмите, чтобы посмотреть полностью

Готовьте задания заранее. К игре готовьтесь заранее, уделяя подготовке достаточно времени, проявляя максимум креатива. Экспромт здесь не сработает.

Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Он несет в себе элемент соревновательности, способствует развитию аналитических способностей.

Далее – готовая разработка квест-игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Тайна неизвестной планеты». Эта игра являлась частью проекта «Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании» на VI международном конкурсе профессионального мастерства «Паруса мечты» в г. Челябинске. Данный проект завоевал 1 место.

Организация игровой технологии квест-игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Тайна неизвестной планеты»

Технология: квест-игра.

Тема: «Тайна неизвестной планеты» (квест-игра).

Цель: развитие социально-коммуникативных качеств детей в решении практических и познавательных задач посредством участия в игровой технологии «квест-игра».

Задачи

Образовательные:

  • формировать опыт социальных навыков, поведения через активное вовлечение детей в технологию квест-игр.

Развивающие:

  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
  • развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к игровой деятельности;
  • воспитывать инициативность, уверенность ребенка в собственных силах в процессе коллективной и самостоятельной деятельности.

Ожидаемые результаты

Воспроизводят: задания согласно словесной инструкции.

Понимают: задания в предложенных ситуациях.

Применяют: навыки культурного общения в коллективных игровых заданиях.

Материалы и оборудование: компьютер, подготовленные слайды согласно структуре игры, музыка для упражнения на концентрацию внимания, мягкие модули, ТСО, карточки, крупа.

Словарная работа: полиязычие: көңілкүй – настроение – mood, сезім – чувство – feelings, эмоциялар – эмоции – emotions.

Ход квест-игры

Звучит песня «Мы – космонавты».

Организационный момент

Позитивный настрой. Упражнение «Ритмическое эхо»: достижение четкого и слаженного исполнения ритмических рисунков на слух, формирование чувства ритма и развитие коллективного исполнения.

Знакомство с темой путешествия

Приветствие педагога. Здравствуйте, ребята, здрав-ствуй-те! (Прохлопывание ритмического рисунка)

Приветствие детей. Здравствуйте, учи-тель, здрав-ствуй-те! (Повторение ритмического рисунка)

Основная часть

Воспитатель. Ребята, мы с вами посетили разные планеты, а теперь отправимся в гости на планету необычных животных. Они готовятся к встрече с нами. Предлагаю выйти с ними на связь.

Дети включают компьютер (1-е включение).

Звучит музыка «Позывные животных».

Работа с пультом

Необычное животное. Привет, друзья! Мы вас ждем!

Воспитатель. Что ж, нам надо идти на космодром.

Звучит трек для упражнения. Проводится упражнение на концентрацию внимания в движении: ходьба энергичная, мягкая, настороженная, с высоким подниманием колена под музыкальное сопровождение.

Воспитатель. Мы подошли к ракете. Садимся в космический корабль!

Звук из мультфильма, когда они перелетают с планеты на планету. Вдруг свет выключается (темно для съемки). Звук поломки. Планета пиратов.

Воспитатель. Ой, что же это такое?! Ребята, что здесь происходит?

Дети. Кажется, наш космический корабль сломался.

Воспитатель. Но что это за планета? Где мы оказались?

Видео с сообщением пиратов. Внимание! Слушайте нас! Вы приземлились на планету Тумба-юмба. Мы – космические пираты. А вы – наши пленники. Вам отсюда не выбраться. Ха-ха-ха!

Воспитатель. Тумба-юмба – одна из самых опасных планет… Нам нужно быть с вами осторожными. Что нужно предпринять для того, чтобы наш корабль продолжил путешествие?

Дети. Починить космический корабль.

Воспитатель. Для устранения поломки нам необходим набор инструментов. Нам нужно найти его на этой планете. Отправим сигнал SOS в космос с помощью умного компьютера.

Звучит сигнал SOS.

Капитаны управляют пультом (2-е включение). Открывается слайд. На нем появляется необычное животное.

Необычное животное. Почему вы не выходите на связь? Что случилось?

Дети. Мы сломались и оказались на планете пиратов. Нам нужен набор инструментов для ремонта корабля, но мы не знаем, где его найти.

Необычное животное. Не переживайте, мы вам поможем. Откройте следующую страницу умного компьютера (3-е включение).

Дидактическая игра «Найди нужное». На слайде изображен набор инструментов, предметов. Дети исключают ненужные предметы и объясняют причину.

Воспитатель. Здесь нет нужных нам инструментов. Попробуем перейти на следующую страницу умного компьютера (4-е включение).

На экране появляется бутылка с запиской.

Воспитатель. Эврика! Нам нужно с вами найти эту бутылку с запиской!

Звучит музыка. Дети находят бутылку, внутри которой лежит записка со словом «стул».

Воспитатель. Что это значит?

Дети. Давайте осмотрим стулья.

Осматривают стулья и под одним из них находят конверт с картой.

Воспитатель. Как думаете, что это?

Дети. Это карта, чтобы найти набор инструментов.

Воспитатель. И что же нам предстоит сделать?

Ответы детей.

Воспитатель. Смотрите, на карте что-то написано: «Повернись спиной к окну. Сделай пять шагов прямо, поверни направо и сделай еще два шага».

Дети выполняют движения, указанные в карте, и оказываются у стола с заданием.

Воспитатель. Что же здесь делать? Включаем умный компьютер (5-е включение).

– Перед вами лежит поднос с гречневой крупой. Поверх нее разложены карточки с примерами. Ваша задача – достать с подноса все примеры, решить их и узнать зашифрованные буквы. Цифра ответа – это порядковый номер буквы. Правильно сложив буквы, вы узнаете зашифрованное слово. Главное условие этого задания – не прикасаться к гречневой крупе, так как она заражена вирусом.

Звучит смех пиратов.

Воспитатель. Ой, что же делать, как будем выполнять задание?

К каждой карточке приклеен магнит.

Воспитатель. Ребята, давайте подумаем, как нам достать карточки с подноса, чтобы не прикоснуться к гречке?

Дети. Можно воспользоваться магнитом!

Дети аргументируют свои ответы.

Воспитатель. Как это нам может помочь?

Дети. Магнит может притягивать другой магнит. Если мы используем это свойство, то сможем вытащить карточки и при этом не дотронемся до гречки.

Воспитатель. Давайте попробуем.

Работа с карточками

Дети выполняют задания, достают карточки, решают примеры, составляют буквы. Получается слово «стол». Заглядывают под стол и находят еще один конверт.

Воспитатель. Обратимся к компьютеру (6-е включение).

На слайде появляется второе необычное животное и озвучивает подсказку.

Необычное животное.Я вижу, что вам еще нужна помощь. Повернитесь к столу спиной, сделайте три шага вперед, два шага направо, три шага вперед и два шага направо.

Дети подходят к столу, на котором стоит скрипичный ключ. Под ним – задание.

Воспитатель. Включаем нашего помощника (7-е включение).

Необычное животное. Послушайте музыку. Выполните музыкально-ритмическое задание «Я – ракета» и определите, что в музыке к разминке менялось.

Исполняется музыкально-ритмическая игра «Я – ракета».

Дети. В музыке ускорился темп.

Воспитатель. Молодцы, ребята! На отлично выполнили это задание! Что будем делать дальше?

Звучат ответы детей.

Подкрепление напитком здоровья

Воспитатель. Чтобы поскорее найти набор с инструментами, нам нужно набраться сил и зарядиться энергией: подкрепиться напитком здоровья. А приготовим мы его сами (8-е включение).

Перед детьми на доске появляется изображение съедобных и несъедобных продуктов. Чтобы сделать витаминный напиток, они должны выбрать следующие ингредиенты: лимон, воду и сахар. Все эти продукты на экране падают в кувшин, и воспитатель предлагает уже готовый витаминный коктейль, чтобы напоить детей.

Воспитатель. Как вы думаете, готов наш витаминный напиток? Да.

Дети пьют напиток.

Воспитатель. Вы зарядились энергией и теперь, я надеюсь, хватит сил, чтобы пройти испытание до конца (9-е включение).

На слайде появляется необычное животное.

Необычное животное. Вам нужно попасть на космодром. На одном из космических кораблей спрятан необходимый набор с инструментами. Узнать этот корабль вы сможете по особым приметам: он носит название «Форте».

Малоподвижная игра «Форте – пиано»

Звучит музыка, начинается малоподвижная игра «Форте – пиано».

Дети двигаются по залу, на громкую музыку они приближаются к нужной ракете. В зал заносят сундук с сокровищами пиратов, а в нем – набор инструментов.

Сундук с сюрпризом и набором инструментов

Воспитатель. Смотрите, дети, а вот и наш сундук! Давайте откроем его! У нас теперь есть инструменты.

Дети рассматривают сундук.

Воспитатель. Посмотрите, как тут много золотых монет! Да они не простые, а из космического шоколада! Всё это – ваша награда!

На экране появляются необычные животные и хвалят детей.

Воспитатель. Поломку мы устранили. Садимся в космический корабль, закрываем глаза и готовимся к гиперскачку навстречу необычным животным!

Полет.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Воспитатель. Вам понравилось сегодня путешествовать? Что больше всего запомнилось? Со всеми ли заданиями вы легко справлялись? С какими заданиями вам было сложнее и почему?

Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, на доске вы видите звезды. Если вам понравилось наше путешествие, выберите золотую звезду, если вам что-то не понравилось, выберите серебряную, а если совсем ничего не понравилось – белую.

– Посмотрите, каким у нас красивым получилось звездное небо! Вы сегодня показали себя очень смелыми и отважными. Я вами горжусь! Всем спасибо за работу!


№6, 2021
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТАЦИЯ

Обобщение опыта через театрализованную деятельность. Готовая программа вариативного компонента

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Тем не менее для развития речи детей воспитатели редко используют различные виды творчества или театральные игры. Творческая деятельность и наглядная ситуация мотивируют общение, ставят ребенка в такие условия, когда ему самому хочется высказать мнение, поделиться впечатлениями. В статье ваша коллега представляет опыт работы по теме «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности» и делится авторской программой вариативного компонента. Календарно-тематическое и перспективное планирование к программе скачайте в конце статьи

Актуальность темы обобщения

Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Театрально-игровая деятельность способствует

  • развитию монологической и диалогической речи;
  • обогащению словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
  • овладению выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства и интонации, которые соответствуют характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Когда дети непосредственно задействованы в театральной постановке, они лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Какая проблема лежит в основе обобщения опыта

В начале года воспитатель провела мониторинг по развитию речи. В нем приняли участие 25 воспитанников в возрасте 4–5 лет. По итогам диагностики качества образования по предмету «Развитие речи» на начало учебного года выявлены следующие результаты:

  • высокий уровень: 20 %;
  • средний уровень: 40 %;
  • низкий уровень: 40 %.

Критерии оценивания:

• умеет вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, выполняет их просьбы;
• использует в речи разные типы предложений (простые и сложные), прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
• знает слова, обозначающие профессии людей, их особенности, назначения предметов домашнего обихода и природного окружения;
• умеет устанавливать причинно-следственную связь;
• употребляет слова с обобщающим значением (транспорт, овощи, одежда);
• называет числительные, согласовывая их в роде, числе и падеже с существительными;
• рассказывает о семье, семейном быте, народных традициях, о своем городе (поселке, селе);
• составляет рассказ по образцу, пересказывает небольшие сказки и рассказы.

Мониторинг показал, что у детей небогатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, сковано их творческое воображение. Воспитатель также выяснила, что помимо плохо развитых навыков связной и выразительной речи, моторики, отсутствуют коммуникативные навыки. Отсюда возникла потребность поиска таких методов и приемов, которые способствовали бы развитию речи детей.

Большую часть времени ребенок находится в дошкольной организации вместе со сверстниками и воспитателем, поэтому нужно было создать такую ситуацию, которая направила бы проблему развития речи в нужное русло. Был создан цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.

Какие мероприятия помогли развить речь детей

Воспитатель разработала программу вариативного компонента «Я – артист». По ней на протяжении нескольких лет ведется работа. Чтобы систематизировать работу, были составлены перспективное и календарно-тематическое планирование, разработаны конспекты занятий, собраны картотеки мимических, пантомимических упражнений и т. д. К этой работе воспитатель подключила и родителей. С их помощью были созданы различные виды театра: пальчиковый, театр на стаканчиках, на катушках, на ложках, бибабо и др.

Положительный эмоциональный заряд от показа спектакля укрепляет детскую веру в свои силы и повышает самооценку. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Игровая деятельность воспитанников активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В процессе работы дети познакомились с театром, различными видами кукол, разучивали роли к постановкам, этюды. Воспитатель подготовила сказочные представления детей перед зрителями: «Колосок», «Рукавичка» и др. Помимо программы воспитатель разработала сценарий и создала постановку «Чудесные превращения Федоры». В ней все роли сыграли дети.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Они участвовали в тематических вечерах, пробовали себя в роли сказочных персонажей, писали тексты, готовили декорации, костюмы и т. д.

Результаты проделанной работы

В конце года воспитатель провела итоговый мониторинг. Вот его результаты:

  • высокий уровень: 70 %;
  • средний уровень: 10 %;
  • низкий уровень: 10 %.

Критерии оценивания:

  • умеет правильно произносить все звуки родного языка;
  • вступает в контакт со сверстниками и взрослыми и выполняет их просьбы;
  • использует в речи разные типы предложений, предлоги;
  • составляет небольшие рассказы по содержанию картин из личного опыта.

Сравнительный анализ показателей начала и конца учебного года выявил, что к концу года дети свободнее общаются со сверстниками и взрослыми, четче проговаривают звуки, речь становится более выразительной и понятной. Дети лучше знают сказки, могут легко вживаться в роль, имитировать поведение героев сказок.

Ниже – авторская программа вариативного компонента и планирование к ней. Скачайте ее и берите в работу.


Приложение 1

Программа вариативного компонента «Я – артист».
Ориентирована на возраст 4–5 лет (старший дошкольный возраст)

Введение

Программа вариативного компонента описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Данная программа опирается на программу Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»: Программа и репертуар. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 16О с.: ил. – (театр и дети) и основана на постановках сказок для детей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребенок, оказавшийся в позиции актера-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира. Это значит, что он задумается о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Искусство входит в жизнь ребенка естественно и точно так же, как родная речь, дает ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения.

Новизна программы. Она заключается в том, что в театрализованные игры включены беседы о театре, театральных профессиях, строении театра, правилах поведения в театре и т. д. Дети знакомятся с новыми видами театров: театр на ложках, театр на катушках, театр на стаканчиках и др. Репертуар театрализованных игр определяется в соответствии с тематическим планированием. Родители принимают активное участие в организации театральной деятельности детей.

Цели программы

  • Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.
  • Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи программы

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных персонажей.
  • Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  • Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  • Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
  • Знакомить с различными видами театра (театр на стаканчиках, театр масок, театр плоскостной картинки, пальчиковый театр, театр картинки на руке, театр верховых кукол и т. д.
  • Обучать приемам кукловождения различных видов кукол.
  • Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Программа предполагает проведение одного фронтального занятия в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия – 20–25 минут.

Принципы программы:

  • гармоничное развитие личности ребенка;
  • доступность;
  • систематичность и последовательность;
  • игровой принцип;
  • обеспечение эмоционального благополучия.

Содержание программы:

  • основы кукловождения;
  • основы кукольного театра;
  • основы актерского мастерства;
  • самостоятельная театральная деятельность;
  • театральная азбука;
  • присутствие театральной деятельности в досугах и развлечениях.

Ожидаемые результаты

  • Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическая выразительность; навыки имитации).
  • Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, фантазия), артистических навыков.
  • Раскрытие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
  • Использование полученных навыков и приемов кукловождения различных видов кукол.
  • Знание различных видов театра (пальчиковый, перчаточный, настольный, ложковый и т. д.).

Приложение 2
Перспективное планирование к программе вариативного компонента «Я – артист»


Приложение 3
Календарно-тематическое планирование к программе вариативного компонента «Я – артист»


№6, 2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Пять бесплатных онлайн-сервисов, которые помогут учителю создавать интерактивные упражнения

В период дистанционного обучения IT-компании по всему миру стали активно разрабатывать программы и приложения, позволяющие учителю создавать интерактивные задания, упражнения, тесты и др. Такие задания помогают повысить интерес школьников к урокам в онлайн-формате.

В статье дадим обзор самых популярных онлайн-сервисов, которые позволят вам создавать интерактивные упражнения самостоятельно, а также использовать готовые интерактивные материалы.

Обучающие игры и упражнения

https://learningapps.org/ — бесплатный сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений. Он русифицирован. Если хотите создавать собственные упражнения, зарегистрируйтесь на сайте. Чтобы просто ознакомиться с содержанием, никакой регистрации не потребуется.

С помощью шаблонов сервиса можно создать более 20 видов игровых упражнений и онлайн-игр. Среди шаблонов найдете такие типы упражнений, как «Найди пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», «Сортировка картинок», «Заполнение пропусков», «Пазлы», «Кроссворды» и др. Готовое упражнение отправляйте ученикам либо в виде ссылки, либо в виде QR Code.

Сервис позволяет создавать классы и отслеживать, как ученики проходят упражнения (прошел/не прошел).

Недостатки сервиса: неяркий дизайн и отсутствие полноценной статистики по упражнениям.

Практические задания

https://childdevelop.ru/generator/ – бесплатный генератор, который помогает создавать практические задания для детей. Здесь можно не только создавать, но и сразу распечатывать задания для детей разного возраста по математике, чтению и письму по заданным параметрам. Кроме того, генератор может создавать упражнения по аналогии с заданным. Например, генератор математических заданий при вводе примера задания высчитает сложность и сгенерирует сколько угодно подобных, но разных, уникальных примеров. Задания генерируются сразу на листе в клеточку, что дает дополнительную возможность ребенку учиться выводить правильно цифры. Сгенерированные задания можно скачать бесплатно, по желанию с готовыми ответами.

На сайте есть 19 шаблонов заданий, среди которых «Найди слово», «Анаграммы», «Задания на арифметические действия», «Скорочтение», «Единицы измерения» и др. Кроме того, на сайте в рубрике «Практические задания» найдете готовые задания для дошкольников и учителей начальных классов:

  • изучение основ устного и письменного счета;
  • изучение понятия времени, времен года, дней недели;
  • знакомство с алфавитом;
  • логические цепочки;
  • знакомство с миром растений и животных;
  • закрепление материала, пройденного в школе и т. д.

В разделе «Эксперименты и творчество» представлены мастер-классы по изготовлению различных поделок, описаны эксперименты, есть подробное описание художественно-изобразительной деятельности. Например, «Гравитация и объекты: тест с апельсином», «Водные существа – простейшие бактерии», «Живописная Вселенная на осенней листве», «Украшаем камни с помощью восковых карандашей».

childdevelop.ru обладает широким набором интерактивных заданий и удобным интерфейсом.

В совокупности с бесплатным доступом они дают возможность учителю сделать урок или домашнее задание живее и интереснее.

Задания для вовлечения

Kahoot (https://kahoot.com) – позволяет создавать интерактивный контент для вовлечения обучающихся и использовать его для классной и самостоятельной работы. Здесь представлено четыре варианта интерактивных заданий: викторина (quiz), игра с перемешанными ответами (jumble), обсуждение (discussion), опрос (survey). За базовые возможности сайта платить не нужно, за дополнительные – придется.

Популярность платформы понятна: яркий и понятный интерфейс, возможность создавать задания на русском языке, работа в режиме реального времени. Последняя характеристика точно заинтересует школьников, ведь они будут видеть в онлайн-режиме, как проходит игра и кто побеждает.

Разобраться в работе сайта поможет видеоинструкция.

Викторины и опросы

Quizizz.com – международный онлайн-сервис для создания викторин, опросов, тестов. С помощью Quizizz можно создавать задания по самым разным темам, организовывать опросы, домашние задания, игры, соревнования и др.

На сервисе предусмотрена возможность совместной работы. Чтобы присоединиться к игре, учащиеся переходят по ссылке и вводят специальный код. Задания одинаковы для всех участников, но последовательность вопросов для каждого своя. Полученные результаты педагог может экспортировать в таблицу Excel.

У педагога есть возможность не только создавать собственные тесты и викторины, но и использовать обширную библиотеку уже готовых заданий. Готовое задание можно отправить по электронной почте или поделиться им в социальных сетях.

Сайт англоязычный, но имеет интуитивно понятный интерфейс. При работе с сервисом можно использовать автоматический переводчик, встроенный в браузер. 

Инструкцию по работе с сайтом смотрите ниже.

Сервис Quizizz существует в базовом, бесплатном, и платном вариантах. Платный вариант по сравнению с базовым не содержит рекламу и имеет чуть более широкие возможности создания заданий. Стоимость платного варианта – $3 в месяц. Чтобы зарегистрироваться на сервисе, нужно перейти на сайт http://quizizz.com/ и нажать кнопку Sign up в правом верхнем углу страницы.

Учебные тренажеры

https://etreniki.ru/ – российский онлайн-конструктор учебных тренажеров. Здесь с помощью интернет-браузера педагог может конфигурировать небольшие веб-приложения — тренажеры.

Тренажер бесплатный, для работы в нем требуется пройти простую регистрацию.

На сервисе представлено пять типов тренажеров:

  • «Кокла» – тренажер для создания тестов на соответствие. Но вместо общепринятого перетаскивания объектов или графического отображения с помощью линий разработчики придумали оригинальную физическую модель, которая помогает развивать навыки пространственного мышления (рис. 1).
Рис. 1. Тренажер «Кокла»

Ученик изначально должен мысленно представить себе путь, по которому должен пройти блок и выстроить для него путь к правильному ответу, поворачивая перегородки.

Такой тренажер может использовать любой учитель-предметник. Большим плюсом конструктора является возможность редактировать размеры шрифтов и время выполнения задания.

  • «Картофан» – позволяет составлять тест на соответствие географических объектов. Ученик должен соотнести текст с точками на карте. Этот тренажер можно использовать на уроках географии и истории.
  • «Морфанки» – конструк- тор для создания тренажеров по разбору слов по составу.
Рис. 2. Тренажер « Морфанки»

Такого рода тренажеры можно использовать не только на уроках русского, но и других языков.

  • «Криптон» – тренажер по составлению исходного слова из перепутанных букв. Подобные задания встречаются в тестах Айзенка (рис. 3).
        
Рис. 3. Тренажер «Криптон»
  • НЛО – тренажер по поиску и удалению лишних объектов из группы. В тренажере можно записывать как слова, так и составлять примеры (рис. 4).
Рис. 4. Тренажер «НЛО»

Как работать с тренажерами, подскажет видеоинструкция на сайте.

Кроме данных сервисов, заслуживают внимания онлайн-конструктор https://www.proprofs.com и онлайн-сервис https://flippity.net. Первый позволяет создавать красивые тесты и опросы на основе шаблонов с последующей аналитикой, второй – игровые упражнения на основе Google-таблиц.

Таким образом, на современном этапе развития образования существует множество онлайн-платформ и сервисов, которые не только привлекают учащихся яркостью, интерактивностью и доступностью, но и позволяют вести обучение на новом качественном уровне. Большинство из них бесплатны и просты в применении.